Индивидуальное право как основаправового поведения индивида

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предмет исследования - индивидуальное право, влияющее, наряду с позитивным и социальным,на правовое поведение индивида. Рассмотрен механизм формирования и действия индивидуального права.Методология исследования. Методологической основой статьи стала постклассическая научная рацио-нальность, определившая выбор частно-научных методов исследования: компаративного, антропологиче-ского, системного.Новизна исследования и выводы. Индивидуальное право рассмотрено как самостоятельная форма права,как система норм и ценностей, сформировавшихся в процессе социального и индивидуального правовогоопыта индивида, определяющая его правовое поведение в конкретной ситуации.

Полный текст

Введение Вопросы, связанные с исследованием современной правовой реальности, вызывают серьезный интерес со стороны представителей юридической науки в частности и социогуманитарных наук в целом в силу того обстоятельства, что требуются новые, нестандартные пути решения сложившихся проблем как онтологического, так и гносеологического, праксиологического характера, предполагающие интеграцию сложившихся методологий. На последнем настаивает постклассическая научная рациональность, преобладание которой характерно для современной науки. Одновременно это обуславливает существенное расширение исследовательского поля юриспруденции, как в содержательном плане, так и методологически. Одной из относительно новых проблем теории права и философии права является индивидуальное право. Хотя данная категория и не является новой для правовой науки, она пока не нашла глубокой проработки. Ее анализ позволяет выйти за пределы позитивистской схемы, в рамках которой право рассматривается главным образом как продукт деятельности государственной власти, и совершенно иначе взглянуть на формируемые в процессе взаимодействия людей правила поведения - не как на традиционные элементы правореализации, не как на проявления индивидуального правового регулирования, а как на автономную правовую область, которая обусловлена индивидуальными и групповыми интересами, активностью индивидов, взаимными ожиданиями действий. Тем самым идея индивидуального права помогает развить идею правового плюрализма, заключающуюся в допущении многообразия правовых практик, форм проявления права, а также в необходимости равно уважительного отношения к последним. С нашей точки зрения, следует поддержать усилия научного сообщества по внедрению в категориальный аппарат понятия правовой реальности, которая понимается нами как многоуровневая система правовых феноменов, автономная метасоциальная реальность, смысловым выражением которой является взаимное долженствование во взаимодействии субъектов; правовая реальность охватывает все возможные формы правового бытия. Именно видение правовой реальности как всех возможных проявлений правового бытия человека в разных формах позволяет увидеть во взаимной правовой деятельности субъектов не просто следование официальным нормам позитивного права, а появление автономной подсистемы норм, правил, обусловленных господствующим правовым архетипом сознания, правовыми ценностями, а также правовыми устремлениями индивидов. В зарубежной науке идея индивидуального права находит свое воплощение в работах адептов естественно-правовой теории, прежде всего в светских ее вариантах. Отечественная теория и философия права проблеме индивидуального права не уделяют достаточно внимания. Прежде всего к изучению индивидуального права, хотя и под названием «интуитивного», обратились представители психологической теории, отметившие его гибкость и возможность адаптации к конкретным жизненным обстоятельствам и взаимосвязь с естественным правом. Среди немногочисленных современных авторов, обратившихся к его изучению, можно назвать: С.С. Алексеева, рассматривающего индивидуальное право как право человека в значении объективного права; В.П. Малахова, называющего индивидуальное право неюридической подформой права; З.К. Шавлохову, представляющую индивидуальное право в качестве формы выражения прав человека. В последние годы к этой проблематике обратилась Л.И. Глухарева, рассматривающая индивидуальное право в контексте правового общения. Вопросы, касающиеся смежных правовых явлений, в частности, социального права, затрагивались в работах ученых социологической правовой ориентации. Вышеобозначенные соображения позволяют нам обозначить в качестве цели исследования изучение сущности и содержания индивидуального права как аксиологической основы правового поведения индивида. Результаты исследования Отметим, что категорию индивидуального права невозможно анализировать на базе позитивистского подхода, так как отнесение к праву только тех норм, которые исходят от государства, вообще не позволяет выделить какие бы то ни было иные формы существования права. В качестве сущностных критериев отнесения к правовым тех или иных норм в постклассическом ракурсе будут рассматриваться не традиционное для нашего сознания исхождение от государства и поддержка с его стороны официальным принуждением, а степень поддержки норм со стороны общества, т.е. его легитимированность, устойчивость соответствующих правил, их формализованность в коммуникации (что совсем не предполагает обязательную фиксацию, но укорененность в общественном сознании), авторитетность и наличие ожиданий у субъектов правовых отношений в отношении поведения корреспондирующей стороны. Исходя из постклассической методологии, в частности, основываясь на позициях интегративизма, а также положениях социально-культурной антропологии права, предполагающей социально-культурную детерминацию права и правовых явлений, в свою очередь, можно говорить о наличии таких пластов права, как право позитивное, обычное, естественное, социальное и т.д. Право социальное и право обычное в контексте антропологии права может быть рассмотрено как право неформальное, неписаное. Вообще сам термин «социальное право» этимологически наводит на мысль о социальной сфере или даже обо всем спектре общественных отношений. Социальное право можно рассматривать и в другом смысле - как результат самоорганизации права в негосударственной сфере, прежде всего, в рамках гражданского общества; как групповое право (правила определенного локального сообщества). В качестве наиболее яркого примера можно привести корпоративное право (не как подотрасль гражданского права, а именно как самостоятельное явление), например, неписаные правила сотрудников организации во время проведения корпоративных мероприятий. Социальное право есть отражение общих тенденций самоорганизации права, процессов консервации и обновления. Восприятие индивидом этих правил в процессе вторичной правовой социализации фактически означает идентификацию человека с группой. Что касается индивидуального права, то, как отмечается в литературе, оно проявляется во взаимодействии, не урегулированном государственным или социальным правом, которое инициируется самим индивидом и выражается в сопряженности приобретаемых с другой стороной притязаний и обязательств. Являясь следствием индивидуальной правовой жизни, оно осуществляется в рамках правового общения (взаимодействия), для которого характерно единство сторон, рациональное, эмоциональное и волевое согласование спорных вопросов, стремление к взаимопониманию и достижению единства взглядов на проблему. Проявления индивидуального права можно обнаружить в сфере сделок, в согласовании некоторых аспектов семейных отношений, при достижении компромиссов между субъектами (небольшими группами, в которых каждый знает другого). Именно индивидуальное право определяет характер и направление вторичной правовой социализации. Рассуждения об индивидуальном праве базируются на выдвигаемой в зарубежной юридической науке идее автономного законодательства. Суть последней заключается в активной роли субъектов в пользовании своими субъективными правами, в результате чего они формируют самостоятельную от официального права систему правил, которыми руководствуются в своих взаимодействиях. Тем самым можно говорить о том, что идея индивидуального права в определенной степени может быть обоснована и с позиций теории естественного права, прежде всего, в светском варианте ее прочтения, когда внимание акцентируется на наличии прирожденных и неотчуждаемых прав человека, принадлежащих ему в силу принадлежности к человеческому роду. Однако в качестве основания индивидуального права, на наш взгляд, стоит рассматривать не права человека в чисто либеральном европейском смысле, а индивидуальность человека, его способность к творчеству, которая способна развиваться и в традиционном обществе. В последнем, однако, нет приоритета чисто индивидуальных интересов, а верховенство отдается чаще интересам группы или всего общества. Западные ученые, сформировавшиеся в ментальности индивидуализма и атомарности общества, рассматривают указанное обстоятельство как недоразвитость, варварство. Однако то, что проявление активности с одновременным развитием сферы индивидуальных отношений вполне возможно, показывает нам опыт развития предпринимательства в традиционных обществах по исследованиям В.В. Бочарова. Но, в отличие от Запада, неписаное право и индивидуальное право в таких странах сталкивается с более серьезными коллизиями в отношении с позитивным, официальным правом, поскольку последнее вынужденно вбирает в себя идею естественного права именно в западном либеральном смысле - как автономное, атомарное существование индивида. В рамках заявленной нами постклассической методологической базы, можно говорить о том, что индивидуальное право во многом смыкается с категорией правового поведения, учитывая, что последнее рассматривается нами как один из уровней правовой реальности. Правовое поведение в нашем понимании выступает как упорядоченная совокупность социально значимых деяний индивида, обусловленных психологическими, социальными и правовыми факторами, прежде всего, правовым архетипом, и направленных на удовлетворение правовых потребностей (интересов и притязаний) с целью наступления социально полезного или допустимого результата. Индивидуальное право есть регулятор поведения, который творчески вырабатывается субъектами в процессе правовой коммуникации в рамках совершения актов правового поведения, причем как на основе норм позитивного права, так и с учетом норм обычного, социального права. В силу того, что правовое поведение базируется, прежде всего, на правовых архетипах, можно утверждать, что формируемое индивидуальное право также ими предопределяется, прежде всего, в плане выбора вариантов возможного поведения. Формирование индивидуального права происходит в процессе правовой социализации. В этом процессе можно выделить два больших периода: первичную социализацию, в ходе которой происходит правовое воспитание, передача индивиду социального правового опыта, включая правовые знания и правовые ценности, характерные для общества (локального) сообщества, членом которого он является в силу происхождения; и вторичную социализацию, благодаря которой человек с помощью индивидуального правового опыта овладевает правовыми знаниями, ценностями и навыками, необходимыми ему для идентификации с определенной социальной (профессиональной) группой, членом которой он стремится стать субъективно. Если первичная правовая социализация преимущественно ориентирована на формирование у индивида обыденного правосознания, то в ходе вторичной правовой социализации происходит формирование профессионального и доктринального правосознания. Вторичная социализация предусматривает своеобразную трансформацию личности (усвоение новых норм и ценностей), с помощью которой уже социализированный индивид интегрируется в новые социальные группы. В процессе правовой социализации индивид под влиянием индивидуального и социального правового опыта овладевает определенными правовыми ценностями, которые определяют его отношение к правовой реальности, в том числе к собственному правовому поведению и правовому поведению иных субъектов правовой коммуникации (индивиды, социальные группы, общество). Если социальный (надиндивидуальный) правовой опыт носит достаточно универсальный характер и позволяет индивиду овладеть правовыми ценностями той или иной социальной группы, с которой он себя идентифицирует, то индивидуальный правовой опыт в большей степени ориентирован на выбор выгодного и угодного индивиду в определенной ситуации варианта правового поведения и в значительной степени носит ситуативный характер. С одной стороны, индивид получает представления о правильном поведении, соответствующем интересам и потребностям того или иного локального сообщества, с которым он себя идентифицирует. С другой стороны, в процессе индивидуальной правовой жизни человек получает опыт взаимодействия с иными субъектами, в том числе по разрешению возникающих коллизий и достижению бесконфликтного сосуществования. Чем в большей степени коррелирует социальный и индивидуальный правовой опыт, тем более успешной будет как первичная правовая социализация, так и вторичная. Формирующиеся при этом правовые нормы и установки, составляя содержание индивидуального права, будут определять правовое поведение индивида в дальнейшем и будут влиять на гармонизацию его индивидуальной правовой жизни. Исходя из этого, индивидуальное право можно определить как систему правил и ценностей, сформированных в процессе правовой социализации и определяющих правовое поведение индивида в определенной ситуации, позволяя ему идентифицировать себя с определенной социальной группой (реальной и номинальной). Попытаемся выделить ряд существенных черт, отличающих индивидуальное право от других правовых феноменов. Индивидуальное право прежде всего является правовым регулятором, который формируется между определенными субъектами, в процессе их правового взаимодействия, обмена правами и обязанностями. Его следует отличать от нормативного правового регулирования. Российской юридической науке достаточно хорошо известна категория как правового регулирования, так и индивидуального правового регулирования. Первое понимается авторами по-разному. Так, в рамках широкого подхода к пониманию правового регулирования оно трактуется как воздействие на общественные отношения, регулируемые правом, с помощью всех возможных правовых средств. В более узком понимании правовое регулирование предстает только как властная организация отношений компетентными субъектами с целью направить поведение участников регулируемых правом отношений в необходимое русло. Соответственно индивидуальное правовое регулирование при широком подходе выглядит как воздействие на общественные отношения с помощью средств индивидуально-правового характера, тогда как узкое понимание фактически отождествляет индивидуальное правовое регулирование с правоприменением. Кроме того, высказывается идея, в соответствии с которой за индивидуальным регулированием вообще не признается правовой характер. В итоге получается, что индивидуальное правовое регулирование отсутствует, есть правовое регулирование, которое носит нормативный характер, а также индивидуальное регулирование, которое может быть отнесено к категории «неправо» . Весьма плодотворными представляются идеи, высказанные по поводу содержания индивидуального правового регулирования в ракурсе его подразделения на индивидуальное регулирование в широком и узком смыслах. Первое представляет собой индивидуальное регулирование на основе исключительно нормативных правовых актов, а второе касается тех случаев, когда подключается усмотрение субъектов, осуществляющих регулирование, или преодолеваются пробелы в законодательстве, или конкретизируются оценочные понятия. Таким образом, даже в позитивистски ориентированных концепциях «оставалось место» для усмотрения субъектов: а при пользовании своими правами и исполнении обязанностей такое усмотрение в силу возможной диспозитивности или заданных рамок поведения даже в императивных нормах права требует как минимум выбора правил, а как максимум - конструирования собственных правил поведения. Индивидуальное право формируется в процессе взаимодействия индивидов по поводу удовлетворения тех или иных интересов. В целом в ряде сфер жизнедеятельности людей - обязательства гражданско-правового характера, трудовые отношения, семейные отношения и некоторые другие - позитивное право, исходя из их специфики, оставляет некоторую свободу для самовыражения. В частности, это проявляется в наличии диспозитивных норм. Однако действия индивида в этом случае будут определяться не только правилами, но и интересами и потребностями, содержание которых носит ситуативный характер. Кроме того, индивидуальное право базируется не столько на нормах позитивного права, исходящего от государства, а на преобладающем правовом архетипе сознания, на сложившейся правовой ментальности, на правовых традициях. В связи с этим, как представляется, идея индивидуального права в России должна иметь основанием правовые ценности, характерные для нашего общества. В частности, оно должно служить не исключительно удовлетворению интересов отдельных лиц, но и учитывать необходимость гармоничного сосуществования, ухода от прямого правового конфликта, построения поведения с учетом интересов других лиц, а также базируясь на архетипе справедливости как «сверхправа». Достижение подобной ситуации возможно только в случае высокого уровня корреляции социальных и индивидуальных интересов и правовых ценностей, что было традиционно характерно для России. Однако курс на демократизацию российского общества в 1990-е гг. вызвал к жизни невиданную индивидуализацию и фрагментацию правовой жизни, существенно осложнившую правовое поведение индивида, ориентированное преимущественно на удовлетворение собственных интересов и потребностей, зачастую в ущерб окружающим. Выход из этой ситуации видится в целенаправленном правовом воспитании, ориентированном на овладение национальными правовыми ценностями как когнитивно, так и функционально. Выбор субъекта в пользу позитивных ценностей (закрепленных действующим законодательством) представляется не всегда очевидным, что в свою очередь может создавать опасность нарушения правопорядка в позитивном его значении. Лишь с помощью волевых усилий субъект способен соотнести индивидуальные, групповые и даже массовые ценности с позитивными и сделать выбор исключительно в пользу последних, одной из которых является право. Один из примеров прошлого - обязанность доносить на близких родственников в советский период, которая явно противоречила сложившейся системе правовых ценностей. Категория «правового поведения» позволяет выразить то обстоятельство, что субъект руководствуется не только установленными законодательными нормами, а также и обычным, неформальным правом, сложившимися ментальными представлениями о справедливом регулировании данного вида отношений. Именно так и формируется индивидуальное право. К примеру, ни для кого не является секретом, что отношение к работникам в рамках даже одной организации фактически не бывает абсолютно равным. Формально юридически статус работников равен, однако их социальный и правовой статус могут на практике существенно различаться. Соответственно, тот или иной работник может выстраивать свое поведение, исходя из того, как работодатель в течение определенного времени применял нормы трудового права в отношении его поведения. Скажем, наиболее ценные работники вряд ли будут уволены по формальным основания, им могут не выноситься выговоры за опоздание. Зная это, работник может выстраивать поведение с учетом сложившихся обстоятельств. Индивидуальное право не формализовано в позитивном понимании, т.е. оно не носит письменного, документального характера. Однако определенная степень формализации может проявляться во взаимных ожиданиях соответствующего поведения, т.е. в схожих ситуациях контрагент имеет представление о вполне сложившемся варианте поведения с противоположной стороны. Индивидуальное право не носит жестко иерархизированного характера. Оно лишь частично, в пределах использования принципа диспозитивности, может обеспечиваться государственным принуждением. Почему такие взаимодействия целесообразно именовать именно правом, а не областью индивидуального правового или иного социального регулирования? К индивидуальному регулированию данный феномен отнести нельзя, так как индивидуальное право действует вне официального, позитивного права, основываясь на сконцентрированных в правовом менталитете правовых и иных социальных ценностях. Полагаем, что индивидуальное право может находиться в прямом противоречии с нормами позитивного права. Индивидуальное право, в отличие от индивидуального правового регулирования, несет в себе больший заряд творческой активности и независимости субъектов. Индивидуальное право также качественно отличается от социальных норм смежного характера - от обычаев (здесь происходит не просто привычный повтор устоявшихся правил поведения, а творческое конструирование новых), морали (иная сфера, все же речь не идет о вопросах добра и зла, порядочности и подлости, хотя индивидуальное право, безусловно, учитывает моральные требования), от корпоративных (субъектный состав индивидуального права шире - не только члены организаций и сложившихся групп, это могут быть разнообразные сообщества, родственные и свойственные группы). Идею, вполне созвучную выделению индивидуального права, можно найти и в предложении выделять макро- и микроуровни регулирования. Первая охватывает законотворчество, деятельность по созданию нормативных правовых актов исполнительных органов центральной власти, тогда как микрорегулирование связано с муниципальным, корпоративным, договорным регулированием. Социальная система правовых ценностей в большей степени имеет объективный характер, формируется в процессе исторического развития и обусловлена правовой традицией и правовой ментальностью, носит чувственный характер. Индивидуальная система правовых ценностей более субъективна и заключается в индивидуально формируемых в правовом сознании индивида в процессе социализации ценностях, содержание которых обусловлено особенностями субъективного восприятия правовой реальности, зависит от духовного и практического опыта освоения индивидом правовой реальности и носит интеллектуальный характер. Таким образом, правовые ценности являются содержательным наполнением правосознания, имманентного каждому человеку, отражающему как индивидуальное, так и коллективное отношение к правовой реальности. С категориями индивидуального правового регулирования и индивидуального права тесно связана категория саморегуляции. Саморегуляция может рассматриваться как сообразование участников регулируемых правом общественных отношений своего поведения с требованием норм права. В таком случае она по существу отождествляется с правомерным поведением субъектов. Можно встретиться и с другими позициями, в частности, саморегуляция может рассматриваться как разновидность индивидуального правового регулирования. Саморегуляция на примере регулирования трудовых отношений касается тех случаев, когда установлены субъективные права работников - либо всех, либо отдельных категорий - которые предполагают реализацию путем подачи заявления работодателю, который только фактически оформляет соответствующее решение. С нашей точки зрения, следует различать обозначенное выше индивидуальное право и саморегуляцию. Последняя осуществляется на основе норм позитивного права, тогда как индивидуальное право формируется вне официальных норм. Именовать его правом следует все же в силу того, что такие нормы приобретают особую авторитетность, стороны относятся к ним с большим уважением, чем к сложившимся социальным нормам, с индивидуальным правом связаны серьезные ожидания соответствующих действий, удовлетворяющих интересы. Выводы Исследование права в ракурсе разнообразия правовых практик, множественности его источников позволяет нам высказать гипотезу о том, что жесткое разграничение нормативного и индивидуального компонентов в правовом регулировании нецелесообразно. Индивидуальное право выступает в качестве самостоятельного правового феномена, отличающегося как от индивидуального правового регулирования, так и от саморегуляции. Оно представляет собой систему правил и ценностей, сформированных в процессе правовой социализации. Под влиянием социального и индивидуального правового опыта индивид приобретает представления о том, какие действия являются положительными (правильными) и позволяют ему идентифицировать себя с определенной социальной группой. Однако, в отличие от социального и позитивного права, индивидуальное право ситуативно. Характер его реализации зависит не только от содержания, но и от правовой ситуации. Кроме того, индивидуальное право как совокупность правил и установок на совершение определенных действий, выгодных и угодных индивиду и не противоречащих социальному праву группы, с которой он себя идентифицирует, является не только основанием правового поведения индивида, но и одним из средств его вторичной правовой социализации.
×

Об авторах

А В Краснов

Kazan branch of Russian University of Justice

Email: field08@mail.ru

А В Скоробогатов

Институт экономики, управления и права (Казань)

Email: av.skorobogatov@mail.ru

Список литературы

  1. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М.: Стат у т, 1999. 711 с.
  2. Безина А. К. Саморегулирование работником своих трудовых прав и их самозащита по Трудовому кодексу РФ // Избранное. В 5 т. Т. II: Судебная практика и теория трудового права (1980-2008). М.: РАП, 2012. С. 221-231.
  3. Безина А. К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений // Избранное. В 5 т. Т. II: Судебная практика и теория трудового права (1980-2008). М.: РАП, 2012. С. 65-203.
  4. Беляев В. П., Хорошильцев А. И. Юридическая ценность права в контексте теории власти (новый подход) // РЖПИ. 2016. № 3(8). С. 77-80.
  5. Бехруз Х. Правовые ценности и диалог правовых культур: концепция универсальности и релятивизма // Науковий вiсник мiжднародного гуманiтарного унiверситету. 2012. № 4. С. 212-218.
  6. Бочаров В. В. Неписаный закон: Антропология права. Научное исследование: Учебное пособие. СПб.: Издво РХГА, 2012. 386 с.
  7. Гаврилова Ю. А. Правовые ценности и смысл права // РЖПИ. 2015. № 3(4). С. 35-39.
  8. Глухарева Л. И. Атропологическая недостаточность в легитимации индивидуального права // Коммуникативная теория права и современные проблемы юриспруденции: К 60-летию Андрея Васильевича Полякова. Коллективная монография: в 2 т. Том 2. Актуальные проблемы философии права и юридической науки в связи с коммуникативной теорией права / Под ред. М. В. Антонова, И. Л. Честнова; предисл. Д. И. Луковской, Е. В. Тимошиной. СПб.: Алеф-Пресс, 2014. С. 262-279.
  9. Глухарева Л. И. Индивидуальное право в механизме правового общения // Юридическая наука и юридическое образование в условиях глобализации и интеграции: состояние, тенденции и перспективы: материалы VIII Междунар. науч. конф. Иваново, 3-6 октября 2014 г. / Отв. ред. Е. Л. Поцелуев, О. В. Кузьмина. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2016. С. 132-146.
  10. Глухарева Л. И. Индивидуальное право как регулятор общественных отношений // Вестник РГГУ. Сер. «Экономика. Управление. Право». 2015. № 1(144). С. 23-35.
  11. Дюги Л. Социальное право. Индивидуальное право. Преобразование государства: Лекции, читанные в «Ecole des hautes etudes sociales» / Пер. с франц. СПб., 1909. 81 с.
  12. Ершов В. В. Право и неправо // Российское правосудие. Специальный выпуск к VIII Всероссийскому съезду судей. М.: РАП, 2012. С. 38-48.
  13. Ершов В. В. Право и неправо: дискуссионные вопросы теории и практики // Российское правосудие. 2013. № 1. С. 24-31.
  14. Захарцев В. И., Сальников В. П. О правовом прогрессе как философско-правовой проблеме // РЖПИ. 2015. № 2(3). С. 113-121.
  15. Краснов А. В., Скоробогатов А. В. Источники и формы права в контексте правовой реальности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15). С. 221-227.
  16. Краснов А. В., Скоробогатов А. В. Роль правосознания в развитии правовой реальности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2(11). С. 18-21.
  17. Лазерсон М. Я. Общая теория права. Введение в изучение права. Рига: Б.и., 1930. 382 с.
  18. Малахов В. П. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. 431 с.
  19. Малахов В. П. Общая теория права и государства. К проблеме правопонимания: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013. 144 с.
  20. Малько А. В. Механизм правового регулирования // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юристъ, 1997. 776 с.
  21. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. 3-е изд., перераб и доп. М.: Юрист, 2011. 248 с.
  22. Мелкевик Б. Легитимность и права человека // Коммуникативная теория права и современные проблемы юриспруденции: К 60-летию Андрея Васильевича Полякова. Коллективная монография: в 2 т. Том Актуальные проблемы философии права и юридической науки в связи с коммуникативной теорией права / Под ред. М. В. Антонова, И. Л. Честнова; предисл. Д. И. Луковской, Е. В. Тимошиной. СПб.: Алеф- Пресс, 2014. С. 40-53.
  23. Петражицкий Л. И. Теория и политика права. Избранные труды / Сост., подготовка текста, вступ. статья, библиография, коммент., науч. ред. переводов Е. В. Тимошиной. СПб.: Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2010. 1104 с.
  24. Поляков А. В. Коммуникативная концепция права (генезис и теоретико-правовое обоснование): Дис. … докт. юрид. наук. СПб.: СПбГУ, 2002. 94 с.
  25. Пышьева Е. А. Право как самоорганизующаяся система: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2015. 180 с.
  26. Ромашов Р. А. Реалистический позитивизм: современный тип интегративного правопонимания // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2005. № 1. С. 4-11.
  27. Сидоров С. А., Честнов И. Л. Механизм правового регулирования в системе социального контроля. Монография. СПб.: Алеф-Пресс, 2014. 224 с.
  28. Скоробогатов А. В., Краснов А. В. Правовая реальность России: константы и переменные // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 161-170.
  29. Скоробогатов А. В., Краснов А. В. Правовая реальность России: философско-правовой анализ // РЖПИ. 2015. № 1(2). С. 79-85.
  30. Скоробогатов А. В., Краснов А. В. Российский правовой архетип: сущность и содержание // РЖПИ. 2015. № 4(5). С. 28-33.
  31. Социокультурная антропология права: Коллективная монография / Под ред. Исаева Н. А., Честнова И. Л. СПб.: Алеф-Пресс, 2015. 840 с.
  32. Трофимов В. В. Формы права микро- и макросоциального уровня правообразования: введение в проблему // Актуальные проблемы российского права. 2007. № 2. С. 9-15.
  33. Трофимов В. В., Свиридов В. В. Методологические основания современной теории права: к проблеме пересмотра и поиска нового типа правопонимания // РЖПИ. 2016. № 2(7). С. 49-53.
  34. Фаткуллин Ф. Н., Фаткуллин Ф. Ф. Проблемы теории государства и права. Казань: Спектр, 2000. 340 с.
  35. Честнов И. Л. Постклассическая теория права. Монография. СПб.: Алеф-Пресс, 2012. 650 с.
  36. Честнов И. Л. Ценность права в постклассическом измерении // РЖПИ. 2015. № 3(4). С. 7-17.
  37. Шавлохова З. К. Индивидуальная правовая жизнь и ее основные формы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2010. 25 с.
  38. Эрлих О. Основоположение социологии права / Под ред. Графского В. Г., Гревцова Ю. И. Пер. с нем. Антонова М. В. СПб.: Универ. издат. консорциум, 2011. 704 с.
  39. Skorobogatov A. V., Krasnov A. V., Ganeeva D. A., Safiullin L. N. Legal Reality as a Juridical Category // International Business Management. 2016. № 10(22). P. 5215-5218.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2018

Ссылка на описание лицензии: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах