Yu. V. Kannabikh. On the question of free will. (Questions of Philosophy and Psychology 1907 March-April)

Abstract

Despite the fact that all world processes are subject to the law of causality, people recognize themselves as free in their volitional decisions. The author analyzes this peculiar feeling of freedom, considering it an introspective illusion and, in support of his thought, refers to hypnotic experiments and psychiatric observations. Under superficial hypnosis, the freedom of will is limited, but the freedom of choice remains.

Full Text

Несмотря на то, что всѣ процессы міровые подчинены закону причинности, люди признаютъ себя свободными въ своихъ волевыхъ рѣшеніяхъ. Авторъ анализируетъ это своеобразное чувствованіе свободы, считая его интроспективной иллюзіей и въ подтвержденіе своей мысли ссылается на гипнотическіе эксперименты и психіатрическія наблюденія. При поверхностномъ гипнозѣ ограничивается свобода хотѣнія, но свобода выбора еіце остается. Глубокая степень гипноза вызываетъ постгипнотическую амнезію и субъектъ выполняетъ въ пробужденіи внушенныя ему идеи, считая ихъ своими собственными, не допуская тѣмъ сомнѣнія въ безусловной свободѣ своего хотѣнія, навязаннаго ему со стороны и, слѣдовательно, не свободнаго.

Гипнотикъ мотивируетъ свои поступки, и увѣренъ, что дѣйствовалъ по собственной иниціативѣ. По Forel`ю наша субъективно свободная воля есть объективно нѣчто условное.

Душевныя болѣзни по мнѣнію проф. Hoche также доказываютъ обманчивость чувствованія свободы воли. Параноики убѣждены, что они дѣйствуютъ свободно, ссылаются на свой внутренній опытъ, совершая самые нелѣпые поступки; также думаютъ паралитики, и въ особенности страдающіе циркулярнымъ помѣшательствомъ, у которыхъ наблюдаются двѣ воли, сообразно поочередной смѣнѣ меланхолическаго и маніакальнаго состоянія. Тѣмъ не менѣе при нѣкоторыхъ психозахъ ограничено чувствованіе свободы или даже уничтожено, какъ напр. въ импульсивныхъ и насильственныхъ дѣйствіяхъ. по своему механизму не отличающихся отъ нормальныхъ волевыхъ дѣйствій. Совершая импульсивное дѣйствіе.. субъектъ только по истеченіи нѣкотораго времени сознаетъ, что дѣйствовалъ несвободно. Насильственныя же влеченія больные считаютъ навязанными себѣ, не свободными. Переходя къ условіямъ, вызывающимъ чувствованіе свободы и несвободы, авторъ даетъ опредѣленіе личности. Согласно Винделъбанду аперуппирующая волевая масса есть организованная система привычныхъ влеченій, характеризующая личность; эта волевая масса вступаетъ въ реакцію со всякой привходящей идеей и можетъ или дать ей двигательный исходъ, или же подавить ея внѣшнее выраженіе — движеніе. При устраненіи волевой массы, какъ это бываетъ при послѣ-гипнотическихъ внушеніяхъ, личность суживается, упрощается, отсутствуетъ возможность всякаго сравненія и оцѣнки отдѣльнаго обособленнаго волевого элемента, который заполняетъ собою всю сферу сознанія и ничѣмъ не задерживаемый переходитъ въ дѣйствіе, не вызывая чувствованія несвободы. Когда же къ гипнотику или психопату, совершившему импульсивный поступокъ, возвратится устраненная волевая масса, онъ post factum, обсуждая поступокъ, понимаетъ, что его воля была несвободна. Но параноикъ находится въ другихъ условіяхъ: его волевая масса, измѣненная вслѣдствіе болѣзни, не находится въ контрастѣ съ отдѣльнымъ волевымъ элементомъ, и потому больной чувствуетъ себя всегда свободнымъ. Если же волевая масса не измѣнена, но отдѣльный волевой элементъ обладаетъ чрезмѣрной энергіей, какъ это наблюдается при навязчивыхъ состояніяхъ, то результатъ борьбы сказывается чувствованіемъ несвободы при совершеніи акта: личность какъ бы раздваивается. У больныхъ кататониковъ въ особенности замѣтно это разобщеніе воли и разума. Всякое произвольное дѣйствіе внутренее или внѣшнее у человѣка сопровождается извѣстнаго рода чувствомъ активности, колебанія котораго отражаются на чувствованіи свободы: пониженіе активности вызываетъ чувствованіе несвободы. Вообще же при формальномъ единствѣ личности чувствуется свобода только тогда, когда не уничтожается чувство активности; если же активность отсутствуетъ, то получается чувствованіе несвободы; при раздвоеніи личности, конечно, также будетъ отсутствовать чувство свободы, даже при существованіи активности. Такимъ образомъ цѣльность личности при сохраненной активности вызываетъ чувствованіе свободы, являющейся въ сущности иллюзіей самонаблюденія.

×

About the authors

V. Ivanovich Rudnev

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Saratov

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 1907 Rudnev V.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 75562 от 12 апреля 2019 года.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies