Вводный раздел «Мангалавады» Варахарьи из коллекции ИВР РАН
- Авторы: Десницкая Е.А.1
-
Учреждения:
- Институт восточных рукописей РАН
- Выпуск: Том 20, № 1 (2023)
- Страницы: 58-69
- Раздел: Историография и источниковедение
- URL: https://journals.eco-vector.com/1811-8062/article/view/112127
- DOI: https://doi.org/10.55512/WMO112127
- ID: 112127
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен анализ вводного раздела «Мангалавады» Варахарьи. Рукопись этого произведения хранится в коллекции ИВР РАН. «Мангалавада» принадлежит к одноименному жанру произведений школы навья-ньяя, посвященных рассмотрению и обоснованию практики мангалы — благопожеланий, предваряющих литературный или философский труд. «Мангалавада» Варахарьи предварительно датируется XVII в. н.э. Упоминаний об этом произведении и его авторе в доступной литературе обнаружить не удалось, поэтому рукопись можно считать уникальной. Вводный раздел в краткой форме обсуждает вопросы о результативности практики мангалы и о природе причинно-следственной связи между мангалой и ее предполагаемым результатом. Варахарья использует терминологический аппарат ньяи, но в то же время рассматривает мангалу как ритуал, что переносит общий контекст рассуждения в сферу ритуалистики и позволяет формально отнести произведение также к школе навья-мимансы. В статье приводятся транслитерация и перевод вводного раздела, а также факсимильное воспроизведение соответствующих листов рукописи.
Ключевые слова
Об авторах
Евгения Алексеевна Десницкая
Институт восточных рукописей РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: khecari@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7890-2061
SPIN-код: 8049-5790
кандидат философских наук, научный сотрудник сектора Южной Азии Отдела Центральной и Южной Азии
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Аннамбхатта 1989 — Аннамбхатта. Тарка-санграха (Свод умозрений). Тарка-дипика (Разъяснение к Своду умозрений) / Пер. с санскрита, введение, комментарий и историко-философское исследование Е.П. Островской. М.: Наука, ГРВЛ, 1989 (Памятники письменности Востока. LXXXV).
- Десницкая 2022 — Десницкая Е.А. «Сконструированные» ритуальные практики в индийской философии // Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. 2022. Т. 16. № 1. С. 118–131.
- Инголлс 1975 — Инголлс Д.Г.Х. Введение в индийскую логику навья-ньяя / Пер. с англ. Отв. ред. В.А. Смирнов. М.: Наука, ГРВЛ, 1975.
- Миронов 1918 — Миронов Н.Д. Каталог индийских рукописей Российской Публичной Библиотеки. Собрание И.П. Минаева и некоторые другие. Выпуск 1. Петроград: Типография Российской Академии Наук, 1918.
- Посова, Чижикова 1999 — Посова Т.К., Чижикова К.Л. Краткий каталог индийских рукописей Института востоковедения РАН / Отв. ред. Г.А. Зограф. Предисл. В.С. Воробьева-Десятовского. М.: Вост. лит., 1999.
- Шомахмадов 2011 — Шомахмадов С.Х. Мангала-символы в буддийских санскритских рукописях из Гильгита и Центральной Азии // Письменные памятники Востока. 2011. № 2 (вып. 15). C. 94–113.
- Bhattacharyya, Potter 2011 — Bhattacharyya S., Potter K. (ed.). Encyclopedia of Indian Philosophies. Vol. XIII. Nyāya-Vaiśeṣika Philosophy from 1515 to 1660. Delhi: Motilal Banarsidass, 2011.
- Cardona 1997 — Cardona G. Pāṇini: His Work and Its Traditions. Volume One: Background and Introduction. Second edition. Delhi: Motilal Banarsidass, 1997.
- Donati 1884 — Donati G. (ed.). Maṅgalavādaḥ ossia Ragionamento sulla Felicità. Perugia: Tipografia Boncompagni, 1884.
- Kaviraja 1930 — Kaviraja G. (ed.). Nyāyakaustubha. Pratyakṣakhaṇḍa. Benares: Vidya Vilas, 1930.
- Matilal 1976 — Matilal B.K. (ed.). Śaśadhara’s Nyāyasiddhāntadīpa with Ṭippana by Guṇaratnasūri. Ahmedabad: Institute of Indology, 1976.
- McCrea 2002 — McCrea L. Novelty of Form and Novelty of Substance in Seventeenth Century Mimamsā // Journal of Indian Philosophy. 2002. Vol. 30. P. 481–494.
- Minkowski 2008 — Minkowski C. Why Should We Read the Maṅgala Verses // Śāstrāraṃbha: Inquiries into the Preamble in Sanskrit. Wiesbaden: Harrasowitz, 2008. P. 1–24.
- Nicholson 2012 — Nicholson A.J. Doxography and Boundary-Formation in Late Medieval India // World View and Theory in Indian Philosophy / Ed. by P. Balcerowicz. Delhi: Manohar, 2012. P. 103–118.
- Olivelle 2005 — Olivelle P. (ed.). Manu’s Code of Law. Oxford: Oxford University Press, 2005.
- Phillips, Tatacharya 2004 — Phillips S.H., Tatacharya N.S. Ramanuja. Epistemology of Perception: Gaṅgeśa’s Tattvacintāmaṇi: Jewel of Reflection on the Truth, the Perception Chapter (Pratyakṣa-Khaṇḍa). New York: American Institute of Buddhist Studies, 2004.
- Prajapati 2015 — Prajapati S. (ed.). The Maṅgalavāda of Harirāma Tarkavāgīśa: A Navya-Nyāya Manual // Journal of the Oriental Institute. 2015. Vol. 65. P. 147–153.
- Sastrigal 1920 — Sastrigal S.Ch. (ed.). Tarkasangraha with Nyayabodhini, Vakyavritti, Nirukti and Pattabhiramattipani. Madras: Balamonarama Press, 1920.
- Varadachari 1962 — Varadachari V. A Note on the Mangalavāda of the Nyāya-Vaiśeṣika School // Adyar Library Bulletin. 1962. Vol. 26. P. 28–35.
- Vidyabhusana 1921 — Vidyabhusana S.Ch. A History of Indian Logic. Calcutta: Calcutta University, 1921.