Peculiarities of neurovegetative sphere in patients, born with a large body mass

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Some clinico-paraclinical characteristics have been made for persons, who had been born with the large and medium body mass. These characteristics were observed at the age of 6 years and 20-24 years old for revealing peculiarities of functions in neurovegetative sphere. It was determined, that large birth body mass is a risk factor for developing perinatal encellopathy and natal spinal trauma of cervical department in vertebral column, as well as some other neurology disorders, which character has been changing due to age of a person. Diagnostically significant clinico-paraclinical parameters, reflecting a functional state of neurovegetative sphere when having a large weight at birth were determined. A necessity of developing and using individual schemes of primary and secondary prophylaxis of the revealed peculiarities of the neuro vegetative functions has been proved.

Full Text

Крупная масса тела (KMT) при рождении (4000 г и более) является фактором риска развития перинатальной патологии ЦНС [1]. Частота рождения детей с КМТ достаточно высока (10—20%). Морфофункциональные особенности в организме людей, родившихся с КМТ, имеют системный характер и касаются эндокринной, иммунной, репродуктивной сфер и костно-мышечных структур [2]. В этой связи определенный научно-практический интерес представляет анализ функции нейровегетативных образований у лиц, родившихся с КМТ, в различные возрастные периоды.

Целью работы являлась сравнительная характеристика нейровегетативных особенностей у людей с КМТ и средней массой тела (СМТ) при рождении на различных возрастных этапах. Были поставлены следующие задачи: 1) изучение клинико-неврологической сферы, вегетативной регуляции и циркадных колебаний вегетативных показателей, а также гемодинамических особенностей у людей, родившихся с КМТ, на разных возрастных этапах; 2) сопоставление полученных данных с результатами обследования лиц, имевших СМТ при рождении; 3) обоснование целесообразности первичной и вторичной профилактики нейровегетативных дисфункций на разных возрастных этапах у людей с КМТ при рождении.

Обследованы 150 лиц обоего пола [3]. Основную группу составили 75 человек с КМТ при рождении, в том числе 25 детей периода новорожденности (1-я основная подгруппа), 25 детей в дошкольном периоде на 6-м году жизни (2-я основная подгруппа) и 25 лиц в юношеском периоде в возрасте от 20 до 24 лет (3-я основная подгруппа). В контрольные подгруппы вошли 75 клинически здоровых людей, родившихся с СМТ (3000—3500 г). Неблагоприятные факторы, которые, помимо массы плода, могли явиться одной из причин различных отклонений в развитии детей, были исключены.

Были применены следующие клинико-неврологические, нейрофизиологические и биохимические методы обследования: в 1-й подгруппе — рентгенография шейного отдела позвоночника, нейросонография, Эхо-энцефалоскопия, кардиоинтервалография, суточный контроль вегетативных показателей; во 2-й — ЭХО-энцефалоскопия, реоэнцефалография, кардиоинтервалография, в 3-й — ЭХО-энцефалоскопия, реоэнцефалография, кардиоинтервалография, электронейромиография.

ЭХО-энцефалоскопию (ЭХО-ЭС) проводили на аппарате “ЭХО-12” с компьютерной обработкой результатов. Стандартное электронейромиографическое исследование (ЭНМГ) срединных и большеберцовых нервов и регистрацию вызванных кожных симпатических потенциалов (ВКСП) осуществляли на микропроцессорной установке ЭМГСТ-01 с помощью накожных электродов. При кардиоинтервалографии (КИГ) определяли исходный вегетативный тонус (ИВТ) и вегетативную реактивность (ВР). Для характеристики вегетативной дистонии применяли анкеты Российского центра вегетативной патологии [2]. Церебральную гемо- и ликвородинамику оценивали с помощью нейросонографии (аппарат “Mikroimet 1000”) и полушарной реоэнцефалографии (РЭГ) по общепринятым рекомендациям. Клинико-биохимическое исследование осуществлялось на анализаторе фирмы “Konae-instrument” (Финляндия).

1-я подгруппа. В неврологической сфере у новорожденных с КМТ выявлены четкие особенности. Так, физиологический тонус мышц встречался у них в 4,6 раза реже, чем в контрольной подгруппе (рис.1), а гипорефлексия и парезы кистей имелись соответственно у 64% и 32% младенцев (при СМТ — у 12 % и 0%; Р<0,001). У 40% новорожденных с КМТ при спондилографии обнаружилось натальное повреждение позвоночника, а именно подвывих I—IV шейных позвонков (в контроле — у 4%; Р<0,001). Это позволило нам предположить, что неврологические нарушения у младенцев с КМТ имеют сложный генез (травматический, дисциркуляторный и метаболический).

Увеличение в основной подгруппе желудочкового индекса до 2,40±0,02 (Р<0,05), по данным ЭХО-ЭС, указывало на возможную внутричерепную гипертенезию. При нейросонографии у младенцев с КМТ обнаружены субэпендимальные кровоизлияния (у 60 %), расширение сосудистых сплетений (у 40%), дилатация сосудов (у 44 %). Частота аналогичных расстройств у детей с СМТ составляла соответственно 0%, 8% и 12 % (Р<0,001). Результаты КИГ указывали на напряжение механизмов адаптации у большинства лиц с КМТ при рождении: преобладали симпатикотония (76% против 40% в контроле; Р<0,001) и гиперсимпатикотоническая направленность ВР (56 % против 28 %; Р <0,05).

 

Рис. 1. Особенности неврологической сферы у новорожденных в зависимости от массы тела при рождении. Ряд 1 — младенцы с КМТ; ряд 2 — младенцы с СМТ; *Р<0,05 в сравнении с данными контрольной группы.

 

Варианты дисфункции нервной системы, выделенные нами при сопоставлении клинико-параклинических показателей (табл. 1), послужили основанием для диагностики перинатальной энцефалопатии у новорожденных с КМТ в 76 % случаев, в том числе в 40% она сочеталась с натальной спинальной травмой [4]. Частота перинатальной энцефалопатии при СМТ составляла 8% (Р<0,001).

 

Таблица 1. Частота вариантов дисфункции нервной системы у лиц с КМТ и СМТ при рождении на различных возрастных этапах (в %)

Синдромы

Частота (в %) синдромов в подгруппах с массой тела при рождении:

 

крупной

средней

Новорожденные

Натальная спинальная травма

40,0

8,0**

Сочетание синдромов: двигательных нарушений и ликворной гипертензии

20,0

0*

Сочетание синдромов ликворной гипертензии, двигательных нарушений и отечного синдрома

20,0

0*

Синдром ликворной гипертензии

16,0

4,0

Синдром двигательных нарушений

16,0

0*

Парез Эрба—Дюшена

4,0

0*

Дети 2-й подгруппы

Минимальная мозговая дисфункция

24

8

Вегетососудистая дистония на резидуально-органическом фоне

16

0*

Астеноневротический синдром

16

0*

Судорожный синдром

8

0

Энурез

4

0

Здоровые

32

92**

Лица в возрасте 20—25 лет

Вегетососудистая дистония

32

8*

Резидуальная энцефалопатия

12

0

Вегетативно-сенсорная полинейропатия

40

8**

Здоровые

16

84**

 

Изучение циркадных ритмов терморегулирующей и сердечно-сосудистой функций у новорожденных показало, что при КМТ в соотношении ритмических суточных колебаний функций этих систем имеются особенности в виде снижения амплитуды суммарных колебаний исследуемых показателей и наличия двух периодов их нарастания. Это указывает на своеобразие механизма межсистемной интеграции функций при КМТ в периоде новорожденности.

2-я подгруппа. У большинства детей 2-й подгруппы, родившихся с КМТ, отмечены оживление глубоких рефлексов и вегетативная дисфункция (рис. 2). Различные неврологические синдромы констатированы у них в 68% случаев (табл. 1). Это обстоятельство указывает на необходимость использования информативных современных методов исследования детей, родившихся с КМТ, в целях выявления и коррекции неблагоприятных тенденций в становлении различных функций [5].

 

Рис. 2. Изменения неврологического статуса у детей 2-й возрастной подгруппы в зависимости от массы тела при рождении (для всех случаев Р<0,05). Ряд 1 — параметры группы с КМТ; ряд 2 — параметры группы с СМТ.

 

Результаты ЭХО-ЭС у детей 6 лет, родившихся с КМТ, соответствовали нормативу, косвенно отражая развитие компенсаторного процесса (сужение М-эха на 11% и урежение случаев ЭХО-пульсаций на 23% по сравнению с данными 1-й основной подгруппы; Р<0,05).

Функциональные особенности кровоснабжения мозга во 2-й основной подгруппе имелись в 64% случаев и подтверждались изменениями РЭГ и глазного дна (в контроле — 8 %; Р<0,001).

3-я подгруппа. В этой подгруппе нами также установлены некоторые особенности состояния неврологической сферы у лиц с КМТ при рождении (рис. 3, табл. 1), при этом частота неврологической дисфункции была на 55 % ниже, чем во 2-й подгруппе.

 

Рис. 3. Изменения неврологического статуса у лиц 3-й возрастной подгруппы в зависимости от массы тела при рождении (для всех случаев Р<0,05). Ряд 1 — параметры группы с КМТ; ряд 2 — параметры группы с СМТ.

 

Расщепление М-эха и уширение III желудочка у лиц 3-й основной подгруппы с КМТ при рождении встречались столь же часто, как и во 2-й основной подгруппе (в контроле изменений не обнаружено). Данные РЭГ указывали на снижение пульсового кровенаполнения сосудов мозга; тонус артериол у них был повышен, венозный отток затруднен (Р<0,001). При СМТ у 92% людей тонус артериол и венул был устойчив (Р<0,001).

По результатам анкетирования вопросниками Российского центра вегетативной патологии вегетативная дистония выявлена у 32% лиц с КМТ и у 8% — с СМТ. При этом величины ИВТ в подгруппах различались несущественно, а показатели ВР — весьма значительно.

При ЭНМГ у 40% лиц с КМТ при рождении были обнаружены проявления вегетативно-сенсорной полиневропатии в виде замедления проведения возбуждения по чувствительным и симпатическим волокнам срединных нервов, уменьшения амплитуды максимального М-ответа в мышцах кистей и стоп и вольтажа ВКСП.

Анализ полученных данных убеждает, что КМТ при рождении служит фактором риска заболеваний неврологической сферы на различных возрастных этапах. Наиболее часто в качестве неврологических синдромов встречаются перинатальная энцефалопатия, натальная спинальная травма, резидуальная энцефалопатия, вегетативно-сенсорная полиневропатия. Судя по этому, фактор КМТ при рождении не является маркером хорошего здоровья, наоборот, он позволяет прогнозировать негативные особенности течения неонатального периода [6]. Очевидно, что характер нейровегетативных расстройств и их частота меняются в зависимости от возрастного периода. На их динамику оказывают влияние многочисленные факторы: компенсаторные возможности самого организма, проведение курсов лечения и пр. Результаты исследования создают необходимые предпосылки для разработки новой концепции состояния здоровья людей, имеющих при рождении КМТ. Целесообразны диагностика качества их здоровья в процессе динамического наблюдения, а при выявлении отрицательной динамики функционального состояния организма — проведение курсов первичной или вторичной профилактики возможной декомпенсации [7].

ВЫВОДЫ

  1. У большинства людей с КМТ при рождении клинико-неврологические и дополнительные методы выявляют нейровегетативные нарушения разной степени выраженности, которые представлены:

— в периоде новорожденности: перинатальной энцефалопатией (у 76 %) с синдромами двигательных нарушений и (или) ликворной гипертензии;

— в дошкольном периоде резидуальной энцефалопатией (68%) в различных сочетаниях с минимальной мозговой дисфункцией или астеноневротическим, судорожным, вегетососудистым синдромами;

— в юношеском периоде синдромами вегетативно-сенсорной полиневропатии (40%), вегетососудистой дистонии (32%), резидуальной энцефалопатии (12%).

  1. Диагностически значимыми изменениями параклинических показателей у лиц с КМТ при рождении служат:

— в периоде новорожденности увеличение желудочкового индекса при ЭХО-скопии, наличие субэпендимальных кровоизлияний, псевдокист и расширение сосудистых сплетений при нейросонографии, подвывихи позвонков шейного отдела позвоночника по данным спондилографии и кровоизлияния в бассейне позвоночных артерий на РЭГ;

— в дошкольном периоде расщепление срединного М-эхо и увеличение ЭХО-пульсации гипотензия венул, гипертензия артериол при нарушениях венозного оттока по данным РЭГ;

— в юношеском периоде замедление скорости распространения возбуждения по сенсорным волокнам срединных нервов, уменьшение амплитуды максимального мышечного ответа в мышцах кисти и стопы по данным электронейромиографии, а также удлинение латентного периода вызванного кожного симпатического потенциала.

  1. У новорожденных с КМТ, в отличие от новорожденных с СМТ, отмечаются сдвиги в соотношении ритмических суточных колебаний функций сердечно-сосудистой и терморегуляторой систем.
  2. Наличие многообразных и в разной степени компенсированных нарушений со стороны центральной и периферической нервной систем у лиц с КМТ при рождении, претерпевающих определенную трансформацию, диктует необходимость разработки и применения индивидуальных схем первичной профилактики этих изменений. Целесообразна разработка коррекционных и профилактических программ на разных возрастных этапах.
×

About the authors

V. B. Laskov

Kursk State Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kursk

M. V. Polyanskaya

Kursk State Medical University

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kursk

References

  1. Ратнер А.Ю. Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы. — Казань, 1990.
  2. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика. /Под ред. А.М. Вейна. — М., 1998.
  3. Полянская М.В. Адаптационные механизмы регуляции у лиц с крупной массой тела при рождении на разных возрастных этапах //Тез. докл. XVIII межвуз. студ. научн. конф. — Тверь, 1997. — С. 92—93.
  4. Полянская М.В., Ласков В.Б., Никитина Л.В. Некоторые вопросы адаптации новорожденных с крупной массой тела при рождении. — Актуальные проблемы медицины и фармации /Матер. итоговой науч. конф. студентов и молодых ученых/. —Курск. —1996. —С. 102—102.
  5. Полянская М.В., Ласков В.Б., Никитина Л.В., Курцев А.В. Оценка нейровегетативного статуса у детей 6-летнего возраста, рожденных с крупной массой тела // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. /Сборник V Международной научно-практической конференции (22— 24 октября 1996 г.). — Ижевск, 1996. — С. 201—202.
  6. Полянская М.В. Нейровегетативные нарушения и системные перестройки в организме у лиц, родившихся с крупной массой тела //Автореф. дисс. ...канд. мед. наук. - Курск, 2001.
  7. Диагностика нейровегетативных нарушений и системных перестроек у лиц, родившихся с крупной массой тела, на различных возрастных этапах. — Методические рекомендации для врачей-педиатров, неврологов, клинических ординаторов, интернов, врачей-курсантов ФПО и студентов /А.В. Завьялов, В.Б. Ласков, Л.В. Никитина, М.В. Полянская. — Курск, 2001.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (254KB)
3. Fig. 2

Download (206KB)
4. Fig. 3

Download (210KB)

Copyright (c) 2001 Laskov V.B., Polyanskaya M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies