Clinico-stabilographic investigation of eduilibrium disorders in patients of elderly age with chronic vascular cerebral deficiency

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

As many as 50 patients aged over 60 years suffering from chronic vascular cerebral deficiency with equilibrium disorders are examined. The neurological- ly sharply defined symptomocomplexes explaining the equilibrium disorders and having stabilographic correlators are revealed in 2/3 of the cases. The subclinical patterns of postural instability in patients with various diseases are found in 1/3 of the cases. The stabilographic tests are performed as well as with the use of biologically reverse communication, resulting in rehabilitation measure in definite forms of the equilibrium disorder.

Full Text

Нарушение равновесия — один из самых часто встречающихся симптомокомплексов у контингента пожилых больных. У 1/3 лиц старше 65 лет ежегодно бывают падения, которые имеют тяжелые инвалидизирующие последствия, а в ряде случаев заканчиваются смертью. Лишь немногие пожилые люди не жалуются на нарушение равновесия. Причинами неустойчивости являются как естественное старение костно-мышечной и нервной систем, так и увеличение с возрастом количества заболеваний, ведущих к постуральным нарушениям. У пожилых снижается функционирование физиологических систем, ответственных за постуральный контроль: 1) вестибулярной, соматосенсорной, зрительной; 2) центральных механизмов контроля; 3) пирамидных и экстрапирамидных путей; 4) мышечно-скелетной системы [4, 8].

Существует ряд работ, в которых доказывается, что нарушение равновесия у неврологических здоровых пожилых не является простой функцией возраста. При обследовании 1187 человек в возрасте старше 65 лет лишь у 342 (28,8%) из них не оказалось ортопедических и неврологических заболеваний и соответственно в анамнезе не отмечено падений [3]. Эти пожилые лица выполняли все пробы на равновесие так же, как и молодые. Следовательно, как заключили авторы, постуральная устойчивость связана прежде всего с наличием заболеваний.

Проведены исследования [5], направленные на разделение системы постурального контроля на ряд функциональных компонентов у пожилых. Установлено, что постуральные нарушения в пожилом возрасте связаны с временной диско-ординацией постуральных мышечных синергий, обеспечивающих тонкую приспособляемость индивидуума к внешним возмущающим воздействиям, удлинением латентных периодов постуральных ответов, дисметрией между постуральным ответом и возмущающим стимулом, утратой двигательных навыков, слабостью мышц и патологией связочного аппарата, нарушением восприятия внешних стимулов из-за патологии зрительного, проприоцептивного и вестибулярного аппаратов, нарушением отбора и переработки сенсорной информации в ЦНС, расстройством восприятия собственных границ устойчивости. Эту патофизиологическую модель можно использовать как основу для выделения ведущих механизмов нарушения постуральной устойчивости в каждом конкретном случае.

Наиболее широко применяемым методом исследования постуральной устойчивости является стабилография, или постурография, представляющая собой регистрацию с помощью чувствительных пьезодатчиков колебаний центра массы стоящего человека [1, 6]. Функциональная стабилография включает ряд тестов на исследование функции отдельных составляющих системы постурального контроля: стояние с закрытыми глазами, стояние на резиновом коврике или вибрационная стимуляция икроножных мышц для уменьшения суставно-мышечного чувства, оптокинетическая стимуляция, повороты и наклоны головы в стороны, стояние на движущейся платформе. Был предложен целый комплекс аппаратуры, позволяющий регистрировать стабилогрдмму при различных нагрузках. Эти методы относятся к обобщенным способам исследования равновесия и дают возможность выявлять наличие атаксии и степень ее выраженности [9].

Целью нашей работы было изучение и объективизация различных вариантов нарушения равновесия у пожилых больных на модели одного из наиболее распространенных заболеваний головного мозга — хронической сосудистой мозговой недостаточности (ХСМН) и выяснение возможности применения биологической обратной связи (БОС) для реабилитации больных.

Мы обследовали 50 больных пожилого возраста (в среднем 68,8 года) с ХСМН без парезов и патологии периферической нервной системы. Мужчин было 29, женщин — 21. В контрольную группу вошли 40 здоровых лиц: 10 — старше 60 лет, остальные 30 — в возрасте от 25 до 40 лет.

С помощью шкалы оценки двигательной способности у пожилых [8] и цифровой оценки атаксии в баллах [7] определяли степень двигательных нарушений. Примененный метод компьютеризированной стабилографии позволил объективизировать нарушение позных реакций при свободном стоянии. МРТ и КТ головного мозга использовали для уточнения уровня поражения и выраженности церебральной атрофии. С помощью нейропсихологического исследования по методу А. Р. Лурии объективизировали когнитивные нарушения и определяли степень их выраженности количественно. При УЗДГ экстракраниальных отделов сонных и позвоночных артерий выявляли наличие и выраженность стеноза сосудов. Характер деменции уточняли по шкале Хачинского.

Стабилографические обследования проводили в различных условиях: в положении человека стоя с открытыми и закрытыми глазами, при фиксации точки, отражающей колебания центра массы тела, на экране стабилографа (использован метод биологической обратной связи — БОС). С помощью компьютера статистически обрабатывали кривые, отражающие траекторию движения центра массы тела обследуемых. Для анализа использовали следующие показатели: среднюю кривизну траектории, то есть ее извилистость, среднюю скорость движения центра массы, дисперсию (амплитуду колебаний), ускорение, средний угол поворота вокруг условного центра равновесия.

В случае преимущественного поражения сосудов вертебробазилярной системы у больных клинически выявлялась мозжечковая (10) и вестибулярная атаксия (5). При УЗДГ у 5 человек констатированы стенозы вертебральных артерий с одной или 2 сторон, у остальных — гемодинамически незначимые атеросклеротические изменения.

При мозжечковой атаксии (10) наблюдались нарушение равновесия при ходьбе, увеличение площади опоры, укорочение длины шага при относительно сохраненной способности удерживать равновесие в положении стоя. При стабилографии отмечалось увеличение амплитуды движения центра массы, появление ортостатического тремора при стоянии. Метод БОС позволял больным лучше удерживать равновесие и в процессе тренировки повышать показатели устойчивости.

У всех больных с вестибулярной атаксией выявлялась латерализация позы, усиливавшаяся при закрывании глаз, что обнаруживалось при стабилографии. Тест фиксации точки увеличивал головокружение и ухудшал показатели устойчивости. У больных с преимущественным поражением каротидного сосудистого бассейна нарушения равновесия встречались в виде лобной атаксии и подкоркового (паркинсоцоподобного) расстройства равновесия.

При лобной атаксии (9 чел.) клинически выявлялись трудности в начале ходьбы и при поворотах, неуверенность при ходьбе, несоразмеренность длины шага, увеличение площади опоры, невозможность удерживать равновесие при подталкивании, трудности выполнения идеаторных движений. Имели место признаки дисфункции лобных долей: моторные персеверации, инертность, аспонтанность, нарушение программирования целенаправленной деятельности, феномен gegen halten, хватательные рефлексы, тазовые нарушения, пирамидная недостаточность. При МРТ и КТ головного мозга обнаруживались признаки смешанной атрофии вещества головного мозга, у 4 больных — снижение плотности мозгового вещества около передних рогов боковых желудочков (лейкоареозис умеренной выраженности), заметное увеличение размеров боковых желудочков.

При стабилографии в 85% случаев наблюдалось статистически достоверное уменьшение средней кривизны траектории. В 8 случаях лобной атаксии также параллельно увеличивалась величина дисперсии колебаний центра масс. При фиксации точки в 60% случаев несколько ухудшенными оказались показатели постуральной устойчивости (ускорение, дисперсия, длина траектории, соотношение скоростей движения от центра тяжести и обратно к нему), что косвенно могло указывать на нарушение программирования целенаправленной деятельности.

Подкорковое нарушение равновесия (8) клинически характеризовалось трудностями в начале ходьбы, при поворотах и вставании, отсутствии увеличения площади опоры, укорочением длины шага, гипокинезией, пропульсиями, ретро-пульсиями, относительной сохранностью равновесия при сдоянии, позой «просителя», грубыми постуральными нарушениями. Из сопутствующих симптомов отмечались ригидность аксиальной мускулатуры или пластический тонус в конечностях, признаки подкорковой деменции при нейропсихологическом исследовании. МРТ и КТ показали множественные перивентрикулярные очаги пониженной плотности, легкое расширение желудочков и поверхностных борозд лобных и теменных долей мозга, а стабилография — уменьшение амплитуды колебаний центра масс и ускорения, особенно при закрывании глаз, что коррелировало со степенью гипокинезии и тяжестью постуральных нарушений. Больные эффективно использовали БОС для регуляции позы, однако это не улучшало их двигательные возможности, так как неустойчивость возникала главным образом при ходьбе. Приемы с перешагиванием или ходьба со счетом улучшали устойчивость в начале ходьбы. У 10 больных с признаками недостаточности кровообращения в каротидной системе и у 8 больных с вертебробазилярной недостаточностью были выявлены легкие нарушения равновесия, обнаруживавшиеся только в усложненных пробах (тандемная поза Ромберга, стояние на одной ноге, ходьба «гуськом»). У них также отмечались укорочение длины шага, увеличение площади опоры при ходьбе и при стоянии. Неврологически эта группа была неоднородной: у больных имели место зрительные нарушения, артрозоартриты коленных и тазобедренных суставов вне обострения с их тугопод- вижностью, головокружения при поворотах головы и мышечно-тонические синдромы на шейном и поясничном уровнях. При стабилографии определялись статистически достоверное увеличение длины траектории движения центра массы по сравнению с таковыми у здоровых, признаки неустойчивости при закрывании глаз (увеличение прироста длины траектории, амплитуды и ускорения). Признаки легкой смешанной церебральной атрофии, выявляемые у них при МРТ и КТ, были в пределах возрастной нормы.

Анализ полученных результатов показал, что в 2/3 случаев можно выделить ведущий симптомокомплекс, объясняющий нарушение равновесия у пожилых больных с ХСМН. Неустойчивость при этом носит достаточно выраженный характер, выявляется клинически, сочетается с морфологическими изменениями вещества головного мозга, обнаруживаемыми при нейровизуализации, и имеет ряд определенных стабилографических характеристик. В 1/3 случаев нарушение равновесия носит субклинический характер, определяется только в усложненных пробах, регистрируется при стабилографии и сочетается с разнообразными заболеваниями, которые традиционно относятся к возрастным и оказывают влияние на систему постурального контроля. Пока центральная нервная система компенсирует имеющуюся патологию в одном или двух звеньях системы постурального контроля, нарушения равновесия имеют субклинический характер, но если усугубляется имеющееся заболевание или присоединяется другое, то происходит срыв компенсации, и у больного возникает клинически значимая постуральная неустойчивость [5].

Компьютеризированная стабилография может быть эффективным вспомогательным методом для количественной оценки, дифференциальной диагностики и выявления субклинических форм нарушения равновесия. Этот метод можно применять для специфической двигательной реабилитации при атаксиях с использованием биологической обратной связи.

×

About the authors

N. N. Yakhno

Moscow Medical Academy named after I. M. Sechenov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Professor, Head of the Clinic of Nervous Diseases and Laboratory of Neurogeriatrics

Russian Federation, Moscow

T. D. Zhuchenko

Moscow Medical Academy named after I. M. Sechenov

Email: info@eco-vector.com

clinic of nervous diseases and laboratory of neurogeriatrics

Russian Federation, Moscow

V. A. Podorolsky

Moscow Medical Academy named after I. M. Sechenov

Email: info@eco-vector.com

clinic of nervous diseases and laboratory of neurogeriatrics

Russian Federation, Moscow

I. V. Damulin

Moscow Medical Academy named after I. M. Sechenov

Email: info@eco-vector.com

clinic of nervous diseases and laboratory of neurogeriatrics

Russian Federation, Moscow

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 1994 Yakhno N.N., Zhuchenko T.D., Podorolsky V.A., Damulin I.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies