Проблема онтологической самостоятельности в философии буддизма махаяны
- Авторы: Бурмистров С.Л.1
-
Учреждения:
- Институт восточных рукописей РАН
- Выпуск: Том 19, № 1 (2022)
- Страницы: 19-32
- Раздел: Исследования
- Статья опубликована: 15.01.2022
- URL: https://journals.eco-vector.com/1811-8062/article/view/100087
- DOI: https://doi.org/10.55512/WMO100087
- ID: 100087
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Понятие самобытия или онтологической самостоятельности (svabhāva) — одно из фундаментальных в буддийской философии, по смыслу сходное с понятием субстанции в новоевропейской философской мысли. В хинаянских школах самосущими считаются дхармы (элементарные психофизические состояния), а мудрость состоит в постижении реальности как потока постоянно сменяющих друг друга мгновенно-существующих (kṣāṇika) дхарм. Основанная Нагарджуной (II–III вв.) школа мадхьямака — исторически первая махаянская школа — опирается на постулат пустоты (śūnyatā) всех дхарм, т.е. отсутствия у понятия дхармы референта на уровне абсолютной истины. Понимание просветления как познания истинной реальности исходит, согласно мадхьямаке, из допущения различия субъекта и объекта. Однако само это допущение имеет смысл только на уровне относительной истины, на уровне же истины абсолютной оно пусто. Метод, который используют Нагарджуна и его комментатор Чандракирти (VII в.) для доказательства пустоты понятий и концептуальных конструкций, представляет собой сведение их к абсурду, демонстрацию их неустранимой внутренней противоречивости. Таково же и понятие онтологической самостоятельности: если всё связано законом взаимозависимого возникновения, — значит, всё существует лишь благодаря другому, т.е. не является самосущим. Но если нет ничего самосущего, то теряет смысл и противоположное понятие — несамосущего (niḥsvabhāva), так как, согласно буддийской логике, постулирование любого А означает вместе с тем и постулирование не-А. В другой махаянской школе — йогачаре было сформулировано учение о трех природах (trisvabhāva) — воображаемой, зависимой и абсолютной, однако самосущая — лишь последняя из них, тождественная истинной реальности (tathatā). Сознание-сокровищница — фундаментальное сознание, с опорой на которое возникают все другие уровни и формы индивидуального сознания, — полно реальных и потенциальных аффектов и кармически обусловленных мыслительных и поведенческих диспозиций. Все они должны быть устранены из сознания-сокровищницы — лишь это и будет окончательным просветлением. В момент просветления различие между истинной реальностью и сознанием-сокровищницей исчезает, ибо это различие, как и любое другое, представляет собой концептуальную конструкцию, порожденную непросветленным сознанием, а значит, онтологически несамостоятельно.
Об авторах
Сергей Леонидович Бурмистров
Институт восточных рукописей РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: SLBurmistrov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5455-9788
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора Южной Азии Отдела Центральной и Южной Азии
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Андросов 2006 — Андросов В.П. Учение Нагарджуны о Срединности. М.: Вост. лит., 2006.
- Васубандху 1998 — Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1: Раздел I: Учение о классах элементов; Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир, 1998.
- Декарт 1994 — Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование бога и различие между человеческой душой и телом / Пер. с лат. С.Я. Шейнман-Топштейн // Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994.
- Розенберг 1991 — Розенберг O.O. Труды по буддизму. М.: Наука, ГРВЛ, 1991.
- Рудой 1994 — Рудой В.И. Четыре системы буддийской классической религиозно-философской мысли // Буддийский взгляд на мир / Под ред. Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. С. 47–68.
- Рудой 1998 — Рудой В.И. Введение в буддийскую философию // Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1: Раздел I: Учение о классах элементов; Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир. 1998. С. 11–113.
- Торчинов 2002 — Торчинов Е.А. Философия буддизма махаяны. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002.
- Чаттерджи, Датта 1994 — Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994.
- Шуман 2004 — Шуман А.Н. Современная логика: теория и практика. М.: Экономпресс, 2004.
- Щербатской 1988 — Щербатской Ф.И. Центральная концепция буддизма и значение термина «дхарма» / Пер. с англ. Б.В. Семичова // Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму / Сост. А.Н. Зелинский и Б.В. Семичов. М.: Наука, ГРВЛ, 1988. С. 112–198.
- Asanga 1950 — Asanga. Abhidharma samuccaya / Critically edited and studied by Pralhad Pradhan. Santiniketan: Visva-Bharati, 1950.
- Asanga 2003 — Asanga. The Summary of the Great Vehicle / Transl. by J.P. Keenan. Berkeley: Numata Center for Buddhist Translation and Research, 2003.
- Dhammajoti 2009 — Dhammajoti K.L. Sarvāstivāda Abhidharma. Hong Kong: Centre of Buddhist Studies, The University of Hong Kong, 2009.
- Maitreyanātha, Āryāsaṅga 2004 — Maitreyanātha, Āryāsaṅga. The Universal Vehicle Discourse Literature (Mahāyānasūtrālaṃkāra) / Transl. by L. Jamspal et al. New York: Columbia University’s Center for Buddhist Studies, Tibet House US, 2004.
- Nāgārjuna 1960 — Nāgārjuna. Madhyamakaśāstra with the Commentary “Prasannapadā” by Candrakīrti / Ed. by P.L. Vaidya. Darbhanga: The Mithila Institute of Post-Graduate Studies and Research in Sanskrit Learning, 1960.
- Nāgārjuna 1993 — Nāgārjuna. A Translation of His Mūlamadhyamakakārika with an Introductory Essay / Transl. by K.K. Inada. Delhi: Sri Satguru Publications, 1993.
- Saddharmalankavatarasutram 1963 — Saddharmalankavatarasutram / Ed. by P.L. Vaidya. Darbhanga: The Mithila Institute of Post-Graduate Studies and Research in Sanskrit Learning, 1963.
- Spencer Brown 1972 — Spencer Brown G. Laws of Form. New York: The Julian Press, 1972.
- Vasubandhu 1967 — Vasubandhu. Abhidharmakośabhāṣya / Ed. by P. Pradhan. Patna: K.P. Jayaswal Research Institute, 1967.
- Vasubandhu 2004 — Vasubandhu. Trisvabhāvakārikā // Tola F., Dragonetti C. Being as Consciousness: Yogācāra Philosophy of Buddhism. Delhi: Motilal Banarsidass, 2004. Р. 219–221.