Basic values of the Russian civilization as the basis of the Russian Constitution

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This article deals with a conflict between Occidental civilizational values and the Russian ones which serve as political and legal fundamentals of the active Russian Constitution. An attempt is made to subtotal Russia’s constitutional evolution over the years which have passed since the Constitution of the Russian Federation was adopted in 1993. The condition of the country’s political and legal system is analyzed in a critical manner. Main courses of constitutional development of the Russian State and society are defined on the basis of sociocultural values which are traditional for Russia and its citizens.

Full Text

О сновным содержанием современной эпохи выступает попытка полного пересмотра всех социально-нравственных и культурных ценностей, которыми на протяжении двух последних тысячелетий жила человеческая циви- лизация. В этих условиях России и ее народу вновь приходится отвечать на очень серьезные вызовы, угрожающие их цивилизационной идентичности. В 90-е гг. XX в. лишь духовные импульсы русской цивилизации удержали российское государство от полного разложения, страну от расчленения, а ее народ от лишения культурного наследия и исто- рической памяти. Однако эти угрозы по-прежнему остаются реальностью. Разрушительные импуль- сы идут со стороны евроатлантической цивили- зации, не только провоцирующей перманентные вооруженные конфликты, но и пытающейся навя- зать свои собственные культурные образцы всем остальным странам и народам. В первую очередь происходит внедрение кон- ституционно-правовой идеологии, представление о конституции, человеке и его правах и свободах как универсальных планетарных общечеловеческих ценностях, одних лишь способных легитимировать государственную власть в любом и каждом государ- стве. При этом игнорируется, что конституция и вся система права в том или ином государстве никогда не возникают на пустом месте. Они длительным, может быть, очень сложным и иногда мучительным путем по-разному оформляют те или иные пред- ставления о должном и справедливом. А представ- ления эти не бывают и не могут быть универсальны в разные эпохи в различных культурах1. Отсюда - легитимность любого политико-правового явления определяется не столько его формально-юридиче- скими признаками, сколько внутренней, психологи- ческой оценкой со стороны общества или его значи- 1 См.: Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных пере- мен. М.: Норма, 2013. С. 50. тельной части, признанием или непризнанием с их стороны правомерности существования такого яв- ления, его необходимости, значимости и действен- ности. Это относится и к конституции, содержание которой для своей реализации в общественной практике должно соответствовать правосознанию данного народа в данную эпоху. В самой конституции на ее вершине находятся нормы, составляющие основы конституционно- го строя. В них закрепляются основополагающие принципы общественного и государственного строя, организации и деятельности государствен- ной власти, формы правления, территориально- го устройства, политического режима, основы правового статуса личности, которые одновре- менно выступают как общие принципы правовой регламентации социальных отношений во всех подсистемах государственно организованного об- щества. Конституционные принципы, составляю- щие основы конституционного строя, представля- ют собой разновидность общих принципов права, на основе которых строятся отрасли и институты права, система законодательства и осуществляет- ся правовое регулирование общественных отно- шений, поведения различных их участников. Они выступают как наиболее широкое обоб- щение того среза общественных отношений, кото- рые составляют основу, фундамент, инфраструк- туру государства и общества, на которых строятся все иные социальные связи, что предполагает бес- конечный ряд различных форм их реализации, тогда как конкретные юридические нормы явля- ются всего лишь отдельными случаями их при- менения. Они служат идейной основой для всего позитивного права или нескольких его отраслей. Поэтому их следует считать правообразующими принципами2. 2 См.: Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М.: Nota Bene, 2000. С. 169-170. Все это предполагает выяснение следующих вопросов: какими объективными закономерно- стями обуславливается система конституцион- ных принципов и что делает их реальными или фиктивными при их осуществлении в практике государственно-правового строительства? На наш взгляд, в текстах конституции любо- го государства всегда находят отражение базовые ценности, имеющие общесоциальное значение, наличие которых и делает возможным само су- ществование общества и государства. По мнению американского социолога Э. Шилза, базовые цен- ности представляют собой «центральную зону» культуры всякого государственно организован- ного общества. Они содержат в себе в концентри- рованном, обобщенном виде все его традиции, символы, верования, упорядочивают их и опреде- ляют тем самым природу сакрального в обществе3. Внедряясь в течение жизни многих поколений в общественное сознание и социальную практику государствообразующего народа, они становятся этико-правовой традицией, которую можно рас- сматривать как фактическую конституцию, выра- батываемую в процессе развития общества. Проблема, однако, заключается в том, что на содержание конституции, систему конституци- онных принципов оказывает в настоящее время влияние не только собственная национальная традиция, но и конституционно-правовая тради- ция, сложившаяся в странах, ранее других всту- пивших на путь конституционного строитель- ства. Это относится и к России. «Наша страна не входит в число соавторов этого правового изобре- тения, а напротив, выглядит его реципиентом»4. Конституция является особым правовым яв- лением, с помощью которого в Западной Европе и Северной Америке возник особый политический тип - правовое конституционное государство. Основными социальными и политико-правовыми ценностями, выработанными в процессе развития западноевропейской цивилизации и получивши- ми закрепление в конституционном законодатель- стве этих стран, являются: приоритет прав и свобод человека в общественной жизни (индивидуализм); верховенство права над государством (правовое государство); либеральная демократия (народов- ластие, ограниченное правами и свободами лично- сти); экономический либерализм, выражающийся в приоритете частной собственности над различ- ными видами публичной собственности; идеоло- гическое и политическое многообразие, организа- ция государственного аппарата (системы государ- ственной власти) на основе принципа разделения властей и некоторые другие. Указанные ценности стали руководящими государственно-правовыми идеями в странах Западной Европы и Северной Америки и в качестве основополагающих прин- ципов были закреплены в их конституциях. Более того, многие из них в настоящее время признаны общечеловеческими ценностями и нашли свое от- ражение в международно-правовых документах. Ничуть не отрицая важность и значимость многих политико-правовых ценностей и идей, вы- работанных западной цивилизацией, следует за- метить, что, во-первых, российская цивилизация и государственность как часть ее цивилизационно- культурного компонента образовалась и развива- лась на несколько иной ценностно-идейной осно- ве. Это - приоритет общих (общественных и госу- дарственных) интересов по отношению к частным и групповым; доминирование обязанностей над правами; верховенство государства над правом - производность правовых функций от деятельности государства; приоритет общественных форм соб- ственности (в первую очередь - государственной) над частной собственностью; преобладание эгали- тарных и авторитарных форм демократии при уча- стии населения в управлении делами государства; идеологический и политический монизм или даже монополизм в политической системе общества; ор- ганизация деятельности верховной власти и всего государственного аппарата на основе принципа единства государственной власти. Во-вторых, система права любого государ- ства, несмотря на наличие общепризнанных правовых ценностей, сформулированных на базе коллективного опыта человечества, всегда «есть продукт национального и культурного творче- ства, в который народ вкладывает свое понима- ние справедливости, свою мораль и духовные силы»5. Право всегда является составной частью культуры общества и в своем практическом вы- ражении всегда основывается на правовой мен- тальности и стереотипах поведения членов госу- дарствообразующего народа. Российская политическая и правовая система есть вполне самостоятельный феномен во многом альтернативный романо-германской и англо-сак- сонской правовым культурам6. В процессе свое- го развития российское государство выработа- ло собственную политико-правовую традицию, имеющую свой набор социально-политических и правовых ценностей. Однако в начале 1990-х гг. в России начался системный цивилизационный кризис, из которого она не вышла до настоящего времени. В 1993 г. в нашей стране произошло из- менение государственного строя в целях установ- ления новой социально-политической, экономи- ческой и правовой системы, основанной на запад- 3 См.: Поляков А.В. Общая теория права. Феноменолого-коммуникативный подход. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 310-312. 4 Арановский К.В. Конституционная традиция в россий- ской среде. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 11. 5 Менахем Э. Еврейское право. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. С. 127. 6 См.: Синюков В.Н. Российская правовая система: Вве- дение в общую теорию. М.: Норма, 2010. С. 68-83. ных ценностных ориентациях, которые и были закреплены в Конституции РФ 1993 г. Назначение конституции в буржуазной юри- дической науке сводится в основном к правово- му ограничению государственной власти путем закрепления принципа разделения властей как высшей гарантии обеспечения прав и свобод индивида, в первую очередь права частной соб- ственности. Отсюда проистекает самодовлею- щий формализм западной правовой системы и основанный на нем механизм внешне демокра- тической государственной власти, соблазняю- щий видимой простотой своей организации и создающий иллюзию своей легкоусвояемости государствами иных цивилизаций, где предпо- сылки такой организации сложиться не могли. Нельзя сказать, что конституционная идео- логия и практика были вовсе чужды российской политической культуре. На протяжении двух по- следних столетий, начиная с царствования Алек- сандра I, тема конституции постоянно присут- ствует в российском правовом дискурсе. Однако отсутствие необходимых и достаточных предпо- сылок объективного характера (что нельзя оце- нивать отрицательно, а просто необходимо при- нимать как данность) делало возможным разви- тие отечественного конституционализма лишь при помощи постоянных заимствований и под- держке извне. Поэтому двумя его основными и не самыми качественными чертами являются то, что он до сих пор выступает как идеология мень- шинства и, соответственно, носит узкопартий- ный характер, так и не став общенациональным явлением. Следствием этого стало отсутствие общественного согласия в 1993 г. по вопросу об основных принципах социально-экономическо- го и политического строя, которые должна была закрепить новая Конституция. В это время в отечественной конституцион- ной доктрине на базе огульного отрицания со- ветского опыта господствующее положение за- нял «либеральный позитивизм, исходящий из предположения, что с помощью Конституции <…> можно произвольно устанавливать и менять государственный строй и природу российской государственности»7. Поэтому в процессе работы над новой Конституцией, ее текст подвергался все большей юридизации. Окончательный ва- риант Конституции, вынесенный на референ- дум, представлял собой малую «энциклопедию конституционной мысли»8, вобравшую в себя все «лучшее» из опыта либерально-правовой го- сударственности. Это, однако, очевидным обра- зом контрастировало с пренебрежительным от- ношением к отечественным политико-правовым 7 Синюков В.Н. Указ. соч. С. 424. 8 Пастухов В.Б. Реставрация вместо реформации. Двад- цать лет, которые потрясли Россию. М.: ОТИ, 2012. С. 434. традициям, социально-политическому и соци- ально-культурному контекстам, а также вопросу о легитимности новой Конституции. Победившие в октябре 1993 г. реформаторы не озадачились вопросом, насколько новая Консти- туция соответствует природе российского обще- ства. Социально-политическая обстановка опре- делялась жесткой борьбой, которая шла между различными общественными силами по поводу базовых принципов конституционного строя, и в отношении которых консенсус так и не был до- стигнут. Это предопределило последовательность политических событий, связанных с принятием настоящей Конституции. Она была принята после вооруженного переворота, в результате использо- вания колоссального административного ресурса со стороны органов власти всех уровней, сомни- тельным большинством голосов граждан, кото- рые испытывали беспрецедентное воздействие со стороны средств массовой информации. Вряд ли имеет смысл отказывать действую- щей российской Конституции в легитимности по перечисленным выше основаниям. Такой отказ является бесперспективным. Парадокс конститу- ционной законности заключается как раз в том, что ее установление зачастую происходит некон- ституционными средствами, путем насильствен- ного устранения существующего порядка и пода- вления альтернативных политических проектов. Речь в данном случае идет о другом. Приходится констатировать, что ни в 1993 г., ни за прошедшие с той поры годы действующая Кон- ституция РФ так и не стала формой достижения на- ционального согласия между вестернизированной элитой и основной массой населения России, ее народом. «Конституция так и не была легитими- рована всем обществом»9, а конституционализм как политико-правовой срез господствующей иде- ологии по-прежнему выступает средством понуж- дения широких масс к уважению чуждых им запад- ных ценностей, которые продолжают выдаваться за общечеловеческие. Действующая Конституция так и не стала фактором стабилизации российско- го общества и его развития по новому пути, как это утверждается многими авторами, выдающими же- лаемое за действительное10. Либеральный романтизм 1980-990-х гг. сы- грал с нашей страной злую шутку. В настоящее время российское общество и государство все также далеко от заявленных Конституцией це- лей, как и 20 лет назад. В экономической сфере результатом реформ стало не построение социально ориентирован- ной экономики, выступающей основой «благопо- 9 Там же. С. 451. 10 См.: Актуальные проблемы конституционного права. Ч. 1 / под ред. В.П. Журавлева и А.Э. Черноковой. СПб.: СПб ИВЭСЭП, 2012. С. 454; Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Те- ория современной конституции. М.: Норма, 2005. С. 17-18. лучия и процветания России» (Преамбула, ст. 8, 9, 34-36 Конституции РФ), а спекулятивный, паразитический капитализм полумафиозного толка, превративший нашу страну в сырьевой придаток Запада. Господство праволиберальной экономической модели привело не к прыжку в постиндустриальное общество, а к деиндустри- ализации народного хозяйства, переходу из вто- рого, вполне конкурентоспособного по междуна- родным меркам мира в третий мир. И только в последние годы у руководства страны стало воз- никать осознание необходимости реиндустрали- зации как важнейшего направления экономиче- ской политики на ближайшие 10-15 лет11. Социальное государство, принцип которого за- креплен в ст. 7 Конституции РФ, не только не по- строено, оно и не начинало строиться, и фактиче- ски движение идет в обратном направлении, так как из законодательства и правоприменительной практики устранено большинство социальных га- рантий идостижений советского периода. В резуль- тате уровень неравенства и социальная пропасть между богатыми и бедными в России оказались таковы, что стали угрожать внутренней безопасно- сти нашей страны и являются непреодолимым тор- мозом ее развития12. По социально-экономическим параметрам современная Россия представляет со- бой нечто среднее между классической страной третьего мира и либерально-буржуазным государ- ством конца XVIII - первой половины XIX в. Вряд ли кто-нибудь из добросовестных иссле- дователей станет утверждать, что за последние 20 лет в России был сделан существенный шаг на пути становления правового и демократического государства. Господство либеральной консти- туционно-правовой доктрины привело к суще- ственной формализации действующего права и значительному разрыву между теорией и юри- дической практикой. Все это время Конституция России и ее правовая система не коррелировали друг с другом, существовали в разных плоскостях, находясь в состоянии разрыва, а то и конфликта. Это привело страну к состоянию правового кри- зиса, который носит всеобъемлющий характер, затрагивая все ключевые элементы правовой си- стемы: правосознание, правотворчество, право- применение, правосудие. И в обществе, и во вла- сти сложилось сугубо утилитарное отношение к праву, исключительно как инструменту достиже- ния собственных целей. В результате на стрем- ление общества «жить по понятиям», власть все чаще отвечает правовым произволом13. Однако в 11 См.: Гринберг Р.С. Мифы постиндустриализма и про- блемы реиндустриализации России // Постиндустриализм. Опыт критического анализа. М.: Науч. эксперт, 2012. С. 7. 12 См.: Кобяков А. Социальная пропасть. Уровень неравен- ства в России: угроза безопасности и тормоза развития // Завтра. 2013. № 34 (1031). С. 2. 13 Пастухов В.Б. Реставрация вместо реформации. С. 454. таких условиях происходит быстрая деградация правоохранительной системы, которая должна быть основным гарантом конституционных прав исвобод. Существеннойдеформацииподверглась деятельность судебных органов, которые так и не стали функционально независимыми. Но ведь принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, в западной системе кон- ституционно-правовых ценностей направлен в первую очередь на обеспечение самостоятель- ности именно судебной власти как основному правоохранительному институту. В тех социально-политических условиях, ко- торые сложились в России в 90-е гг. XX в., прин- цип разделения властей оказался деструктив- ным. Уже к середине десятилетия система выбо- ров, СМИ, парламент, правоохранительные орга- ны и суд, система власти на местах оказались под контролем частных корпораций, а ряде случаев и криминальных группировок, выражали не госу- дарственные, общественные или региональные, а узкогрупповые, клановые интересы. Поэтому, верховная власть в лице Президента и его администрации с начала 2000-х гг. оказалась вынужденной брать под жесткий контроль орга- низацию и деятельность практически всех госу- дарственных институтов и структур, выстраивая новую «вертикаль власти», опираясь, по сути, на традиционный для России принцип единства го- сударственной власти. И здесь необходимо оста- новиться на одной особенности Конституции 1993 г., которая делает ее в значительной степени работающей и реальной, несмотря на эклектич- ность содержания и радикальный либерализм основополагающих принципов. В организации верховной власти она по существу воспроизвела российский архетип сильной единоличной вла- сти главы государства, к компетенции которого относится принятие всех ключевых политиче- ских и кадровых решений, что позволяет Прези- денту в необходимых случаях мобилизовать весь государственный ресурс. Повинуясь политической логике и опираясь на свои конституционные полномочия, Прези- дент в первой половине 2000-х гг. провел целый ряд реформ, которые спасли Российскую Федера- цию от распада и хаоса, но которые вряд ли соот- ветствовали либеральным принципам и нормам первых двух глав российского Основного Закона. Путинские реформы сняли огромное социально- политическое напряжение, в котором находилась страна все 1990-е гг. Однако не все они поддаются однозначной оценке, что свидетельствует об их половинчатости и незавершенности. В настоящее время политическая система российского государства характеризуется сле- дующими моментами: фактическим подчине- нием главе государства Федерального Собрания - Парламента России, который по существу превратился в законосовещательный орган при Президенте; лишением независимости судеб- ных органов, которые находятся под контролем президентской администрации и региональной исполнительной власти; фактической унитари- зацией политико-территориального простран- ства РФ при одновременном сохранении серьез- ных сепаратистских тенденций в ряде регионов России; отсутствием реальных демократиче- ских механизмов, когда принцип народовластия практически сводится к периодически повто- ряемым выборам и деятельности искусственно созданных и бюрократически организованных партий, не отражающих интересы широких на- родных масс, не сумевших стать каналами об- ратной связи между народом и властью и явля- ющихся по сути квазиполитическими форми- рованиями; отсутствием реальной почвы для парламентаризма и упадком доверия населения к избирательной системе. В то же время реально сложившуюся практи- ку государственно-правового строительства ни в коем случае нельзя рассматривать как «узур- пацию власти Президентом» или «возрождение авторитаризма», как утверждают лидеры неоли- беральной оппозиции. Доминирующие тенден- ции имеют глубинную опору в российской соци- окультурной среде. Инициатива по проведению реформ, вектор их направления были заданы именно снизу - как выражение устойчивых пси- хологических установок со стороны широких на- родных масс. По сути дела, тот политико-право- вой режим, который сложился в России в начале XXI в., можно определить как плебисцитарную демократию. Ее основным содержанием высту- пает авторитарное правление главы государства, который избирается на всенародных выборах и в силу источника своих полномочий и личной ха- ризмы возвышается и над всеми политическими силами и социально-экономическими интереса- ми, что дает ему возможность проводить поли- тику в интересах всего народа, опираясь на ши- рокую общественную поддержку. Именно такая политическая конструкция оказалась способной обеспечить на данном историческом этапе со- циально-политическую стабильность и государ- ственную целостность России. Таким образом, после 20 лет реформ реаль- ный облик российской государственности и вся публичная жизнь России оказываются весьма да- лекими от тех «совершенных образцов», которые рисует Конституция. Развитию страны в направлении централиза- ции власти, унитаризации ее политико-террито- риального пространства, формализации нераз- витых демократических институтов способствует также международная обстановка и геополитиче- ское положение России в мире. Процессы глоба- лизации, мировой экономический кризис, имеющий системный характер, экспансионистская внешняя политика США, которые демонстрируют себя как единственную сверхдержаву, междуна- родный терроризм ставят под угрозу не только го- сударственный суверенитет России, но и само ее существование. И одним из инструментов осла- бления и развала российского государства высту- пает идеология либерализма, на которой в основ- ном и построена российская Конституция. Насе- ление России в своем подавляющем большинстве не принимает либерально-буржуазные ценности в том «чистом» виде, в котором они закреплены в Конституции. Попытки проведения их в жизнь в нашей стране, а следовательно, и реализация са- мой Конституции вызывает большие трудности, которые носят вполне объективный характер. Вновь, как и 20 лет назад, вопрос о конститу- ционных ценностях оказался в центре внимания политических элит и юридической обществен- ности. Вновь, как и в начале 1990-х гг., речь за- ходит о выборе пути конституционного развития России. И здесь можно выделить две основные тенденции14. Первая - заключается в том, чтобы, не об- ращая внимания на неадекватность многих кон- ституционных принципов и норм, продолжать внедрять их в политическую и правовую практи- ку, развивая чисто формальный вектор Консти- туции. В области государственного строитель- ства это с необходимостью потребует усиления парламентарных начал в организации верховной власти - ограничение полномочий Президента в пользу Федерального Собрания, повышение са- мостоятельности правительства и другие шаги в сторону парламентарной формы правления. Представляется, что это тупиковый путь, не соот- ветствующий природе и состоянию российской государственности. Сложно представить, как сложилась бы история нашей страны, если бы в 1993 г. была принята конституционная концеп- ция Съезда народных депутатов, предусматрива- ющая более мягкий, парламентарно-президент- ский вариант организации верховной власти. В победе Б.Н. Ельцина в октябре 1993 г. видится непознаваемая парадоксальная логика истории, исходная посылка которой часто содержит в себе иной, далекий от изначальных замыслов ее авто- ров результат и интерпретационный смысл. Вторая тенденция - это движение к преодо- лению западного конституционализма посред- ством постепенного возрождения обновленных форм традиционного государственного и право- вого порядка. Это возможно лишь через осозна- ние собственных социально-экономических, по- литических и правовых ценностей, закрепление их в конституционном законодательстве, а также посредством адаптации заимствованных прин- 14 Ср.: Синюков В.Н. Указ. соч. С. 425. ципов, институтов и норм к российской социо- культурной среде и их абсорбции на собственной духовной основе. Реализация данной тенденции в конституци- онной практике связана с большими трудностями. Современное российское общество является во всех отношениях переходным. Необходимые со- циально-политические и правовые формы здесь еще не только не сложились, но в значительной степени и не проявились. Это предопределяет от- ношение к действующей Конституции. В ближайшем обозримом будущем не имеет смысла ставить вопрос разработке и принятии новой Конституции, хотя вопрос об этом подни- мается в последние годы в политических кругах и научной литературе. В то же время дорожить действующей Конституцией нужно не потому, что «лучшей конституции в перспективе не может быть», - как утверждает В.Д. Зорькин15, а потому, что еще не сложились определенные условия и предпосылки для принятия новой, основанной на традиционных для России цивилизационных цен- ностях и нормах. Не сложилась национально ори- ентированная политическая и административ- ная элита, способная утвердить такие ценности и нормы в реальной жизни российского общества. Однако такое положение дел не должно означать неподвижность и неизменность действующей Конституции. Ее концептуальное содержание не- обходимо постепенно менять по мере накопления в общественно-политической жизни соответству- ющих условий. Причем в силу чрезмерной жест- кости Конституции, изменению в ней подлежит не текст, а смысл, и делать это лучше всего «через ее интерпретацию и толкование» Конституцион- ным Судом16. Но поскольку Конституционный Суд не является субъектом инициативы по вопросам толкования конституции и конституционной за- конности, основная тяжесть по изменению смыс- ловой парадигмы действующего Основного Зако- на ложится на Президента и палаты Федерального Собрания. Новые смысловые интерпретации Консти- туции должны стать исходным пунктом начала развития собственного, самобытного российско- го конституционализма, не сводимого к ограни- чению власти правом, правам человека и гаран- тиям частной собственности. В отечественной теории конституционализма, в практике россий- ского государственного строительства сущность конституции может определяться только через назначение и основную цель государства, кото- рые заключаются в сохранении, воспроизвод- стве, благополучии и процветании государствоо- бразующего народа. Соответственно, назначение 15 Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М.: Норма, 2007. С. 35. 16 Там же. С. 36-37. конституции заключается в создании правовых условий для этого. Конституция России должна играть консолидирующую роль в государстве и обществе. Она должна объединять страну и на- род не только политически, но духовно и нрав- ственно. В этом может и должна состоять особая социально-культурная архитектоника нашей конституции, не исчерпывающаяся формальным признанием за ней высшей юридической силы. В объединяющей, консолидирующей роли кон- ституции, «ее способности быть юридической формулой национальной идеологии»17, отражаю- щей этнополитические и духовно-нравственные ценности государствообразующего народа, стать символом его общего сознания, и заключается в XXI в. социальная сущность конституции. В рассматриваемой перспективе (впрочем, как и в ретроспективе) признание высшей цен- ностью человека, его прав и свобод совсем не вписывается в отечественную духовную и поли- тико-правовую традицию. В своей речи на 10-й пленарной сессии международного дискуссион- ного клуба «Валдай» 20.09.2013 г. Президент РФ В.В. Путин поставил вопрос о необходимости со- хранения национальной идентичности, ее укре- плении на основе единых ценностей и назвал в качестве высшей среди этих ценностей Россию как особую цивилизацию, вокруг которой долж- но происходить объединение различных наро- дов и наций евразийского пространства18. В По- слании Федеральному Собранию РФ 04.12.2014 г. Президент обратил внимание на неразрывность и целостность тысячелетнего пути нашего От- ечества и подчеркнул, что «для России реальный государственный суверенитет - абсолютно не- обходимое условие ее существования»19. На наш взгляд, такой подход предполагает совершенно иное соотношение социально-политических и правовых ценностей, закрепленных в основах конституционного строя (гл. 1 Конституции РФ), причем такого соотношения, которое имело бы обязательное нормативное значение. Конституционный Суд РФ, давая «общеобя- зательное, а следовательно, нормативное тол- кование Конституции»20, может, при наличии соответствующего запроса, установить офици- альную иерархию принципов, составляющих основы конституционного строя. Реальной осно- вой нормативной соподчиненности этих прин- ципов выступает их действительная значимость и приоритетность, проявляющиеся в процессе их практической реализации. Историческое суще- 17 Синюков В.Н. Указ. соч. С. 428. 18 Выступление В.В. Путина на заседании междуна- родного дискуссионного клуба «Валдай». URL: portall. zp.ua/?c=video&q=Валдай 19 Послание Президента Федеральному собранию 04.12.2014. URL: http://kremlin.ru/transcripts/47173 20 Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 115. ствование России, в том числе и политическая практика последних двух десятилетий, наглядно продемонстрировали основополагающее зна- чение в системе основ конституционного строя принципа государственного суверенитета (ст. 4 Конституции РФ), в котором максимально полно раскрывается назначение и цель российского го- сударства. Международная обстановка с полной очевидностью показывает, что без реализации принципа государственного суверенитета во внешней и внутренней политике российского го- сударства не только невозможна реализация всех других конституционных принципов, но и само существование России как самобытной культур- но-исторической личности и социально-полити- ческой целостности21. Только независимость и самостоятельность государственного бытия (внешний аспект суве- ренитета) гарантирует личность от нарушения ее прав и свобод или их использования в интересах иностранных держав. Лишь монополия верхов- ной власти на законотворческую деятельность, организацию государственного аппарата и его деятельности, принуждение, определение его це- лей и способов (внутренний аспект суверенитета) может обеспечить права и свободы личности в ее отношениях с иными лицами внутри страны. По- этому любой конфликт между верховной властью как выразительницей высших государственных интересов и правами человека или между незави- симостью государства и угрожающими ей между- народными событиями делает неизбежным вы- бор в пользу государственного суверенитета. Ав- тономия и права отдельных лиц и их союзов могут простираться лишь до тех пределов, где она натал- кивается на прерогативы верховной власти, руко- водствующейся высшими соображениями общего блага и общей пользы. Исходя из вышесказанного, на свободе, а в направлении обеспечения един- ства взаимных прав, обязанностей и ответствен- ности личности и государства, где обязанностям и их исполнению придается не меньшее значе- ние, чем правам22. На наш взгляд, в подобной смысловой и со- держательной интерпретации нуждаются прак- тически все принципы действующей Конститу- ции. Их толкование в таком социокультурном ключе, во-первых, позволит подготовить госу- дарство и общество к принятию нового Основ- ного Закона, строящегося на обновленной наци- ональной идеологии, а во-вторых, позволит уже ныне действующей Конституции постепенно утверждаться в качестве элемента российской и русской духовной культуры, синонима социаль- ного прогресса всех наций и народов, составляю- щих евразийскую цивилизацию.
×

About the authors

N I Grachev

Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Email: grachev.n.i@mail.ru

References

  1. Актуальные проблемы конституционного права. Ч. 1 / под ред. В.П. Журавлева и А.Э. Черноковой. СПб.: ИВЭСЭП, 2012. 519 с.
  2. Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. 658 с.
  3. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М.: Nota Bene, 2000. 576 с.
  4. Грачев Н.И. Основы конституционного строя как общеправовые принципы // Вестник ВолГУ. Сер. 5: Юриспруденция. 2013. № 1 (18). С. 12-18.
  5. Гринберг Р.С. Мифы постиндустриализма и проблемы реиндустриализации России // Постиндустриализм. Опыт критического анализа. М.: Науч. эксперт, 2012. С. 4-10.
  6. Дмитриев Ю.А. О состоянии и перспективах развития российской конституционно-правовой науки // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1 (2). С. 32-39.
  7. Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен. М.: Норма, 2013. 496 с.
  8. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М.: Норма, 2007. 400 с.
  9. Кобяков А. Социальная пропасть. Уровень неравенства в России: угроза безопасности и тормоз развития / А. Кобяков // Завтра. 2013. № 34 (1031).
  10. Кравец И.А. Ценность конституционной телеологии и конституционная легитимность политического и идеологического многообразия: доктрина и практика // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 3 (4). С. 80-99.
  11. Менахем Э. Еврейское право. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 611 с.
  12. Пастухов В.Б. Реставрация вместо Реформации. Двадцать лет, которые потрясли Россию. М.: ОТИ, 2012. 528 с.
  13. Поляков А.В. Общая теория права. Феноменолого-коммуникативный подход. СПб.: Юрид. центр Пресс, 200. 845 с.
  14. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М.: Норма, 2010. 672 с.
  15. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М.: Норма, 2005. 320 с.
  16. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2007. 384 с.
  17. Эбзеев Б.С. Глобализация и современный конституционализм: два вектора развития // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 2 (3). С. 7-16.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies