Этическая категория совесть в системе самовоспитания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Жизнь человечества и отдельной личности постоянно сопряжена с решением вопросов, связанных с моралью и этикой. Глубина понимания этих категорий определяет не только конкретный выбор в определенных обстоятельствах, но и формирует траекторию деятельности в дальнейшем, закладывает перспективы развития, раскрывает горизонты видения мира. В наше время эта проблема приобрела особую актуальность в связи с указом Президента РФ В.В. Путина о сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Цель - исследование этической категории совесть в контексте системы самовоспитания.

Методы. Было осуществлено теоретическое изучение содержания понятий этика, совесть, самовоспитание, определены принципы, по которым эти понятия соотносятся, проведено практическое исследование по теме.

Результаты. В термине «этика» [др.-греч. «ethos» («этос»)] выделяются два семантических аспекта. Первое значение указывает на топос, главной характеристикой которого является «обжитость», «освоенность». Второе значение соотносится с нематериальной сферой, указывает на некую данность - внутреннюю константу явления, обычая, нрава, характера - которая, однако, формируется топосом, местом, тесно связана с ним. «Этическими» был назван особый класс человеческих качеств - добродетели, которые понимались как «золотая середина», к которой следует стремиться, преодолевая разрушительный для человека порок недостатка качества или порок его избытка. В число этических качеств входит совесть, которая «представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному - неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние» [1]. Совесть не находится в зависимости от позиции, от суждений, от точек зрения людей, которые составляют окружение человека. По этой ключевой характеристике (автономности) совесть отличают от иных внутренних контрольных механизмов сознания, например стыда, полностью обусловленного внешней оценкой, которую выражают значимые для человека персоны. Совесть как внутренний побудитель подталкивает человека к изменениям и помогает прийти к мысли о надобности самовоспитания. Однако деятельность человека, направленная «на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом человека» [2], осуществляется только после процесса самопознания, который И. Кант назвал «первым велением». В этом случае говорится о необходимости для человека развивать способность анализировать собственные моральные качества, поскольку «моральное самопознание противодействует также самолюбивой оценке самого себя» [3]. Объективное рассмотрение своего морально-этического уровня позволяет человеку продвинуться в духовном, нравственном, личностном развитии. Осознание своего потенциала, а также возможностей для его реализации, выработка адекватной самооценки, умение распознать свои недостатки и найти способы их устранения характеризуют зрелую личность и являются предпосылками организации самовоспитания.

Выводы. На основе теоретических выводов о совести как о внутреннем контрольном механизме сознания, не зависящем от мнения окружающих, связанном с долгом, определяющем процесс самовоспитания (деятельность, направленную на позитивное изменение себя через моральную самооценку), было проведено практическое исследование. 56 студентов первого курса Самарского университета приняли участие в опросе, который предполагал выявление знаний о процессе самовоспитания, степени осознания его необходимости на данном этапе жизни, о мотивах, побуждающих к осуществлению систематической внутренней работы. Результаты опроса показали, что большая часть студентов (70 %) понимает содержание процесса самовоспитания и его значимость, различает понятия «самовоспитание» и «саморазвитие». Совесть, а также идеалы и нормы морали были названы основными стимулами для самовоспитания. 90 % опрошенных считают, что процесс самовоспитания не связан с определенным возрастом и длится в течение всей сознательной жизни человека.

Полный текст

Обоснование. Жизнь человечества и отдельной личности постоянно сопряжена с решением вопросов, связанных с моралью и этикой. Глубина понимания этих категорий определяет не только конкретный выбор в определенных обстоятельствах, но и формирует траекторию деятельности в дальнейшем, закладывает перспективы развития, раскрывает горизонты видения мира. В наше время эта проблема приобрела особую актуальность в связи с указом Президента РФ В.В. Путина о сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Цель - исследование этической категории совесть в контексте системы самовоспитания.

Методы. Было осуществлено теоретическое изучение содержания понятий этика, совесть, самовоспитание, определены принципы, по которым эти понятия соотносятся, проведено практическое исследование по теме.

Результаты. В термине «этика» [др.-греч. «ethos» («этос»)] выделяются два семантических аспекта. Первое значение указывает на топос, главной характеристикой которого является «обжитость», «освоенность». Второе значение соотносится с нематериальной сферой, указывает на некую данность - внутреннюю константу явления, обычая, нрава, характера - которая, однако, формируется топосом, местом, тесно связана с ним. «Этическими» был назван особый класс человеческих качеств - добродетели, которые понимались как «золотая середина», к которой следует стремиться, преодолевая разрушительный для человека порок недостатка качества или порок его избытка. В число этических качеств входит совесть, которая «представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному - неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние» [1]. Совесть не находится в зависимости от позиции, от суждений, от точек зрения людей, которые составляют окружение человека. По этой ключевой характеристике (автономности) совесть отличают от иных внутренних контрольных механизмов сознания, например стыда, полностью обусловленного внешней оценкой, которую выражают значимые для человека персоны. Совесть как внутренний побудитель подталкивает человека к изменениям и помогает прийти к мысли о надобности самовоспитания. Однако деятельность человека, направленная «на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом человека» [2], осуществляется только после процесса самопознания, который И. Кант назвал «первым велением». В этом случае говорится о необходимости для человека развивать способность анализировать собственные моральные качества, поскольку «моральное самопознание противодействует также самолюбивой оценке самого себя» [3]. Объективное рассмотрение своего морально-этического уровня позволяет человеку продвинуться в духовном, нравственном, личностном развитии. Осознание своего потенциала, а также возможностей для его реализации, выработка адекватной самооценки, умение распознать свои недостатки и найти способы их устранения характеризуют зрелую личность и являются предпосылками организации самовоспитания.

Выводы. На основе теоретических выводов о совести как о внутреннем контрольном механизме сознания, не зависящем от мнения окружающих, связанном с долгом, определяющем процесс самовоспитания (деятельность, направленную на позитивное изменение себя через моральную самооценку), было проведено практическое исследование. 56 студентов первого курса Самарского университета приняли участие в опросе, который предполагал выявление знаний о процессе самовоспитания, степени осознания его необходимости на данном этапе жизни, о мотивах, побуждающих к осуществлению систематической внутренней работы. Результаты опроса показали, что большая часть студентов (70 %) понимает содержание процесса самовоспитания и его значимость, различает понятия «самовоспитание» и «саморазвитие». Совесть, а также идеалы и нормы морали были названы основными стимулами для самовоспитания. 90 % опрошенных считают, что процесс самовоспитания не связан с определенным возрастом и длится в течение всей сознательной жизни человека.

×

Об авторах

Анастасия Александровна Преснякова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: nastya.pr2000@yandex.ru

студентка, группа 1412-240304D, институт авиационной и ракетно-космической техники

Россия, Самара

Елена Михайловна Бондарчук

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: bondarchuk.em@ssau.ru

научный руководитель, кандидат филологических наук; доцент кафедры социальных систем и права

Россия, Самара

Список литературы

  1. Совесть / Новая философская энциклопедия. URL: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia?page=2&letter=%D1%81 (дата обращения: 21.11.2022).
  2. Самовоспитание / Большая советская энциклопедия. URL: https://gufo.me/dict/bse?page=5&letter=%D1%81 (дата обращения: 21.11.2022).
  3. Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.6: Религия в пределах только разума. Метафизика нравов. М.: ЧОРО. 1994. С. 354

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Преснякова А.А., Бондарчук Е.М., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах