Образ современного интервьюера на видеохостинге YouTube

Capa
  • Autores: 1, 1
  • Afiliações:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Edição: Volume 2 (2023)
  • Páginas: 360-361
  • Seção: Журналистика
  • URL: https://journals.eco-vector.com/osnk-sr2023/article/view/424031
  • ID: 424031

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. Интервью на протяжении долгого времени остается одним из самых востребованных и ресурсоемких жанров журналистики. Оно является гибким проводником между тенденциями эпохи, важными событиями и персонами, с одной стороны, и конечным потребителем — с другой. В связи же со стремительным развитием Интернета видеохостинг YouTube, входящий в пятерку популярнейших сайтов мира, приобретает особое значение как источник коммуникации и меняет роль современного журналиста.

Цель — проанализировать особенности образа интервьюера на видеохостинге YouTube как важного звена медиапространства на современном этапе.

Методы. В данном исследовании применяется метод контент-анализа. Рассматривается русскоязычный сегмент видеохостинга YouTube интернета, связанный с жанром интервью. С помощью данного метода исследуются проблемы площадки и виды самопрезентации на большую аудиторию.

Результаты. В связи с трансформацией жанра общение с гостями претерпело изменения и породило многочисленные трудности. Именно поэтому необходимо уметь адаптироваться под новые условия и учитывать морально-профессиональные проблемы на площадке:

  • Новые обязанности. Журналисты должны осознавать обретение статуса «владелец канала». Как отмечают Н.В. Яблоновская, А.В. Езык и Н.Д. Мустафаева [1], теперь это не просто составление вопросов, но и коммуницирование через закрепленные комментарии, лайки и дизлайки; прорабатывание подсказок и составление тайм-кодов на логические блоки вопросов (делают на своих ресурсах, например, Ксения Собчак и Катерина Гордеева1); написание субтитров для иностранной или слабослышащей аудитории (у Юрия Дудя2 на канале «вДудь» можно увидеть подобное); языковая игра названием канала (каналы «Вписка», «Алена, блин!», «вМесте»).
  • «Нарушения» общепринятых правил. Замечая отличия в этических аспектах интервью на телевидении и на YouTube, К.Е. Васильченко [2] выделяет возможности построения имиджа:

1) внешний вид (деловая/повседневная одежда);

2) выражение лица (нейтральность вперемешку с доброжелательностью/все эмоции без стеснений);

3) поза и жестикуляция (педантичная сдержанность/полная свобода действий);

4) этикет и такт (недопущение оскорбительных тем/желание подойти к сокровенному).

  • Обсценная лексика. По наблюдениям Е.В. Гориной и А.В. Игнатьевой [3], в интервью намеренно или неосознанно применяется алгоритм:

1) нет ненормативной лексики: не матерится гость — не сквернословит и интервьюер;

2) есть ненормативная лексика: герой матерится — поддерживает такой разговор и журналист. Если в выпуске нет бранного слова, преподносится как соответствие нормам поведения, в зеркальном случае — как максимальная открытость.

Интервьюерам же на площадке с видео от телевизионных коллег достались «схемы», о которых размышляют Л.П. Шестеркина и Т.Д. Николаева [4], обозначая следующие виды развития образа:

  1. Активный — журналист, применяя авторитарную модель поведения, задает конкретную тему, позволяет себе доминирование, корректирование речи собеседника для максимальной однозначности. С помощью же психологического воздействия вызывает собеседника на откровенности, а для нужного положения чередует нейтральные вопросы с провокационными.
  2. Пассивный — журналист старается доверять, задавать узконаправленные вопросы, не мешать развитию мысли, поскольку находит собеседника компетентным человеком, проявляет к нему толерантность и хочет получить максимум информации.

Выводы. Нынешнему ведущему для создания качественного продукта теперь необходимо не только использовать стандартные приемы при общении с информаторами, но и понимать причины перехода людей в медиапространство, проявлять харизму, допускать нарушение некоторых правил для лучшей коммуникации, хорошо знать психологию, быть гибким и живым в любых обстоятельствах.

Texto integral

Обоснование. Интервью на протяжении долгого времени остается одним из самых востребованных и ресурсоемких жанров журналистики. Оно является гибким проводником между тенденциями эпохи, важными событиями и персонами, с одной стороны, и конечным потребителем — с другой. В связи же со стремительным развитием Интернета видеохостинг YouTube, входящий в пятерку популярнейших сайтов мира, приобретает особое значение как источник коммуникации и меняет роль современного журналиста.

Цель — проанализировать особенности образа интервьюера на видеохостинге YouTube как важного звена медиапространства на современном этапе.

Методы. В данном исследовании применяется метод контент-анализа. Рассматривается русскоязычный сегмент видеохостинга YouTube интернета, связанный с жанром интервью. С помощью данного метода исследуются проблемы площадки и виды самопрезентации на большую аудиторию.

Результаты. В связи с трансформацией жанра общение с гостями претерпело изменения и породило многочисленные трудности. Именно поэтому необходимо уметь адаптироваться под новые условия и учитывать морально-профессиональные проблемы на площадке:

  • Новые обязанности. Журналисты должны осознавать обретение статуса «владелец канала». Как отмечают Н.В. Яблоновская, А.В. Езык и Н.Д. Мустафаева [1], теперь это не просто составление вопросов, но и коммуницирование через закрепленные комментарии, лайки и дизлайки; прорабатывание подсказок и составление тайм-кодов на логические блоки вопросов (делают на своих ресурсах, например, Ксения Собчак и Катерина Гордеева1); написание субтитров для иностранной или слабослышащей аудитории (у Юрия Дудя2 на канале «вДудь» можно увидеть подобное); языковая игра названием канала (каналы «Вписка», «Алена, блин!», «вМесте»).
  • «Нарушения» общепринятых правил. Замечая отличия в этических аспектах интервью на телевидении и на YouTube, К.Е. Васильченко [2] выделяет возможности построения имиджа:

1) внешний вид (деловая/повседневная одежда);

2) выражение лица (нейтральность вперемешку с доброжелательностью/все эмоции без стеснений);

3) поза и жестикуляция (педантичная сдержанность/полная свобода действий);

4) этикет и такт (недопущение оскорбительных тем/желание подойти к сокровенному).

  • Обсценная лексика. По наблюдениям Е.В. Гориной и А.В. Игнатьевой [3], в интервью намеренно или неосознанно применяется алгоритм:

1) нет ненормативной лексики: не матерится гость — не сквернословит и интервьюер;

2) есть ненормативная лексика: герой матерится — поддерживает такой разговор и журналист. Если в выпуске нет бранного слова, преподносится как соответствие нормам поведения, в зеркальном случае — как максимальная открытость.

Интервьюерам же на площадке с видео от телевизионных коллег достались «схемы», о которых размышляют Л.П. Шестеркина и Т.Д. Николаева [4], обозначая следующие виды развития образа:

  1. Активный — журналист, применяя авторитарную модель поведения, задает конкретную тему, позволяет себе доминирование, корректирование речи собеседника для максимальной однозначности. С помощью же психологического воздействия вызывает собеседника на откровенности, а для нужного положения чередует нейтральные вопросы с провокационными.
  2. Пассивный — журналист старается доверять, задавать узконаправленные вопросы, не мешать развитию мысли, поскольку находит собеседника компетентным человеком, проявляет к нему толерантность и хочет получить максимум информации.

Выводы. Нынешнему ведущему для создания качественного продукта теперь необходимо не только использовать стандартные приемы при общении с информаторами, но и понимать причины перехода людей в медиапространство, проявлять харизму, допускать нарушение некоторых правил для лучшей коммуникации, хорошо знать психологию, быть гибким и живым в любых обстоятельствах.

×

Sobre autores

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: pleshkov.a737@gmail.com

студент, группа 5401-420302D

Rússia, Самара

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Autor responsável pela correspondência
Email: zna73@mail.ru

научный руководитель, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории журналистики

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Яблоновская Н.В., Езык А.В., Мустафаева Н.Д. Жанр интервью на платформе русскоязычного сегмента YouTube: трансформации и медиатехнологии // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. 2020. Т. 6, № 4. С. 225–238.
  2. Васильченко К.Е. Жанр портретного интервью: возможности дифференциального подхода // Медиасреда. 2019. № 16. С. 15–19.
  3. Горина Е.В., Игнатьева А.В. Случаи использования обсценной лексики в медиатекстах // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: «Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы»; Апрель 23–24, 2020; Екатеринбург. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. С. 126–129.
  4. Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики: учебное пособие для студентов. Москва: Аспект Пресс, 2012. 224 с.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Плешков А.О., Захарченко Н.А., 2023

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Este site utiliza cookies

Ao continuar usando nosso site, você concorda com o procedimento de cookies que mantêm o site funcionando normalmente.

Informação sobre cookies