Математическая игра как средство развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста

Capa
  • Autores: 1, 1
  • Afiliações:
    1. Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексея, митрополита Московского
  • Edição: Volume 2 (2023)
  • Páginas: 246-247
  • Seção: Педагогика
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/423510
  • ID: 423510

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. Младший школьный возраст — это важный период, в котором ребенок начинает проявлять себя, демонстрировать свою активность и самостоятельность на уроках. В этом возрасте идет активное развитие всех психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти, восприятия [2]. Для успешного и качественного обучения ученики должны обладать познавательной активностью, потому что она развивает такие качества, как самостоятельность, любознательность, инициативность. Познавательная активность является Личностным результатом, прописанным в Федеральном государственном образовательном сандарте начального общего образования. В своей работе мы опираемся на определение Г.И. Щукиной [3]. По ее мнению, познавательная активность — это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Что касается структурных компонентов, то мы опирались на работу Ш.А. Амонашвили [1]. Он выделяет такие компоненты: мотив как движущая эту активность сила; объект познания, имеющий дидактически организованную форму; способы и средства действия с объектом с целью его усвоения; посредническая роль педагога между познавательными силами школьника и объектом усвоения; результат познавательной активности.

Цель — изучить возможности математических игр в развитии познавательной активности у детей младшего школьного возраста.

Методы. В нашем исследовании были проведены три методики: «Выраженность познавательной активности», «Изучение мотивации обучения у младших школьников», «Опросник изучения познавательной активности обучающихся». В нем принимали участие ученики 4 «Б» класса (контрольная группа) в количестве 13 человек и 4 «В» (экспериментальная группа) в количестве 14 человек. Базой исследования былаАНОО «Православная классическая гимназия».

Нами была поставлена задача разработать и проверить математический комплекс игр. Они были созданы с помощью опроса учителей и выявления мест затруднения у учащихся. Данные игры можно использовать как на уроках, так и на внеурочных мероприятиях. Всего было создано восемь игр: «Магические квадраты», «Запоминайка», «Нескучное деление», «Умножение», «А какое число дальше?», «Шифр», «Математические ребусы», «Пространственное воображение». Первые шесть игр были разработаны с помощью программы Smart Notebook. Следующие две игры («Математические ребусы», «Пространственное воображение») были выполнены на онлайн-платформе learning apps. Для добавления элементов в игры использовалась профессиональная программа «Figma». Данные игры направлены на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Кроме этого, комплекс тренирует навыкиустного счета.

Результаты. Таким образом, проведенное исследование показало, что у детей преимущественно средний уровень развития познавательной активности. Но есть и дети, у которых зафиксирован низкий показатель познавательной активности, который отмечается в основном в экспериментальной группе. Поэтому своевременная правильно выстроенная работа поможет в развитии познавательнойактивности.

Выводы. Комплекс математических игр направлен на развитие вычислительных навыков, пространственного и логического мышления, памяти и внимания. Его можно использовать на разных этапах урока и на внеурочных мероприятиях. Данный комплекс можно использовать в развитии познавательной активности, которая важна для успешного обучения.

Texto integral

Обоснование. Младший школьный возраст — это важный период, в котором ребенок начинает проявлять себя, демонстрировать свою активность и самостоятельность на уроках. В этом возрасте идет активное развитие всех психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти, восприятия [2]. Для успешного и качественного обучения ученики должны обладать познавательной активностью, потому что она развивает такие качества, как самостоятельность, любознательность, инициативность. Познавательная активность является Личностным результатом, прописанным в Федеральном государственном образовательном сандарте начального общего образования. В своей работе мы опираемся на определение Г.И. Щукиной [3]. По ее мнению, познавательная активность — это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Что касается структурных компонентов, то мы опирались на работу Ш.А. Амонашвили [1]. Он выделяет такие компоненты: мотив как движущая эту активность сила; объект познания, имеющий дидактически организованную форму; способы и средства действия с объектом с целью его усвоения; посредническая роль педагога между познавательными силами школьника и объектом усвоения; результат познавательной активности.

Цель — изучить возможности математических игр в развитии познавательной активности у детей младшего школьного возраста.

Методы. В нашем исследовании были проведены три методики: «Выраженность познавательной активности», «Изучение мотивации обучения у младших школьников», «Опросник изучения познавательной активности обучающихся». В нем принимали участие ученики 4 «Б» класса (контрольная группа) в количестве 13 человек и 4 «В» (экспериментальная группа) в количестве 14 человек. Базой исследования былаАНОО «Православная классическая гимназия».

Нами была поставлена задача разработать и проверить математический комплекс игр. Они были созданы с помощью опроса учителей и выявления мест затруднения у учащихся. Данные игры можно использовать как на уроках, так и на внеурочных мероприятиях. Всего было создано восемь игр: «Магические квадраты», «Запоминайка», «Нескучное деление», «Умножение», «А какое число дальше?», «Шифр», «Математические ребусы», «Пространственное воображение». Первые шесть игр были разработаны с помощью программы Smart Notebook. Следующие две игры («Математические ребусы», «Пространственное воображение») были выполнены на онлайн-платформе learning apps. Для добавления элементов в игры использовалась профессиональная программа «Figma». Данные игры направлены на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Кроме этого, комплекс тренирует навыкиустного счета.

Результаты. Таким образом, проведенное исследование показало, что у детей преимущественно средний уровень развития познавательной активности. Но есть и дети, у которых зафиксирован низкий показатель познавательной активности, который отмечается в основном в экспериментальной группе. Поэтому своевременная правильно выстроенная работа поможет в развитии познавательнойактивности.

Выводы. Комплекс математических игр направлен на развитие вычислительных навыков, пространственного и логического мышления, памяти и внимания. Его можно использовать на разных этапах урока и на внеурочных мероприятиях. Данный комплекс можно использовать в развитии познавательной активности, которая важна для успешного обучения.

×

Sobre autores

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексея, митрополита Московского

Autor responsável pela correspondência
Email: larkina_2002@mail.ru

студентка, группа НО-301

Rússia, Тольятти

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексея, митрополита Московского

Email: e_a_denisova@mail.ru

научный руководитель, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Rússia, Тольятти

Bibliografia

  1. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. Доступ по:http://www.voppsy.ru/issues/1984/845/845036.htm
  2. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник. Москва, 2010. 320 c.
  3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Москва: Просвещение, 1979. 160 с.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Ларкина А.Д., Денисова Е.А., 2023

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Este site utiliza cookies

Ao continuar usando nosso site, você concorda com o procedimento de cookies que mantêm o site funcionando normalmente.

Informação sobre cookies