Результаты внедрения терапевтической системы “detensor” в комплекс реабилитационных мероприятий у больных неврологического профиля

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Терапевтическая система "Detensor" создана в 1980 г. проф. К.А. Кинляйном (Германия) и с успехом используется в клиниках терапевтического и ортопедического профиля за рубежом для длительного вытяжения позвоночного столба.

Полный текст

Терапевтическая система "Detensor" создана в 1980 г. проф. К.А.Кинляйном (Германия) и с успехом используется в клиниках терапевтического и ортопедического профиля за рубежом для длительного вытяжения позвоночного столба [2, 7].

Метод Detensor-терапии отвечает основным требованиям, предъявляемым к идеальной системе для восстановлений функций позвоночника. Длительное вытяжение позвоночного стол ба происходит в состоянии релаксации в оптимальных направлениях при условии правильного функционального положения позвоночника сохранения его физиологических изгибов. Это обеспечивается эластичной конструкцией, имеющей наклонные ребра, положение которых меняется под действием веса пациента [1]. При укладке пациента на систему формируются оптимально направленные силы вытяжения, строго зависящие от веса тела пациента, что в совокупности приводит к разгрузке кинематической системы позвоночника и исключает перерастяжение, а следовательно, и возможность травматизации. Это выгодно отличает систему от применявшихся ранее приспособлений для вытяжения позвоночника (петля Глиссона, столы с петлями и др.) [3—6].

Система состоит из матраца и терапевтического мата. Матрац для сна обеспечивает вытяжение силой до 5—10% веса тела, терапевтический мат, предназначенный для дневных процедур, — в среднем до 18—25%.

Важным достоинством настоящей системы является обеспечение эмоционального комфорта пациента во время проведения процедуры (отсутствие сложных приспособлений, а также ремней, грузов и т.п., которые оказывают стрессовое воздействие на пациента), возможность длительного однократного вытяжения, возможность и целесообразность торсионных движений.

На базе Центра реабилитации Detensor-терапия стала внедряться в комплекс лечебно реабилитационных мероприятий с декабря 1994 г. К настоящему времени создана служба детензорологии, которая представлена неврологами, врачами АФК, средним медперсоналом. В неврологическом отделении ЦР оборудованы палаты, организован кабинет Detensor терапии, где проводится подбор методики проведения данной терапии, коррекция ее на разных этапах реабилитации, а также комбинированное ее воздействие в сочетании с рациональной психо-, музыко- и рефлексотерапией.

За период с декабря по июнь 1995 г. в стенах неврологического отделения ЦР комплексное лечение с использованием системы "Detensor" получил 61 пациент с вертеброгенным болевым синдромом различной локализации. Из них у 33 наблюдался регресс болевых ощущений в среднем к 5-й процедуре, у 19 — к 10-й, у 9 — к 15-й. Прослеживалось четкое уменьшение болевого синдрома, нормализация мышечно-тонических изменений и после однократного использования системы с сохранением эффекта в течение нескольких часов при соблюдении данных рекомендаций относительно режима статико-динамических нагрузок. Оценивалась динамика клинических данных, гемодинамических параметров, реографических изменений, применялось рентгенологическое исследование с целью контроля эффективности терапии. В целом ряде случаев ранее безуспешной терапии вертеброгенного болевого синдрома использование Defensor терапии в качестве базисной позволило добиться уменьшения и полного регресса болевых и мышечно-тонических проявлений. По сравнению с контрольной группой, не получавшей Detensor-терапии (архивные данные), сроки реабилитации были сокращены в 1,5—2,7 раза (при оценке данных о восстановлении трудоспособности пациентов).

Приведем примеры. На лечении в ЦР находилась пациентка А., 32 лет, с диагнозом корешковый синдром Lv—SI; левосторонняя заднебоковая грыжа диска Lv—SI; остеохондроз позвоночника. Течение — часто рецидивирующее, стойкий неврологический дефицит, резистентность к ранее проводимому широкому спектру терапии, включавшей медикаментозное, физиотерапевтическое воздействие. От предложенного оперативного лечения пациентка воздержалась. В РЦ больная была помещена в палату, оборудованную системой "Detensor". При минимальном объеме медикаментозного вмешательства (витаминотерапия, биостимуляторы, короткий курс противоотечной терапии), использовании Detensor-терапии в режиме чередования лечения на терапевтическом мате (по 40 мин 3 раза в день) и спальном матраце (2 раза в сутки в общей сложности 10—12 ч) с применением рациональной лечебной гимнастики к 17-му дню пребывания в стационаре наблюдался полный регресс клинических проявлений неврологического дефицита.

В другом случае, у пациентки П., 58 лет, поступившей в РЦ в стадии затянувшегося обострения (9 мес) дискогенной радикулопатии L4—S1 также после безуспешных попыток предшествующей терапии (на компьютерной томографии пояснично-крестцового отдела позвоночника: протрузия дисков L+5, L5—S1 7 мм с компрессией корешков, отек корешков на всех исследуемых уровнях L3—S1 использование системы "Detensor" в сочетании с методами физиотерапевтического воздействия (плавание, ванны с бишофитом) и минимальным количеством медикаментозных средств (вазоактивные и противоотечные препараты коротким курсом, витамино- и антидепрессивная терапия) позволило добиться заметного регресса болевого синдрома к 15 му дню пребывания пациентки в стационаре и полного — к 20-му с восстановлением мышечной массы пораженной конечности и позы. Прослеживалось увеличение эффективности терапии церебрососудистых расстройств преимущественно вертеброгенного генеза при включении Detensor терапии в комплекс проводимых мероприятий.

У пациентки Ж., 46 лет, с начальными проявлениями недостаточности мозгового кровообращения в системе вертебробазилярных артерий на фоне остеохондроза шейного отдела позвоночника при поступлении в ЦР помимо общих жалоб имели место неустойчивость при ходьбе, нарушение артикуляции, брадилалия, выраженное ограничение движений в шейном отделе позвоночника. Detensor терапия проводилась с использованием терапевтического мата по 40 мин 3 раза в день в комбинации с рациональной психотерапией, лечебной физкультурой; пациентка получала бальнеологическое лечение, медикаментозную терапию (малые дозы транквилизаторов и витамины). Detensor терапия была включена в комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий на 5-е сут, и с первой же процедуры стало наблюдаться заметное улучшение состояния. К 5-й процедуре полностью регрессировали головные боли (как пароксизмы, так и фоновые), увеличился объем активных и пассивных движений в шейном отделе позвоночника, к 15-й — регрессировал неврологический дефицит.

Использование системы "Detensor" в комплексной терапии спинального инсульта (2 наблюдения) также дало положительные результаты (ускорение реабилитации по сравнению с контрольной группой в 1,7 раза).

За вышеуказанный период Detensor- терапию получили 9 пациентов после оперативного вмешательства на позвоночнике (пост-ламинэктомический синдром и др.), поступавшие в РЦ на 14—20-е сут после операции. По сравнению с ранее имевшимися наблюдениями срок реабилитации сократился в данном случае в 2,5—3,5 раза, что коррелирует с данными К.Л.Кинляйна [3].

По нашему мнению, стоит уделить внимание случаю применения Detensor терапии в послеоперационном периоде у пациентки Н., 63 лет, после повторного удаления гигантской нейрофибромы Th+6 -уровня с ростом по типу "песочных часов", выраженным после операционным неврологическим дефицитом (чувствительные расстройства), разноплановым болевым синдромом высокой интенсивности, послеоперационными осложнениями в виде клапанного пневмоторакса, реактивным плевритом, релаксацией купола диафрагмы, а также сопутствующей патологией — ожирение III степени, гипотиреоз с неустойчивой медикаментозной компенсацией. Пациентке проводилась Detensor-терапия с использованием спального матраца в течение 20 дней на фоне минимальных доз вазоактивной терапии. При таком режиме лечебно-реабилитационных мероприятий с 5-го дня Detensor-терапии появилась устойчивая тенденция к регрессу болевого синдрома, с 9—10-го дня — восстановление качества сна, к 15—17-му дню полностью исчезли болевые ощущения острого характера. При сравнении с данными реабилитации после первичной операции подобный эффект достигнут в настоящем случае в 4 раза быстрее, без применения анальгетиков.

При использовании системы "Detensor" наблюдали четкую положительную динамику диссомнических расстройств при сокращении снотворных средств, а в 17% случаев — их отмене, регресс ночного храпа у наблюдаемых по этому поводу 4 пациентов среднего возраста. При проведении Detensor-терапии в 87% случаев после первых же процедур отмечали регулирование артериального давления до адаптированного уровня как в случае повышенного артериального давления, так и при наличии гемодинамических расстройств по гипотоническому типу. В 72% случаев включение Detensor терапии в комплекс лечебно реабилитационных мероприятий позволяло сокращать поддерживающую дозу гипотензивных средств и стабилизировать полученные результаты при длительном (более 14 процедур) применении системы "Detensor".

При соблюдении методики проведения Detensor-терапии с учетом характера, тяжести и особенностей течения патологического процесса побочные явления в виде кратковременного головокружения отмечались в 0,5% случаев на первой процедуре и в 0,09% случаев — на второй.

Таким образом, опыт внедрения Detensor терапии в практику ЦР позволяет говорить о широких возможностях данного метода в лечении как вертеброгенных, так и общесоматических расстройств. С нашей точки зрения, Detensor терапия позволяет качественно ликвидировать мышечно-тонические проявления, деблокировать позвоночно-двигательный сегмент щадящим тракционным воздействием в условиях длительной релаксации и комфортного психоэмоционального состояния пациента. Длительная релаксация в сочетании с вытяжением способствует, к тому же, по зарубежным данным, качественной регидратации межпозвоночного диска, нельзя исключить возможность восстановления структуры диска при длительном использовании системы [2, 4]. Предполагаемое на основании вышеизложенных положений улучшение сегментарной иннервации в сочетании с коррекцией мышечного тонуса, по нашему мнению, определяет положительную динамику течения соматических процессов, а на фоне максимально благоприятных условий для кожного обмена — регресс нейротрофических изменений.

Результаты применения Detensor-терапии позволяют прогнозировать расширение ее ис пользования в системе лечебно-реабилитационных мероприятий и побуждают к дальнейшему изучению возможностей данного вида терапии.

Патент СССР № 1526566АЗ.

×

Об авторах

В. И. Шмырев

Центр реабилитации МЦ УД Президента РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

А. И. Романов

Центр реабилитации МЦ УД Президента РФ

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

К. Л. Кинляйн

Центр реабилитации МЦ УД Президента РФ

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

Т. С. Ракова

Центр реабилитации МЦ УД Президента РФ

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

О. В. Балакирева

Центр реабилитации МЦ УД Президента РФ

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва

Список литературы

  1. Штраус Й., Кинляйн К., Балакирева О.В., Романов А.И. Лечение заболеваний позвоночника с применением многоцелевой системы "Detensor" // Клин. вестн.— 1996.— Январь—март.—С.64—65.
  2. Kienlein К. Die Detensor-Methode.—Roethenbach: Selbstverlag, 1990.
  3. Kraemer J., Gritz H.A. Koerperlaengenaenderungen durch druckabhaengige Fluessigkeitisverschieburgen im Zwischenwirbelabschnit // Z. Orthop. — 1980.—Bd .118.—S.161—164.
  4. Laser T. Krankenpflegejoumal.—Wuerzburg: Verlag Schwestern Revue, 1988.
  5. Schumpe G., Frobese G. Die Haltungsaenderung der sportlich-beanspruchten Wirbelsaeule vor und nach Entlastung durch die Detensor-Methode.—1989.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шмырев В.И., Романов А.И., Кинляйн К.Л., Ракова Т.С., Балакирева О.В., 1996

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах