Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Том 14, № 2 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Психонейрофармакология

Сравнение анксиолитического действия кисспептинов млекопитающих и костистых рыб у Danio rerio

Гольц В.А., Лебедев А.А., Блаженко А.А., Лебедев В.А., Байрамов А.А., Хохлов П.П., Бычков Е.Р., Пюрвеев С.С., Казаков С.В., Шабанов П.Д.

Аннотация

Актуальность. Ранее нами было высказано предположение, что аналоги кисспептина Kiss1 млекопитающих снижают тревожно-фобические реакции на новизну у Danio rerio. Наиболее эффективная доза для действия изученных аналогов кисспептина соответствовала 0,1 мг на 1000 мл воды в тесте новизны.

Цель — показать, что другой аналог кисспептина Kiss1 млекопитающих, КS6, в дозе 0,1 мг также снижал тревожное поведение рыбок Danio rerio.

Материалы и методы. Оценивалось действие кисспептинов костистых рыб Kiss1 и Kiss2 на поведение Danio rerio в тесте новизны.

Результаты. В тесте новизны выявлено, что количество фризингов на фоне введения кисспептина 10 снижалось в 2 раза, после введения аналога кисспепина — в 3 раза. Аналог кисспептина млекопитающих снижал время фризингов в 2 раза. Длина траектории снижалась под воздействием аналога кисспептина Kiss1 млекопитающих в 2 раза. Также на фоне действия кисспептина 10 в 2 раза увеличивалось число переходов в верхнюю часть аквариума, после введения аналога кисспептина — в 3 раза. В тесте с хищником число и время фризингов сокращались на фоне действия кисспептинов млекопитающих в 1,5 раза. Длина траектории после введения кисспептинов костистых рыб и кисспептина 10 млекопитающих увеличивалась. Длина траектории после введения Kiss1 увеличивалась в 1,5 раза, после введения Kiss2 — в 3 раза. После введения кисспептина 10 траектория увеличивалась в 2 раза, время нахождения в нижней части аквариума уменьшалось в 2 раза. Кисспептины костистых рыб также снижали тревожно-фобические реакции у рыб, но в меньшей степени. Таким образом, кисспептин 10 и аналог кисспептина млекопитающих KS6 в ответ на предъявление хищника оказали более значимое воздействие на тревожность у Danio rerio по сравнению с кисспептинами костистых рыб Kiss1 и Kiss2. Сделан вывод, что кисспептины костистых рыб и кисспептины млекопитающих способны снижать тревожно-фобические реакции у Danio rerio, но наиболее эффективны кисспептины млекопитающих.

Заключение. Кисспептин Kiss1 костистых рыб оказывает анксиолитическое действие в отличие от Kiss2, что дает основание полагать, что он влияет на снижение страха, а Kiss2, по-видимому, отвечает за социальное и половое поведение. Результаты исследований подтверждают гипотезу о том, что кисспептины могут участвовать в регуляции тревожно-фобических состояний, по-видимому, для поддержания эмоциональных аспектов репродуктивного поведения, таких как половая мотивация и возбуждение.

Психофармакология и биологическая наркология. 2023;14(2):85-96
pages 85-96 views

Уридин повышает выносливость и улучшает восстановление работоспособности экспериментальных животных после физической нагрузки

Крылова И.Б., Селина Е.Н.

Аннотация

Актуальность. Фармакологическая коррекция метаболических процессов, обеспечивающих увеличение эффективности и длительности выполняемой работы и способствующих скорейшему восстановлению организма после физических нагрузок, является важным компонентом регуляции адаптационных возможностей организма. Ранее нами было установлено, что пиримидиновый нуклеозид уридин проявляет антигипоксические свойства, способен активировать митохондриальные К+АТФ каналы (митоКАТФ), нормализует энергетический обмен, снижает интенсивность перекисного окисления липидов, активирует антиоксидантную систему, а также увеличивает содержание гликогена. Можно предположить, что соединение с такими свойствами будет повышать выносливость и способствовать более быстрому восстановлению сил после физических нагрузок.

Цель — изучение влияния уридина на работоспособность экспериментальных животных в тесте вынужденного плавания с утяжелением при физических нагрузках разной интенсивности и на восстановление их работоспособности.

Материалы и методы. Опыты выполнены на крысах-самцах линии Вистар (350–380 г) и самцах белых беспородных мышей (25–30 г). В первой серии экспериментов определяли влияние уридина на работоспособность крыс в тесте вынужденного предельного плавания с утяжелением массой 5, 7 или 10 % от веса животного. Физическую работоспособность оценивали по продолжительности плавания до появления первых признаков утомления и/или времени предельного плавания до гибели. Во второй серии в трехнагрузочном плавательном тесте оценивали влияние уридина на первую фазу процессов восстановления. Мышей с 10 % грузом 3 раза подвергали плавательной пробе, после чего определяли индекс пробы, равный отношению времени выполнения нагрузки 3 к нагрузке 1. Оценивали частоту встречаемости животных с низкой, средней и высокой способностью к восстановлению. Уридин объемом 30 мг/кг или физиологический раствор (контроль) вводили за 30 мин, 5-гидроксидеканоат (5-ГД, блокатор митоКАТФ каналов) 5 мг/кг — за 45 мин, мексидол (препарат сравнения) 200 мг/кг — за 50 мин до начала тестирования.

Результаты. Уридин увеличивал продолжительность предельного плавания на 58 и 44 % при 5 и 7 % нагрузке соответственно. При 7 % нагрузке под действием препарата период до появления первых признаков утомления возрастал на 100 %. Эффект уридина, введенного на фоне блокады митоКАТФ каналов, снижался на 40 % в случае утомления и на 24 % в случае ПП. В трехнагрузочном плавательном тесте уридин в 1,5 раза увеличивал эффективность восстановления сил, что было сопоставимо с действием мексидола. Препарат в 2,6 раза увеличивал долю животных с высокой способностью к восстановлению. Применение уридина на фоне блокады митоКАТФ каналов не приводило к ослаблению его положительного эффекта, а блокада каналов 5-ГД не влияла на способность животных к восстановлению сил.

Заключение. Уридин увеличивает выносливость животных в тесте вынужденного предельного плавания при предъявлении им нагрузок средней интенсивности, повышает способность к восстановлению работоспособности в трехнагрузочном плавательном тесте и увеличивает количество животных с высокой способностью к восстановлению. Механизм его действия реализуется как через активацию митоКАТФ каналов, так и, вероятно, через стимуляцию гликогенеза.

Психофармакология и биологическая наркология. 2023;14(2):97-104
pages 97-104 views

Влияние профицита синтетической фолиевой кислоты на неврологическую симптоматику потомства

Качанов Д.А., Тихонова А.А., Орлова В.С., Джанбекова К.Р., Федотова М.С., Карабанова А.В.

Аннотация

Актуальность. Давно известно о влиянии фолиевой кислоты на жизнедеятельность макро- и микроорганизмов. Она необходима для процессов метилирования, синтеза нуклеотидов, образования метионина и снижения токсического эффекта гомоцистеина. Добавление синтетической фолиевой кислоты в рацион беременных, а также на этапе предгравидарной подготовки значительно снижает риски формирования дефектов нервной трубки плода, пороков сердца, кроме того, фолиевая кислота может способствовать улучшению фертильного потенциала. Однако существуют данные и о неблагоприятных эффектах профицита фолиевой кислоты на здоровье пожилых людей (сокрытие B12-дефицитных состояний) и детей, матери которых принимали высокие дозы по назначению врачей-специалистов. Среди них риски развития инфекционно-воспалительных и аллергических заболеваний верхних дыхательных путей, экземы, а также нарушения психомоторного развития и инсулинорезистентность. В 1980 г. было доказано прямое возбуждающее действие фолиевой кислоты на синаптическую передачу в центральной нервной системе. Это связано с молекулярной структурой, она содержит L-глутамат.

Цель работы — попытка доказать существующие корреляционные данные о вероятных невропатологиях, в том числе сниженном пороге судорог, высоком риске эпилепсии в модели потомства крыс линии Вистар, получавших повышенную дозу фолатов на всем протяжении гестации и в том числе на этапе предгравидарной подготовки.

Материалы и методы. В ходе опытов на 45 крысах линии Вистар была определена способность к первому судорожному акту путем введения 20 % раствора кофеина в расчете 100 мг/кг массы внутрибрюшинно.

Результаты. В контрольной группе среднее время клонуса составило 1779,6 с, в 1-й опытной группе с 1 мг/кг фолатов в диете — 797,3 с, а во 2-й опытной группе с 5 мг/кг фолатов в диете — 439,7 с (p < 0,01).

Заключение. Полученные результаты разницы судорожного порога могут быть обусловлены изменением синаптической плотности в результате избытка синтетической фолиевой кислоты в процессе формирования нервной трубки и впоследствии при дифференцировке нервной ткани в центральной нервной системе (в частности, в III триместре беременности при массивном появлении глутаматергических рецепторов), который может повлиять на процессы нейрогенеза и формирование нейронных сетей.

Психофармакология и биологическая наркология. 2023;14(2):105-112
pages 105-112 views

История фармакологии

Кафедра фармакологии Императорской Медико-хирургической (Военно-медицинской) академии: история второго столетия существования (1899–2000)

Шабанов П.Д.

Аннотация

Статья продолжает рассмотрение истории развития кафедры фармакологии Медико-хирургической (с 1881 г. Военно-медицинской) академии с акцентом на второе столетие ее существования (1899–2000). Этот период знаменовался усовершенствованием как преподавания дисциплины, исходя из новых фармакологических данных, так и внедрением новых методик исследования лекарственных средств. Знаменательным событием стал выход в 1904–1905 гг. 2-томного издания «Основ фармакологии» Н.П. Кравкова, основанного на внедрении последних достижений научных знаний в области фармакологии. Учебник выдержал 14 изданий (последнее вышло в 1936 г., через 12 лет после смерти автора) и послужил образцом для создания всех последующих отечественных учебников и пособий по фармакологии в ХХ в. В экспериментальной фармакологии широкое применение получил метод изолированных органов (Н.П. Кравков и сотрудники) как универсальный метод количественной оценки фармакологического эффекта. В 1920-е гг. активно внедрялись представления о синаптическом действии лекарственных веществ (С.В. Аничков и сотрудники), были открыты и изучены эффекты Н-холинергических средств, реализуемые через синокаротидную зону сонной артерии. Широко стали применяться биохимические исследования, начиная с работ Н.П. Кравкова, продолженные Н.В. Лазаревым, В.М. Виноградовым, А.В. Смирновым. По сути, была создана и получила продвижение клиническая фармакология после открытия и первого применения внутривенного анестетика гедонала (Н.П. Кравков), особенно получившая развитие в исследованиях Н.В. Лазарева и В.М. Виноградова. Были сформулированы новые представления об антигипоксантах и актопротекторах (В.М. Виноградов) как необходимых средствах повышения боеспособности, успешно использованные в военной фармакологии в конце ХХ в. (В.М. Виноградов, А.В. Смирнов). Все эти достижения позволяют сделать вывод о безусловных успехах кафедры как в учебном, так и в научном отношении.

Психофармакология и биологическая наркология. 2023;14(2):113-138
pages 113-138 views

Оригинальные исследования

Анализ действия окситоцина на центральную нервную систему при различных путях введения

Литвинова М.В., Тиссен И.Ю., Лебедев А.А., Бычков Е.Р., Карпова И.В., Шабанов П.Д.

Аннотация

Актуальность. Нерешенной проблемой на пути совершенствования фармакотерапии заболеваний центральной нервной системы остается разработка и создание технологий, позволяющих лекарственным средствам преодолевать гематоэнцефалический барьер. Один из способов обхода гематоэнцефалического барьера — применение интраназального пути введения. Доставка препарата осуществляется благодаря особенностям механизма транспорта веществ.

Цель — изучить действие интраназального введения окситоцина на поведение мышей и его содержание в различных структурах мозга.

Материалы и методы. В исследовании использованы 60 беспородных мышей, разделенных на 6 групп. Первая группа мышей была интактной и не подвергалась введению окситоцина или физиологического раствора. Вторая и третья группы получали однократное внутрибрюшинное введение 20 и 300 мкл окситоцина 5 МЕ соответственно. Четвертая группа подвергалась интраназальному введению окситоцина 5 МЕ в количестве 20 мкл. Пятая группа получала 20 мкл физиологического раствора интраназально, шестая группа — 300 мкл физиологического раствора внутрибрюшинно. Поведенческие эффекты регистрировали в приподнятом крестообразном лабиринте в течение 5 мин, оценивали длительность пребывания в открытом рукаве, количество переходов между рукавами, количество свешиваний с рукавов. Затем измеряли концентрации окситоцина в обонятельной луковице, стриатуме, гипоталамусе и гиппокампе с помощью иммуноферментного анализа.

Результаты. Интраназальное введение окситоцина вызывало у мышей изменения в поведении, в частности снижение степени тревожности (анксиолитический эффект). При измерении времени нахождения в открытых рукавах в тесте «крестообразный лабиринт» было установлено, что мыши, которым вводили окситоцин интраназально, достоверно больше времени проводили в открытых рукавах (32,44 ± 4,28 с, у контрольной группы 5,66 ± 1,96 с), увеличивалось количество переходов между рукавами (1,90 ± 0,10 с, у контрольной группы 1,10 ± 0,10 с) и количество свешиваний с рукавов (8,44 ± 1,37, у контрольной группы 3,77 ± 0,98). Наблюдалось увеличение количества свешиваний с рукава после внутрибрюшинного введения 300 мкл окситоцина, что может свидетельствовать о проявлении анксиолитического действия окситоцина. Остальные группы: интраназального введения физиологического раствора, внутрибрюшинного введения физиологического раствора, внутрибрюшинного введения 20 мкл окситоцина — не показали достоверных изменений в поведении по сравнению с контрольной группой. Кроме того, было обнаружено, что после введения окситоцина интраназально его содержание увеличивалось в определенных структурах мозга — гипоталамусе и гиппокампе.

Заключение. Результаты исследования указывают на потенциальную эффективность интраназального введения окситоцина в лечении заболеваний, поражающих центральную нервную систему.

Психофармакология и биологическая наркология. 2023;14(2):139-148
pages 139-148 views

Фитофармакология

Влияние экстракта Orostachys spinosa на поведение белых крыс в тестах с положительным подкреплением

Разуваева Я.Г., Баяндуева Е.А., Торопова А.А., Николаева И.Г.

Аннотация

Актуальность. Горноколосник колючий (Orostachys spinosa (L.) Sweet) — многолетнее травянистое растение семейства Crassulaceae, широко используемое в народной медицине в свежем виде, а также в форме отвара при эпилепсии и как успокаивающее средство при нервных расстройствах.

Цель работы — определение влияния экстракта сухого Orostachys spinosa на поведение белых крыс в тестах с положительным подкреплением.

Материалы и методы. Эксперименты проведены на 82 крысах линии Вистар. Влияние экстракта сухого O. spinosa в дозах 50, 100 и 200 мг/кг на поведение животных оценивали в тестах «гипофагия» и Т-образный лабиринт.

Результаты. На фоне введения экстракта O. spinosa в дозах 100 и 200 мг/кг количество животных, принимавших корм в тесте «гипофагия», было в 1,6 и 1,8 раза больше, чем в контрольной группе; объем корма превышал на 94 и 78 % соответственно показатель у животных контрольной группы. Условный рефлекс сформировался у 100 % животных, получавших экстракт O. spinosa в дозе 200 мг/кг. На фоне введения экстракта O. spinosa в дозе 100 мг/кг и препарата сравнения условный рефлекс сформировался у 63 и 71 % животных соответственно, что в 2 раза выше, чем в контрольной группе.

Заключение. Экстракт сухой O. spinosa в дозах 100 и 200 мг/кг положительно влияет на снижение уровня тревожности, способствует повышению ориентировочно-исследовательской активности и тем самым ускоряет выработку условного рефлекса у крыс.

Психофармакология и биологическая наркология. 2023;14(2):149-155
pages 149-155 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах