Экстраокулярные мышцы mdх-мышей как мишень для клеточной терапии: гистологическая характеристика с использованием компьютерного морфометрического анализа


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В исследовании методами компьютерной морфометрии и статистического анализа показано наличие процессов дегенерации и регенерации в экстраокулярных мышцах mdx-мышей, подобраны критерии сравнения степени дегенерации, на основании чего предложено использовать экстраокулярные мышцы mdx-мышей в качестве модели миодегенеративных процессов глазодвигательных мышц человека для экспериментальных разработок и оценки эффективности клеточной и генной терапии.

Полный текст

Введение

Миодегенеративные процессы в экстраокулярных мышцах (ЭОМ) довольно часто развиваются как неблагоприятный исход у лиц, перенесших офтальмогерпес, а также после токсических поражений и травм [1]. У пациентов с такой патологией наблюдаются различные виды косоглазия, трудно поддающиеся лечению. Возможно, что в этих случаях может оказаться эффективной терапия «клеточными препаратами» [2-4].

На данный момент разработка методов клеточной терапии патологии ЭОМ осложняется отсутствием адекватной экспериментальной модели, которую можно было бы использовать для доклинических исследований и оценки терапевтического эффекта. Нами выполнена попытка оценить возможность использования mdх-мышей в качестве экспериментальной модели для разработки подходов клеточной терапии миодегенеративных процессов глазодвигательного аппарата [5].

Мышечная дистрофия у mdх-мышей обусловлена точечной мутацией в 23-м экзоне гена дистрофина, расположенного в Х-хромосоме [6]. Миодистрофию у этих мышей следует расценивать как процесс, гомологичный прогрессирующей мышечной дистрофии у людей.

Существует ряд исследований, касающихся вовлечения экстраокулярных мышц mdх-мышей в миодегенеративный процесс. В одних довольно однозначно говорится о том, что ЭОМ несмотря на отсутствие в их структуре дистрофина, особым образом компенсируют этот дефект и остаются полностью морфологически и функционально сохранными [7]. Механизм такой компенсации, однако, остается дискуссионным [8, 9]. В других исследованиях было показано, что добавочные ЭОМ и глобулярные слои всех ЭОМ mdх-мышей всё-таки вовлекаются в патологический процесс, хотя и в меньшей степени чем, например, m. quadriceps femoris тех же животных [8, 10]. Степень повреждения мышц оценивается в этих исследованиях по экспрессии маркерных белков (дистрофин, утрофин, дистрогликаны, ламинины) методами RT-PCR, иммуногистохимии. Существует и морфологическая характеристика сравниваемых групп мышц. Однако, ресурс, который имеет «классический» гистологический анализ для оценки степени повреждения мышечной ткани, остается использованным не оптимально. Это происходит, в частности, из-за незначительной разницы в оцениваемых количественных показателях, таких, как ядерно-цитоплазматическое соотношение, площадь мышечных волокон и т. д., различия между которыми тяжело учесть без применения адекватного статистического анализа [8, 9]. Численные параметры используются, но, в большинстве случаев, только для описания отдельных тканей, а не для сравнения их друг с другом [7, 9].

Нашей целью было охарактеризовать гистологические особенности экстраокулярных мышц mdх-мышей и мышей линии С57Вl в сравнении с m. quadriceps femoris тех же животных методами компьютерной морфометрии и статистического анализа, для:

  • выявления и оценки степени поражения этой группы мышц;
  • выявления информативных показателей, характеризующих глубину и тяжесть развития дегенеративных процессов;
  • оценки возможности использования ЭОМ mdх-мышей в качестве модели при разработке клеточных технологий для лечения дегенеративных процессов ЭОМ.

Нами были отобраны морфометрические критерии для оценки процессов дегенерации и регенерации в ЭОМ. Это - число ядер в мышце, число мышечных волокон в мышце, CNI - центральный ядерный индекс и CVА - гетерогенность площади поперечного сечения мышечных волокон в мышце.

Материал и методы

Исследование проведено на самцах mdх-мышей и мышах линии С57Вl в возрасте 10-12 мес. Мышей содержали в стандартных условиях, в соответствии с этическими нормами и правилами обращения с лабораторными животными. После декапитации животного глазные яблоки с ЭОМ отделяли от стенок орбиты и век и фиксировали в 10% растворе нейтрального (pН = 7,3) формалина, аналогично обрабатывали m. quadriceps femoris. Весь материал подвергали стандартной гистологической обработке и изготавливали срезы толщиной 4 мкм. Окраску проводили гематоксилином и эозином.

Морфометрические показатели оценивали методами полуавтоматического морфометрического анализа с использованием программы «Флюороденситоморфометрия» (ЗАО «МеКоC»). Выявляли:

  • площадь мышцы на поперечном срезе (соединительная ткань, мышечные волокна);
  • площадь соединительной ткани на поперечном срезе мышцы;
  • площадь мышечных волокон на поперечном срезе мышцы;
  • доля соединительной ткани в мышце (отношение площади соединительной ткани ко всей площади мышцы на поперечном срезе);
  • площадь мышечного волокна на поперечном срезе мышцы;
  • число мышечных волокон в мышце на поперечном срезе;
  • число ядер в на поперечном срезе мышечного волокна;
  • число ядер на исследуемом поперечном срезе мышцы;
  • плотность ядер в мышце (количество ядер на единицу площади мышцы);
  • плотность ядер в мышечных волокнах (количество ядер на единицу площади мышечных волокон в мышце);
  • центральный ядерный индекс (CNI) (рассчитывается как отношение числа мышечных волокон с одним и более ядром в центре к общему числу мышечных волокон, исключая мышечные волокна без ядер в поперечном сечении), характеризующий долю регенерировавших волокон;
  • гетерогенность площади поперечного сечения мышечных волокон в мышце (CVА); рассчитывается как коэффициент вариации площади поперечного сечения мышечных волокон. Этот признак используется для оценки интенсивности процессов регенерации скелетных мышц: чем больше отличаются отдельные мышечные волокна по своим размерам, тем сильнее выражены процессы восстановления [11].

Для оценки значимости различий средних значений использовали t-критерий Стьюдента (и его модификации) при уровне значимости Р = 0,01.

Результаты и обсуждение

Гистологические данные о строении изученных мышц страдают известной скупостью и не дают существенной информации для сравнительного анализа (рис. 1). Без дополнительных исследований по гистологическим препаратам нельзя судить о наличии достоверных различий между исследуемыми группами. Однако при морфометрическом и последующем статистическом анализе выявлено, что для ЭОМ, также как и для m.quadriceps femoris mdх-мышей характерно статистически значимое изменение некоторых морфометрических признаков относительно контрольной группы мышей линии С57Вl, (табл.). Так в мышцах mdх- мышей, снижаются значения таких абсолютных признаков, как:

  • площадь мышцы на поперечном срезе - в 3 раза для ЭОМ и в 6 раз для m. quadriceps femoris;
  • площадь соединительной ткани на поперечном срезе мышцы - в 3 раза для ЭОМ и в 8 раз для m. quadriceps femoris;
  • площадь мышечных волокон на поперечном срезе мышцы - в 2 раза для ЭОМ и в 5 раз для m. quadriceps femoris;
  • число ядер на исследуемом поперечном срезе мышцы
  • в 2 раза для ЭОМ и в 2 раза для m. quadriceps femoris;
  • число мышечных волокон в мышце - в 3 раза для ЭОМ и в 6 раз для m. quadriceps femoris.

 

Рис. 1. Попереные срезы исследованных мышц: А - экстаокулярная мышца мыши линии С57Bl; Б - экстраокулярная мышца mdx-мыши; В - m. quadriceps femoris мыши линии С57Bl; Г - m. quadriceps femoris mdx-мыши. Окраска: гематоксилин и эозин. А, Б - ×250; В, Г - ×250

 

Гистоморфометрическая характеристика экстраокулярных мышц и m. quadriceps femoris mdx-мышей

 

Параметр, размерность

Экстраокулярные мышцы

т. quadriceps feтoris

С57Вl

mdx

С57Вl

mdx

Площадь мышцы (на поперечном срезе)

39311±25998

14138±4666*

299631±63524

53561±40453*

Площадь соед. ткани

17269±12853

5597±2500*

117135±21908

13894±13115*

Площадь мыш. волокон в мышце (на поперечном срезе)

22042 ± 14307

8542±2511*

182496±21908

39667±28699*

Число ядер в мышце

81±42

36±13*

146±35

90±62*

Число мыш. волокон в мышце

69±44

21±8*

90±20

16±13*

Площадь мыш. волокна (на поперечном срезе)

293 ± 133

450±188

1574±652

2200±1119

Ср. кол-во ядер на мыш. волокно

1,3±0,3

1,7±0,6

2±0,5

5,5±1,4

Доля соединительной ткани в мышце, %

42,8±9,1

38,6±7,2

39,1±7,3

23,1±9,7

Плотность ядер в мышце

2316±715

2570±373

489±115

1866±767

Плотность ядер в мыш. волокнах

4143±1465

4276±976

798±131

2374±693

CNI, %

1,45

4,51*

5,33

87,75*

CVA

0,52

0,58*

0,44

0,64*

Примечание: * - различия статистически значимы.

 

Как было показано в исследовании, посвященном изучению процессов дегенерации и регенерации поперечно- полосатой мускулатуры, такое уменьшение площади мышцы, площади отдельных волокон и др. свидетельствуют о дегенеративных процессах в ткани [11]. Таким образом, нами показано наличие процессов дегенерации в ЭОМ, также как и в m. quadriceps femoris mdх-мышей.

В ЭОМ mdх-мышей увеличиваются такие относительные признаки как:

  • центральный ядерный индекс (CNI);
  • коэффициент вариации площади поперечного сечения мышечных волокон (CVА).

Такие изменения по данным тех же авторов [11] говорят о наличии процессов регенерации. Поскольку в исследованных ЭОМ mdх-мышей эти изменения присутствуют, следует констатировать протекание в них и процессов регенерации.

Для m. quadriceps femoris mdх-мышей также статистически значимо увеличивается среднее количество ядер в мышечном волокне, плотность ядер в мышце и мышечных волокнах и значимо уменьшается доля соединительной ткани в мышцах относительно контрольной группы мышей линии C57Вl, что позволяет определить дегенеративные и регенераторные процессы в мышечной ткани m. quadriceps femoris mdх-мышей. Для ЭОМ достоверных изменений этих признаков не выявлено.

При анализе распределения величин поперечного сечения мышечных волокон выявлено увеличение доли волокон с большой площадью в мышцах (m. quadriceps femoris и экстаокулярных мышц) у mdх-мышей по сравнению с линией С57Вl (рис. 2, 3).

 

Рис. 2. Гистограмма площади поперечного сечения мышечных волокон в экстраокулярных мышцах мышей линии С57Bl и mdx-мышей

 

Рис. 3. Гистограмма площади поперечного сечения мышечных волокон в m. quadriceps femoris мышей линии С57Bl и mdx-мышей

 

Представляется целесообразным предположить, что увеличение количества мышечных волокон с большой площадью является одним из компенсаторных механизмов.

Мы считаем, что абсолютные признаки, такие, как площадь мышцы, площадь соединительной ткани в мышце, площадь мышечных волокон в мышце, напрямую зависят от факторов, которые трудно учесть (уровень и направление среза, расположение мышцы), а потому все эти признаки следует исключить из критериев для оценки степени дистрофии.

Таким образом, на основании статистически подтвержденных различий между показателями, измеренными у контрольных С57Вl и mdх-мышей, для оценки миодистрофии из всех предложенных показателей можно выбрать следующие:

  • число ядер на исследуемом поперечном срезе мышцы;
  • число мышечных волокон на поперечном срезе мышцы;
  • CNI - центральный ядерный индекс;
  • CVА - коэффициент вариации площади поперечного сечения мышечных волокон.

По этим признакам обнаружены значимые различия между группой mdх-мышей и мышей С57Вl как в экстраокулярных мышцах, так и в m. quadriceps femoris.

Анализ гистологических препаратов, проведенный с использованием методов объективной морфометрии и статистики, свидетельствует о том, что в экстраокулярных мышцах mdх-мышей имеют место процессы дегенерации и регенерации меньшей степени выраженности, чем в m. quadriceps femoris, что, в целом, согласуется с существующими литературными данными о том, что ткани ЭОМ являются структурно дефектными, но имеют механизмы компенсации [7, 8, 10].

Таким образом, нами установлено, что экстраокулярные мышцы mdх-мышей можно использовать в качестве экспериментальной модели миодистрофических процессов глазодвигательных мышц, в частности, для разработки методов клеточной и генной терапии миодистрофий в офтальмологии.

×

Об авторах

Сергей Эдуардович Аветисов

ГУ НИИ глазных болезней РАМН

Email: pavliukster@gmail.com
Россия, Москва

Александр Сергеевич Павлюк

ГУ НИИ глазных болезней РАМН; Российский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: pavliukster@gmail.com
Россия, Москва; Москва

Марина Александровна Стенина

Российский государственный медицинский университет

Email: pavliukster@gmail.com
Россия, Москва

Анатолий Александрович Федоров

ГУ НИИ глазных болезней РАМН

Email: pavliukster@gmail.com
Россия, Москва

Л. П. Кривов

Российский государственный медицинский университет

Email: pavliukster@gmail.com
Россия, Москва

Д. С. Николаенко

ГУ НИИ глазных болезней РАМН

Email: pavliukster@gmail.com
Россия, Москва

П. Ю. Баранов

ГУ НИИ глазных болезней РАМН

Email: pavliukster@gmail.com
Россия, Москва

Анастасия Михайловна Суббот

ГУ НИИ глазных болезней РАМН

Email: pavliukster@gmail.com
Россия, Москва

Амир Ильдарович Тухватулин

ГУ НИИ глазных болезней РАМН

Email: pavliukster@gmail.com
Россия, Москва

Список литературы

  1. Каспаров А.А. Офтальмогерпес. М.: Медицина; 1994.
  2. Ярыгин В.Н., Сухих Г.Т., Ситников В.Ф. и др. Ксенотрансплантация эмбриональных предшественников миогенеза человека для коррекции дистрофинопатии у мышей с наследственной миодистрофией. Бюллетень экспериментальной биологии и медицины 2003; 136 (7): 100-2.
  3. Ярыгин В.Н., Стенина М.А., Булякова Н.В. и др. Восстановление икроножной мышцы мышей mdх разного возраста после травмы и при имплантации ксеногенной мышечной ткани. Бюллетень экспериментальной биологии и медицины 2006; 142 (В): 216-8.
  4. Сукач А.М. Перспективы использования генной и клеточной терапий для лечения мышечных дистрофий. Клеточная трансплантология и тканевая инженерия 2006; 2 (4): 44-50.
  5. Ferrari G., Cusella-De Аngelis G., Coletta M. et al. Muscle regeneration by bone marrow-derived myogenic progenitors. Science 1998; 279: 1528-30.
  6. Вulfield G., Siller W.G. et al. Х chromosome-linked muscular dystrophy (mdх) in the mouse. PNАS USА 1984; 81: 1189-92.
  7. Кhurana T.S., Prendergast R.А., Аlameddine Н.S. et al. Аbsence of Eхtraocular Muscle Pathology in Duchenne’s Muscular Dystrophy: Role for Calcium Нomeostasis in Eхtraocular Muscle Sparing. J. Eхp. Med. 1995; 182: 467-75.
  8. Porter J.D., Rafael J.А., Ragusa R.J. et al. The sparing of eхtraocular muscle in dystrophinopathy is lost in mice lacking utrophin and dystrophin. J. Cell Science 1998; 111: 1801-11.
  9. Porter J.D., Merriam А.P., Sangeeta К. et al. Constitutive properties, not molecular adaptations, mediate eхtraocular muscle sparing in dystrophic mdх mice. FАSEВ J. 2003; 17: 893-5.
  10. Вudak M.T., Вogdanovich S., Wiesen-Martin Н.J. et al. Layerspecific differences of gene eхpression in eхtraocular muscles identified by laser-capture microscopy. Physiol. Genomics 2004; 20: 55-65.
  11. Chambers R.L., McDennott J.C. Molecular basis of skeletal muscle regeneration. Can. J. Аppl. Physiol. 1996; 21 (3): 155-84.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Попереные срезы исследованных мышц: А - экстаокулярная мышца мыши линии С57Bl; Б - экстраокулярная мышца mdx-мыши; В - m. quadriceps femoris мыши линии С57Bl; Г - m. quadriceps femoris mdx-мыши. Окраска: гематоксилин и эозин. А, Б - ×250; В, Г - ×250

Скачать (248KB)
3. Рис. 2. Гистограмма площади поперечного сечения мышечных волокон в экстраокулярных мышцах мышей линии С57Bl и mdx-мышей

Скачать (122KB)
4. Рис. 3. Гистограмма площади поперечного сечения мышечных волокон в m. quadriceps femoris мышей линии С57Bl и mdx-мышей

Скачать (113KB)

© Эко-Вектор, 2008



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: