Ю. В. Каннабихъ. Къ вопросу о свободѣ воли. (Вопросы философіи и психологіи 1907 г. Мартъ—Апрѣль)

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Несмотря на то, что всѣ процессы міровые подчинены закону причинности, люди признаютъ себя свободными въ своихъ волевыхъ рѣшеніяхъ. Авторъ анализируетъ это своеобразное чувствованіе свободы, считая его интроспективной иллюзіей и въ подтвержденіе своей мысли ссылается на гипнотическіе эксперименты и психіатрическія наблюденія. При поверхностномъ гипнозѣ ограничивается свобода хотѣнія, но свобода выбора еіце остается.

Полный текст

Несмотря на то, что всѣ процессы міровые подчинены закону причинности, люди признаютъ себя свободными въ своихъ волевыхъ рѣшеніяхъ. Авторъ анализируетъ это своеобразное чувствованіе свободы, считая его интроспективной иллюзіей и въ подтвержденіе своей мысли ссылается на гипнотическіе эксперименты и психіатрическія наблюденія. При поверхностномъ гипнозѣ ограничивается свобода хотѣнія, но свобода выбора еіце остается. Глубокая степень гипноза вызываетъ постгипнотическую амнезію и субъектъ выполняетъ въ пробужденіи внушенныя ему идеи, считая ихъ своими собственными, не допуская тѣмъ сомнѣнія въ безусловной свободѣ своего хотѣнія, навязаннаго ему со стороны и, слѣдовательно, не свободнаго.

Гипнотикъ мотивируетъ свои поступки, и увѣренъ, что дѣйствовалъ по собственной иниціативѣ. По Forel`ю наша субъективно свободная воля есть объективно нѣчто условное.

Душевныя болѣзни по мнѣнію проф. Hoche также доказываютъ обманчивость чувствованія свободы воли. Параноики убѣждены, что они дѣйствуютъ свободно, ссылаются на свой внутренній опытъ, совершая самые нелѣпые поступки; также думаютъ паралитики, и въ особенности страдающіе циркулярнымъ помѣшательствомъ, у которыхъ наблюдаются двѣ воли, сообразно поочередной смѣнѣ меланхолическаго и маніакальнаго состоянія. Тѣмъ не менѣе при нѣкоторыхъ психозахъ ограничено чувствованіе свободы или даже уничтожено, какъ напр. въ импульсивныхъ и насильственныхъ дѣйствіяхъ. по своему механизму не отличающихся отъ нормальныхъ волевыхъ дѣйствій. Совершая импульсивное дѣйствіе.. субъектъ только по истеченіи нѣкотораго времени сознаетъ, что дѣйствовалъ несвободно. Насильственныя же влеченія больные считаютъ навязанными себѣ, не свободными. Переходя къ условіямъ, вызывающимъ чувствованіе свободы и несвободы, авторъ даетъ опредѣленіе личности. Согласно Винделъбанду аперуппирующая волевая масса есть организованная система привычныхъ влеченій, характеризующая личность; эта волевая масса вступаетъ въ реакцію со всякой привходящей идеей и можетъ или дать ей двигательный исходъ, или же подавить ея внѣшнее выраженіе — движеніе. При устраненіи волевой массы, какъ это бываетъ при послѣ-гипнотическихъ внушеніяхъ, личность суживается, упрощается, отсутствуетъ возможность всякаго сравненія и оцѣнки отдѣльнаго обособленнаго волевого элемента, который заполняетъ собою всю сферу сознанія и ничѣмъ не задерживаемый переходитъ въ дѣйствіе, не вызывая чувствованія несвободы. Когда же къ гипнотику или психопату, совершившему импульсивный поступокъ, возвратится устраненная волевая масса, онъ post factum, обсуждая поступокъ, понимаетъ, что его воля была несвободна. Но параноикъ находится въ другихъ условіяхъ: его волевая масса, измѣненная вслѣдствіе болѣзни, не находится въ контрастѣ съ отдѣльнымъ волевымъ элементомъ, и потому больной чувствуетъ себя всегда свободнымъ. Если же волевая масса не измѣнена, но отдѣльный волевой элементъ обладаетъ чрезмѣрной энергіей, какъ это наблюдается при навязчивыхъ состояніяхъ, то результатъ борьбы сказывается чувствованіемъ несвободы при совершеніи акта: личность какъ бы раздваивается. У больныхъ кататониковъ въ особенности замѣтно это разобщеніе воли и разума. Всякое произвольное дѣйствіе внутренее или внѣшнее у человѣка сопровождается извѣстнаго рода чувствомъ активности, колебанія котораго отражаются на чувствованіи свободы: пониженіе активности вызываетъ чувствованіе несвободы. Вообще же при формальномъ единствѣ личности чувствуется свобода только тогда, когда не уничтожается чувство активности; если же активность отсутствуетъ, то получается чувствованіе несвободы; при раздвоеніи личности, конечно, также будетъ отсутствовать чувство свободы, даже при существованіи активности. Такимъ образомъ цѣльность личности при сохраненной активности вызываетъ чувствованіе свободы, являющейся въ сущности иллюзіей самонаблюденія.

×

Об авторах

В. Ивановичъ Рудневъ

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Саратовъ

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рудневъ В.И., 1907

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах