Исламское право в юрисдикции международных финансовых центров: сравнительно-правовой анализ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В статье анализируются современные механизмы и способы адаптации принципов и норм исламского права к регулированию финансовых отношений. С учетом значения фикха как правовой доктрины, интерпретирующей религиозные предписания к правоприменительной практике, выявляются ключевые черты институтов исламского права в контексте развития исламской модели экономики. В качестве объекта сравнительно-правового анализа в статье выступают юрисдикции международных финансовых центров как территорий с особым правовым режимом ведения предпринимательской деятельности, правовой статус которых закреплен в специальных правовых актах, что способствует формированию гибких инструментов правового регулирования ввиду соотношения с нормами национального правопорядка. Международные финансовые центры представлены в качестве примера формирования глобальных правовых институтов как в западных странах, так и странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Автор аргументирует позицию, согласно которой исламские финансы как способ адаптации принципов исламского права к регулированию предпринимательской деятельности являются обязательным элементом правовой среды международных финансовых центров.

Полный текст

Исламское право в современном глобальном правопорядке представляет собой стабильную и динамично развивающуюся правовую систему, в которой уникальным образом сочетаются религиозные и правовые начала, а также средства и технологии адаптации к современным глобальным экономическим процессам. Несмотря на длительный период формирования на протяжении нескольких столетий и тесную связь с религией институты исламского права выступают способом реализации творческих и деловых инициатив не только сообщества мусульман, но и их партнеров, соотечественников в различных по социальной структуре странах мира1.

В отечественной юридической науке сложилось распространенное мнение о сущности исламского права как автономной правовой семье, имеющей древние традиции и развитую систему правовых институтов, объединяющей государства, с разной степенью глубины имплементирующие принципы шариата в систему национального законодательства. Так, в работах Л.Р. Сюкияйнена осмысляется опыт внедрения принципов права шариата в правовых системах стран арабского мира [Сюкияйнен, 2016, с. 207]. Между тем исламское право и его институты в современных условиях становятся источником и средством развития исламской экономики, в силу чего наряду с термином «исламское право» активно используются близкие по значению термины «исламские финансы», «исламское финансирование» [Яндиев, 2017, с. 65–66].

С точки зрения структуры источники исламского права включают в себя как нормы религиозного характера (содержащиеся в Коране и Сунне), так и правовые нормы, тесно связанные с их толкованием в правовой доктрине (фикх)2. Всеобъемлющее влияние шариата в исламской экономике проявляется в особом отношении к ведению торговли и предпринимательской деятельности, поскольку деньги в исламе сами по себе не обладают ценностью и выступают лишь мерой стоимости. Поэтому нормы шариата допускают заключение договоров, не предусматривающих получение процента («риба», Коран, 2:275) [Кулиев, 2002, с. 53–54], либо осуществление сделки, основанной на риске («гарар») и создающей неопределенность во взаимоотношениях контрагентов [Журавлев, 2017, с. 26–28]. В доктрине исламского права подразумевается вторичный характер экономических связей по отношению к исполнению религиозных обязанностей, тем самым товарно-денежные отношения становятся лишь средством на пути к достижению религиозных целей и недопустимости отступления от них. В связи с этим абсолютным запретом в исламском праве обладают отдельные виды предпринимательской деятельности (продажа алкоголя, оружия, средств для осуществления азартных игр)3. Остальные формы предпринимательства, основанные на принципах исламского финансирования, допустимы при соблюдении правил шариата.

Глобальное влияние исламского права в современной экономике обеспечивается за счет деятельности AAOIFI — исламской некоммерческой организации, расположенной в Королевстве Бахрейн. Стандарты этой организации являются фундаментом для обучения специалистов в области исламских финансов, затрагивают основы бухгалтерского учета и аудита, этики ведения бизнеса в различных отраслях исламской экономики4. AAOIFI была создана в 1991 г. с целью гармонизации международной практики деятельности финансовых институтов в соответствии с правилами шариата.

Стандарты исламского права предполагают осуществление деловой активности и торговли в свете толкований норм шариата фикхом [Калимуллина, 2017, с. 123], среди которых выделяется ряд ключевых принципов:

— стремление к эффективности (избежание нерациональной траты ресурсов), справедливости и «ихсану» (совершенству) (Коран, 16:90) [Кулиев, 2002, с. 339];

— запрещение «рибы» как любой избыточной или необоснованной компенсации, возникающей в силу получения прибыли от денежных процентов (отсюда следует, что шариат признает лишь временную стоимость денег как реального капитала для достижения социально полезных целей);

— стремление избегать «гарара» (высокой степени риска и неопределенности, возникающих в силу обмана или мошенничества), который запрещен шариатом;

— запрет введения в заблуждение или использования монопольного положения на рынке;

— запрет обмена одних долговых обязательств на другие, за исключением заключения договора на регулярную поставку одного и того же товара в определенный срок5.

Наряду с указанными общими принципами ведения торговли в исламском праве существует практика осуществления благотворительности и пожертвований на нужды религиозной общины, позволяющих совершить «очищение дохода» («харам»). К числу таких пожертвований относятся обязательный религиозный долг в пользу назначенного получателя («закят») или рекомендуемые благотворительные пожертвования в фонды или учреждения («вакф»)6.

Как справедливо отмечает М. Дамирли, «использование исламского права сегодня уже не ограничивается лишь мусульманскими странами, где оно является в большей или меньшей степени составной частью правовых систем, но и охватывает сообщества мусульман за пределами исламского мира в результате появления мусульманской среды в странах Европы и других частей мира» [Дамирли, 2014, с. 15]. Одним из таких актуальных векторов исследований институтов исламского права является их широкое распространение в юрисдикциях международных финансовых центров. Несмотря на то, что дискуссия о правовой природе международных финансовых центров продолжается в отношении их признания разновидностью автономных смешанных правовых систем или же элементом национального правопорядка конкретных государств, остановимся на причинах и условиях адаптации исламских правовых институтов к структуре международного финансового центра.

Формирование правовых средств обеспечения финансовой деятельности на основе правил шариата в конкретном финансовом центре зависело от специфики социальных условий, географического положения, степени интеграции в международное разделение труда и действующего в стране законодательства. Так, исламская банковская система, созданная в Люксембурге в 1978 г., представляет собой первую попытку развития исламского банковского дела в западном мире [Mausen, 2018, p. 35–49]. В Великобритании институты исламского финансирования появились в 1980-х гг., когда были заключены первые товарные сделки «мурабаха». Первоначальная попытка Гонконга развивать индустрию исламских финансов началась в 2007 г., когда действующий исполнительный директор Д. Цанг Ям-Куэн упомянул в своем программном обращении о возможности развития исламского финансового рынка и рынка исламских ценных бумаг («сукук»). Законодательный совет Гонконга внес поправки в указы о внутренних доходах и гербовом сборе для обеспечения системы налогообложения в результате эмиссии сукук по аналогии с эмиссией облигаций7.

Одним из наиболее важных факторов для внедрения исламских финансов в финансовых центрах является адаптация национального законодательства и правовых актов финансового центра к тем нормам, которые установлены шариатом для их функционирования. Так, для создания в Великобритании благоприятной фискальной и регуляторной базы для исламских финансов в течение последнего десятилетия был предпринят ряд мер со стороны государства. В их число входят отмена двойного налога на исламские ипотечные кредиты и распространение налоговых льгот в отношении исламских ипотечных кредитов как для компаний, так и для физических лиц; реформа правовой базы для признания доходов и выплат от сукук по аналогии с выплатами от процентов, что превращает Лондон как финансовый центр в привлекательное место для эмиссии и торговли сукук8. Кроме того, Управление по финансовому регулированию и надзору (FCA) обеспечивает соответствие исламского финансирования уставным целям и принципам, что способствует открытию и поддержке деятельности исламских банков для оказания допустимых с точки зрения фикха финансовых операций.

В других европейских странах наблюдается несколько иная ситуация с развитием индустрии исламских финансов. В частности, в Германии отсутствуют специальные законодательные акты по этому вопросу, но допускается признание деятельности исламских банков наряду с традиционными банковскими структурами9. В Швейцарии базовые принципы договорного права были распространены на деятельность любых финансовых организаций. Концепция свободы договора в данном случае схожа с принципом допустимости по исламскому праву (когда деятельность считается допустимой или халяльной, если она не является харамом) и включает в себя как свободу определять предмет и условия договора, так и заключать договор. Также свобода договора подразумевает возможность выбирать средства правовой защиты в случае неисполнения или нарушения его условий, если такие договорные нормы или определенные положения не противоречат обязательным нормам швейцарского законодательства. Свобода формы означает, что договор должен соответствовать определенным формальным требованиям только в том случае, если это прямо предусмотрено законом или согласовано сторонами, в остальных случаях он является действительным вне зависимости от такого соответствия. В отношении международных коммерческих контрактов обязательные положения о социальной защите слабой стороны, характерные для швейцарского права, не так актуальны и действуют только в исключительных случаях. Таким образом, свобода договора и свобода формы позволяют действовать субъектам права в рамках исламского финансирования достаточно свободно и ограничения проявляются лишь в тех случаях, которые непосредственно урегулированы швейцарским законодательством.

В Люксембурге также отсутствуют специальные законы, посвященные исламским финансовым продуктам или услугам, а существующая законодательная база оказалась достаточно гибкой и инновационной для практического внедрения исламских финансов. Все положения и требования, действующие в Люксембурге и относящиеся к кредитным учреждениям, применяются и к исламским банкам, так как для данного типа учреждений не предусмотрено никакого особого режима. Соответствующие положения европейского законодательства в значительной степени реализованы в законе от 5 апреля 1993 г. «О финансовом секторе», а также в законе от 18 декабря 2015 г. «О несостоятельности кредитных учреждений и некоторых инвестиционных компаний»10. В соответствии с законом компании осуществляют банковскую деятельность после получения разрешения комиссии по надзору за финансовыми учреждениями. Такое разрешение обязаны получать и исламские банки. По общему правилу люксембургские банки (включая исламские банки) квалифицируются как «универсальные банки», то есть уполномоченные осуществлять любую деятельность в области финансового рынка. Банк может предоставлять услуги как через филиал, так и на трансграничной основе в любой другой стране Европейского Союза.

Имплементация норм и принципов шариата в области финансовой деятельности неразрывно связана с появлением исламского банкинга как беспроцентного банковского дела. Фундаментальными принципами исламского банкинга является разделение прибыли и убытков, а также запрет на сбор и выплату процентов кредиторами и инвесторами. Кроме того, существует понятие «исламского окна», когда продукты и услуги, соответствующие шариату, предлагаются в рамках работы традиционного банка. Как правило «исламское окно» определяют как форму операционной структуры в обычном банке, который предлагает исламские банковские продукты и услуги через свои филиалы со специальной командой, обладающей достаточными знаниями норм шариата, необходимыми в данной области. При этом воспользоваться исламскими банковскими продуктами может не только представитель религиозной общины, но и любой заинтересованный клиент, готовый полностью соблюдать правила шариата в данной сфере.

Следует отметить, что с момента возврата Гонконга в юрисдикцию КНР в 1997 г. Валютное управление Гонконга (HKMA) не скрывает своих стремлений развивать город как исламский финансовый центр. Активными субъектами исламского финансирования являются Hong Leong Bank (Малайзия), ставший первым исламским банком в Гонконге в 2008 г., и CIMB Islamic, предлагающий финансовые услуги, соответствующие шариату, через своего стратегического партнера — Банк Йинкоу в Китае11. Также в Гонконге финансовые продукты, отвечающие исламским стандартам, реализует ряд других банков (International Islamic Bank for Investment and Development (IIBID), National Bank of Pakistan (NBP), Standard Chartered Islamic banking, The Islamic Bank of Asia Limited, DBS Bank, CIMB Islamic Bank, Bank Mandiri и BNI group)12.

В Лондоне еще в 1982 г. был открыт первый британский исламский банк Al Barakara International. За прошедшие десятилетия на финансовом рынке появился ряд инвестиционных банков с предложениями для своих ближневосточных клиентов в виде продуктов, разработанных в соответствии с требованиями права шариата. В 2004 г. также был создан коммерческий банк Al Rayan Bank, предназначенный для предоставления банковских услуг в соответствии с нормами шариата представителям любой национальности и религиозных убеждений. При этом более 80 % всех клиентов Al Rayan Bank, имеющих вклады в банке, не относятся к мусульманской вере13. Лондон в настоящее время активно позиционируется как ведущий центр исламского финансового кредитования за пределами мусульманского мира с активами британских учреждений, предлагающих услуги исламского финансирования на общую сумму более 5 млрд долларов. В целом более 20 банков в Великобритании предлагают исламские финансовые услуги, 5 из которых полностью соответствуют принципам шариата.

Швейцарский финансовый центр также признает растущий спрос на финансовые продукты, соответствующие шариату. Многие швейцарские банки предлагают соответствующие шариату финансовые и инвестиционные продукты, а также услуги по управлению капиталом в связи с такими продуктами. Крупные швейцарские банки в настоящее время продолжают расширять свою деятельность на Ближнем Востоке. К банкам Швейцарии, оказывающим финансовые услуги в соответствии с шариатом, согласно аналитике, относятся: Bank Sal. Oppenheim jr & Cie (Switzerland) AG, SwissLux Selective Corporation Schweiz AG, Habib Bank AG Zurich, Shirkan Finance Ltd, Faisal Private Bank, Swiss Islamic Banking14.

Аналогично в Германии KT Bank AG, расположенный во Франкфурте-на-Майне, является дочерней компанией турецкого исламского банка Kuveyt Tür, активно работающей с 2004 г. В 2010 г. банк вышел на рынок и получил лицензию Федерального агентства по финансовому надзору (BaFin) на брокерские, депозитные и кредитные операции. Также среди банков Франкфурта-на-Майне, осуществляющих исламское финансирование согласно нормам шариата, можно назвать Commerzbank, предлагающий широкий выбор беспроцентных продуктов, таких как депозиты мурабаха и финансирование таваррук [Байдаулет, 2014, с. 37–38]. Преуспевающим в предоставлении финансовых продуктов, соответствующих нормам шариата, является и Deutsche Bank. К предоставляемым банком финансовым услугам относятся создание, управление и текущее администрирование компаний специального назначения (SPV) и широкий спектр трастовых и агентских услуг для долгового финансирования и операций на рынке капитала.

Центральный банк Люксембурга (BCL) стал первым европейским центральным банком, вошедшим в состав Исламского совета по финансовым услугам (IFSB)15. В 2013 г. было объявлено об открытии в Люксембурге первого исламского банка еврозоны под названием Eurisbank, с привлечением частных инвесторов из арабских стран Персидского залива. Банк активно наращивает инвестиционные ресурсы, пользуясь благоприятными налоговыми условиями Люксембурга как финансового центра.

Существует ряд социально-экономических причин широкого распространения индустрии исламских финансов и институтов исламского права в юрисдикциях финансовых центров. Среди них можно отметить мультикультурализм и толерантность населения Лондонского финансового центра, что позволило без чрезмерной социальной и этнической напряженности адаптировать исламские стандарты ведения предпринимательской деятельности. В Гонконге использовалась несколько иная стратегическая цель — сократить разрыв между исламским миром и Китаем, а также другими развивающимися странами Юго-Восточной Азии. Такая цель характерна для территорий, где правовой режим направлен на интеграцию национальных компаний и субъектов права в международные экономические процессы.

Существует и другой стратегический подход, основанный на представлении, что без исламского финансирования и применения правил шариата невозможно сформировать юрисдикцию международного финансового центра. Так, Австралия на протяжении нескольких лет стремится к расширению на собственном рынке финансов продуктов, соответствующих шариату. В 2010 г. министр торговли С. Крин заявил в одном из своих выступлений, что исламское финансирование является ключевым элементом стратегии правительства по превращению Австралии в финансовый центр в Азиатско-Тихоокеанском регионе16. Аналогично правительство Люксембурга активно содействует привлечению в страну большего количества исламских фондов, а также иностранных инвестиций из богатых нефтью стран Ближнего Востока и развивающихся стран17. Ассоциация Люксембургской фондовой индустрии и агентство «Люксембург для финансов» подготовили и опубликовали ряд материалов, содержащих исчерпывающую информацию о правовой базе и налоговом режиме для ряда широко используемых исламских финансовых структур, а также руководства по лучшим практикам для иностранных инвесторов.

Юрисдикции международных финансовых центров в значительной степени являются схожими, именно поэтому исламские финансы вместе с институтами английского общего права выступают их характерной чертой. За последние два десятилетия исламские финансовые стандарты имплементированы в финансовых центрах Дубая (ОАЭ), Катара, Сингапура, Нур-Султана (Республика Казахстан) и т.д. Однако строгость соблюдения стандартов определяется и необходимостью подготовки квалифицированных кадров. «Дисциплина исламского финансирования недооценивается», — утверждает Дж. Тап, менеджер по энергетическим контрактам в регионе Бенилюкса, отмечая, что знания о том, как структурируются сделки для соблюдения правил шариата, были крайне важны для его работы с руководителями компании Saudi Aramco18.

Для подготовки специалистов в области исламского финансирования в современных университетах существует ряд магистерских программ. Бизнес-школа Даремского университета предлагает абитуриентам две магистерские программы, направленные на изучение исламских финансов: «Магистр исламских финансов» и «Магистр исламских финансов и менеджмента». Обе программы рассчитаны на 1 год обучения в очной форме и включают возможность для студентов участвовать в международных учебных поездках (как правило, в Швейцарию), а также международных конференциях по исламской экономике и финансам в сотрудничестве с другими ведущими мировыми академическими институтами19. Также магистерские программы по обучению в области исламских финансов представлены в Болтонском университете, Университете Данди, Колледже высшего образования Аль-Мактум и других образовательных учреждениях Великобритании.

В Женевской школе бизнеса (GBS) студентам предоставляется возможность получить степень бакалавра и магистра в области исламского финансирования. После получения такого образования можно выбрать для трудоустройства должность советника исламского банка, финансового менеджера исламского банкинга, менеджера по банковским отношениям и др.20

В 2006 г. во Франкфурте-на-Майне был основан Институт исламского банкинга и финансов (IFIBAF), за очень короткое время сумевший занять первое место по исламскому банкингу и финансам в немецкоязычном регионе21. Франкфуртская школа финансов и менеджмента также предоставляет возможность получения диплома по направлению «Сертифицированный эксперт по исламскому микрофинансированию»22. К сожалению, для российской системы образования тематика изучения исламских финансов и исламской экономики является новой и малоизученной. Немногочисленные учебные курсы и программы пока не позволяют оценить уровень глобального развития исламских финансовых инструментов в правовых системах стран мира.

Подводя итог, следует отметить актуальность адаптации религиозных стандартов шариата в современных светских и религиозных правовых системах. Несмотря на строгость соблюдения предписаний, правила шариата широко распространены в деловой практике, в общественной жизни различных развитых и развивающихся стран не только Азии и Ближнего Востока, но и Европы, а практика их имплементации в юрисдикции международных финансовых центров способствует росту капитализации исламских финансовых активов в глобальной экономике.

 

1 Об особенностях действия норм и принципов исламского права в современных государствах см.: Право и религия в междисциплинарной интерпретации. Коллективная монография / под ред. А.Б. Дидикина. М., 2019. С. 350‒357.

2 Исламское право. Т. 2. Вопросы экономики и общественных отношений. М., 2017. С. 3.

3 Там же. С. 18.

4 См.: Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions (AAOIFI) // AAOIFI. URL: https://aaoifi.com/?lang=en (дата обращения: 20.04.2020).

5 Ценности и принципы исламской экономики. М., 2017. С. 36‒65.

6 Исламское право. Т. 2. Вопросы экономики и общественных отношений. С. 251‒273.

7 HKSAR Government’s Sukuk Offering // Hong Kong Monetary Authority. URL: https://www.hkma.gov.hk/eng/news-and-media/press-releases/2017/02/20170222-3/ (дата обращения: 21.04.2020).

8 Global trends in Islamic finance and the UK market. 2017. P. 6. URL: http://ethicalfinancehub.org/wp-content/uploads/2017/12/Global-trends-in-Islamic-finance-and-the-UK-market-2017.pdf (дата обращения: 20.04.2020).

9 Casper M., Asma Ait Allali. Islamic Finance Made in Germany — A Case Study on Kuveyt Türk (KT Bank): Germany’s First Islamic Bank. 2017. P. 7. URL: https://www.unimuenster.de/imperia/md/content/religion_und_moderne/preprints/crm_working_paper_15_casper_allali.pdf (дата обращения: 08.04.2020).

10 The Islamic Finance and Markets Review. Edition 4. Luxemburg // The Law reviews. URL: https://thelawreviews.co.uk/edition/the-islamic-finance-and-markets-review-edition-4/1209532/luxemb (дата обращения: 10.04.2020).

11 HK banks on Islamic finance // China Daily Asia. URL: https://www.chinadailyasia.com/asiaweekly/2015-02/27/content_15232242.htm (дата обращения: 25.04.2020).

12 List Of Islamic Banks In Hong Kong // Global Banking & Finance Review. URL: https://www.globalbankingandfinance.com/list-of-islamic-banks-in-hong-kong/ (дата обращения: 25.04.2020).

13 The UK can be a world leader in Islamic finance // The Telegraph. URL: https://www.telegraph.co.uk/business/business-reporter/uk-islamic-finance/ (дата обращения: 02.04.2020).

14 List Of Islamic Banks In Switzerland // Global Banking & Finance Review. URL: https://www.globalbankingandfinance.com/list-of-islamic-banks-in-switzerland/ (дата обращения: 11.04.2020).

15 Ernst & Young S.A. The gateway for Islamic finance and the Middle East. 2016. P. 2. URL: https://www.islamicfinance.com/wp-content/uploads/2016/06/Luxembourg-Islamic-Finance.pdf (дата обращения: 17.04.2020).

16 Westpac to offer Islamic banking // The Sydney Morning Herald. URL: https://www.smh.com.au/business/westpac-to-offer-islamic-banking-20100211-nv86.html (дата обращения: 22.04.2020).

17 LFF Luxembourg for Finance. 2017. P. 11. URL: https://www.luxembourgforfinance.com/wp-content/uploads/2019/01/lff_brochure_islamic_finance.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

18 Demand rises for education in Islamic finance // Financial Times. URL: https://www.ft.com/content/2fcf979a-96d2-11e6-a80e-bcd69f323a8b (дата обращения: 22.04.2020).

19 Master of Science Programs in Islamic Finance // Masterstudies. URL: https://www.masterstudies.com/MSc/Islamic-Finance/ (дата обращения: 15.04.2020).

20 How is Islamic Finance different // Geneva Business School. URL: https://gbsge.com/how-is-islamic-finance-different/ (дата обращения: 22.04.2020).

21 Unternehmen // IFIBAF. URL: https://www.ifibaf.com/about-us/ (дата обращения: 21.04.2020).

22 Certified Expert in Islamic Microfinance // Frankfurt School of Finance & Management. URL: https://execed.frankfurt-school.de/en/home/individuals/sustainable-development/expert-islamic-microfinance (дата обращения: 21.04.2020).

×

Об авторах

Антон Борисович Дидикин

Институт государства и права РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: abdidikin@bk.ru

доктор философских наук, кандидат юридических наук, и.о. заведующего сектором, ведущий научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права, Институт государства и права РАН,

Россия, Москва

Список литературы

  1. Байдаулет Е.А. Основы этических (исламских) финансов. Павлодар: Типография Сытина, 2014. 326 с.
  2. Дамирли М. Исламское право в сравнительной перспективе: основные ракурсы исследования // Юридичний вiсник. 2014. № 3. С. 14‒18.
  3. Журавлев А.Ю. Исламский банкинг. М.: Садра, 2017. 232 с.
  4. Исламское право. Т. 2. Вопросы экономики и общественных отношений. М.: Садра, 2017. 400 с.
  5. Калимуллина М.Э. Стандартизация исламских финансовых сделок // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 3. С. 122‒126.
  6. Кулиев Э. Смысловой перевод Священного Корана на русский язык. Медина, 2002. 1090 с.
  7. Право и религия в междисциплинарной интерпретации / под ред. А.Б. Дидикина. М.: Проспект, 2019. 408 с.
  8. Сюкияйнен Л.Р. Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. С. 205‒222.
  9. Ценности и принципы исламской экономики. М.: Садра, 2017. 176 с.
  10. Яндиев М.И. Исламские финансы: неблизкие перспективы формирования полноценной финансовой модели // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 4. С. 65‒71.
  11. Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions (AAOIFI) // AAOIFI. URL: https://aaoifi.com/?lang=en (дата обращения: 20.04.2020).
  12. Casper M., Asma Ait Allali. Islamic Finance Made in Germany — A Case Study on Kuveyt Türk (KT Bank): Germany’s First Islamic Bank. 2017. URL: https://www.unimuenster.de/imperia/md/content/religion_und_moderne/preprints/crm_working_paper_15_casper_allali.pdf (дата обращения: 08.04.2020).
  13. Certified Expert in Islamic Microfinance // Frankfurt School of Finance & Management. URL: https://execed.frankfurt-school.de/en/home/individuals/sustainable-development/expert-islamic-microfinance (дата обращения: 21.04.2020).
  14. Demand rises for education in Islamic finance // Financial Times. URL: https://www.ft.com/content/2fcf979a-96d2-11e6-a80e-bcd69f323a8b (дата обращения: 22.04.2020).
  15. Ernst & Young S.A. The gateway for Islamic finance and the Middle East. 2016. URL: https://www.islamicfinance.com/wp-content/uploads/2016/06/Luxembourg-Islamic-Finance.pdf (дата обращения: 17.04.2020).
  16. Global trends in Islamic finance and the UK market. 2017. P. 6. URL: http://ethicalfinancehub.org/wp-content/uploads/2017/12/Global-trends-in-Islamic-finance-and-the-UK-market-2017.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
  17. HK banks on Islamic finance // China Daily Asia. URL: https://www.chinadailyasia.com/asiaweekly/2015-02/27/content_15232242.htm (дата обращения: 25.04.2020).
  18. HKSAR Government’s Sukuk Offering // Hong Kong Monetary Authority. URL: https://www.hkma.gov.hk/eng/news-and-media/press-releases/2017/02/20170222-3/ (дата обращения: 21.04.2020).
  19. How is Islamic Finance different // Geneva Business School. URL: https://gbsge.com/how-is-islamic-finance-different/ (дата обращения: 22.04.2020).
  20. LFF Luxembourg for Finance. 2017. URL: https://www.luxembourgforfinance.com/wp-content/uploads/2019/01/lff_brochure_islamic_finance.pdf (дата обращения: 15.04.2020).
  21. List of Islamic Banks In Hong Kong // Global Banking & Finance Review. URL: https://www.globalbankingandfinance.com/list-of-islamic-banks-in-hong-kong/ (дата обращения: 25.04.2020).
  22. List of Islamic Banks In Switzerland // Global Banking & Finance Review. URL: https://www.globalbankingandfinance.com/list-of-islamic-banks-in-switzerland/ (дата обращения: 11.04.2020).
  23. Master of Science Programs in Islamic Finance // Masterstudies. URL: https://www.masterstudies.com/MSc/Islamic-Finance/ (дата обращения: 15.04.2020).
  24. Mausen F, Dortschy Ch, Palgan E. Zofia White Luxembourg // Islamic Finance and Markets Law Review. London: Law Business Research Ltd, 2018. P. 35‒49.
  25. The Islamic Finance and Markets Review. Edition 4. Luxemburg // The Law reviews. URL: https://thelawreviews.co.uk/edition/the-islamic-finance-and-markets-review-edition-4/1209532/luxemb (дата обращения: 10.04.2020).
  26. The UK can be a world leader in Islamic finance // The Telegraph. URL: https://www.telegraph.co.uk/business/business-reporter/uk-islamic-finance/ (дата обращения: 02.04.2020).
  27. Unternehmen // IFIBAF. URL: https://www.ifibaf.com/about-us/ (дата обращения: 21.04.2020).
  28. Westpac to offer Islamic banking // The Sydney Morning Herald. URL: https://www.smh.com.au/business/westpac-to-offer-islamic-banking-20100211-nv86.html (дата обращения: 22.04.2020).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2020

Ссылка на описание лицензии: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах