Гелотофобия, гелотофилия и катагеластицизм у женщин, страдающих психическими расстройствами непсихотического уровня

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Исследование особенностей отношения к юмору и смеху (гелотофобии, гелотофилии и катагеластицизма) у женщин, страдающих психическими расстройствами невротического уровня.

Методы. Обследованы 85 пациенток, страдающих непсихотическими психическими расстройствами. Основной методикой исследования был опросник отношения к юмору и смеху PhoPhiKat-30.

Результаты. Доля пациенток данной группы, имеющих гелотофобию, превышает её распространённость в выборке психически здоровых людей, но является наименьшей в сравнении с данными, полученными на других нозологических группах. У большинства обследованных определены нормативные значения гелотофилии и катагеластицизма, у части пациенток их показатели оказались ниже нормативных. Обнаружены положительные связи страха насмешки с гелотофилией и катагеластицизмом, также выявлена связь между катагеластицизмом и гелотофилией. Установлена положительная связь гелотофобии с количеством госпитализаций в психиатрический стационар. Кроме того, гелотофобия более выражена у пациенток, имеющих среднее образование, и у овдовевших.

Выводы. Гелотофобия у людей, страдающих непсихотическими расстройствами, отражает их «пограничный» между нормой и патологией характер. Частота катагеластицизма и гелотофилии при расстройствах психики скорее снижается. Гелотофобия же обладает нозологической специфичностью и может быть диагностически важным показателем, отражающим не только нарушения, но и сохранность эмоционально-личностной сферы пациентов.

Полный текст

В последнее время многие исследователи стали рассматривать чувство юмора не только в качестве социальной желательной черты личности, но и как важный компонент психического здоровья и благополучия [1]. Поскольку психические расстройства сопровождаются значительными изменениями в сфере чувств, мышления и поведения, снижением способности к совладающему поведению, очевидно, что чувство юмора в этом случае также претерпевает значительные изменения и, как было показано в исследовании Е.А. Стефаненко, может оказывать дезадаптирующее влияние [2]. Исследования особенностей чувства юмора при психических расстройствах позволяют научно обосновать использование нарушений и специфики чувства юмора у пациентов в качестве дополнительного диагностического критерия для при- менения в клинической практике, так как данные нарушения могут предварять развитие более грубых интеллектуальных или эмоциональных расстройств [3].

В дифференциальной и клинической психологии активно изучают ряд феноменов, характеризующих отношение к юмору и смеху, — гелотофобию, гелотофилию и катагеластицизм [4]. Гелотофобией был назван впервые описанный М. Титцем на клинической выборке патологический страх казаться смешным, который он рассматривал в качестве особой формы социальной тревожности, связанной с чувством стыда [5]. В дальнейшем этот феномен стали подробно изучать швейцарские психологи В. Рух и Р.Т. Пройер в контексте психологии индивидуальных различий [6]. Также они инициировали изучение двух тесно взаимосвязанных с гелотофобией феноменов: гелотофилии (стремления выглядеть смешным) и катагеластицизма (склонности к высмеиванию других) [4].

Для изучения феноменов гелотофобии, гелотофилии и катагеластицизма В. Рух и Р.Т. Пройер разработали опросник PhoPhiKat (от англ. gelotoPhobia, gelotoPhilia, Katagelasticism), который прошёл русскоязычную адаптацию [7].

Несмотря на то обстоятельство, что большинство исследований данных феноменов проводят на здоровых людях в рамках дифференциальной психологии, в последнее время увеличилось количество подобных исследований на клинических выборках. Данные ряда исследований свидетельствуют о том, что у пациентов с различными расстройствами психики в сравнении со здоровыми людьми гелотофобия более выражена [8–14], а гелотофилия и катагеластицизм — менее [12, 13].

Таким образом, изучение отношения к юмору у больных психическими расстройствами становится всё более распространённым. Отмечена наибольшая выраженность гелотофобии у больных психическими расстройствами, при этом особенности страха насмешки зависят от нозологической формы [2]. Актуальными остаются вопросы о критериях различения страха выглядеть смешным у здоровой личности и гелотофобии как психопатологического синдрома, а также о диагностическом и прогностическом значении гелотофобии и её нозологической специфичности [7].

В связи с проблемой необходимости более глубокого понимания границ между нормой и патологией в отношении к страху насмешки особую актуальность имеет исследование данных феноменов среди пациентов с невротическими расстройствами, которое до сих пор не проводили. Целью работы было исследование особенностей отношения к юмору и смеху (гелотофобии, гелотофилии и катагеластицизма) у женщин, страдающих психическими расстройствами невротического уровня.

В исследование были включены пациентки, проходящие стационарное лечение в психотерапевтических отделениях областной клинической психиатрической больницы «Богородское» г. Иваново (n=85) в возрасте от 18 до 80 лет (m=52,4 года c sd=15,1). Критериями включения служили непсихотический уровень психического расстройства (отсутствие выраженной дезорганизации психики, сохранность критики, отсутствие выраженных нарушений поведения) и возраст от 18 лет.

Среди обследуемых были 57 пациенток с функциональными расстройствами (такими, как расстройства адаптации, другие невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства, расстройства личности и т.п.) и 28 женщин с органическими расстройствами (органическими непсихотическими аффективными расстройствами и т.п.).

С пациентками проводили предварительную беседу, включающую сбор ряда клинико-анамнестических сведений, по итогам которой совместно с методом выкопировки данных из истории болезни заполняли карту обследования, включающую в том числе следующие данные: возраст, образование, диагноз, семейное положение, длительность заболевания, количество госпитализаций и т.д.

Основной методикой исследования был опросник отношения к юмору и смеху PhoPhiKat-30 (Ruch et al., 2009), адаптированный для российской выборки [7], состоящий из 30 утверждений для оценки трёх шкал: гелотофобии, гелотофилии и катагеластицизма. Для статистической обработки применяли программу Statistica 10. Использованы параметрические (коэффициент корреляции Пирсона) и непараметрические (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий Краскела–Уоллиса и U-критерий Манна–Уитни) методы. В качестве апостериорного теста использовали U-критерий Манна–Уитни с поправкой на множественные сравнения. Описательные статистики представлены средним значением (m) и стандартным отклонением (sd). Силу корреляционной связи оценивали по шкале Чеддока.

В целом по выборке отсутствие страха насмешки обнаружено у 32% испытуемых (<2 баллов, здесь и далее по [6]), пограничная выраженность (2–2,5 балла) — у 40%, порог гелотофобии (2,5 балла) превысили 28,2% пациенток, среди которых у 21,1% выявлена лёгкая гелотофобия (2,5–3 балла), у 5,9% — выраженная (3–3,5 балла), у 1,2% — экстремально выраженная (>3,5 балла).

Данная доля пациенток, имеющих гелотофобию (28,2%), превышает её распространённость в выборке психически здоровых людей (14,9% [7]), но является наименьшей в сравнении с данными, полученными на других нозологических группах. Так, в исследовании пациентов с депрессивным синдромом в рамках эндогенных аффективных расстройств и шизофрении порог гелотофобии превысили 44% пациентов [13], среди пациентов с синдромом Аспергера — 45% [11], с шизофренией — 50%, с расстройствами настроения — 81% [8], среди пациентов с пограничным расстройством личности — 87% [10], а среди пациентов, страдающих одновременно от социального тревожного расстройства (социофобии) и тревожного (уклоняющегося) расстройства личности, у 100% определена гелотофобия [9]. Эта закономерность, возможно, отражает пограничный между нормой и выраженной психопатологией характер расстройств у данной группы пациентов.

У большинства обследованных (73%) определены нормативные значения гелотофилии (1,69–2,99 балла [7]), у части пациенток (22,3%) показатели оказались ниже нормативных, у 4,7% — выше нормативных. Схожие результаты получены и в отношении катагеластицизма: у 76,5% — нормативные значения (1,83–3,23 балла [7]), у 21,2% — ниже нормативных, у 2,3% — выше нормативных.

Значительная доля пациенток, имеющих значения гелотофилии и катагеластицизма ниже нормативных, согласуется с данными других исследований: так, например, низкие значения склонности высмеивать окружающих определяют у пациентов с шизофренией [12], также низкие значения гелотофилии и катагеластицизма характерны для пациентов с депрессивным синдромом в рамках эндогенных аффективных расстройств и шизофрении [13] и для группы людей с расстройствами аутистического спектра [15].

В отличие от результатов предварительного исследования, в котором мы не выявили связей между феноменами, характеризующими отношение к юмору и смеху [14], в данном исследовании была выявлена очень слабая положительная связь страха насмешки с гелотофилией (r=0,22, p=0,0467) и катагеластицизмом (r=0,22, p=0,0416). Аналогичная связь страха насмешки и катагеластицизма (r=0,18, p=0,002) определена и в исследовании здоровых людей. Это может свидетельствовать о наличии причинно-следственных отношений, когда страх насмешки развивается в результате негативных реакций на агрессивный юмор, либо катагеластицизм формируется как компенсаторный механизм при большой чувствительности к насмешкам [7], однако в большинстве исследований данная связь не выявлена [4, 12, 13].

Интересна обнаруженная положительная связь гелотофобии и гелотофилии: в оригинальном исследовании В. Руха и Р. Пройера выявлена отрицательная их взаимосвязь [4], а в ряде других исследований никакой связи не обнаружено [7, 12, 13]. Возможно, в данной группе пациентов гелотофилия, как и катагеластицизм, выполняет компенсаторную роль: сознательно выставляя себя объектом насмешки, люди могут «обретать контроль» над данной ситуацией, снижая страх ожидания ситуаций осмеяния, непосредственно провоцируя их. С другой стороны, возможно, что привычка выставлять себя объектом юмора и смеха провоцирует ожидание насмешек над собой в большинстве жизненных ситуаций и приводит к вторичному развитию гелотофобии.

Также обнаружена заметная связь между катагеластицизмом и гелотофилией (r=0,52, p <0,001), что согласуется с данными исследований как здоровых людей [7, 4], так и клинических групп [12, 13].

Выявлена положительная связь гелотофобии с количеством госпитализаций в психиатрический стационар (r=0,29, p=0,006) в отсутствие связи с собственно длительностью заболевания. Данные ряда исследований в этом вопросе противоречивы. Так, в одном исследовании [8] было обнаружено, что выраженность гелотофобии при расстройствах настроения, пищевого поведения, тревожных расстройствах позитивно связана с количеством лет, проведённых под психиатрическим наблюдением. Авторы объясняют указанный факт тем, что зачастую этот показатель отражает тяжесть расстройства, а также само длительное пребывание в статусе пациента психиатрического профиля повышает вероятность трудностей, связанных с социальным принятием. Может играть роль и стигматизация психических расстройств, бытующая в обществе. Соответственно, гелотофобия может существовать и как часть психиатрической нозологии, и как вторичный синдром, вызванный стигматизацией [8].

С другой стороны, в исследовании пациентов, страдающих параноидной шизофренией, было обнаружено, что страх насмешки более выражен у больных, перенёсших один приступ, тогда как по мере увеличения длительности болезни он снижается, что отражает развитие эмоционально-личностного дефекта [12]. Вероятно, усиление страха насмешки по мере увеличения количества госпитализаций у пациентов, страдающих непсихотическими расстройствами, связано с эффектами стигматизации и самостигматизации, в то же время свидетельствуя об относительной сохранности критики и эмоционально-личностной сферы.

Выявлены различия в выраженности гелотофобии в зависимости от уровня образования и семейного положения. При этом гелотофобия более выражена у людей, имеющих среднее образование, в сравнении с лицами, имеющими высшее образование (U=79,5, p=0,015), и у овдовевших в сравнении с людьми, имеющими постоянного партнёра (U=187, p=0,006), что подтверждает наши более ранние результаты [14]. Однако тенденция к большей выраженности страха насмешки при органических расстройствах психики не нашла своего подтверждения (р >0,05). Также не обнаружено связи анализируемых параметров с возрастом пациенток (р >0,05).

ВЫВОДЫ

  1. Распространённость феномена страха насмешки среди пациенток, страдающих непсихотическими расстройствами, отражает их «пограничный» характер: он более выражен по сравнению со здоровыми людьми, но в меньшей степени, чем у пациентов с заболеваниями более тяжёлого регистра.
  2. Для данной группы пациенток характерны положительные связи гелотофобии с гелотофилией и катагеластицизмом, что может указывать на развитие у данных пациенток особых механизмов совладания с боязнью осмеяния по сравнению с другими группами пациентов и здоровых людей.
  3. Значения гелотофилии и катагеластицизма согласуются с данными других исследований, что свидетельствует в пользу их нозологической неспе-цифичности: при расстройствах психики они скорее снижаются. Частота гелотофобии же, напротив, повышается, однако при различных заболеваниях в разной степени.
  4. Страх насмешки у данных пациентов усиливается с увеличением количества госпитализаций; выше у людей, имеющих среднее образование, и у овдовевших.
  5. По-видимому, гелотофобия обладает нозологической специфичностью и может быть диагностически важным показателем, отражающим не только нарушения, но и сохранность эмоционально-личностной сферы пациентов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов по представленной статье.

×

Об авторах

Денис Андреевич Шуненков

Ивановская государственная медицинская академия

Автор, ответственный за переписку.
Email: voksined@yandex.ru

аспирант кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии ИПО

Россия, 153012, г. Иваново, Шереметевский пр-т, 8

Алексей Валерьевич Худяков

Ивановская государственная медицинская академия

Email: app237110@yandex.ru

доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии

Россия, 153012, г. Иваново, Шереметевский пр-т, 8

Елена Михайловна Иванова

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Научный центр психического здоровья

Email: ivalenka13@gmail.com

канд. психол. наук, и. о. зав. кафедрой клинической психологии; ст. н. сотр. отдела медицинской психологии 

Россия, 117997, г. Москва, ул. Островитянова, 1; 115230, г. Москва, Каширское ш., 34

Список литературы

  1. Иванова Е.М., Ениколопов С.Н. Психопатология и чувство юмора. Соврем. терап. психич. расстройств. 2009; 1: 19–24. [Ivanova E.M., Enikolopov S.N. Psychopathology and sense of humor. Sovremennaya terapiya psikhicheskikh rasstroystv. 2009; 1: 19–24. (In Russ.)]
  2. Стефаненко Е.А. Психологические особенности гелотофобии (страха насмешки) при шизофрении и аффективных расстройствах. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Научный центр психологического здоровья РАМН. 2014; 34 с. [Stefanenko E.A. Psychological features of a gelotophobia at schizophrenia and affective disorders. Abs. of Ph.D. thesis in Psychological Science. Moscow: Nauch. tsentr psikhologicheskogo zdorovʹya RAMN. 2014; 34 p. (In Russ.)]
  3. Иванова Е.М., Ениколопов С.Н., Митина О.В. Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах. Вопр. психол. 2008; 1: 45–57. [Ivanova E.M., Enikolopov S.N., Mitina O.V. Impaired sense of humor at schizophrenia and affective disorders. Voprosy psikhologii. 2008; 1: 45–57. (In Russ.)]
  4. Ruch W., Proyer R.T. Extending the study of gelotophobia: On gelotophiles and katagelasticists. Humor Int. J. Humor Res. 2009; 22 (1–2): 183–212.
  5. Titze M. Gelotophobia: The fear of being laughed at. Humor Int. J. Humor Res. 2009; 22 (1–2): 27–48.
  6. Ruch W., Proyer R.T. Who is gelotophobic? Assessment criteria for the fear of being laughed at. Swiss J. Psychol. 2008; 67: 19–27. doi: 10.1024/1421-0185. 67.1.19.
  7. Иванова Е.М., Макогон И.К., Стефаненко Е.А. и др. Русскоязычная адаптация опросника гелотофобии, гелотофилии и катагеластицизма PhoPhiKat. Вопр. психол. 2016; 2: 162–171. [Ivanova E.M., Makogon I.K., Stefanenko E.A. et al. Russian-language adaptation of the questionnaire of a gelotophobia, gelotophilia and katagelasticism PhoPhiKat. Voprosy psikhologii. 2016; 2: 162–171. (In Russ.)]
  8. Forabosco G., Ruch W., Nucera P. The fear of being laughed at among psychiatric patients. Humor Int. J. Humor Res. 2009; 22: 233–251. DOI: 10.1515/ HUMR.2009.011.
  9. Havranek M.M., Volkart F., Bolliger B. et al. The fear of being laughed at as additional diagnostic criterion in social anxiety disorder and avoidant personality disorder? PLoS ONE. 2017; 12 (11): e0188024. doi: 10.1371/journal. pone.0188024.
  10. Brück C., Derstroff S., Wildgruber D. Fear of being laughed at in borderline personality disorder. Front. Psychol. 2018; 9: 4. doi: 10.3389/fpsyg.2018.00004.
  11. Samson A., Huber O., Ruch W. Teasing, ridiculing and the relation to the fear of being laughed at in individuals with Asperger’s syndrome. J. Autism. Dev. Disord. 2011; 41: 475–483. doi: 10.1007/s10803-010-1071-2.
  12. Стефаненко Е.А., Ениколопов С.Н., Иванова Е.М. Особенности отношения к юмору и смеху у больных шизофренией. Ж. неврол. и психиатрии. 2014; 1: 26–29. [Stefanenko E.A., Enikolopov S.N., Ivanova E.M. Features of attitude to humor and laughter in patients with schizophrenia. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii. 2014; 1: 26–29. (In Russ.)]
  13. Любавская А.А., Олейчик И.В., Иванова Е.М. Особенности гелотофобии, гелотофилии и катагеластицизма у пациентов с депрессивным синдромом. Клин. и специальн. психол. 2018; 7; 3 (27): 119–134. [Lyubavskaya A.A., Oleychik I.V., Ivanova E.M. Features of a gelotophobia, gelotophilia and katagelasticism in patients with a depressive syndrome. Klinicheskaya i spetsialʹnaya psikhologiya. 2018; 7; 3 (27): 119–134. (In Russ.)]
  14. Шуненков Д.А., Худяков А.В. Особенности гелотофобии у пациентов с психическими расстройствами невротического уровня. Практич. мед. 2019; 17 (3): 84–88. [Shunenkov D.A., Khudyakov A.V. Features of gelotophobia in patients with neurotic mental disorders. Prakticheskaya meditsina. 2019; 17 (3): 84–88. (In Russ.)]
  15. Tsai M.-N., Wu C.-L., Tseng L.-P. et al. Extraversion is a mediator of gelotophobia: A study of autism spectrum disorder and the big five. Front. Psychol. 2018; 9: 1–11. doi: 10.3389/fpsyg.2018.00150.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шуненков Д.А., Худяков А.В., Иванова Е.М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах