Особенности нейровегетативной сферы у лиц, родившихся с крупной массой тела

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сопоставлены клинико-параклинические характеристики у лиц с крупной и средней массой тела при рождении в периоде новорожденности на рубеже 6 и 20—24 лет для выявления особенностей функций нейровегетативной сферы. Показано, что крупная масса тела при рождении служит фактором риска развития перинатальной энцефалопатии и натальной спинальной травмы шейного отдела позвоночника, а также иных неврологических расстройств, характер которых меняется в зависимости от возрастного периода. Определены диагностически значимые клинико-параклинические показатели, отражающие функциональное состояние нейровегетативной сферы при факторе крупной массы тела при рождении. Обоснована необходимость разработки и применения индивидуальных схем первичной и вторичной профилактики выявленных особенностей нейро-вегетативных функций.

Полный текст

Крупная масса тела (KMT) при рождении (4000 г и более) является фактором риска развития перинатальной патологии ЦНС [1]. Частота рождения детей с КМТ достаточно высока (10—20%). Морфофункциональные особенности в организме людей, родившихся с КМТ, имеют системный характер и касаются эндокринной, иммунной, репродуктивной сфер и костно-мышечных структур [2]. В этой связи определенный научно-практический интерес представляет анализ функции нейровегетативных образований у лиц, родившихся с КМТ, в различные возрастные периоды.

Целью работы являлась сравнительная характеристика нейровегетативных особенностей у людей с КМТ и средней массой тела (СМТ) при рождении на различных возрастных этапах. Были поставлены следующие задачи: 1) изучение клинико-неврологической сферы, вегетативной регуляции и циркадных колебаний вегетативных показателей, а также гемодинамических особенностей у людей, родившихся с КМТ, на разных возрастных этапах; 2) сопоставление полученных данных с результатами обследования лиц, имевших СМТ при рождении; 3) обоснование целесообразности первичной и вторичной профилактики нейровегетативных дисфункций на разных возрастных этапах у людей с КМТ при рождении.

Обследованы 150 лиц обоего пола [3]. Основную группу составили 75 человек с КМТ при рождении, в том числе 25 детей периода новорожденности (1-я основная подгруппа), 25 детей в дошкольном периоде на 6-м году жизни (2-я основная подгруппа) и 25 лиц в юношеском периоде в возрасте от 20 до 24 лет (3-я основная подгруппа). В контрольные подгруппы вошли 75 клинически здоровых людей, родившихся с СМТ (3000—3500 г). Неблагоприятные факторы, которые, помимо массы плода, могли явиться одной из причин различных отклонений в развитии детей, были исключены.

Были применены следующие клинико-неврологические, нейрофизиологические и биохимические методы обследования: в 1-й подгруппе — рентгенография шейного отдела позвоночника, нейросонография, Эхо-энцефалоскопия, кардиоинтервалография, суточный контроль вегетативных показателей; во 2-й — ЭХО-энцефалоскопия, реоэнцефалография, кардиоинтервалография, в 3-й — ЭХО-энцефалоскопия, реоэнцефалография, кардиоинтервалография, электронейромиография.

ЭХО-энцефалоскопию (ЭХО-ЭС) проводили на аппарате “ЭХО-12” с компьютерной обработкой результатов. Стандартное электронейромиографическое исследование (ЭНМГ) срединных и большеберцовых нервов и регистрацию вызванных кожных симпатических потенциалов (ВКСП) осуществляли на микропроцессорной установке ЭМГСТ-01 с помощью накожных электродов. При кардиоинтервалографии (КИГ) определяли исходный вегетативный тонус (ИВТ) и вегетативную реактивность (ВР). Для характеристики вегетативной дистонии применяли анкеты Российского центра вегетативной патологии [2]. Церебральную гемо- и ликвородинамику оценивали с помощью нейросонографии (аппарат “Mikroimet 1000”) и полушарной реоэнцефалографии (РЭГ) по общепринятым рекомендациям. Клинико-биохимическое исследование осуществлялось на анализаторе фирмы “Konae-instrument” (Финляндия).

1-я подгруппа. В неврологической сфере у новорожденных с КМТ выявлены четкие особенности. Так, физиологический тонус мышц встречался у них в 4,6 раза реже, чем в контрольной подгруппе (рис.1), а гипорефлексия и парезы кистей имелись соответственно у 64% и 32% младенцев (при СМТ — у 12 % и 0%; Р<0,001). У 40% новорожденных с КМТ при спондилографии обнаружилось натальное повреждение позвоночника, а именно подвывих I—IV шейных позвонков (в контроле — у 4%; Р<0,001). Это позволило нам предположить, что неврологические нарушения у младенцев с КМТ имеют сложный генез (травматический, дисциркуляторный и метаболический).

Увеличение в основной подгруппе желудочкового индекса до 2,40±0,02 (Р<0,05), по данным ЭХО-ЭС, указывало на возможную внутричерепную гипертенезию. При нейросонографии у младенцев с КМТ обнаружены субэпендимальные кровоизлияния (у 60 %), расширение сосудистых сплетений (у 40%), дилатация сосудов (у 44 %). Частота аналогичных расстройств у детей с СМТ составляла соответственно 0%, 8% и 12 % (Р<0,001). Результаты КИГ указывали на напряжение механизмов адаптации у большинства лиц с КМТ при рождении: преобладали симпатикотония (76% против 40% в контроле; Р<0,001) и гиперсимпатикотоническая направленность ВР (56 % против 28 %; Р <0,05).

 

Рис. 1. Особенности неврологической сферы у новорожденных в зависимости от массы тела при рождении. Ряд 1 — младенцы с КМТ; ряд 2 — младенцы с СМТ; *Р<0,05 в сравнении с данными контрольной группы.

 

Варианты дисфункции нервной системы, выделенные нами при сопоставлении клинико-параклинических показателей (табл. 1), послужили основанием для диагностики перинатальной энцефалопатии у новорожденных с КМТ в 76 % случаев, в том числе в 40% она сочеталась с натальной спинальной травмой [4]. Частота перинатальной энцефалопатии при СМТ составляла 8% (Р<0,001).

 

Таблица 1. Частота вариантов дисфункции нервной системы у лиц с КМТ и СМТ при рождении на различных возрастных этапах (в %)

Синдромы

Частота (в %) синдромов в подгруппах с массой тела при рождении:

 

крупной

средней

Новорожденные

Натальная спинальная травма

40,0

8,0**

Сочетание синдромов: двигательных нарушений и ликворной гипертензии

20,0

0*

Сочетание синдромов ликворной гипертензии, двигательных нарушений и отечного синдрома

20,0

0*

Синдром ликворной гипертензии

16,0

4,0

Синдром двигательных нарушений

16,0

0*

Парез Эрба—Дюшена

4,0

0*

Дети 2-й подгруппы

Минимальная мозговая дисфункция

24

8

Вегетососудистая дистония на резидуально-органическом фоне

16

0*

Астеноневротический синдром

16

0*

Судорожный синдром

8

0

Энурез

4

0

Здоровые

32

92**

Лица в возрасте 20—25 лет

Вегетососудистая дистония

32

8*

Резидуальная энцефалопатия

12

0

Вегетативно-сенсорная полинейропатия

40

8**

Здоровые

16

84**

 

Изучение циркадных ритмов терморегулирующей и сердечно-сосудистой функций у новорожденных показало, что при КМТ в соотношении ритмических суточных колебаний функций этих систем имеются особенности в виде снижения амплитуды суммарных колебаний исследуемых показателей и наличия двух периодов их нарастания. Это указывает на своеобразие механизма межсистемной интеграции функций при КМТ в периоде новорожденности.

2-я подгруппа. У большинства детей 2-й подгруппы, родившихся с КМТ, отмечены оживление глубоких рефлексов и вегетативная дисфункция (рис. 2). Различные неврологические синдромы констатированы у них в 68% случаев (табл. 1). Это обстоятельство указывает на необходимость использования информативных современных методов исследования детей, родившихся с КМТ, в целях выявления и коррекции неблагоприятных тенденций в становлении различных функций [5].

 

Рис. 2. Изменения неврологического статуса у детей 2-й возрастной подгруппы в зависимости от массы тела при рождении (для всех случаев Р<0,05). Ряд 1 — параметры группы с КМТ; ряд 2 — параметры группы с СМТ.

 

Результаты ЭХО-ЭС у детей 6 лет, родившихся с КМТ, соответствовали нормативу, косвенно отражая развитие компенсаторного процесса (сужение М-эха на 11% и урежение случаев ЭХО-пульсаций на 23% по сравнению с данными 1-й основной подгруппы; Р<0,05).

Функциональные особенности кровоснабжения мозга во 2-й основной подгруппе имелись в 64% случаев и подтверждались изменениями РЭГ и глазного дна (в контроле — 8 %; Р<0,001).

3-я подгруппа. В этой подгруппе нами также установлены некоторые особенности состояния неврологической сферы у лиц с КМТ при рождении (рис. 3, табл. 1), при этом частота неврологической дисфункции была на 55 % ниже, чем во 2-й подгруппе.

 

Рис. 3. Изменения неврологического статуса у лиц 3-й возрастной подгруппы в зависимости от массы тела при рождении (для всех случаев Р<0,05). Ряд 1 — параметры группы с КМТ; ряд 2 — параметры группы с СМТ.

 

Расщепление М-эха и уширение III желудочка у лиц 3-й основной подгруппы с КМТ при рождении встречались столь же часто, как и во 2-й основной подгруппе (в контроле изменений не обнаружено). Данные РЭГ указывали на снижение пульсового кровенаполнения сосудов мозга; тонус артериол у них был повышен, венозный отток затруднен (Р<0,001). При СМТ у 92% людей тонус артериол и венул был устойчив (Р<0,001).

По результатам анкетирования вопросниками Российского центра вегетативной патологии вегетативная дистония выявлена у 32% лиц с КМТ и у 8% — с СМТ. При этом величины ИВТ в подгруппах различались несущественно, а показатели ВР — весьма значительно.

При ЭНМГ у 40% лиц с КМТ при рождении были обнаружены проявления вегетативно-сенсорной полиневропатии в виде замедления проведения возбуждения по чувствительным и симпатическим волокнам срединных нервов, уменьшения амплитуды максимального М-ответа в мышцах кистей и стоп и вольтажа ВКСП.

Анализ полученных данных убеждает, что КМТ при рождении служит фактором риска заболеваний неврологической сферы на различных возрастных этапах. Наиболее часто в качестве неврологических синдромов встречаются перинатальная энцефалопатия, натальная спинальная травма, резидуальная энцефалопатия, вегетативно-сенсорная полиневропатия. Судя по этому, фактор КМТ при рождении не является маркером хорошего здоровья, наоборот, он позволяет прогнозировать негативные особенности течения неонатального периода [6]. Очевидно, что характер нейровегетативных расстройств и их частота меняются в зависимости от возрастного периода. На их динамику оказывают влияние многочисленные факторы: компенсаторные возможности самого организма, проведение курсов лечения и пр. Результаты исследования создают необходимые предпосылки для разработки новой концепции состояния здоровья людей, имеющих при рождении КМТ. Целесообразны диагностика качества их здоровья в процессе динамического наблюдения, а при выявлении отрицательной динамики функционального состояния организма — проведение курсов первичной или вторичной профилактики возможной декомпенсации [7].

ВЫВОДЫ

  1. У большинства людей с КМТ при рождении клинико-неврологические и дополнительные методы выявляют нейровегетативные нарушения разной степени выраженности, которые представлены:

— в периоде новорожденности: перинатальной энцефалопатией (у 76 %) с синдромами двигательных нарушений и (или) ликворной гипертензии;

— в дошкольном периоде резидуальной энцефалопатией (68%) в различных сочетаниях с минимальной мозговой дисфункцией или астеноневротическим, судорожным, вегетососудистым синдромами;

— в юношеском периоде синдромами вегетативно-сенсорной полиневропатии (40%), вегетососудистой дистонии (32%), резидуальной энцефалопатии (12%).

  1. Диагностически значимыми изменениями параклинических показателей у лиц с КМТ при рождении служат:

— в периоде новорожденности увеличение желудочкового индекса при ЭХО-скопии, наличие субэпендимальных кровоизлияний, псевдокист и расширение сосудистых сплетений при нейросонографии, подвывихи позвонков шейного отдела позвоночника по данным спондилографии и кровоизлияния в бассейне позвоночных артерий на РЭГ;

— в дошкольном периоде расщепление срединного М-эхо и увеличение ЭХО-пульсации гипотензия венул, гипертензия артериол при нарушениях венозного оттока по данным РЭГ;

— в юношеском периоде замедление скорости распространения возбуждения по сенсорным волокнам срединных нервов, уменьшение амплитуды максимального мышечного ответа в мышцах кисти и стопы по данным электронейромиографии, а также удлинение латентного периода вызванного кожного симпатического потенциала.

  1. У новорожденных с КМТ, в отличие от новорожденных с СМТ, отмечаются сдвиги в соотношении ритмических суточных колебаний функций сердечно-сосудистой и терморегуляторой систем.
  2. Наличие многообразных и в разной степени компенсированных нарушений со стороны центральной и периферической нервной систем у лиц с КМТ при рождении, претерпевающих определенную трансформацию, диктует необходимость разработки и применения индивидуальных схем первичной профилактики этих изменений. Целесообразна разработка коррекционных и профилактических программ на разных возрастных этапах.
×

Об авторах

В. Б. Ласков

Курский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Курск

М. В. Полянская

Курский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com
Россия, Курск

Список литературы

  1. Ратнер А.Ю. Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы. — Казань, 1990.
  2. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика. /Под ред. А.М. Вейна. — М., 1998.
  3. Полянская М.В. Адаптационные механизмы регуляции у лиц с крупной массой тела при рождении на разных возрастных этапах //Тез. докл. XVIII межвуз. студ. научн. конф. — Тверь, 1997. — С. 92—93.
  4. Полянская М.В., Ласков В.Б., Никитина Л.В. Некоторые вопросы адаптации новорожденных с крупной массой тела при рождении. — Актуальные проблемы медицины и фармации /Матер. итоговой науч. конф. студентов и молодых ученых/. —Курск. —1996. —С. 102—102.
  5. Полянская М.В., Ласков В.Б., Никитина Л.В., Курцев А.В. Оценка нейровегетативного статуса у детей 6-летнего возраста, рожденных с крупной массой тела // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. /Сборник V Международной научно-практической конференции (22— 24 октября 1996 г.). — Ижевск, 1996. — С. 201—202.
  6. Полянская М.В. Нейровегетативные нарушения и системные перестройки в организме у лиц, родившихся с крупной массой тела //Автореф. дисс. ...канд. мед. наук. - Курск, 2001.
  7. Диагностика нейровегетативных нарушений и системных перестроек у лиц, родившихся с крупной массой тела, на различных возрастных этапах. — Методические рекомендации для врачей-педиатров, неврологов, клинических ординаторов, интернов, врачей-курсантов ФПО и студентов /А.В. Завьялов, В.Б. Ласков, Л.В. Никитина, М.В. Полянская. — Курск, 2001.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Особенности неврологической сферы у новорожденных в зависимости от массы тела при рождении. Ряд 1 — младенцы с КМТ; ряд 2 — младенцы с СМТ; *Р<0,05 в сравнении с данными контрольной группы.

Скачать (254KB)
3. Рис. 2. Изменения неврологического статуса у детей 2-й возрастной подгруппы в зависимости от массы тела при рождении (для всех случаев Р<0,05). Ряд 1 — параметры группы с КМТ; ряд 2 — параметры группы с СМТ.

Скачать (206KB)
4. Рис. 3. Изменения неврологического статуса у лиц 3-й возрастной подгруппы в зависимости от массы тела при рождении (для всех случаев Р<0,05). Ряд 1 — параметры группы с КМТ; ряд 2 — параметры группы с СМТ.

Скачать (210KB)

© Ласков В.Б., Полянская М.В., 2001

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах