Сакральные начала и содержание принципа справедливости в праве древних государств


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В статье предпринята попытка проследить особенности становления и юридического закрепления в древневосточном праве одного из важнейших его принципов - принципа справедливости. Для этого сквозь призму древневосточных общественных представлений о справедливости исследованы соответствующие письменные памятники Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древнего Израиля. Суждения автора проиллюстрированы ссылками на конкретные нормы древневосточного права, наиболее ярко выразившие идею справедливости как религиозно-нравственного начала законодательств государств Древнего Востока. В статье показано, что в мировоззрении и правовой культуре народов Древнего Востока справедливость имела, прежде всего, исключительное сакральное значение, выступала в роли священной и незыблемой основы мироздания и миропорядка. Это качество справедливости позволило ей в самый ранний период государственного строительства переродиться в правовой принцип как основание стабильности права, с одной стороны, и свидетельство его преемственности более древним нормам религии и морали, с другой стороны, закрепиться в древнем законодательстве и освятить его своей связью с высшим божественным началом.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Виктор Геннадиевич Беспалько

Российская таможенная академия

Email: viktor_bespalko@mail.ru
доктор юридических наук, доцент; профессор кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования, профессор кафедры теории и истории государства и права Люберцы, Российская Федерация

Список литературы

  1. Аксенов П. Моисеево уголовное право. СПб.: Тип. П. Сойкина, 1904. 62 с.
  2. Баренбойм П. Первая Конституция Мира. Библейские корни независимости суда: учеб. пособие. М.: Белые Альвы, 1997. 144 с.
  3. Беспалько В.Г. Книга Бытия как первоисточник норм уголовного права. М.: РИО Российской таможенной академии, 2008. 57 с.
  4. Беспалько В.Г. Политико-правовая мысль Древнего Востока о преступности и наказуемости поведения монарха // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2018. Т. 24. № 3. С. 251-257.
  5. Беспалько В.Г. Принцип талиона в Моисеевом уголовном законодательстве // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2016. № 2. С. 277-280.
  6. Беспалько В.Г. Становление принципа справедливости в Моисеевом уголовном праве (в его сравнении с российским уголовным законодательством) // Публичное и частное право. 2014. Вып. II (XXII). С. 67-89.
  7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 2008. 1338 с.
  8. Графский В.Г. История политический и правовых учений: учебник. М.: Норма, ИНФРА-М, 2016. 736 с.
  9. Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. М.: Вече, 2009. 496 с.
  10. Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету / сост., пер., предисл. и коммент. А.К. Шапошникова. М.: Эксмо, 2006. 432 с.
  11. Законы вавилонского царя Хаммурапи / пер. В.А. Якобсона в частичной обработке А.А. Немировского; коммент. А.А. Немировского. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm (дата обращения: 05.02.2020).
  12. Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран. В 2 т. Т. 1. Введение в историю права. Древний мир: учебник. М.: Юрайт, 2014. 423 с.
  13. Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. Киев: Общ-во любителей правосл. лит-ры, изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2005. 663 с.
  14. Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права XVI-X веков до н. э. Памятники и исследования. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1960. 356 с.
  15. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. Фундаментальный курс. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. 267 с.
  16. Томпсон А. Библия без цензуры: Ключ к самым загадочным текстам Ветхого Завета. М.: Эксмо, 2010. 240 с.
  17. Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта: монография. М.: ИКД «Зерцало-М», 2017. 512 с.
  18. Трикоз Е.Н. Древнеегипетский «Кодекс Бокхориса»: миф или реальность // Международно-правовые проблемы в Африке: материалы круглого стола XI ежегодной междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы современного международного права», посв. памяти профессора И.П. Блищенко / отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.В. Киселева, А.М. Солнцев. М.: Изд-во РУДН, 2014. С. 192-196.
  19. Трикоз Е.Н. Формирование древнеегипетского права: у истоков древнейшей правовой традиции // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2005. № 1. С. 183-193.
  20. Фридман Р. Как создавалась Библия. М.: Эксмо, 2011. 400 с.
  21. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир: Ветхий Завет как памятник литературной и общественной мысли Передней Азии. М.: Политиздат, 1987. 239 с.
  22. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. М.: Теревинф, 2003. 1088 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах