G.I. Rossolimo. Art, sore nerves and upbringing (about "Decadence")

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The author asks the question of finding out what the relationship is between modern artistic creativity and the phenomenon of progressive increase in our nerves and mental illnesses. shed light on the state of health of the artist, being, so to speak, artistic symptoms of his illness.

Full Text

Авторъ задается вопросомъ выяснить въ какомъ соотношеніи находятся между собой современное художественное творчество и явленіе прогрессивнаго увеличенія въ нашъ вѣкъ нервныхъ и душевныхъ заболѣваній.Для рѣшенія столь сложнаго вопроса необходимо разобраться въ статистическомъ матеріалѣ заболѣваній лицъ, занимающихся искусствами, и подвергнуть строгому анализу особенности современнаго творчества , которыя проливаютъ свѣтъ на состояніе здоровья художника, являясь, такъ сказать, художественными симптомами его болѣзни.

Статистическія данныя указываютъ, что лица, занимающіяся искусствомъ профессіонально, составляютъ весьма значительный процентъ всего числа нервно и душевно-больныхъ, особенно, если будетъ принято во вниманіе ничтожное отношеніе профессіональныхъ художниковъ къ общей массѣ городского населенія. „Но подобныя цифры, замѣчаетъ авторъ, должны составлять только малую частицу того огромнаго числа художниковъ, которые только потому считаются здоровыми, что не лѣчатся, а между тѣмъ страдаютъ одной изъ многихъ болѣзненныхъ формъ, съ которой они мирятся нерѣдко то какъ со счастливой особенностью дарованія, то какъ съ неизбѣжнымъ зломъ, не считая ихъ за болѣзнь“....

Изучая завѣдомо больныхъ лицъ и наблюдая „художественныя натуры“, мы всюду найдемъ огромное число представителей невропатической семьи, отмѣченныхъ тѣмъ или другимъ признакомъ дегенераціи: при общихъ для всѣхъ представителей этой семьи условіяхъ наслѣдственнаго предрасположенія къ нервнымъ и психическимъ болѣзнямъ, съ физическими признаками вырожденія, мы будемъ встрѣчать то одни функціональные задатки къ страданіямъ нервной системы, то уже развившіяся болѣзни. Можно даже установить 4 соотношенія между природными художественными дарованіями и состояніемъ нервной системы: 1) талантливость и дегенерація, 2) активно-проявляемая талантливость и дегенерація, 3) талантливость и болѣзнь, 4) активно проявляемая талантливость и болѣзнь.

Далѣе авторъ касается вопроса о физіологіи и патологіи художественнаго творчества.

Анализируя процессъ художественнаго творчества и отмѣчая значеніе эстетической эмоціи, производящій глубочайшія пертурбаціи всей физической и духовной организаціи, эмоціи, какъ „высшаго напряженія пульса жизни“, авторъ дѣлаетъ слѣдующій выводъ: 1) въ художественномъ творчествѣ участвуетъ три элемента психической жизни, т. е. эмоція, воображеніе съ образами воспоминанія и псевдо-галлюцинаціями и спеціально интеллектуальная энергія, управ- ляющая первыми двумя моментами въ цѣляхъ регулированія или возбужденія ихъ, 2) эмоціональная сфера должна быть не только особенно чувствительна сама по себѣ, но должна подъ вліяніемъ извѣстнаго сочетанія образовъ давать мѣсто „эстетической эмоціи“; 3) образы должны отличаться яркостью, тѣлесностью, должны способствовать мотивированному настроенію и не должны прерывать связи съ остальнымъ духовнымъ міромъ художника и 4) чувствительность эмоціональной сферы и корковыхъ центровъ высшихъ органовъ должна быть настолько велика, чтобы вліяніе воли на безсознательный міръ могла бы граничить съ способностью самовнушенія образовъ и настроеній; другими словами, говоритъ авторъ, если возбудимость мозговой дѣятельности художника не должна переходить за предѣлы нормы, то во всякомъ случаѣ она должна занимать пограничную область между нормальнымъ состояніемъ и патологіей. Проводя большую часть жизни въ мірѣ эмоцій, художникъ тѣмъ самымъ не только хронически истощаетъ свои силы, но и открываетъ широкій просторъ для душевнаго волненія и для властвованія его надъ всѣми остальными проявленіями духовной жизни, а отсюда одинъ шагъ до какихъ угодно болѣзней..... Рядомъ примѣровъ авторъ подкрѣпляетъ только что высказанное положеніе.

Но кромѣ высказаннаго ранѣе есть и еще точка соприкосновенія процесса художественнаго творчества съ патологическимъ состояніемъ нервной системы: это необходимость нарушенія равновѣсія нервной системы, для возникновенія интенсивной эмоціи и болѣе яркихъ и стройныхъ образовъ. Табакъ, ножн. ванны, гашишъ, алкоголь и пр. употребляются артистами и художниками съ цѣлью нарушить нормальныя физіологич. условія нервной системы; моральныя и физическія причины, истощающія нервную систему способствуютъ иногда проявленію дотолѣ скрытаго таланта; психическія болѣзни занимаютъ далеко не второстепенное мѣсто въ ряду ненормальныхъ состояній нервной системы способствующихъ появленію артистическихъ стремленій. Такимъ образомъ, заключаетъ авторъ, толчкомъ для художественнаго творчества и стимуломъ, направляющимъ на путь артистической дѣятельности и удерживающимъ на ней, особенно легко могутъ являться весьма разнообразныя аномаліи равновѣсія нервной системы, начиная съ простыхъ и проходящихъ комбинацій въ ея дѣятельности и кончая глубокими разстройствами психики.

Далѣе авторъ касается вопроса о художественныхъ работахъ психически ненормальныхъ людей, отмѣчая особенности содержанія и формы произведеній, зависимость художественнаго творчества отъ характера заболѣванія, галлюцинацій, иллюзій, псевдо-галлюцинацій, особенность цвѣтовыхъ топовъ, неправильность пропорцій, наклонность къ пунктирамъ и символамъ и т. д. Всѣ эти особенности проявленія художественной эмоціи для психіатра являются симптомами, необходимыми для постановки діагноза, но то, что дала невропатологія и психіатрія, установивъ взаимное отношеніе между жизнью больныхъ нервовъ и искусствомъ, не должно быть замалчиваемо предъ обществомъ врачами, такъ какъ дѣло касается одной изъ крупныхъ сторонъ жизни духа. За послѣднее десятилѣтіе можно отмѣтить чрезмѣрное распространеніе искусствъ въ интеллигентномъ обществѣ, это съ одной стороны, а съ другой—само искусство приняло спеціальную окраску, новое направленіе. Авторъ сравниваетъ художественныя произведенія душевно-больныхъ людей и произведенія художниковъ настоящаго времени и приходитъ къ выводу, что патологическій характеръ современныхъ произведеній выступаетъ достаточно ясно, сближая въ нѣкоторыхъ пунктахъ произведенія представителей больного и здороваго искусства. Стоитъ обратить вниманіе на произведенія Мах Klinger’a, Franz Stuck’a, Саши Шнейдера, Henri Martin’a, Burne Jones’a и др., чтобы больное воображеніе въ отношеніи замысла или выполненія выступило съ полной ясностью; а пресловутое литературное декаденство и символизмъ, съ обезличеніемъ твореній въ интересахъ хитросплетенныхъ сочетаній мертвыхъ словъ и музыкальныхъ звуковъ, развѣ не напоминаютъ произведеній умалишенныхъ съ ихъ характерными чертами: неологизмомъ , аллитераціей , эхолаліей, капролаліей, работажемъ? „Вспомните, говоритъ авторъ, произведенія алкоголика и галлюцинанта Эдгара По съ его ужасомъ, патологическими страхами, красными огнями и кровью, такъ свободно переживающаго переходъ къ самому безумному демонизму. Вспомните драматуровъ и писателей вродѣ Метерлинка, Киплинга, Ибсена, наполняющихъ литературную атмосферу, на ряду съ истинно-художественными произведеніями и такими произведеніями, какъ „Втируша", „Слѣпцы“, „Когда мы мертвые проснемся" и т. п.

Эстетическое развитіе памъ необходимо, но съ точки зрѣнія гигіены нервной системы требуются мѣры, способствующія и къ сохраненію здоровья молодого поколѣнія.

По мнѣнію автора статьи мѣры эти должны сводиться къ слѣдующему:

1) Къ устраненію того общаго утомленія нервной системы, которое вначалѣ влечетъ къ неврастеніи и истеріи, а впослѣдствіи и къ болѣе тяжелымъ нервнымъ и психическимъ заболѣваніямъ, 2) къ обузданію чрезмѣрно развитого воображенія и къ правильной дисциплинѣ его на почвѣ неинтенсивныхъ и отнюдь не непріятныхъ эмоцій и образовъ и 3) къ сохраненію индивидуальныхъ нормальныхъ свойствъ личности одновременно съ заботой о выработкѣ цѣльнаго умственнаго и нравственнаго склада.

Заканчиваетъ статью авторъ словами; „Пусть поле дѣятельности принадлежитъ только одному искусству,—искусству трезвому, бодрому, здоровому, искусству, отражающему въ себѣ благородныя чувства и идеи; если же современное искусство склонно измѣнить своему высокому назначенію, то необходимо сдѣлать все возможное для того, чтобы вернуть къ жизни тѣ художественныя стремленія, которыя не разъ служили къ духовному совершенству человѣка“.

Статья прив.доц. Г. И. Россолимо посвящена незабвенной памяти Сергѣя Сергѣевича Корсакова и была прочитана въ годичномъ засѣданіи Общества невропатологовъ и психіатровъ при Московскомъ Университетѣ 21 Октября 1900 г.

×

About the authors

B. Obraztsov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 1901 Obraztsov B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies