Imperatives of a democratic secular state are the foundation of a spiritual and moral consolidation of society

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article explores the issues of a modern secular state, analyzes its essential features, major directions of its confessional policy, its role in molding spiritual and moral environment of a present-day Russian society. The author concludes that only consistent implementation of the principles of democracy, rule of law, morality, respect for dignity and religious feelings of man is capable of resisting the forces trying to destroy the spiritual bonds of a human community and a human personality.

Full Text

С ветский характер - один из базовых кон- ституционных принципов государствен- ного строя демократического государства, базовый постулат, который задает вектор разви- тия государственно-конфессиональных, межкон- фессиональных, всех без исключения социально- культурных отношений. Светское государство - это государство, свободное от влияния религии и ее догматики на государственно-политическое устройство и государственный режим, на деятельность поли- тико-правовых институтов и всех официальных структур государственной жизни. Религиозные постулаты, равно как и принципы атеизма не могут трактоваться в качестве государственно- обязательной или предпочтительной отправной точки государственной политики и управления. В таком государстве религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, равны их права и единый для всех порядок реги- страции религиозных общин, равна ответствен- ность за нарушение закона вне зависимости от вероисповедания. В светском государстве обра- зование светское, школа отделена от церкви, ду- ховность в сочетании с широкими гражданскими свободами и правом составляют основу государ- ственной политики и социального управления. Понятно, что в разных странах и цивилизаци- онных условиях государственно-конфессиональ- ные отношения формируются и проявляются на практике по-разному. Все зависит от характера конституционного устройства страны, нацио- нальных традиций, исторически сложившегося баланса сил между государственными структу- рами, религиозными объединениями и инсти- тутами гражданского общества, между властью, церковью и гражданами. Сейчас многое детер- минируется процессами глобализации и динамикой транснациональных политических, куль- турных и экономических связей. Растет религи- озное многообразие, меняются представления о секуляризации. Динамичнее реализуется право на распространение религии и миссионерскую деятельность. Немало сложностей порождают масштабные миграционные потоки. Все больше людей воспринимают религию не только как не- пременный элемент национальной культуры, но и как результат своего личного самоопределения. Нельзя абстрагироваться и от того, что сво- бода совести и право самостоятельно определять свою религиозную жизнь очень часто становятся предметом злоупотребления со стороны экстре- мистских сил. В обстановке крупномасштабых, нередко кризисных социокультурных трансфор- маций, ухудшения материального благосостоя- ния, безработицы и множества других социаль- ных негативов человек легко попадает под влия- ние предрассудков и суеверий, теряетжизненный стержень, стремится свои страхи, неуверенность и униженность компенсировать погружением в виртуальный мир. Результат же известен - ис- коверканные судьбы, параноидальные заболевания, физическая и моральная деградация. Формально-юридически человек обладает правом на свободу совести и религиозное самоо- пределение, на распространение религии и своих религиозных убеждений, на миссионерскую дея- тельность. В условиях демократического государ- ства это незыблемое конституционное право каж- дого. Но даже конституционно закрепленное по- ложение вовсе не означает, что самоопределиться легко, даже человеку с хорошим образованием и трезвым восприятием общественного бытия. Религиозность - это не что-то временное и конъюнктурное, а непрерывный процесс форми- рования определенной модели восприятия окружающей действительности в системе позитив- ного, нейтрального и негативно-деструктивного государственно-конфессионального взаимодей- ствия1. Реализуется в формах партнерства и кон- структивного диалога, господства и подчинения, конфронтации и даже конфликта. Отсюда различ- ные типы такого взаимодействия (моноконфес- сиональный, универсальный, дифференцирован- ный, теократический, атеистический) и различ- ные его социальные итоги. Все зависит от истори- ческих и социокультурных традиций, принципов, приоритетов и методов реализации вероисповед- ной политики, позиции по этим вопросам религи- озных конфессий и соответствующих элит. Моноконфессионалъный тип государствен- но-конфессиональных отношений господствует в теократических государствах, когда допуска- ется официальное существование религиозных объединений исключительно одной конфессии. Универсальный тип, напротив, ориентирован на либеральные стандарты религиозной свободы и «симфонии церкви и государства», предполагает равностатусность религий, ни одно вероучение не является господствующим или предпочти- тельным. Государство не вмешивается во вну- треннюю деятельность религиозных объедине- ний, а церковь, в свою очередь, не берет на себя государственно-властные функции, не вмешива- ется в сферу полномочий официальных органов власти. Религиозные догматы не являются источ- ником права. На начало нынешнего века стран с таким ти- пом государственно-конфессиональных отноше- ний, по данным ученых Гарвардского универси- тета, насчитывалось 1132. Правда, не исключены крайности, когда официально исповедуются цен- ности демократизма, плюрализма и толерантно- сти, а на деле власти преимущественно действуют в соответствии с принципом «свобода религии не освобождает от религии», открыто проявля- ют нетерпимое отношение, например к атеизму. Атеисты подвергаются жесткой дискриминации, наказываются за пропаганду материалистических взглядов, ущемляются в правах на заключение браков, ограничиваются по линии доступа к обра- зованию и государственной службе. В США отношение властей к атеистам при- мерно такое же, хотя и несколько либеральнее. Атеисты практически лишены права заниматься общественной работой, не могут давать свиде- тельские показания в судах, практикуются аре- сты за публичные атеистические выступления. А вот то, что президенты, конгрессмены и судьи 1 См.: Кардашевский А.В., Тирских М.Г. Современные концепции государственно-конфессиональных отношеприсягают на верность государству в зависимо- сти от веры на разных священных книгах, вопро- сов не вызывает, тем самым как бы подчеркива- ется имидж истинно светского плюралистически ориентированного государства. Равно как не взывает особого протеста постоянное провозгла- шение богоизбранности и превосходства амери- канской нации, ее особой роли в защите, как им кажется, истинных ценностей духовности, свобо- ды и демократии. Дифференцированный тип вербально при- знает и фактически в достаточно полной мере ре- ализует религиозные свободы. Тем не менее не- которые конфессии пользуются определенными преимуществами. Именно такой тип светской го- сударственности избрала Россия, наше государ- ство открыто признает особую роль православия3 и в соответствии с этим постулатом выстраивает свою внутреннюю и внешнюю политику. Русская Православная Церковь де-факто с позиции ду- ховности, нравственного императива и государ- ственной поддержки играет существенную роль во всех сферах человеческого бытия. Иной раз даже звучат призывы превратить Россию в «пра- вославное государство». С такой постановкой вопроса трудно со- гласиться - не все так однозначно и разумно как с правовой, социально-нравственной и на- ционально-культурной точки зрения, так и не- безопасно с позиции сохранения социального спокойствия, гражданского мира и обеспечения устойчивого правопорядка в обществе. Не гово- ря уже о том, что такое решение стало бы гру- бым нарушением конституционных принципов демократической правовой государственности с ее плюрализмом, толерантностью, свободой со- вести и многосубъектной моделью государствен- но-конфессиональных отношений. Россия - светское демократическое государ- ство, признает и нормативно на высшем юри- дическом уровне фиксирует правовую равноста- тусность религий и всех незапрещенных рели- гиозных объединений перед законом. Такое же отношение к атеистам и атеистическому миро- воззрению. Русский мир практически никогда не строился по принципу религиозных предпочте- ний или национально-этнической исключитель- ности. В России никогда не было религиозных войн, не было инквизиционного судопроизвод- ства и массовой продажи индульгенций. Наобо- рот, церковь всегда играла стабилизирующую конструктивно-созидающую, успокаивающую социально интегрирующую роль. И доказательств справедливости такого выво- да великое множество. Именно Соборное уложение стало началом и основой «Свода законов Российний. Сущностные модели // Сибирский юридический вестник. Правовой журнал. 2009. № 2. С. 25-33. 2 См.: Леонов В. Россия - светское государство? URL: http://www.proza.ru/2013/01/18/1027. 3 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свобо- де совести и о религиозных объединениях». Преамбула // СПС «КонсультантПлюс». ской империи». Не говоря уже о либеральных ре- формах в сфере конфессиональной политики в ре- волюционные годы начала XX в. После поражения России в русско-японской войне царский режим пошел на существенное расширение свободы сове- сти, слова и собраний, открыто заявил о «неумест- ности вмешательства гражданской администрации в дела веры». Позитивно в обществе был воспринят царский указ от 17.04.1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», которым были сняты многие бюрократические барьеры на пути регистрации конфессиональных объединений и оформления переходов в другую веру. Верующим разрешалось объединяться в религиозные братства, строить мо- литвенные дома, издавать религиозную литерату- ру. Расширялись права старообрядцев, баптистов, адвентистов и протестантов. Параллельно ужесто- чалась ответственность за преступления против веры и ущемление человеческого достоинства ве- рующего. Государство жестко реагировало на лю- бые пропагандистские и практические действия, расшатывающие «устои легитимных религиозных форм»4, хорошо понимало интегрирующую значи- мость религиозного сознания для духовной консо- лидации многонационального и многоконфессио- нального общества. Сейчас многие традиции, характерные для сферы государственно-религиозных отношений, существовавших в дореволюционной России, воз- вращаются в нашу жизнь. Российские власти ори- ентированы на то, чтобы вернуть религию в обще- ственно-политическое и духовное пространство страны, важнейшей своей задачей считают созда- ние благоприятных условий для десекуляризации общества и постепенного перехода к цивилизо- ванной постсекулярной модели государственно- конфессиональных и межконфессиональных от- ношений. Причем все это не для того, чтобы заме- нить господствующую ранее марксистскую идео- логию и не для духовного подавления инакомыс- лящих, а для того чтобы наполнить жизнь россий- ского общества новыми духовно-нравственными смыслами. Власть исходит из того, что в разумных руках в условиях демократического правового го- сударства религия не опиум для народа, а мощная вдохновляющая и созидающая сила, важнейший фактор гармонизации гражданской, этнической и религиозной идентичности. Конструктивную позицию, защищая един- ство и непрерывность нашей отечественной со- циальной истории, занимает и церковь. Особо перии, социальные императивы общенародной солидарности советских времен, справедливое стремление к защите прав и свобод человека и гражданина современной России. Есть и другие особенности, в том числе в подходах к конститу- ционной трактовке свободы совести и свободы вероисповедания, а также правового понимания сущности сотрудничества в гуманитарной сфере в соответствии с нормами международного гума- нитарного права, прежде всего ст. 1 Устава ООН о «поощрении и развитии уважения к правам че- ловека и основным свободам для всех, без разли- чия расы, пола, языка и религии». Конституция современной России не пред- усматривает официального санкционирован- ные формы антирелигиозно-пропагандистской деятельности, не исключает атеизм как личный выбор человека и гражданина. Каждому гаранти- руется право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не ис- поведовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Кон- ституции РФ). Конституционно, таким образом, закреплена обычная для современных демокра- тических государств позиция, которая в значи- тельной степени нейтрализует конфликтность между правом и религиями, законом и верой, является достаточно прочной конституционно- правовой основой духовно-нравственной инте- грации российского общества. Мы сейчас четко понимаем, что только тогда, когда в отношениях между государством, обще- ством и религиозной системой доминирует дух взаимопонимания и коммуникативной раци- ональности, социум образует единое духовно- нравственное целое. Государство же обретает реальную возможность для адекватного воспри- ятия того, что «творится умах и душах людей»5. Именно поэтому столь актуальной представ- ляется задача укрепления статуса и активизации созидающей деятельности традиционных для русского мира религиозных конфессий6, повы- шения качества взаимодействия религиозных объединений и властей всех уровней и ветвей с учетом контекста происходящих религиозных трансформаций7, понимания жизненной зна- чимости сдерживания «процесса расхождения между нормативно-регулятивными системами права, религии и морали»8. значимы для нас ее призывы соединить в еди- 5 Духовные аспекты трансформации российского общеное целое все лучшее, что было характерно для различных эпох российской исторической дей- ствительности: религиозные идеалы Древней Руси, культурные достижения Российской им- 4 Андреев К.М. Влияние международного права на прак- тику проведения публичных богослужений в РФ // Рели- гия и право. 2013. № 3. С. 36. ства: учеб. пособие / отв. ред. Э.Я. Мозговая. М.: РАГС, 2004. С. 34. 6 См.: Баглай М.В. Конституционное право в Российской Федерации: учебник для вузов. М.: Норма, 2007.С. 143. 7 См.: Каргина И.Г. Социологические рефлексии совре- менного религиозного плюрализма. М.: МГИМО, 2014. С. 7. 8 Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М.: СГУ, 2008. С. 531. Представленные научные позиции в полной мере соответствуют политике российского свет- ского государства, стремящегося соединить силь- ную власть, авторитет религиозных институтов и духовные потребности людей. Не случайно на встрече с представителями поместных православ- ных церквей 25.07.2013 г. В.В. Путин счел необхо- димым еще раз объяснить позицию российского государства по всем этим вопросам. Специально при этом он акцентировал внимание присутству- ющих на том, что именно православная вера сфор- мировала национальный характер и менталитет российского народа, помогла раскрыть лучшие созидательные качества россиян, способствовала и способствует сегодня тому, чтобы страна заняла достойное место в мировой цивилизации. Исходя из вышеизложенного становится по- нятным, почему стимулируемая государством роль РПЦ, как и других религиозных конфес- сий, в политической и культурной жизни стра- ны постоянно возрастает, почему выбор модели государственного строительства на принципах светскости, социальности, гуманизма и демокра- тии стал одним из ведущих факторов цивилиза- ционного самоопределения России. Что, кстати, принципиально не совпадает с императивами светского государства атеистического типа - го- сударства жесткого подавления религиозного со- знания и предельно возможного сужения границ религиозно-просветительской деятельности в обществе. Считалось, что социализм лишен объ- ективных корней религии - реакционной идео- логии угнетателей в целях духовного порабоще- ния трудящихся, что в стране должна господство- вать научная идеология материалистического понимания реальной действительности. Поэто- му пропаганда атеистических знаний велась то- тально и целеустремленно, охватывала букваль- но все социальные группы и слои населения. Многим тогда казалось, что научный атеизм и марксистско-ленинская философская доктрина смогут дать адекватные ответы на все вопросы, которые раньше решала религия. Но на практике оказалось, что не все так просто. Новая идеологи- ческая матрица «работала» лишь до определен- ного момента - воспитать кристально чистого в моральном отношении и абсолютно безрелигиоз- ного в духе воинствующего материализма челове- ка не удалось. Коммунистический строй и его иде- ологии, похоже, переоценили возможности науч- ного материалистического мировоззрения. Хотя людей с рациональным искренне-атеистическим мировоззрением заметно увеличилось. Светское государство в идеале - это госу- дарство идеологически нейтральное и конфес- сионально сбалансированное, обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоз- зренческого выбора. Это такое государство, в ко- тором власть принадлежит гражданам, а не религиозным организациям, властные полномочия непосредственно не соприкасаются с функциями религиозных структур. Ничего принципиально не меняет принятые в повседневном обиходе по- нятия «традиционные религии», «традиционные конфессии», «традиционные духовно-нравствен- ные ценности». Равно как и то, что «государство вправе по-разному сотрудничать с религиозными организациями»9 и достаточно активно пользу- ется этим правом. В Грузии, скажем, официально признается особая роль Автокефальной Право- славной Апостольской Церкви, между государ- ством и религиозными общинами установлены тесные договорные отношения по вопросам со- трудничества в области образования, культуры, благотворительности, прохождения военной службы, имущественно-финансовых вопросов. В Турции и Казахстане главный муфтий страны од- новременно является руководителем правитель- ственного управления по делам религий. Светский характер государства проявляется также в том, что гражданам, политическим пар- тиям, общественным организациям, неправи- тельственным некоммерческими организациям и другим структурам гражданского общества запре- щаются любые действия, оскорбляющие расовые, национальные и религиозные чувства граждан, вводить в названия партий такие термины, как «христианский», «мусульманский», «католиче- ский», «протестантский» и т.п. Более того, кате- горически запрещается создание политических партий и членство в партиях по признакам расо- вой, национальной или религиозной принадлеж- ности. Смысл: религиозность и национальность не должны переноситься в сферу политической борьбы и социальных взаимоотношений. Духов- ность - не предмет политического противобор- ства. Это не противостояние и не фактор антаго- нистических отношений, а глубочайшая человеч- ность, культура и терпимо-сдержанное отношение к чувствам другого. Это не противопоставление, а условие единения людей, уважения чувств челове- ка любого вероисповедания и любой, не противо- речащей нормальной человеческой морали, идео- логии. Ограничения в сфере духовного действуют лишь в том случае, если налицо экстремизм, по- литические провокации, пропаганда националь- ной вражды и межрелигиозной ненависти, когда применяются незаконные и аморальные методы воздействия - угрозы, шантаж, физическое и мо- ральное насилие. В свою очередь, церковно-конфессиональная иерархия по своему правовому статусу не являет- ся составной частью государственного механиз- ма. Церковные власти не вправе непосредствен- но влиять на политику и повседневную полити- 9 Жбанков В.Н. Государство и церковь: мифы и правда. URL: http://www.tihon-luh.ru/doc/5-33.html. ко-управленскую деятельность государства, не могут навязывать свою волю системе образова- ния, не устанавливают правила и формы религи- озного или антирелигиозного воспитания. Есть даже страны, где закон запрещает финансиро- вать религиозную деятельность из обществен- ных средств. В России конфессии вправе обращаться к го- сударству с просьбами о материально-финансо- вой помощи или с призывами при определенных обстоятельствах употребить власть. Священнос- лужители могут избираться в представительные органы государственной власти и местного само- управления, но не как представители духовен- ства и церковной иерархии, а как равноправные граждане. Религиозные организации не вправе создавать политические партии, участвовать в деятельности политических структур, занимать- ся информационно-разведывательной и полити- ко-пропагандистской деятельностью, не могут выдвигать своих кандидатов в парламенты и на президентские посты. Непозволительно также конфессиональное участие в предвыборной аги- тации, в финансировании выборов и референду- мов. Обоснованность такой позиции не вызывает сомнения, иначе социальных конфликтов, в том числе острых, не избежать. Разве не подтвержда- ет справедливость такого вывода опыт межрели- гиозных столкновений при попустительстве вла- стей на территории целого ряда приходов Запад- ной Украины? Не говоря уже о странах Ближнего и Среднего Востока. Задачи религиозных структур и священнос- лужителей в духовно-нравственной сфере лежат в другой содержательной и процедурной плоско- сти. Предмет их повседневной заботы: а) укрепле- ние объективно взаимосвязанных между собой религиозных, культурных и нравственных начал человеческого общежития; б) проповедь доброго и разумного; в) духовное, культурно-нравственное и патриотическое воспитание паствы; г) благотво- рительность и миротворчество; д) забота о межна- циональном и межрелигиозном согласии и толе- рантности; е) противодействие проявлениям амо- рального маргинально-агрессивного поведения. Однозначно неприемлемо использование прихо- дов, религиозных учреждений и их материально- культовой базы для пропаганды национальной и религиозной исключительности, социальной нетерпимости и насилия. Это императив, не под- лежащий обсуждению. Такие действия должны оцениваться не иначе как внеправовое и крайне опасное в морально-нравственном отношении вторжение в религиозное пространство. Такие действия, естественно, преследуются и должны жестко преследоваться по закону. Светское государство не только предполагает и гарантирует свободу совести и вероисповеда- ния, но и реализует, нередко в принудительном порядке, целый ряд присущих ему социально- значимых функций. В их числе: законодательная функция. Светское государ- ство с участием институтов гражданского общества формирует правовое пространство регулирования общественных отношений на принципах светскости и действующего в стране правового режима, создает право- вые механизмы реализации нормативных установлений, касающихся свободы совести, свободы вероисповедания и вероисповедной политики. Исходит при этом из принципов и норм, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, в Пакте ООН о гражданских и политических правах; Конвенции ЮНЕСКО о нематериальном культурном наследии; Евро- пейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции РФ, Федераль- ном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». За- конодательство определяет базовые принци- пы, приоритеты и формы взаимоотношений общества, государства, религиозных конфес- сий и граждан (верующих и неверующих), за- крепляет основы духовного в частной и обще- ственной жизни, определяет правовой статус религиозных объединений, устанавливает ответственность за святотатство, вандализм, богохульство, кощунственные поступки; охранительная функция. Светское государ- ство охраняет законную деятельность рели- гиозных объединений и духовенства, кон- тролирует реализацию законодательства о свободе совести и вероисповедания, гаранти- рует права, свободы и равноправие верующих и атеистов. В условиях светского государства каждый вправе свободно (индивидуально или совместно) исповедовать свою веру (или не исповедовать никакой религии), гласно выражать свою волю без какой-либо дис- криминации и принуждения, свободно за- ниматься пропагандой и распространением ценностей религиозной культуры. Главное, чтобы все это укладывалось в требования за- кона и господствующей в обществе морали. Тот же, кто препятствует этому, совершает вандальные или иные, оскорбляющие религиозные чувства и человеческое достоинство действия, привлекается к ответственности. Причем номен- клатура наказаний достаточно широка: штрафные санкции (максимальная планка - 500 тыс. руб.); изъятие доходов осужденного за период до 3 лет; исправительные работы до 3 лет; обязательные работы до 480 час.; лишение права занимать опре- деленные должности на срок до 2 лет; арест до 2 месяцев; лишение свободы до 1 года. Санкции, как видим, достаточно строгие, но их справедли- вость ни у кого не вызывает сомнения. Главное, чтобы наказания были своевременными, адекватными и действенными. Тем более, если касается это уголовных преступлений, совершенных по на- циональным или религиозным мотивам; регулятивная функция. Светское государство, учитывая в своей политике религиозные и морально-нравственные составляющие культуры народа, регулирует, в том числе на законодательном уровне, государственно- церковные, межконфессиональные и иные отношения по поводу свободы совести и сво- боды вероисповедания; закрепляет правовой статус религиозных объединений (групп и организаций), устанавливает правила совер- шения массовых богослужений и церемоний, миссионерских и благотворительных меро- приятий, проводит государственное лицен- зирование и обеспечивает аккредитацию образовательных учреждений, создаваемых религиозными организациями; стимулирующая функция. Светское государ- ство оказывает финансовую, материальную и иную помощь в содержании, реставрации и охране религиозных объектов, являющихся памятниками истории и культуры, помогает в строительстве новых и реставрации раз- рушающихся культовых сооружений, предо- ставляет налоговые и иные льготы, финан- сирует (или софинансирует) благотворитель- ные программы, содействует в преподавании общеобразовательных дисциплин в религи- озных культурно-образовательных учреж- дениях, стимулирует совместные научные и учебно-просветительские проекты; запретительная функция. Государство пресе- кает создание организаций и сект, провоциру- ющих социально-религиозную и межнацио- нальную нетерпимость, запрещает призывы и заявления, разжигающие расовую, националь- ную и религиозную рознь, осуждает и пресека- ет действия, высказывания и надписи, оскор- бляющие национально-религиозные чувства граждан. Как грубое нарушение закона рассма- тривает воспрепятствование праву на свободу совести и свободу вероисповедания; умышлен- ное публичное осквернение, порчу или унич- тожение религиозных реликвий, имущества религиозной предназначенности и предметов религиозного почитания; действия, оскорбля- ющие человеческое достоинство верующих и остальных граждан; воспитательная функции. Светский характер государства способствует интеллектуальной, эмоционально-психологической и духовной консолидации общества, поддержанию и укре- плению его духовно-нравственного здоровья. В том числе путем а) создания благоприятных которую в народе называют «уличной моло- дежью»), лиц, находящихся в местах лишения свободы, беженцев, а в последнее время еще и спортивных фанатов, нередко публично вы- ступающих под экстремистскими национали- стическими и религиозно-экстремистскими знаменами; б) сохранения традиционных се- мейных ценностей, укрепления семейно-брач- ных отношений, стимулирования материнства, поддержки многодетных семей; в) объявления религиозных праздников нерабочими днями; г) противодействия нравственному развраще- нию общества, распространению алкоголизма, наркомании, проституции, тунеядства и дру- гих форм аморальных проявлений. Реализация функций светского демократиче- ского государства - это движение по пути спло- чения общества и международного взаимопони- мания, духовного очищения и сохранения истори- ческой памяти. Поэтому считаем, что сегодня не совсем своевременно и не особенно конструктивно в практическом плане ставить вопрос о норматив- но-законодательном закреплении статуса русского народа как государствообразующего, о принятии специальных законов и целевых программ по эт- нокультурному развитию русских - тезис, про- звучавший на недавно состоявшемся Всемирном русском народном соборе10, хотя побудительный мотив и благая направленность такого рода призы- вов понятна, объяснима и не лишена объективных оснований. Величие народа и прочность его социального статуса обеспечивается не формальными законо- дательными установлениями и не метафизиче- скими конструкциями интеллектуальной элиты, а коллективным интеллектом и духовным богат- ством народа. Не бюрократической борьбой с перманентными кризисными провалами и не де- вальвацией валюты в угоду спекулянтам, а устой- чивым ростом ВВП, укреплением бюджетно-фи- нансовой системы, реальными материальными и культурными достижениями страны, в том числе с духовно-нравственных позиций. Не критикой и не констатацией недостатков, а реальными успехами в экономике, науке, образовании, ис- кусстве, спорте, не призывами и стенаниями, а созданием на деле здорового информационно- пропагандистского пространства вокруг каждой религиозной конфессии. Надо не только критиковать и высокомерно созерцать, но и делать все необходимое для того, чтобы люди знали, чем живет церковь, на какие болевые точки обращает внимание, что делает для того, чтобы вернуть мораль в естественные ее границы. Чтобы меньше было преступлений против личности, чтобы коррупция стала неприправовых и организационных условий для духовно-нравственного воспитания подрас- тающего поколения (особенно той его части, 10 Соборное слово XVIII Всемирного русского народно- го собора от 11.11.2014. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/3837990.html. личной, чтобы подростки не насиловали своих сверстниц и не убивали матерей только лишь за то, что они запрещают часами находиться в Ин- тернете. Только в таком случае центростреми- тельные силы будут побеждать силы центробеж- ные, люди будут осознанно стремиться к лучше- му и человеческому. Отсюда не только привлекательность, но и мощная действенность принципов гуманисти- ческой вероисповедной политики светского го- сударства: законности; конфессиональной ней- тральности; ориентированности на защиту нрав- ственного здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, независимо от их отно- шения к религии и принадлежности к тем или иным религиозным или светским сообществам; равноправия религиозных объединений перед законом; уважительного отношения к культурно- национальным и религиозным традициям всех без исключения народов, населяющих страну; демократизма и открытости. Религиозные струк- туры, в свою очередь, ориентируются на принци- пы уважения к закону и установленному право- порядку, идеалы солидарности, сотрудничества, соборности, справедливости, достоинства и то- лерантности. Соответствуют изложенным принципам формы, средства и методы управляющего воз- действия на религиозно-конфессиональные от- ношения. Они хорошо известны и универсальны: воспитание, убеждение, моральное утешение, контроль и принуждение. Средства тоже извест- ны: законодательные установления, регистрация и аккредитация, материально-финансовая под- держка, государственное содействие в восста- новлении памятников истории и культуры ре- лигиозного содержания, реституция церковного имущества. Изучение проблематики светского государ- ства ставит вопрос не только об социально-исто- рической миссии такого государства, но непре- менно выводит нас на проблему эффективности такого государства, оценки качества тех социаль- ных эффектов, которые оно обеспечивает. К сожа- лению, научные наработки по проблематике эф- фективности светского государства практически отсутствуют, хотя потребность в них несомненна. Тем более в случае, когда государство не только декларирует, но и реально производит полез- ный для общественного потребления продукт - нормативные модели светскости; идеологию межнационального и межрелигиозного сотруд- ничества; механизмы внесения ценностей свет- ского государства в сознание людей; технологии выявления зон религиозных и националисти- ческих рисков и т.д. Именно продукт истинной светскости приносит пользу, обеспечивает упо- рядоченность и устойчивость общественных от- ношений, утверждает в обществе ценности гуманизма и социальной справедливости, защищает людей от нравственной деградации. Произвести качественный замер эффектив- ности светского государства могут многие офи- циальные и общественные институты - госу- дарственные научно-исследовательские центры, общественные палаты, негосударственные соци- ологические службы, средства массовой инфор- мации. Исследования же показывают, что эффек- тивность эта по многим позициям пока не соот- ветствует потребностям времени: бюрократиче- ские структуры работают, решения принимают- ся, храмов становится больше, государственные субсидии на восстановление культовых объектов растут, а нравственная деградация не остановле- на, жестокости и безнравственности меньше не становится. Скорее наоборот, и причины такого тренда нами пока исследованы слабо. Чуть ли не массовый характер приобрели кражи из храмов, избиения священнослужителей, убийства верую- щих, усиливается принудительная исламизация молодежи, тысячи молодых людей оказываются сторонниками экстремистски-кровавых форм реализации идеологии джихада. Это не может не тревожить каждого трезво- мыслящего человека, не приводить в действие защитные механизмы государства. Понятно, что не религия, не храмы и не про- поведники повинны в происходящих безобра- зиях. Непосредственной причинно-следствен- ной связи здесь нет, религиозная социализация сама по себе проблему безнравственности не решает и решить не может. Источник негатива лежит в другой плоскости. Прежде всего в бед- ности и агрессивных проявлениях социальной несправедливости; рыхлости системы духовного просвещения; некорректно-бюрократическом отношении к деятельности так называемых не- традиционных религий; незаконных действи- ях недобросовестных чиновников и служащих правоохранительных органов; провокационных попытках некоторых «свободолюбивых активи- стов» и «борцов за справедливость» противопо- ставить одни конфессии другим. А теперь еще и последствия «демократизации» восточного об- раза жизни со стороны западных демократий. Все это, как нам представляется, чревато не толь- ко социальным расколом и межрелигиозными столкновениями, но и подрывом основ консти- туционного строя светского государства, в том числе государства российского. Основные элементы механизма реализации базовых установок светского государства и его вероисповедной политики могут быть представ- лены в следующей последовательности: высшие органы государственной власти, формирующие вероисповедную политику, обе- спечивающие нормативно-правовую базу и за- дающие главные направления ее практической реализации. В Российской Федерации - это глава государства, который является гарантом прав и свобод человека и гражданина, определя- ет основные направления внутренней и внешней политики государства в сфере свободы совести, вероисповедания и межконфессиональных отно- шений, осуществляет контроль реализации со- ответствующих государственных решений. Это парламент, который формирует федеральную систему законодательства в указанной области, решает вопросы налоговых и иных льгот религи- озным организациям. Это Правительство, кото- рое направляет и координирует работу органов исполнительной власти во взаимоотношениях с религиозными объединениями, обеспечивает проведение в стране единой государственной ве- роисповедной политики; министерство юстиции, которое занима- ется выработкой и реализацией государствен- ной политики и нормативно-правовым регу- лированием в сфере регистрации религиозных организаций и представительства иностранных религиозных организаций; контролем соответ- ствия практической деятельности религиозных организаций их уставным целям и задачам; от- слеживанием мероприятий, проводимых рели- гиозными организациями; публикацией списка подлежащих запрету экстремистских материа- лов; ведением перечня общественных объедине- ний, религиозных организаций и некоммерче- ских организаций, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете де- ятельности; органы судебной власти: осуществляют правосудие, рассматривают дела, связанные с на- рушениями законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания органами государ- ственной и муниципальной власти, должност- ными лицами, религиозными объединениями, гражданами. Особая роль принадлежит консти- туционному и административному судопроиз- водству, особенно в части восстановления на- рушенных прав и свобод конкретных граждан и религиозных организаций; правоохранительные и контрольно-над- зорные органы, прежде всего прокуратура, МВД, миграционные и таможенные службы, налоговой инспекции. Особое внимание ими обращается на надзор за исполнением законов, касающихся государственно-конфессиональных отношений, миграционного законодательства, уставных тре- бований, регламентирующих внутреннюю кано- ническую деятельность. Указанные органы обе- спечивают должную финансовую дисциплину, устанавливают границы участия религиозных структур и священнослужителей в общественно- политической деятельности; 5. органы публичной власти и структуры, не- посредственно соприкасающиеся с религиозными объединениями: а) совет по взаимодействию с религиозными объединениями; б) парламент- ский комитет по делам общественных объеди- нений и религиозных организаций; в) объеди- ненные комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений; г) правительственные комиссии по вопросам религиозных объединений. Анало- гичные совещательные органы функционируют на местах. Во многих регионах учреждены долж- ности заместителей губернаторов по межнацио- нальным и межконфессиональным вопросам. Немаловажную роль в нашей стране играет комиссия Минэкономразвития России по вопро- сам, возникающим при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче имуще- ства религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности. Именно здесь при- нимаются решения по вопросам урегулирования разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений о смене собственника имущества ре- лигиозного назначения. Рассматриваются также заявления о возможных нарушениях прав и (или) законных интересов в связи с принятием реше- ния о передаче религиозной организации иму- щества религиозного назначения. Практикой доказана полезность для консо- лидации общества и других форм государствен- но-конфессионального взаимодействия, таких, скажем, как: совместные рабочие группы по взаимодей- ствию между государственными, церковными и другими институтами гражданского обще- ства. Примером может служить рабочая груп- па по взаимодействию между Русской Право- славной Церковью (РПЦ) и МИД России, меж- ду РПЦ и Российской академией народного хозяйства и государственной службы; комиссия по межнациональным отношени- ям и свободе совести Общественной пала- ты РФ, в центре внимания которой вопросы противодействия религиозной и межнацио- нальной нетерпимости, координации усилий общественности в этнокультурной и межкон- фессиональной сферах. Традиционными для Общественной палаты стали круглые столы, пресс-конференции, встречи с гражданами и лидерами религиозных общин. Высокую оцен- ку получили, например, общественные слуша- ния «Вопросы межнациональных отношений нравственности в СМИ и Интернете», «Мигра- ционная политика и гражданское общество», «Религия в светском обществе», дискуссия за круглым столом по обсуждению опыта между- народных организаций в деле духовно-нрав- ственного воспитания молодежи; межрелигиозный совет России. Для нас особо ценно то, что по всем актуальным вопросам светской жизни Совет, как правило, занимает принципиальную позицию, своими решени- ями задает должные духовные стандарты и общие нравственные ориентиры. Совет, на- пример, жестко осудил попытки оправдать провокационные выходки группы «Pussy Riot», однозначно высказался в поддерж- ку ограничения распространение игорного бизнеса, жестко осудил националистические проявления и геноцид русскоязычного насе- ления на Украине. Совет выступает за юри- дически строгое отношение к миссионерской деятельности зарубежных организаций; Центральное духовное управление мусульман России, которое активно содействуя развитию культуры мусульманских народов и становле- нию исламского образования, укрепляет ос- новы гражданского мира и межэтнического согласия в обществе. Немалая заслуга Управ- ления в развенчании мифов о том, что ислам несовместим с демократией, секуляризмом и широкими демократическими свободами, оно не устает доказывать, что истинный джи- хад ничего общего не имеет с силовым реше- ние религиозно-мировоззренческих проблем. Предмет особого внимания - современная реальность, когда ислам легко пускает корни в немусульманских странах, находит «общий язык» с другими верами и культурами и под религиозным прикрытием проводит нацио- налистическую обработку верующих мусуль- ман, формирует отряды исламских боевиков и направляет их с оружием в руках сражаться «с врагами ислама»; общественные правозащитные организации, патриотические движения и координацион- ные центры, специализирующиеся в области свободы совести и вероисповедания, благо- творительности, научного сопровождения со- циальных процессов духовно-нравственной направленности. Ими формируется в обществе понимание того, что нарушение законодатель- ства о свободе совести и вероисповедания, пре- небрежительное отношение к чувствам верую- щих, унижение чести и достоинства человека иной веры содержит не только личностное из- мерение, но и разрушает глубинные составля- ющие духовной культуры народа в целом; средства массовой информации. Светское государство исходит из того, что СМИ и Ин- тернет должны не просто информационно обеспечивать интересы церковных элит, по- литических деятелей и государственного ап- парата. Задача куда масштабнее и серьезнее. Это пропаганда межрелигиозной толерант- ности, человеческого достоинства и соци- альной справедливости, наглядная демон- страция опасности всего того, что духовно унижает человека и оскорбляет религиозные чувства, постоянное напоминание того, что страну укрепляют не любые идеологические конструкции, а только те, которые связаны с цивилизационным потенциалом и нацио- нальным интересом народа11. А значит, нельзя забывать, что разрушение го- сударства начинается с разрушения духовных основ человеческой жизнедеятельности. Ставя под со- мнение духовный потенциал религиозных чувств и национальных традиций, мы сами закладываем под себя «детонаторы будущих масштабных соци- альных потрясений»12. Духовно-нравственное воз- рождение страны возможно лишь в хорошо про- думанной системе политических, организацион- ных и нравственных координат, поддерживаемых всеми имеющимися в распоряжении светского государства легитимными силами и средствами. Необходимы совместные усилия общественности, законодателей, органов правопорядка, политиче- ских партий, неправительственных организаций, средств массовой информации. Не говоря уже о создании благоприятных условий для плодотвор- ной духовно-просветительской работы. Без этого невозможно добиться того, чтобы традиционные ценности и современные представления о жизни были надежной основой интеллектуального, нрав- ственного и духовного развития общества.
×

About the authors

Y V Okhotsky

MGIMO(University) under the MFA of Russia

Email: e.ohotskii@mail.ru

References

  1. Андреев К.М. Влияние международного права на практику проведения публичных богослужений в РФ // Религия и право. 2013. № 3. С. 22-26.
  2. Баглай М.В. Конституционное право в Российской Федерации: учебник для вузов. М.: Норма, 2007. 784 с.
  3. Духовные аспекты трансформации российского общества: учеб. пособие / отв. ред. Э.Я. Мозговая. М.: РАГС, 2004. 90 с.
  4. Жбанков В.Н. Государство и церковь: мифы и правда. URL: http://www.tihon-luh.ru/doc/5-33.html.
  5. Каргина И.Г. Социологические рефлексии современного религиозного плюрализма. М.: МГИМО, 2014. 278 с.
  6. Кардашевский А.В., Тирских М.Г. Современные концепции государственно-конфессиональных отношений. Сущностные модели // Сибирский юридический вестник. 2009. № 2. С. 25-33.
  7. Леонов В. Россия - светское государство? URL: http:// www.proza.ru/2013/01/18/1027
  8. Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М.: СГУ, 2008. 552 с.
  9. Россия 2014: ежегодный доклад Франко-российского центра Обсерво / рук. А.Дебьен. М.: Новый век медиа, 2014. 640 с.
  10. Чиркин В.Е. Какая форма правления существует в современной России? // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 32-40.
  11. Чиркин В.Е. Современная концепция публичной власти // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 2 (3). С. 73-82.
  12. Якунин В.И. и др. Качество и успешность государственных политик и управления. М.: Науч. эксперт, 2012. 448 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies