ЭЭГ-анализ влияния комбинированного применения карбамазепина и мексидола на эпилептиформную активность мозга

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В экспериментах на крысах с хроническим эпилептогенным очагом в сенсомоторной области коры показано, что эффекты противосудорожных веществ зависят от стадии развития эпилептической системы. Действие карбамазепина в эффективных дозах наиболее выражено на стадии устойчивой эпилептической системы с наличием детерминантных очагов в лимбико-гипоталамических структурах. Снижение дозы препарата приводит к ослаблению противосудорожных эффектов и активации вторичного гиппокампального очага. Комбинированное применение карбамазепина и мексидола с мембранотропной антиоксидантной активностью приводит к усилению противосудорожных свойств карбамазепина и позволяет снизить терапевтические дозы последнего.

Полный текст

В многочисленных исследованиях последних лет показана существенная роль структурно-функционального состояния мембран и свободно-радикальных процессов в патогенезе различных нервно-психических состояний — судорог, стресса, неврозов. Однако, к сожалению, до настоящего времени эти базисные представления практически не использовались как основа для применения мембраноактивных веществ в неврологической клинике. Среди известных антиоксидантов можно выделить производные 3-оксипиридина, которые являются ингибиторами свободно-радикальных реакций, изменяют структурно-функциональное состояние мембран. Представлялось интересным изучить возможности нового препарата мексидола из класса 3-оксипиридинов с антиоксидантами и мембранотропными свойствами для усиления противосудорожных свойств известных антиэпилептических средств.

Целью настоящего исследования является электрофизиологический анализ комбинированного применения мексидола и карбамазепина в различные сроки созревания хронического эпилептогенного очага.

Эксперименты проводились на белых беспородных крысах-самцах массой тела от 180 до 220 г с хронически вживленными электродами. Эпилептогенный очаг создавался аппликацией порошка металлического кобальта на поверхность сенсомоторной коры левого полушария (координаты АД — 1,5 мм, 1 — 1,5 мм). Биоэлектрическую активность сенсомоторной области коры (ипси- и контралатеральное полушария по отношению к очагу), дорзального гиппокампа и латерального гипоталамуса регистрировали ежедневно начиная со 2-го дня после аппликации кобальта. Подсчитывали число и длительность разрядов в минуту, длительность одного разряда и анализировали латентное время возникновения отдельных пароксизмов в каждой исследуемой структуре [2].

Ранее было показано, что в развитии эпилептиформной активности (ЭпА) крыс с кобальтовым эпилептогенным очагом можно выделить стадии, различающиеся по электрофизиологическим и нейрохимическим характеристикам [1, 3]. Исходя из этого, изучение влияния веществ и их комбинаций на ЭпА проводили отдельно в начальной стадии развития эпилептической системы (ЭС) — через 24—48 часов после аппликации кобальта и в стадии генерализации ЭпА — через 24—48 часов после аппликации эпилептогена.

В начальном периоде развития ЭС в электрограммах всех исследуемых областей отмечается большое количество отдельных острых высокоамплитудных волн, пиков, а также синхронно возникающих пароксизмальных разрядов. Введение мексидола в дозе 50 мг/кг в этот период вызывает угнетение ЭпА, что выражается в снижении числа разрядов ЭпА и их амплитуды.

Статистическая обработка данных с учетом числа разрядов за минуту, длительности отдельных пароксизмов и общей длительности разрядов в минуту в каждой исследуемой структуре для всей группы животных показала, что в начальном периоде развития ЭС наибольшее угнетение ЭпА под влиянием мексидола происходит в отведениях зеркального очага (число разрядов уменьшается в 2,78 раза, а их длительность за минуту — в 5,68 раза), а наименьшее угнетение — в истинном очаге (число разрядов уменьшается в 1,74 раза, а их длительность за минуту — в 3,65 раза).

Введение карбамазепина в дозе 20 мг/кг на ЭпА мозга крыс в начальном периоде развития эпилептогенного очага уменьшает как число эпилептических разрядов, так и их длительность. Наибольший эффект наблюдается в корковых очагах, тогда как в электрограммах латерального гипоталамуса и дорзального гиппокампа значения не достигают достоверных различий с уровнем контроля. Изменения показателей ЭпА в корковых очагах достоверно различаются через час после введения препарата и сохраняются в течение 4 часов.

Под влиянием карбамазепина (10 мг/кг) на первой стадии развития ЭС эпилептиморфная активность меняется незначительно. При анализе изменений отдельных показателей было установлено, что снижение длительности разрядов наблюдается лишь через 3 часа после введения препарата и достигает достоверных различий лишь в кортикограммах ипсилатерального полушария (рис. 1). Число разрядов ЭпА в электрограммах сенсомотороной коры ипси- и контралатерального полушария и латерального гипоталамуса при этом увеличивается, но уменьшается длительность отдельных разрядов, то есть эффекты карбамазепина в дозе 10 мг/кг направлены в основном на уменьшение длительности разрядов, но не на число разрядов.

 

Рис. 1. Влияние карбамазепина (10 мг/кг) на длительность разрядов (1 с)

 

Анализ временных характеристик возникновения ЭпА показал, что на этой стадии разряды чаще всего начинаются в электрограммах латерального гипоталамуса и сенсомоторной коры, тогда как в гиппокампограммах разряды возникают реже. Под влиянием карбамазепина (10 мг/кг) через 30 минут происходят активация гиппокампального очага и подавление коркового очага в ипсилатеральном полушарии. Через 2 часа после введения вещества угнетается очаг ЭпА в латеральном гипоталамусе.

Наиболее устойчивым к воздействию карбамазепина (10 мг/кг) оказался зеркальный очаг: на рис. 2 видно, что процесс возникновения ЭпА в зеркальном очаге (сенсомоторная кора контралатерального полушария) постепенно нарастает к 2 часам. Через 4 часа после введения вещества происходит некоторое перераспределение в активности первичного и вторичного очагов. Активность первичного очага угнетается (сенсомоторная кора ипсилатерального полушария), а вторичный очаг дорзального гиппокампа усиливается. Активность контралатерального очага и латерального гипоталамуса не меняется по сравнению с исходными данными (рис. 2). Следовательно, эффекты карбамазепина направлены на подавление первичного коркового очага ЭпА, однако активация гиппокампального очага маскирует эффекты препарата.

 

Рис. 2. Ведущая структура в 1 стадии

 

Комбинированное воздействие мексидола (50 мг/кг) и карбамазепина (10 мг/кг) на ЭпА в начальной стадии развития эпилептической системы вызвало снижение длительности разрядов в электрограммах всех исследуемых областей, кроме ипсилатерального очага, через 3 часа после введения веществ. В гиппо- 24 кампограммах эффект наступал через 30 минут после его введения (рис. 3). На таком же сроке число разрядов в кортикограммах ипсилатерального полушария уменьшилось, но их длительность несколько увеличилась; через 3 часа после введения во всех исследуемых структурах число разрядов уменьшилось, а их длительность сократилась.

Таким образом, комбинированное применение карбамазепина и мексидола на первой стадии развития ЭС вызывает уменьшение как числа, так и длительности эпилептиформных разрядов, при этом эффект более выражен в электрограммах дорзального гиппокампа и латерального гипоталамуса.

Влияние препаратов на ЭпА во второй стадии развития эпилептической системы. Мексидол (50 мг/кг), введенный на стадии генерализации ЭпА, образования вторичных эпилептогенных очагов, также оказывал заметное влияние на пароксизмальную активность. До введения препарата во всех отведениях регистрировалась отчетливо выраженная пароксизмальная активность в виде синхронно возникающих комплексов острых волн, амплитуда которых в отведениях латерального гипоталамуса была ниже, чем в других от ведениях. После введения мексидола в дозе 50 мг/кг отмечалось подавление ЭпА что выражалось как в уменьшении числа пароксизмов, так и в снижении амплитуды пароксизмальных разрядов.

Наибольший эффект мексидола проявлялся в отношении ЭпА зеркального очага и латерального гипоталамуса, где имело место как уменьшение числа разрядов, так и снижение их длительности, тогда как в отведениях истинного очага и дорзального гиппокампа сокращалась лишь длительность разрядов.

 

Рис. 3. Влияние мексидола и карбамазепина на длительность азрядов (1с)

 

Однократное применение карбамазепина в дозе 20 мг/кг на второй стадии развития ЭС при стойко сформированной генерализованной ЭпА вызывал достоверное уменьшение длительности эпилептических разрядов во всех исследуемых структурах. Эффект наступал через 30 минут после введения препарата и достигал максимальных значений через 3 часа. Таким образом, на второй стадии развития ЭС карбамазепин оказывает более выраженное действие на длительность эпилептических разрядов, чем в начальной стадии формирования ЭС дорзального гиппокампа и контралатеральной коры. Введение карбамазепина однократно в дозе 10 мг/кг на 5—6-й день

после аппликации кобальта, то есть во второй стадии развития ЭС, приводило к устойчивому снижению длительности разрядов в электрограммах латерального гипоталамуса и дорзального гиппокампа. Эффект наблюдался через 30 минут и сохранялся на протяжении 4 часов. В кортикограммах ипси- и контралатерального полушарий эффект препарата был выражен в меньшей степени (табл. 1). Число разрядов ЭпА под влиянием карбамазепина (10 мг/кг) незначительно уменьшалось в электрограммах всех исследуемых областей через 30 минут после введения препарата. Этот эффект был более выражен в кортикограммах, но сохранялся в течение часа, затем число разрядов начинало увеличиваться (табл. 1).

 

Таблица 1. Влияние карбамазепина (10 мг/кг) на ЭпА мозга крыс с хроническим эпилептогенным очагом в сенсомоторной области коры во второй стадии формирования очага (n=6)

Показатели

Условия опыта

Кора (зеркальный)

Кора (истинный)

Гипоталамус (латеральный)

Гиппокамп (дорзальный)

Число разрядов, мин

фон

13,75±2,1

12,61±3,6

13,34±3,8

12,49±1,17

30 мин

11,03±1,53

11,67±1,82

12,88±0,72

11,62 ±0,62

1 час

12,03±1,48

11,91±3,02

11,69±1

11,36±0,53

2 часа

13,09±1,48

12,09±1,82

12,66±0,89

12,64±0,71

3 часа

13,71±0,48

12,88±1,2

12,55±0,12

12,74±0,38

4 часа

13,11±0,81

12,59±1,57

13,51±1,33

12,19±0,28

Длительность разрядов, мин

фон

5,7±0,7

6,36±0,01

6,26±0,07

7,45±0,02

30 мин

3,52±0,01

3,26±0,01

3,35±0,03

3,54±0,04

1 час

2,97±0,02

3,33±0,02

3,56±0,03

3,26±0,03

2 часа

4,б±0,01

5,47±0,01

3,57±0,03

3,25±0,02

3 часа

3,28±0,01

3,55±0,01

3,95±0,02

3,4±0,01

4 часа

4,46±0,05

4,46±0,05

4,9±0,03

3,66±0,02

 

Длительность отдельных разрядов ЭпА под влиянием карбамазепина (10 мг/кг) уменьшалась через 30 минут после введения препарата во всех исследуемых структурах, однако этот эффект в кортикограммах был нестабилен, и через 2 часа длительность отдельных разрядов в кортикограммах ипсилатерального полушария увеличилась выше фоновых значений.

Итак, во второй стадии развития ЭС действие карбамазепина направлено в основном на ЭпА латерального гипоталамуса и дорзального гиппокампа, при этом эффект осуществляется главным образом за счет уменьшения числа разрядов ЭпА, длительность же отдельных разрядов варьирует на протяжении эксперимента.

Комбинированное применение мексидола (50 мг/кг) и карбамазепина (10 мг/кг) вызывало выраженное снижение длительности эпилептиформной активности во всех исследуемых структурах, кроме дорзального гиппокампа уже через 30 минут после введения веществ. При этом в гиппокампограммах отмечалось сокращение длительности отдельных разрядов. Уменьшение числа разрядов было наиболее выраженным в кортикограммах ипси- и контралатерального полушарий. Через 3 часа после введения препаратов длительность отдельных разрядов в электрограммах латерального гипоталамуса и кортикограммах ипси- и контралатерального полушарий заметно уменьшалась (табл. 2), однако число разрядов в электрограммах контралатерального полушария коры увеличивалось. Таким образом, происходили "дробление" разрядов и асинхронность их возникновения. Через 3 часа в гиппокампограммах отмечалось снижение как длительности отдельных разрядов, так и числа разрядов. Через 4 часа длительность отдельных разрядов уменьшалась во всех исследуемых структурах.

 

Таблица 2. Влияние карбамазепина (10 мг/кг) и мексидола (50 мг/кг) на ЭпА мозга крыс с хроническим эпилептогенным очагом в сенсомоторной области коры во второй стадии формирования очага (п=6)

Показатели

Условия опыта

Кора (зеркальный)

Кора (истинный)

Гипоталамус (латеральный)

Гиппокамп (дорзальный)

Число разрядов, мин

фон

25,53±2,1

25,52±3,6

23,97±3,8

27,07±1,17

30 мин

18,44±0,73

18,3±2,82

20,81±0,72

25,04±0,62

1 час

22,51±1,48

24,2±3,02

23,83±1

27,81±0,53

2 часа

23,78±1,48

27,89±1,82

24,05±0,89

23,54±0,71

3 часа

18,24±0,48

23,83±1,2

15,93±0,12

22,81±0,38

4 часа

22,22±0,81

24,63±1,57

18,32±0,81

26,87 ±0,28

Длительность разрядов, мин

фон

5,32±0,7

6,52±0,01

5,09±0,07

4,85±0,02

30 мин

3,73±0,01

4,5±0,01

4,35±0,03

5,22±0,04

1 час

4,66±0,01

5±0,02

4,32±0,03

5,29±0,03

2 часа

5,84±0,01

5,95±0,01

4,71±0,03

6,22±0,02

3 часа

5,23±0,01

5,13±0,01

5,24±0,02

6,1±0,01

4 часа

4,85±0,05

6,19±0,05

5,62±0,03

5,5±0,02

 

Анализ ведущих структур показал, что наиболее устойчивой к воздействию данной комбинации является ЭпА в гиппокампограммах. До введения веществ эпилептиформные разряды раньше всего возникали в корковых очагах, через 30 минут после введения веществ эпиразряды в дорзальном гиппокампе стали появляться раньше, чем в других отведениях. Можно предположить, что во второй стадии развития ЭС вторичный очаг в дорзальном гиппокампе становится детерминантным, что и затрудняет фармакологическое на него воздействие.

×

Об авторах

О. Л. Бадалян

Российский государственный медицинский университет; НИИ фармакологии РАМН

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва; Москва

Л. Н. Неробкова

Российский государственный медицинский университет; НИИ фармакологии РАМН

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва; Москва

Т. А. Воронина

Российский государственный медицинский университет; НИИ фармакологии РАМН

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва; Москва

Г. Н. Авакян

Российский государственный медицинский университет; НИИ фармакологии РАМН

Email: info@eco-vector.com
Россия, Москва; Москва

Список литературы

  1. Дюмаев К.М., Воронина Т.А., Смирнов Л.Д. Ангиоксиданты в профилактике и терапии патологий ЦНС.—М., 1995.
  2. НеробковаЛ.Н., Воронина ТА. // Бюлл. экспер. биол.— 1988.
  3. Поздеев В.К. Медиаторные процессы и эпилепсия.— 1983

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Влияние карбамазепина (10 мг/кг) на длительность разрядов (1 с)

Скачать (29KB)
3. Рис. 2. Ведущая структура в 1 стадии

Скачать (24KB)
4. Рис. 3. Влияние мексидола и карбамазепина на длительность азрядов (1с)

Скачать (78KB)

© Бадалян О.Л., Неробкова Л.Н., Воронина Т.А., Авакян Г.Н., 1997

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах