Prof. Sigmund Freud. Interpretation of dreams. Moscow. 1913 Ed. Let's lie. Probl. Translation from 3 nm. edition. Ts. 3 r.

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

For Freud's psychoanalytic theory, dreams are the key and m. B. the best key to the mysterious castle of phobias, abscesses and even crazy ideas.

Full Text

Для психоаналитической теоріи Фрейда сновидѣнія являются ключемъ и м. б. лучшимъ ключемъ къ таинственному замку фобій, абсессій и даже бредовыхъ идей.

Уже одно это заставляетъ и психіатра, и невропатолога съ особеннымъ интересомъ отнестись къ книгѣ, трактующей столь важный вопросъ.

Въ 1-й главѣ авторъ даетъ содерженіе научной литературы по вопросу о сновидѣніяхъ до 1900 г.; авторъ находитъ (стр. 78) что „послѣднѣе десятилѣтіе не принесло ничего новаго и цѣннаго въ этой области“; любопытенъ здѣсь личный моментъ: „моя работа осталась безъ упоминанія въ большинствѣ другихъ научныхъ трудовъ...., если въ наукѣ существуетъ право на реваншъ, то я имѣю полное право и съ своей стороны пренебрегать литературой, появившейся съ момента изданія моей книги“.

Оставляя въ сторонѣ скорѣе физіологическую проблему сна и литературу этой проблемы, авторъ даетъ детальное изложеніе спеціально психологической литературы отдѣльныхъ вопросовъ области сновидѣнія, по отдѣльнымъ пунктамъ: 1) Отношеніе сновидѣнія къ бодрствованію, 2) матеріалъ сновиденія, 3) источники его: внѣшнее чувственное раздраженіе, внутреннее чувственное раздраженіе, внутреннее физическое раздраженіе, чисто психическіе источники раздраженія; 4) почему человѣкъ забываетъ сновидѣнія по пробужденіи, 5) психологическія особенности сновидѣній, 6) моральное чувство въ сновидѣніи, 7) теоріи сновидѣнія и функціи его, 8) отношенія сновидѣніи и психозовъ.

Переходя къ методу толкованія сновидѣніи, авторъ говоритъ, что онъ задался цѣлью показать, что сновиденія доступны толкованію; а истолковать сновидѣніе — значитъ раскрыть его „смыслъ“, замѣнить его тѣмъ, что въ качествѣ полноправнаго и полноцѣннаго звѣна можетъ быть включено въ общую цѣпь нашихъ душевныхъ процессовъ; онъ отвергаетъ, какъ ненаучные методы расшифровыванія нѣсколькими ключами и символизаціи, какъ они понимались раньше..

Самъ онъ подходитъ къ сновидѣнію не какъ къ цѣлому во всемъ его объемѣ; онъ разбиваетъ его на части и изучаетъ каждую отдѣльно, стараясь найти подъ явнымъ содержаніемъ сновидѣнія—скрытый его смыслъ; путемъ подробнаго психологичесскаго анализа матеріала сновидѣнія (большей частью собственныхъ сновидѣній автора) онъ приходитъ къ основному заключенію, которое онъ считаетъ безспорно-доказаннымъ: сновидѣніе по содержанію своему осуществляетъ желанія; одно это дѣлаетъ его полноцѣннымъ психическимъ явленіемъ; строится сновидѣніе при помощи необыкновенно сложной интеллектуальной дѣятельности.

Онъ ставитъ, далѣе, рядъ вопросовъ: откуда причудливая форма сновидѣнія, какія измѣненія терпитъ мысль, превращаясь въ сновидѣніе., гдѣ берется матеріалъ его, и т. д. Основную черту: сновидѣніе изображаетъ желаніе въ его осуществленной формѣ,—онъ считаетъ типичнымъ и обязательнымъ для всякаго сновидѣнія; онъ считаетъ это настолько яснымъ, а главное частымъ фактомъ, что удивляется, почему языкъ сновидѣнія до сихъ поръ кажется такимъ непонятнымъ.

Онъ приводитъ, рядъ довольно убѣдительныхъ, особенно въ виду ихъ банальности, примѣровъ: послѣ соленаго ужина снится, что пьютъ; menses въ сновидѣніи у женщинъ, опасающихся беременности; еще ярче и типичнѣе въ простыхъ сновидѣніяхъ у дѣтей: послѣ прерванной прогулки по озеру, вызвавшему восхищеніе ребенка—ему спится ночію продолженіе этой прогулки до опредѣленнаго ранѣе назначеннаго но недостигнутаго пункта.

Анализъ цѣлаго ряда очень сложныхъ сновидѣній приводитъ автора къ отвѣту на возраженіе, напрашивающееся по поводу его основного утвержденія: какимъ образомъ непріятныя и страшныя сновидѣнія могутъ бытъ осуществленіемъ желаній; съ другой стороны онъ самъ ставитъ вопросъ: Почему индифферетныя по содержанію сновидѣнія, оказывающіяся послѣ толкованія осуществленіями желаній, не обнаруживаютъ съ очевидностью этого своего смысла.

Отвѣтомъ на это служитъ слѣдущее предположеніе автора: въ сновидѣніи играютъ наиболѣе видную роль двѣ психическія силы, изъ которыхъ одна образуетъ желанія, проявляющіяся въ сновидѣній, другая же совершаетъ функціи цензуры и благодаря этой цензурѣ способствуетъ искаженію этого желанія: мысли скрытыя въ сновидѣніи, не сознаются человѣкомъ до анализа, между тѣмъ какъ явное содержаніе сновидѣнія, проистекающее изъ скрытыхъ мыслей, сознательно вспоминается; вторая сила—сила цензуры и проявляется въ допущеніи къ сознанію только того, что цензуровано; непріятное сновидѣніе дѣйствительно содержитъ нѣчто непріятное для цензуры, но осуществляющее желанія первой инстанціи.

Коротко авторъ формулируетъ это т. образомъ: сновидѣніе представляетъ собою (скрытое) осуществленіе (подавленнаго, вытѣсненнаго) желанія.

Страхъ въ сновидѣніи (какъ и въ неврозахъ—) по автору проистекаетъ изъ сексуальной жизни и соотвѣтствуетъ подавленной, неудовлетворенной libigo, ergo: сновидѣнія страха суть сновидѣнія съ сексуальнымъ содержаніемъ: libido превращается подъ вліяніемъ цензуры въ страхъ.

Вопросъ о матеріалѣ и источникахъ сновидѣнія авторъ разрѣшаетъ слѣдующимъ образомъ: онъ констатируетъ прежде всего, что сновидѣніе, (какъ это отмѣчено многими авторами до него)—отдастъ предпочтеніе впечатлѣніямъ предыдущихъ дней, что оно производитъ подборъ (вспоминаетъ) незначительное и второстепенное (въ противоположность бодрствующей памяти) и что въ распоряженіи сновидѣнія находятся воспоминанія (часто детальныя) дѣтства.

Самъ авторъ полагаетъ, что каждое сновидѣніе вызывается впетатлѣніями, непремѣнно имѣвшими мѣсто въ предыдущій день и то, что занимаетъ чѣловѣка днемъ, владѣетъ мышленіемъ и въ сновидѣніи.

Источникомъ сновидѣнія можетъ быть одно или нѣсколько „свѣжихъ“ и „цѣпныхъ“ переживаній, а) прямо передаваемыхъ въ сновидѣніи, b) заменяемыхъ одновременнымъ, но безразличнымъ переживаніемъ; пли же внутреннее „значительное“ переживаніе замѣщается въ сновидѣніи „свѣжимъ но безразличнымъ“ впечатлѣніемъ. Сновидѣніе нерѣдко представляется многочисленнымъ: раскрываются нѣсколько осуществленныхъ желаній изъ которыхъ одно покрываетъ другое; сновидѣніе переработываетъ въ осуществленіе желанія.

Въ согласіи съ другими авторами Фрейдъ считаетъ, частымъ источникомъ скрытаго содержанія сновидѣній переживанія дѣтства; онъ полагаетъ даже, что если каждое сновидѣніе въ своемъ очевидномъ содержаніи связано со свѣжими переживаніями—то скрытое содержаніе обнаруживаетъ связь съ дѣтскими („болѣе ранними“) переживаніями, которыя могутъ оставаться свѣжими до послѣдняго дня. Что касается соматическихъ раздраженій какъ матеріала сновидѣнія—то они цѣнны тѣмъ, что они „живы“; онѣ тоже перерабатываются, перерабатываются въ осуществленныя желанія.

Авторъ находитъ, что существуетъ цѣлый рядъ сновидѣній, которыя испытываются каждымъ въ совершенно одинаковой формѣ и проистекаютъ, повидимому, изъ одного источника. Эти сновидѣнія онъ называетъ „типическими“.

Сюда относятся сновидѣнія обнаженности, имѣющія корни въ воспоминаніяхъ о раннемъ дѣтствѣ, и сновидѣнія о смерти близкихъ, если таковое сопровождается горькимъ чувствомъ утраты; корень послѣднихъ тоже въ переживаніяхъ ранняго дѣтства, когда, по утвержденію автора, рѣзко выраженный безсознательный эгоизмъ ребенка диктуетъ ему нерѣдко желаніе смерти ближняго.

Типичны также сновидѣнія экзаменовъ, зубной боли, летанія въ воздухѣ, паденій и т. п. Большинство типическихъ сновидѣній взрослыхъ имѣютъ по убѣжденію автора въ своей основѣ сексуальный характеръ и даетъ выраженіе эротическимъ желаніямъ, въ то время какъ явное содержаніе сновидѣнія не раскроетъ никогда сексуальнаго характера; для толкованія этихъ, какъ и другихъ сновидѣній, необходимо пониманіе общепринятой символики (миѳовъ, пословицъ и т. д.).

Авторъ указываетъ и наиболѣе частые символы: Король и королева—родители спящаго, принцъ—онъ самъ; всѣ продолговатые предмѣты (палки, деревья, зонты) длинныя и острыя орудія (ножи и т. п.) изображаютъ мужскія genitalia; коробки, комнаты, ящики, шкафы, печки—genitalia женщинъ. Лѣстницы, подъемъ по нимъ и схожденіи—coitus: женская шляпа—genit. мужчины, также галстукъ; возня съ ребенкомъ—masturbatio и т. д.

Въ доказательство авторъ даетъ анализъ нѣсколькихъ сновъ своихъ паціентовъ.

Въ дѣятельности сновидѣнія авторъ усматриваетъ нѣсколько отдѣльныхъ процессовъ, помощью анализа которыхъ онъ добываетъ изъ скрытаго содержанія сновидѣнія его разрѣшеніе; онъ смотритъ на сонъ, какъ на ребусъ-безсмыслицу при чтеніи внѣшняго содержанія и полный иногда глубокаго смысла при замѣнѣ каждаго его элемента соотв. слогомъ или словомъ процессы эти: сгущеніе, при которомъ изъ нѣсколькихъ видѣнныхъ лицъ (имен. событій) составляется, напр., одно коллективное лицо, (имя, событіе) и процессъ передвиганія, съ помощью которыхъ изъ малоцѣнныхъ элементовъ создаются путемъ искаженія и цензуры новыя цѣнности, появляющіяся въ содержаніи сновидѣнія; логическая связь передается въ формѣ одновременности, причинная связь передается или такъ, что причина является предварительнымъ сновидѣніемъ, а послѣдствіе вторичнымъ, или одно лицо или событіе превращается въ другое; сходство и общность—соединяются въ одно цѣлое; для всѣхъ сновидѣній характерна абсолютная эгоистичность. Интенсивнѣе выражены элементы, которыми осуществляется желаніе, которые больше сгущены.

Сновидѣніе не предполагаетъ никакой символизирующей дѣятельности души, а пользуется символами, имѣющимися въ готовомъ видѣ въ безсознательной области мышленія; сновидѣніе не занимается также математическими выкладками правильными пли неправильными; оно располагаетъ лишь въ формѣ ариѳметическихъ дѣйствій числа, имѣющіяся въ мысляхъ, какъ матеріаломъ для осуществленія своихъ намѣреній; въ доказательство авторъ даетъ массу примѣровъ, изъ которыхъ я приведу одинъ, въ виду его краткости: городовому снится, что къ нему подходитъ инспекторъ, на воротникѣ котораго стоитъ цифра 2262 или 2226. При анализѣ сна и цифръ оказывается, что наканунѣ онъ бесѣдовалъ съ сослуживцами о 62-лѣтнемъ инспекторѣ, вышедшемъ въ отставку съ пенсіей въ 90%. Во снѣ осуществлялось желаніе такой пенсіи, при чемъ онъ самъ служилъ 22 года и до пенсіи ему оставалось служить 2 г. и 2 мѣсяца.

Аффекты остаются въ сновидѣніи неизмѣненными, и это часто указываетъ правильный путь къ толкованію. Авторъ полагаетъ, что въ образованіи сновидѣній цензура принимаетъ безусловно постоянное участіе, подвергая матеріалъ постоянной вторичной обработкѣ.

При образованіи сновидѣній душевная дѣятельность идетъ въ двухъ направленіяхъ а) составленіе мыслей, скрывающихся за сновидѣніемъ, и b) превращеніе этихъ мыслей въ содержаніе его; первый процессъ по существу обычный процессъ составленія мыслей и къ сновидѣнію, какъ таковому отношенія не имѣетъ; второй процессъ рѣдко качественно отличенъ отъ бодрственнаго мышленія: это преобразующая работа, продуктомъ которой является сновидѣніе: здѣсь цензура; передвиганіе психической интенсивности до полной переоцѣнки психическихъ цѣнностей и сгущеніе.

Интересно отношеніе автора къ вопросу о забываніи сновъ. Онъ предвидитъ возраженіе, что все толкованіе сновидѣній попросту не имѣетъ смысла, потому что мы его не знаемъ: всякому извѣстно, что воспоминаніе о сновидѣніи крайне неполно, искажено памятью можетъ быть настолько, что какъ разъ важнѣйшія его части исчезли.

Авторъ отвѣчаетъ на это какъ вполнѣ послѣдовательный детерминистъ-психологъ: само искаженіе сновидѣнія при его передачѣ есть ничто иное, какъ часть обработки которой, благодаря цензурѣ закономѣрно подвергаются мысли, скрывающіяся за сновидѣніемъ; модификація сновидѣнія при разсказѣ его содержанія отнюдь не произвольна, а также детерминирована и, конечно, также поддается обработкѣ и толкованію, какъ болѣе глубокія искаженія, произведенныя въ самомъ сновидѣніи.

Анализируя процессъ забыванія, авторъ приходитъ къ выводу, что забываніе есть ничто иное, какъ сопротивленіе, и что по существу здѣсь нѣтъ забыванія, а есть оттѣсненіе въ безсознательную область. Изложенное указываетъ съ достаточной ясностью, что авторъ книги, смѣло затронулъ одинъ изъ самыхъ неразработанныхъ отдѣловъ физіологіи и психологіи, разработываетъ его вполнѣ оригинально; далеко не всегда можно согласиться съ выводами автора; зато необходимо признать всегда интереснымъ ходъ его мысли и самую постановку вопроса.

×

About the authors

A. A. Shilov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 1914 Shilov A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies