ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ С АФФЕКТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМ СТРЕССОВЫМ РАССТРОЙСТВОМ У ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ



Цитировать

Полный текст

Аннотация

С использованием Миссисипской шкалы (гражданский вариант) и шкалы депрессивности Бека проведена оценка уровня симптомов посттравматического стрессового расстройства и депрессии среди трудовых мигрантов, соблюдающих каноны Ислама и мигрантов, ориентированных на западные ценности. Данные обследования 728 мигрантов выявили достоверные различия в уровне симптомов посттравматического стрессового расстройства и депрессии в двух вышеуказанных группах. Обнаружено благоприятное влияние религиозности, как своеобразного «антидепрессанта» в группе трудовых мигрантов, соблюдающих каноны Ислама. В то же время, религиозность в иной культуре, с иными религиозными устоями, не позволяющими мигранту полноценно удовлетворять свои духовные потребности, является стрессовым фактором, приводящим к развитию симптомов посттравматического стрессового расстройства. Авторы обращают внимание психотерапевтов на необходимости учета духовных, религиозных ценностей клиентов, как одного из важнейших факторов содействия и прогресса в психотерапии.

Полный текст

Сложности социально-психологической адаптации трудовых мигрантов, приезжающих в Россию, связаны как с факторами группового уровня, например с политическим контекстом, экономической ситуацией и демографическими факторами, так и с факторами индивидуального уровня, в частности, с возрастом, полом, образованием, уровнем здоровья, языком, статусом, предварительной аккультурацией1, мотивами миграции, культурной дистанцией и религиозностью. Вышеназванные факторы являются стабильными, существуют до аккультурации и не могут быть изменены за счет социальной политики в обществе проживания мигранта. Люди вступают в процесс аккультурации с множеством личных характеристик. В мировой психологической литературе отмечается явная взаимосвязь возраста мигранта и успешности аккультурации [6, 8-10]; имеются существенные доказательства того, что женщины больше подвергаются проблемному риску, чем мужчины [11, 15-16]. Образование оказывается фактором, который ассоциируется с возможностью адаптации: высшее образование предполагает более низкий уровень стресса [6, 18]; однако имеются лишь немногочисленные исследования, изучающие влияние религиозной принадлежности на успешность процесса адаптации. Религия - это один из регулирующих факторов, предшествующих аккультурации. В XXI веке мусульманское население в России растет за счет мигрантов. Ислам - это образ жизни людей, формирующий взгляды, отношения между людьми. Основная часть мигрантов, приезжающих в Россию, - это мигранты из Таджикистана [24]. Более одного миллиона таджикских граждан работает за пределами их страны. Среди мигрантов большинство мужчин (80%), состоящих в браке (70%), и в возрасте от 30 до 40 лет [32]. Исследователи из Афганистана, будучи свидетелями ужасов и трагедий войны в этой стране размышляют о том, что тот часто спектр неблагоприятных факторов, который пришлось пережить афганскому населению (разрушение инфраструктуры, травмирующие события, политические и идеологические обязательства) проявляется в широком распространении симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у населения страны. Проанализировав огромный массив исследований, ученые пришли к выводу, что у афганского народа обнаружились защитные механизмы, которые, возможно, и позволили им пережить, а впоследствии справляться с многочисленными проблемами. Этими защитными механизмами являются абсолютная вера в Аллаха (Бога), семейная поддержка и, конечно же, общественная поддержка [21]. Ученые утверждают, что медитация и молитвы очень полезны для верующего и играют роль профилактического и терапевтического средства при тяжелых стрессовых ситуациях. И, если у изначально верующего человека, соблюдающего основные каноны религии, терапевт замечает отсутствие стремления к молитве, то это один из симптомов стресса, а также причинный фактор более глубокого чувства вины. Религиозные аспекты имеют важное значение для повседневной жизни мусульман. Омовение, которое предшествует пятиразовой молитве, преследует цель очистки тела, причем больше не физической, а духовной очистке. То есть верующий заботится о себе, так как тело - это Божий дар. Отмечается, что этот факт можно использовать при работе с пациентами, проявляющими симптомы ПТСР, а также депрессии и суицидальные реакции [22, 23]. Очевидно, что мигранты, попадая в иную культурную среду, проходят этап преодоления стрессов. Исследователи выявили факторы уязвимости [24, 25], которые чаще вызывают симптомы ПТСР: возраст (подростковый возраст, или отрочество, в большей мере влияет на возникновение психических расстройств); отрыв от «дорогих» мест, объектов, разлука с близкими людьми; потеря привычных ролей и их идентификации; стресс или травмы до миграции, которые зависят от политической и социальной ситуации в стране выхода; отдельные (субъективно важные для мигранта) аспекты миграционного процесса; отсутствие поддержки со стороны представителей своей культуры в стране прибытия; негативное отношение коренного населения принимающей страны, дискриминация мигрантов; языковой барьер; «культурный шок», вызванный неадекватностью декодификации культурных символов (уровень шока прямо пропорционален «культурному расстоянию» между принимающей страной и страной выхода) и стресс аккультурации; плохие социально-экономические условия в принимающей стране. Наряду с факторами «уязвимости» были предложены факторы защиты [25]: социальная поддержка, социальная интеграция, сохранение культурной самобытности и традиционных культуральных обычаев (ритуалы, язык, религиозные обряды, традиционные виды деятельности). Однако религия несет функцию фактора защиты, если она приемлема в данной стране, если исполнение религиозных традиций не играет роль дополнительного стрессора, то есть если религиозная принадлежность мигранта совпадает с общепринятой религией принимающей страны. В иностранной литературе последних лет имеется достаточно работ, доказывающих влияние миграционного фактора, как одного из серьезных стрессовых факторов, на развитие симптомов ПТСР [26, 27, 32, 33]. Однако остается неизвестным влияние религиозности мигрантов на развитие симптомов посттравматического стрессового расстройства. Целью настоящего исследования явилось сравнение частоты развития симптомов ПТСР и аффективных нарушений (депрессии) у мигрантов, соблюдающих религиозные каноны (Ислам) и нерелигиозных мигрантов (верующие в Аллаха, но не соблюдающие религиозных канонов в России). Задачи: установить взаимосвязь между частотой развития симптомов ПТСР и аффективных нарушений (депрессии) у мигрантов, соблюдающих религиозные каноны (Ислам) и нерелигиозных мигрантов. Было проведено скрининговое исследование трудовых мигрантов на базе УФМС по Новосибирской области в количестве 728 человек. В дан- ную выборку вошли мигранты, приехавшие из Таджикистана - 361 человек, Узбекистана - 206, Кыргызстана - 87 и Казахстана - 74. Средний возраст на момент миграции в выборке трудовых мигрантов у мужчин составил 44,4±1,47 года, женщин - 41,38±1,4 года. Во время анкетирования была выделена группа мигрантов, соблюдающих религиозные традиции. Критериями включения в данную группу явилось исполнение пятиразовой молитвы, посещение мечети для общинного проведения пятничной молитвы, пост в месяц Рамадан, взаимоотношения между родителями и детьми, халяль пища, одежда женщин. Коли-чество респондентов в этой группе - 53 человека, гендерный состав представлен в превалирующем большинстве мужчинами (51 человек). Группа сравнения (мигранты, которые не соответствовали критериям включения в основную группу) составила 675 человек, из них 579 мужчин и 53 женщины. Симптомы ПТСР изучались с помощью Миссисипской шкалы (гражданский вариант), депрессивные состояния диагностировались с помощью опросника депрессивности Бека [3]. Математико-статистический анализ и обработка данных проводилась с использованием пакета статистических программ «Statistica 6.0». Полученные результаты были сгруппированы в базу данных и подвергнуты статистической обработке. Статистическое сравнение средних показателей в двух параллельных группах осуществлялся с использованием непараметрического критерия Уилконсона-Манна-Уитни, с помощью которого анализировалась значимость различий двух групп по среднему значению показателя. Для оценки достоверности различий параметров по выборочным данным в отношении количественных показателей принимались во внимание три уровня значимости: 5% (вероятность ошибочной оценки р=0,05), 1% (р=0,01) и 0,1% (р=0,001). Корреляционный анализ проводился с расчетом коэффициента ранговой корреляции Спирмена (r). Данный коэффициент показывает направление и степень выраженности взаимосвязи двух признаков и позволяет определить связи, существующие между переменными случайными величинами, при этом каждому значению одной из величин соответствует групповая средняя другой величины. Корреля- ционный анализ сводился к установлению формы и направленности существующих между ними связей, а также к измерению степени сопряженности между изменяющимися признаками с последующей оценкой достоверности эмпирических показателей корреляции. Корреляционная связь по степени силы условно классифицировалась как сильная (при коэффициенте корреляции ≥ 0,70), средняя (r=0,50-0,69), умеренная (r=0,30-0,49), слабая (r=0,20-0,29) или очень слабая (r<0,19) [1, 2]. В результате исследования установлено, что у мигрантов, соблюдающих религиозные обычаи, средние значения уровня симптомов ПТСР по Миссисипской шкале (гражданский вариант) выше, чем в группе нерелигиозных мигрантов, а уровень депрессивной симптоматики - ниже (табл.1). Изучение результатов по Миссисипской шкале показало, что мигранты, соблюдающие религиозные традиции, по уровню ПТСР к «ликвидаторам»1 (99,44±17,06) и «беженцам»2 (105,14±14,90) (по данным Тарабриной Н.В. [3]). Также изучена взаимосвязь уровня симптомов ПТСР и депрессии во всех группах (табл. 2). Для установления различий по преобладанию изучаемых факторов использовался U-критерий Манна-Уитни. Между выборками мигрантов, соблюдающих религиозные каноны и нерелигиозными мигрантами различия в уровне симптомов ПТСР и депрессии высокозначимы. Показатель уровня ПТСР в группе религиозных мигрантов был выше, чем в группе нерелигиозных мигрантов (100,2±3,5 vs 72,1±11,9, U= 295,0; p=0,004). Показатель же уровня депрессии был достоверно ниже в группе религиозных мигрантов, чем в группе нерелигиозных (2,9±2,6 vs 9,3±4,7, U=2641,0; p=0,0001 (рис. 1). Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено, что мигранты, соблюдающие каноны Ислама на территории с иной доминирующей религией и культурой, испытывают высокий уровень стрессовых факторов. Стрессом становится зачастую невозможность соблюдать пятиразовую молитву, посещать мечеть в пятницу, выдерживать пост в месяц Рамадан. В то же время, обнаружен низкий уровень симптомов депрессии у мигрантов, соблюдающих каноны Ислама. Молитвы и другие религиозные обряды являются своеобразными «андидепрессантами» для этой категории мигрантов, оказывая им несомненную помощь, помогают им отвлечься от чувства горечи и преодолеть временные неприятности. На важность рассмотрения вопросов духовности указывали такие светила науки, как Карл Юнг, Виктор Франкл, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй. Духовность, как правило, относят к уникальному личностно значимому опыту трансцендентного характера, который ассоциируется с единением и благом [24, 25]. В последние годы большое внимание уделяют преимуществам медитации в аспекте психологического здоровья [12, 13, 17, 31]. Молитва представляет собой одну из разновидностей медитативной практики, а именно так называемую джапа-медитацию, в которой непрерывно много раз повторяются одни и те же слова. Молитва во всех религиях связана с обращением верующего к Богу с просьбой о прощении, славословием и благодарением. Для того чтобы молитва смогла оказать на верующего свое благотворное воздействие, она должна совершаться с предельным вниманием. Приготовление к молитве предполагает удаление от себя рассеянности, мечтательности. Верующий должен погрузиться в молитву всем своим существом, настраивая на нее все свои органы чувств. Молитва выполняет две важные психологические функции: подготавливает ориентировочную основу действия, его исполнительную фазу и переключает внимание с посторонних раздражителей на внутренний мир, концентрируя очаг возбуждения в каком-то одном центре головного мозга. Это делает поведение более уверенным и целеустремленным. [7]. О влиянии религиозности говорят исследователи на Западе. В своей работе они ориентируются на теорию социальной интеграции Дюркгейма, рассматривая влияние школы, семьи с точки зрения национально-репрезентативной выборки. Авторы утверждают о более благоприятном психическом состоянии подростков с религиозной вовлеченностью [29]. Теория Дюркгейма признает, что люди являются социальными существами, чья жизнь неизмеримо формируется характером их социальных отношений. Теория Дюркгейма постулирует, что низкое участие общественных учреждений в жизни индивида приводит к снижению психологического благополучия, и наоборот, наличие общих ценностей и целей между членами социальной группы, в результате интенсивности их взаимодействия, способствует психологическому благосостоянию [14, 30]. Чувство контроля или приверженности социальным нормам - это своеобразный «гид», руководство для соответствующего человеческого взаимодействия [14]. Это положение предполагает, что, чем больше привязанность к социальной группе, тем больше человек будет соответствовать нормам в группе, и соблюдать социальные нормы и правила не только в качестве руководства для своего поведения, но и для поддержания эмоциональных связей этих важных для него отношений [28]. Дюркгейм утверждал, что религия создает социальную интеграцию благодаря своей способности содействовать более интенсивной коллективной жизни, что приводит к улучшению психосоциального благополучия [14]. Таким образом, изучение представленности и выраженности симптомов ПТСР и аффективных расстройств (депрессии) с учетом религиозности трудовых мигрантов (Ислам) показало, что, несмотря на отсутствие исследований по этому вопросу, этот фактор является высокозначимым и может стать пусковым в механизме развития ПТСР. В связи с этим необходимо уделять более серьезное внимание вопросам духовности и понимать ее значение для психического благополучия людей, отличающихся по религиозному мировоззрению принимающей страны.
×

Об авторах

Анатолий Александрович Овчинников

Новосибирский государственный медицинский университет

кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии 630091, Новосибирск, Красный проспект, д. 52

Аклима Накиповна Султанова

Новосибирский государственный медицинский университет

Email: sultanova.aklima@yandex.ru
кафедра клинической психологии 630091, Новосибирск, Красный проспект, д. 52

Список литературы

  1. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 2002. 405 с.
  2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: ООО «Речь», 2002. 350 с.
  3. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001. 272 с.
  4. Aronowitz M. The social and emotional adjustment of immigrant children: a review of the literature // The International migration review. 1984 Summer. Vol. 18(2). P. 237-257.
  5. Beiser M. Influences of time, ethnicity, and attachment on depression in Southeast Asian refugees // The American journal of psychiatry. 1988 Jan. Vol. 145(1). P. 46-51.
  6. Beiser M., Hou F. Chronic health conditions, labour market participation and resource consumption among immigrant and native-born residents of Canada // International journal of public health. 2014 Jun. Vol. 59(3). P. 541-547.
  7. Buttle H. Measuring a Journey without Goal: Meditation, Spirituality, and Physiology // Biomed Res Int. 2015. Vol. 2015. Article ID 891671.
  8. Carballo M. The challenge of migration and health // World hospitals and health services: the official journal of the International Hospital Federation. 2006. Vol. 42(4). P. 18-19.
  9. Carter D.J., Rashidi A. Theoretical model of psychotherapy: Eastern Asian-Islamic women with mental illness // Health care for women international. 2003 May-Jun. Vol. 24(5). P. 399-413.
  10. Carter D.J., Rashidi A. East meets West: integrating psychotherapy approaches for Muslim women // Holistic nursing practice. 2004 May-Jun. Vol. 18(3). P. 152-159.
  11. Coppo P. Le ragioni del dolore // Torino: Bollati Boringhieri. 2005. Vol. 5. P. 25-29.
  12. Davidson R.J., Kabat-Zinn J., Schumacher J. et al. Alterations in brain and immune function produced by mindfulness meditation // Psychosom Med. 2003 Jul-Aug. Vol. 65(4). P. 56.
  13. Deshmukh V.D. Neuroscience of meditation // Scientific World Journal. 2006. Vol. 6. P. 2239-2253.
  14. Durkheim E. Suicide: A study in sociology. New York: Free Press, 1951.
  15. Erlich A. From refugee sender to labor exporter // Migration information source. 2006 Retrieved April 8 2010. Vol. 2. P. 12-14.
  16. Gaber T.J., Bouyrakhen S., Herpertz-Dahlmann B. et al. Migration background and juvenile mental health: a descriptive retrospective analysis of diagnostic rates of psychiatric disorders in young people // Global health action. 2013 Jun 19. Vol. 6. Article ID 20187.
  17. Grossman P., Niemann L., Schmidt S., Walach H. Mindfulness-based stress reduction and health benefits. A meta-analysis // J Psychosom Res. 2004 Jul. Vol. 57(1). P. 35-43.
  18. Heeren M., Wittmann L., Ehlert U. et al. Psychopathology and resident status - comparing asylum seekers, refugees, illegal migrants, labor migrants, and residents // Comprehensive psychiatry. 2014 May. Vol. 55(4). P. 818-825.
  19. Hinterkopf E. Integrating spirituality in counseling: A manual for using the exponential focusing method. Alexandria, VA: American Counseling Association. 1998. Vol. 3. P. 16-24.
  20. Jayasuriya L., Sang D., Fielding A. Ethnicity, immigration and mental illness: A critical review of Australian research. Canberra: Bureau of Immigration Research. 1992. Vol. 3. P. 53-57.
  21. Kanji Z., Drummond J., Cameron B. Resilience in Afghan children and their families: a review // Paediatric nursing. 2007 Mar. Vol. 19(2). P. 30-33.
  22. Moghaddam F.M., Ditto B., Taylor D. Attitudes and attributions related to symptomatology in Indian immigrant women // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1990. Vol. 21. P. 335-350.
  23. Naidoo J.C. The mental health of visible ethnic minorities in Canada // Psychology and Developing Societies. 1992. Vol. 4. P. 165-186.
  24. Olimova S., Bosc I. Labor Migration from Tajikistan. Geneva: International Organization on Migration, 2003. Retrieved November 29, 2010. Vol. 3. P. 6-9.
  25. Phinney J.S. Ethnic identity in adolescents and adults: review of research // Psychological bulletin. 1990 Nov. Vol. 108(3). P. 499-514.
  26. Rasmussen A., Crager M., Baser R.E.et al. Onset of posttraumatic stress disorder and major depression among refugees and voluntary migrants to the United States // Journal of traumatic stress. 2012 Dec. Vol. 25(6). P. 705-712.
  27. Sam D.L., Berry J.W. Acculturative stress among young immigrants in Norway // Scandinavian journal of psychology. 1995 Mar. Vol. 36(1). P. 10-24.
  28. Stark R., Bainbridge W.S. Religion, deviance, and social control. New York: Routledge, 1996.
  29. Theda Rose, Sean Joe, Joseph Shields, Cleopatra Howard Caldwell Social integration and the mental health of Black adolescents // Published in final edited form as: Child Dev. 2014 May-Jun. Vol. 85(3). P. 1003-1018.
  30. Thorlindsson T, Bjarnason T. Modeling Durkheim on the micro level: A study of youth suicidality // American Sociological Review. 1998. Vol. 63. P. 94-110.
  31. Wallace B.A., Shapiro S.L. Mental balance and well-being: building bridges between Buddhism and Western psychology // Am Psychol. 2006 Oct. Vol. 61(7). P. 690-701.
  32. Weine S., Bahromov M., Loue S., Owens L. Trauma exposure, PTSD, and HIV sexual risk behaviors among labor migrants from Tajikistan // AIDS and behavior. 2012 Aug. Vol. 16(6). P. 1659-1669.
  33. Westgate С.Е. Spiritual wellness and depression // Journal of Counseling and Development. 1996.Vol. 75. P. 26-35.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Овчинников А.А., Султанова А.Н., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах