Positivistic legal thinking in jurisprudence, practice and everyday life of modern Russia

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes the problem legistskogo positivism as a form of legal positivism. Illustrates the history and development of this type of law, specifically investigated the question of the historical roots of legal positivism in Russia. The characteristic of the main features of legistkogo positivism. Investigated its distribution in jurisprudence, law-making and law-enforcement activities in Russia.

Full Text

Ц ентральной проблемой общей теории пра- ва является правопонимание. Само право- понимание представляет собой сложнейший механизм исследовательских инструментов изучения права, его смысла, сущности и места среди общественных ценностей. На наш взгляд, в этот механизм отдельного субъекта права входят следующие взаимодействующие элементы: по- знание права; оценка права; представления о пра- ве и различных теориях права; предпочтительный тип понимания права, то есть оригинальный ме- тодологический подход к формированию образа права. Иначе говоря, правопонимание является внутренним процессом интеллектуальной позна- вательной деятельности человека по осмыслению права как социального явления, включающим в себя приобретение знаний о праве и оценку права через призму этих знаний. Таким образом, право- понимание - это одновременно процесс и резуль- тат целенаправленной духовной познавательно- мыслительной деятельности людей. Процесс познания права субъектом осущест- вляется на уровне различных психологических стадий, в состав которых, на наш взгляд, последо- вательно входят: восприятие права; отображение правовых явлений; интерпретация этих право- вых объектов; обобщение полученной правовой информации; систематизация правовой инфор- мации; выработка соответствующих тезисов и гипотез; доказывание выдвинутых тезисов и ги- потез; внутреннее обоснование своего собствен- ного понимания права. Само правопонимание субъектов осущест- вляется через разнообразные формы: чувствен- но-интуитивную, когда правопонимание скла- дывается под воздействием окружающей среды; эмпирическую, когда правопонимание вырабатывается на основе личного субъективного пра- вового опыта; рациональную, когда правопони- мание формируется на базе целенаправленных усилий субъекта по осмыслению окружающей правовой действительности. В зависимости от степени, глубины и полноты осмысления право- вой действительности правопонимание, явля- ющееся центральным элементом правового со- знания, как и последнее, может быть професси- ональным, научным и обыденным. Научное правопонимание детально исследо- вано представителями юридической науки, про- фессиональное правопонимание господствует среди юристов, занимающихся профессиональ- ной деятельностью, а обыденное правопонима- ние охватывает широкий круг людей, не связан- ных напрямую с теоретической и практической юриспруденцией. При этом научное правопо- нимание видит в праве системное и довольно сложное явление, профессиональное правопо- нимание стремится сравнить деяния субъекта с существующим законом, а обыденное правопо- нимание представляет собой образное, обобщен- ное восприятие права. В современной России получил широкое рас- пространение такой тип правопонимания, как юридический позитивизм. В качестве самосто- ятельной концепции юридический позитивизм сформировался в конце XVIII - первой половине XIX вв. Его основоположниками считаются И. Бен- там, Т. Гоббс, Д. Остин. Во второй половине XIX в. и XX в. юридический позитивизм получил значи- тельное развитие в трудах К. Бергбома, П. Бергера, Б. Виндшейда, Г. Кельзена, П. Лабанда. В России идеи юридического позитивиз- ма активно разрабатывались такими учеными, как Е.В. Васьковский, Д.Д. Гримм, С.В. Пахман, Г.Ф. Шершеневич и многими другими. Отличитель- ной особенностью теории русского юридическо- го позитивизма выступала ее неразрывная связь с философским позитивизмом. В XIX в. большинство отечественных ученых-юристов были убежденны- ми последователями позитивной философии. Ис- следования различных сторон юриспруденции с позиций позитивистской философии строились на принципах феноменализма, агностицизма, реляти- визма и скептицизма. Именно поэтому особое вни- мание уделялось разработкам методологии догма- тического изучения права на основе таких приемов, как анализ, синтез, юридические конструкции, юридические классификации, выработка юриди- ческих определений. Уже к началу XX в. позитивистское направ- ление заняло господствующее место в западной и отечественной юридической науке. На наш взгляд, на ведущих позициях юридический по- зитивизм находится и в современной мировой юриспруденции. Исключением не является и со- временная Россия, в которой юридический пози- тивизм получил широчайшее распространение в юридической науке и практике, а также в науч- ном, профессиональном и обыденном правосо- знании, правовом мышлении и правовом миро- воззрении людей. Однако нельзя отрицать и тот факт, что на определенном этапе своего развития в России западная концепция юридического по- зитивизма претерпела некоторые изменения, как косметического, так и концептуального ха- рактера. Это было связано с назревшей необхо- димостью идеологического противопоставления западной правовой модели развивающемуся «пролетарскому праву» марксистского типа1. Как известно, в юридическом позитивизме существуют различные трактовки права. Ле- гистский позитивизм отождествляет право с законом, социологический позитивизм основой права считает реальные правовые отношения, а антропологический позитивизм абсолютизи- рует правоотношения. Однако все разновидно- сти юридического позитивизма едины в одном. Все они видят сущность права не в содержании правовых норм, а в их принудительном характе- ре. При этом для юридического позитивизма не слишком важно, чем обеспечиваются нормы пра- ва - властью государства, признанием или воз- действием общества, или внутренними психиче- скими переживаниями человека. В современной юридической науке России абсолютное большинство ученых в целом под- держивается идей позитивизма. Проблемы раз- вития и становления юридического позитивизма как типа правопонимания в России рассматри- вал целый ряд исследователей: М.И. Байтин, 1 См: Пяткина С.А. О правовой теории русского юридиче- ского позитивизма // Правоведение. 1964. № 4. С. 116-120. Н.В. Варламова, Е.А. Воротилин, В.Д. Зорькин, В.В. Лапаева, О.Э. Лейст, А.В. Пищулин, С.А. Пят- кина, Т.Н. Радько и др. Анализ различных точек зрения на предмет юридического позитивизма позволяет сделать некоторые обобщения. Часть ученых старается синтезировать положения юри- дического позитивизма с естественно-правовой концепцией, выстраивая так называемую кон- цепцию мягкого позитивизма, который допуска- ет моральную оценку позитивного права (см., на- пример, работы А.С. Ященко и О.В. Мартышина). Другие, придерживаясь позитивистской ориен- тации, пытаются развивать различные, нетради- ционные, по их утверждению, подходы к понима- нию права - неклассические, постклассические, постмодернистские, интегративные и т.п. (см., например, работы В.Г. Графского, А.И. Овчинни- кова, А.В. Полякова, И.Л. Честнова и др.). В целом же при отсутствии в современной российской юридической науке и практической правореализации единой концепции права об- разовалась целая палитра разнообразных типов правопонимания, в которую помимо юридиче- ского позитивизма входят следующие типы: юснатуралистический, который основан на конституционном положении о приоритете принципов международного права и прав чело- века, являющихся естественным правом и входя- щих в содержание позитивного права; социологический, который основан на представлении о том, что право образуется в про- цессе функционирования общества и его эффек- тивность напрямую зависит от социальной вос- требованности; интегративный, который базируется на синтезе классических теорий и утверждений, что право - это правовые ценности, которые воплощаются в правовых нормах и фактических юридических действиях (например, коммуни- кативная теория права, теория реалистического позитивизма); постмодернистский тип, который исходит из того, что такое многомерное и многоаспектное явление, как право, познать можно только на осно- ве различных современных философских концеп- ций, таких как экзистенциализм, феноменология и т.д. (например, диалогическая теория права). Анализируя достоинства или недостатки того или иного типа правопонимания, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее обстоятель- ство. Совершенно неоправданно отстаивание абсолютно неприемлемого характера того или иного признака права. И, наоборот, нельзя ста- вить право в зависимость от существования ка- кого-либо из его признаков, тем самым разделяя признаки права на более важные, менее важные и несущественные. Право нельзя рассматривать как абсолютное совершенство, как венец социального конструирования. Выделять же основные качественные признаки права следует в контексте не только его содержания, но и его формы. Возвращаясь к юридическому позитивизму следует отметить, что он в отличие от других на- правлений правопонимания, в наибольшей степе- ни активно реализует свои внутренние возможно- сти в различных отраслевых юридических науках. В современной же общей теории права, к сожале- нию, практически отсутствуют глубокие и серьез- ные исследования позитивного правопонимания. Наиболее же полно и глубоко, с позиции юриди- ческого позитивизма, изучаются такие проблемы, как система права, источники права, правотворче- ство и правоприменение. Различными направле- ниями юридического позитивизма разработаны также вопросы понятия и структуры нормы права, понятия субъекта права, оснований юридической ответственности, принципа верховенства закона, требования законности и др. Большинство современных специалистов в области теории государства и права, как и пре- жде, игнорируют примат естественных и неот- чуждаемых прав и свобод человека, демонстри- руя открытую приверженность юридическому позитивизму. Особенно эта тенденция стала ак- туализироваться в последние годы. В этой связи, на наш взгляд, нельзя согласиться с утверждени- ем В.В. Лапаевой о том, что в настоящее время юридический позитивизм утратил свою былую монополию в общей теории права2. В современной России среди различных на- правлений юридического позитивизма, по наше- му мнению, центральное место занял легистский позитивизм. Основная особенность легистского позитивизма состоит в том, что он предпочитает не замечать этимологической, концептуальной, сущностной или же какой-либо другой разни- цы между правом и законом, для него эти поня- тия равнозначные и равноценные. Основная суть данной позиции в том, что законы представляют собой само право, независимо от их содержания. Легистский позитивизм всегда старался объяснить понятие права через понятие государства, а право- вые нормы представить как продукт властной, при- казной деятельности государства. В легистском по- зитивизме всегда существуют две концептуальные основы. Первая - право не только производно от государства, но и не может без него существовать. Вторая - государство - это в первую очередь ор- ганизация силового предназначения. По версии легистского позитивизма, законы как соответствующую «реплику» законодателя можно только комментировать, но нельзя оцени- вать с позиции правовых ценностей и правовых принципов. Исходя из этой концепции, человек 2 См.: Лапаева В.В. Социология права в современной России: основные направления исследований // Совре- менная социология права: сб. науч. тр. М.: ИНИОН РАН, 2013. С. 9. с его правами существует в государстве не в ка- честве свободного субъекта, а в виде объекта го- сударственной власти. Именно по этой причине права и свободы человека в их естественно-пра- вовой трактовке отодвигаются на второй план. При этом все основные идеи легистского позити- визма органично укладываются в сложившийся в России государственно-центристский (систе- моцентристский, по определению В.В. Лапае- вой) тип правовой культуры, в контексте которой право рассматривается в качестве инструмента воздействия на человека со стороны государства. В России на протяжении многих веков формиро- вался особый российский тип правовой культу- ры, при котором на первый план выдвигались и закреплялись права людей в единстве с их обя- занностями и ответственностью, а не индивиду- алистические и неотчуждаемые права человека. Ктому же необходимо иметь в виду, что на осно- ве антропологических и этнокультурных самобыт- ных особенностей российского правопонимания сложилась специфическая модель образа мыслей и поведения людей, когда они негативно относятся к закону, если он вступает в противоречие с правди- востью, человечностью, искренностью3. Западная же правовая культура в качестве ориентиров своего развития всегда предпочитала видеть либеральные идеи и ценности, такие как индивидуализм, естественные и неотчуждаемые права человека, представляя собой либеральный, человекоцентристский тип, при котором субъек- тивные права объявлялись высшей ценностью в системе нормативно-правового регулирования. По сути, в этих различиях и проявляются основ- ные противоречия между юридико-позитивист- скими ориентирами развития российской право- вой системой и естественно-правовыми направ- лениями развития западных правовых систем. Следует иметь в виду, что способ правового упо- рядочения жизни в западных обществах на базе индивидуальной свободы человека был изначаль- но чужд российской ментальности и российскому правосознанию. В России, в отличие от западной человекоцентристской ориентации, в философии права развивалась системоцентристская и право- славно-византийская духовная традиция, кото- рая характеризует право как доминирующую над человеком форму духовного объединения людей на основе христианской морали и идеи справед- ливости4. Поэтому с XIX в. постепенное приобще- ние отечественной юриспруденции к западной правовой традиции пошло по пути восприятия в первую очередь позитивистских теорий. 3 См.: Скоробогатов А.В. Современная концепция пра- вопонимания: учеб.-практ. пособие. Казань: Ин-т эконо- мики, управления и права, 2010. С. 7. 4 См.: Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая те- ория и практика. М.: Рос. акад. правосудия, 2012. С. 300, 327, 328. В советский период позитивистская концеп- ция права продолжала развиваться. В 20-30-х гг. XX в. активно формируется советское законода- тельство, что поставило советских ученых-юри- стов перед необходимостью поиска понятия нового пролетарского права. Соответствующей проблемой активно занимались Е.Б. Пашуканис, М.А. Рейснер, П.И. Стучка. Этот период в разви- тии российской юридической науки завершил- ся обнародованием официального «понимания права», которое разработал А.Я. Вышинский. В дальнейшем в советской и постсоветской юри- дической литературе используется чисто легист- ское определение права как совокупности обще- обязательных и принудительных норм, установ- ленных или санкционированных государством. Таким образом, марксистская (советская) кон- цепция права просто явилась одной из разновид- ностей легистского позитивизма. После известных событий 1991 г. был офи- циально провозглашен поворот от, как казалось тогда, серьезно скомпрометировавшей себя со- ветской идеологии к либерально-демократиче- ской. Изменилась ситуация и в правоведении, когда отказ от основных установок марксизма и деидеологизация всех сторон общественной жизни привнесли новые возможности в обще- теоретические дискуссии и свободу выражения отличных взглядов. Однако, декларативно став на путь идеализации либеральных естественно- правовых начал, научное юридическое мировоз- зрение в целом так и осталось позитивистским. Эта ситуация стала еще более очевидной на фоне современного кризиса всей системы междуна- родно-правовых отношений и договоренностей. Сегодня право, как и прежде, трактуется с эта- тистских позиций и зачастую анализируется как исключительно инструментальная категория, а не как явление, требующее глубокого теоретиче- ского сущностно-ценностного осмысления. При этом современная юридическая наука России все же характеризуется мультипарадиг- мальностью, широким распространением раз- личных теорий, школ и учений. В целом это позитивный фактор и реальный показатель на- учного плюрализма. В такой ситуации каждый ученый-юрист стремится выработать свою соб- ственную, хотя бы сколько-нибудь оригиналь- ную концепцию правопонимания. На страницах научной литературы, в дискуссиях обсуждаются многие важнейшие проблемы, в том числе ли- берального характера: личность и ее социаль- но-творческий потенциал, равенство всех перед законом, социально-ориентированная эконо- мика, защита частной собственности, разделе- ние властей, свобода выражения естественных прав человека. Поэтому, на наш взгляд, совре- менный отечественный юридический позити- визм во всех своих проявлениях старается несколько отойти от своей классической природы, демонстрируя определенное внимание к самой сущности права, его нравственной и социаль- ной ценности. Это происходит по причине его функционирования и развития в очень неодно- родном отечественном ценностном правовом поле, в котором свободно существуют и другие концепции правопонимания, непосредственно влияющие на него. Надо сказать, что современный отечествен- ный легистский позитивизм существенно до- работан, уточнен и смягчен тем, что, согласно Конституции РФ, субъективные права и свободы являются высшей ценностью, а также призна- ются естественными и неотчуждаемыми. Од- нако, руководствуясь принципами легистского правопонимания, отечественная Конституция в русле системоцентристского подхода, конечно, допускает те или иные ограничения провозгла- шенных и неотъемлемых прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя и в иных специально оговоренных случаях (ч. 3 ст. 55 Кон- ституции РФ). В контексте легистского позитивизма право представляет собой правило должного поведе- ния: принудительные нормы, влекущие санкции за их нарушения. Предметом изучения легист- ского позитивизма являются источники права, которые комментируются и классифицируются на основе формально-логического, юридическо- догматического методов анализа права. Таким образом, юридический позитивизм полностью базируется на формально-догматической мето- дологии, переориентирующей задачи изучения права к формально-логическим и эмпирическим приемам наблюдения, описания, обобщения и систематизации текстов существующих законов, рассматриваемых в качестве догмы. Для приверженцев легистского позитивизма все, что диктуется государственной властью и ис- ходит из ее велений - является правом. Права, свободы, все блага человека и общества даруются государством и само государство может в любой момент отобрать эти блага. Принудительность, обязательность и официальность - это свойства легистского позитивного права, которыми оно от- личается от других социальных регуляторов. Госу- дарство (законодатель) регулирует общественные отношения, как оно (он) считает нужным и целе- сообразным. Такие отношения рассматриваются скорее не как правоотношения, а как законоот- ношения. Юридический позитивизм допускает существование правосознания, но только в виде специфического законосознания. Данный тип правопонимания складывается на основе легистско-позитивистского мышления и соответствующего ему мировоззрения. В цен- тре такого мировоззрения лежат следующие ос- новные идеи: Право - это необсуждаемый приказ вер- ховных представителей государственной власти и непререкаемая воля законодателя, которые устанавливают должный порядок. Сущность права определяется через кате- горию нормы права, то есть речь идет исключи- тельно об объективном праве. Право - формально определенные юри- дические документы, такие как законы, указы, постановления, акты обычного права, судебный прецедент, которые наделены властнопринуди- тельной силой. Правом является только реально действу- ющее право, а все, что выходит за границы этого эмпирически данного приказного позитивного права (идея права, ценность права и т.п.), не име- ет никакого юридического значения. Право, государственная власть и государ- ственное принуждение связаны воедино и вза- имно обусловлены. Позитивное право как непосредственно действующий регулятор общественных отноше- ний обеспечивает требуемый уровень гармонич- ного развития общества, общественного порядка и безопасности, а государство обеспечивает не- обходимый уровень правопорядка и государ- ственной безопасности, которые возвышаются над властью, государством и гражданином. Право мало связано с моралью и не подда- ется социальной оценке. Попытки оправдать су- ществующие законы с позиций морально-нрав- ственных ценностей бесплодны, безрезультатны и лишены смысла, так как право - это и есть за- кон, поэтому законы во всех случаях признаются правовыми. Официальные источники права как эле- мент позитивного права в формальном виде не должны оцениваться с точки зрения их сущно- сти. Они описываются, систематизируются, ком- ментируются и на основе этого вырабатываются необходимые догматические юридические кон- струкции. Можно сказать, что юридический позити- визм является классическим типом правопо- нимания, который придал праву новый практи- ческий и рациональный смысл. В современной России юридический позитивизм не только стал основным доминирующим направлением юри- дической науки (теоретической юриспруден- ции), но и оказывает серьезное и даже решающее влияние на юридическую практику (практиче- скую юриспруденцию), охватывает всю законо- дательную, правоприменительную и правоохра- нительную деятельность. Особое распространение легистский пози- тивизм получил в среде профессиональных раправовых актов, осуществляя государственно- властную деятельность, юридические работники абсолютизируют законы и мало задумываются об их правовой сущности. В значительной мере такое положение дел влияет на искажение про- фессионального правосознания законодателей, правоохранителей и правоприменителей. К из- вестным формам деформации профессионально- го правосознания относят, например: правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой догматизм, правовой фетишизм и др. Самой се- рьезной и тяжелой формой искажения право- вого сознания юристов является феномен его перерождения. Эта крайняя степень искажения отличается от других форм деформации как с точки зрения общественной опасности явления, но также и как проявление куда более глубоко- го кризиса механизмов мотивации, связанных с сознательным отрицанием законов. Наиболее распространенными из форм перерождения яв- ляются совершение правонарушений и престу- плений, сращивание с криминалом и активная адаптация в преступной среде. Механизм искажения правосознания юри- стов представляет собой стереотипизацию, то есть сложный процесс формирования в сознании шаблонированных, клишированных моделей, об- разцов, схем юридических решений и поступков, идущих в разрез с требованиями закона. Наибо- лее характерными из них являются: обвинитель- ный уклон, установка только на свою правоту и непогрешимость своих действий, стереотип за- крытости и профессиональной засекреченности, четкая и целенаправленная ориентация на уже- сточение наказания5. Все эти негативные изме- нения в правосознании законодателей, правоох- ранителей и правоприменителей происходят на общей питательной почве легистско-позитивист- кого типа правопонимания, для которого мораль, справедливость, права и свободы человека не име- ют сколько-нибудь серьезного значения. Особого внимания заслуживает проблема со- стояния правосознания законодателей, то есть депутатов представительных органов различных уровней власти. Массив законодательства в на- шей стране достиг невиданных масштабов, когда общее число действующих законов и иных нор- мативно-правовых актов вообще не поддается никакому реальному подсчету. Такое положение во многом можно объяснить позитивистским стереотипом, широко укоренившемся в право- сознании и правовом мировоззрении всего на- селения России. Он состоит в том, что закон отождествляется со средством, которое может решить все проблемы в обществе - от борьбы с преступностью до улучшения благосостояния ботников правотворческой, правоохранительной и правоприменительной сферы. Постоянно работая с большими массивами нормативно- 5 См.: Баранов П.П., Русских В.А. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового вос- питания: учеб. пособие Ростов н/Д.: Скагс, 1999. С. 34-35. людей. Многочисленные социологические ис- следования показывают, что принятие «новых хороших и нужных законов» - это главный путь и способ реального улучшения жизни. Закон в представлениях россиян - это такая универ- сальная «палочка-выручалочка». Однако излишне активная законодательная деятельность на федеральном уровне уже при- вела к тому, что Федеральное Собрание РФ удо- стоилось сравнения с «неисправно функциони- рующим принтером» или, например, «печатным станком», который работает без контроля со стороны печатника. Речь не идет о напрашива- ющейся политической оценке издаваемых зако- нодательных актов. Даже аполитичный взгляд на стремительно увеличивающийся массив законо- дательных актов позволяет говорить об их слабой «проработанности» и имеющем место игнориро- вании достижений науки правоведения. Уже при- вычной становится ситуация, когда изменения к только что принятому федеральному закону при- нимаются в течении всего одного месяца со дня его принятия, что говорит только о его очень слабой юридической подготовке. В стратегии развития законодательства РФ отсутствуют чет- кие научно разработанные цели. Например, про- возглашенная и начатая в 2011 г. либерализация уголовного законодательства уже в конце 2014 г. была признана неудачной. Принимаются сотни поправок, дополнений и изменений, что скорее напоминает бесконечное «латание дыр», а не се- рьезную продуманную и концептуальную работу по реформированию законодательства. Так, на- пример, число статей в КоАП РФ с 2001 г. по на- стоящее время увеличилось в три с лишним раза. Из последних «достижений» отечественных за- конодателей можно вспомнить запрет на ограни- чение рекламы на кабельных каналах, который в чистом виде просуществовал чуть больше меся- ца, и «триумфальное» возвращение рекламы ал- коголя, правда, отечественного, на телевидение, по причине его большей «полезности». Депутаты Государственной Думы РФ, охва- ченные «законодательным зудом», систематиче- ски вносят на рассмотрение нижней палаты пар- ламента различные спорные, «странные» зако- нопроекты, которые зачастую дискредитируют саму идею парламентаризма. Чего могут стоить, например, такие законодательные инициативы, как проекты перекраски Кремля в белый цвет, изменения цвета российского флага, запрещения кедов и обуви на шпильках, заполнения «умира- ющих» деревень «китайцами», законодательного закрепления понятия «враг народа», ограниче- ния «плохих новостей» в средствах массовой ин- формации и др. Легистско-позитивистский уклон мышления наших депутатов выражается в том, что они стре- мятся в наиболее короткие сроки любые нормы и правила оформить в виде законов. Примером такого законодательного рвения может служить общеизвестный факт, когда несколько лет назад депутаты решили сделать законом «правила до- рожного движения». Представленный проект закона был точной копией текста из справочно- информационной системы «КонсультантПлюс» и даже сохранил в своем тексте незамеченные законодателем записи, свидетельствующие о его принадлежности к базе указанной информаци- онной системы. Такое положение, на наш взгляд, во многом стало возможным еще и потому, что в Государ- ственной Думе среди депутатов только 8,9 % яв- ляются юристами, кандидатами юридических наук - только 3,1 %, а докторами юридических наук - всего 0,7 %. Безусловно, учитывая осо- бенно часто вспыхивающие в последнее время скандалы в области заимствований в диссер- тационных исследованиях, абсолютизировать прямую зависимость между остепененностью депутатского корпуса и качеством текущего за- конодательства не стоит. Однако и абсолютная деюридизация основных законодательных «ин- струментов» это далеко не самый верный путь к оптимизации и рационализации законодатель- ной деятельности. Всеобщее господство легистского позитивиз- ма, который отрицает необходимость ценностной оценки и оправдания устанавливаемого законами порядка, приводит к тому, что очень многие зако- ны утрачивают свое нравственно-правовое содер- жание. По этой причине существующие законы большинством населения не воспринимаются в качестве средства защиты своих прав и законных интересов. Тот самый принцип «палочки-выру- чалочки» в указанных обстоятельствах не сраба- тывает. У людей исчезают серьезные стимулы к уважению, соблюдению и защите нормативных актов. Законы для значительной части людей ста- новятся сугубо формальной вещью, многие их не знают, не ценят и в целом игнорируют. Населе- ние нашей страны в своем большинстве обладает обыденным уровнем правосознания, для кото- рого определяющим в настоящее время стал ле- гистский нигилизм, при котором происходит как бы отторжение, отчуждение права от общества, а общество стремится обойтись без него. В такой ситуации складывается своеобраз- ный и специфический внеправовой и внеза- конный порядок в виде действующей системы реальных общественных отношений, ставшей результатом взаимодействия различных соци- альных структур и сил. Этот порядок обеспечи- вается силовой составляющей государства через механизм жестких внешних требований. На ос- нове этого формируется соответствующий тип общественного юридического позитивистского сознания, в котором ценность свободы вытесняется необходимостью обеспечения стабильности и порядка, формальное равенство - равенством социальным, а личность - коллективом. В таких условиях люди, испытывающие на себе активные внешние требования и воздей- ствия со стороны государственной системы, приспосабливаются к ним, а «человек развивает в себе те черты, которые заставляют его желать действовать так, как он должен действовать»6. У людей формируется соответствующая легист- ская установка, и они привыкают строить свое поведение в узких рамках только желаемого го- сударством допустимого поведения. Законопос- лушные же граждане, в отличие от основной мас- сы населения, глубоко зараженной легистским нигилизмом, в своей основной массе интуитив- но и бессознательно прямо сориентированы на легистско-позитивное правопонимание, где за- кон является важным и нужным приказом госу- дарства, который следует неукоснительно соблю- дать и исполнять. Следует признать, что в на- стоящее время население находится в тотальном рабстве у юридического позитивизма - закон не просто довлеет над правом, он сам отождествля- ется с правом, и воспринимается большинством людей в качестве права. Примеров можно при- водить множество. Это, например, право изби- рать и быть избранным, право участвовать в де- ятельности государства. Эти права делегируются гражданами тем или иным своим лидерам в на- дежде на их порядочность и компетентность. Такое положение дел в России предопределено историей. Если на Западе государство является как бы институцией гражданского общества, то у нас, как правило, происходило наоборот. В современ- ных российских реалиях гражданское общество является институтом государства и действительно сформировано государственной властью. Именно государство «допустило» и «разрешило» частную собственность и другие элементы гражданского общества, сохранив при этом весь контроль за их функционированием. Все попытки новых россий- ских «либеральных менеджеров» перенести на российскую правовую почву западные правовые нормы, стандарты и институты традиционно за- канчивались и заканчиваются провалом. В российском обществе за последние два де- сятилетия полностью дискредитирована идея либерализма, которая в общественном мнении отождествляется с тотальным и санкциониро- ванным ограблением населения, а либеральная демократия понимается людьми только как всественных неотчуждаемых прав человека не могут глубоко укоренится в российском обществе, так как они не приобрели характера социально-по- литических притязаний в условиях полного от- сутствия адекватной социальной практики7. Попытки же искусственного насаждения среди населения идей естественного права, гла- венствующей роли прав и свобод граждан среди всех других правовых ценностей общества могут только способствовать развитию правового ниги- лизма на основе всеобщей критики законодатель- ства. Поэтому трудно согласиться с В.В. Лапаевой в том, что «юридический позитивизм легистского образца <…> не сможет повернуть российскую те- орию права (а через нее и правовую практику) “ли- цом к человеку” <…> он не способен не только ре- шить, но и поставить задачу разграничения права и законодательного произвола»8. Совершенно не понятен пессимизм автора этого утверждения. Таково, на наш взгляд, состояние правового поля в современной России. Оно не хуже и нелуч- ше, чем, например, в Западной Европе. Противо- речивое и многомерное, устойчивое и зыбкое - правовое поле современной России следует вос- принимать как данность. Вся правовая почва со- временной России обладает своей спецификой и своими особенностями. Поэтому совершенно невозможно согласиться с утверждениями о том, что не существует никакого иного права, кроме права европейского образца9. А юридический позитивизм в современной России находится на очередном взлете, так как он сейчас объективно необходим всему государствен- ному механизму. Идеи позитивизма подсказыва- ют государству самые малозатратные, доступные и легкие способы всегда общаться с гражданами с позиции силы. С другой стороны, юридический позитивизм был и остается правовой идеологи- ческой почвой всего российского общества. Но в то же время юридический позитивизм пытает- ся приспособиться к современным российским правовым реалиям и стать позитивизмом с «от- ечественным лицом», который учитывает тради- ционную ментальность русского народа и обще- мировые тенденции правовой глобализации. Из всего вышеизложенного напрашивается следующий вывод: юридический (легистский) позитивизм с определенными российскими осо- бенностями обречен быть стратегическим на- правлением правового развития России в бли- жайшей и среднесрочной перспективе. дозволенность и абсолютная анархия. В этой 7 См.: Варламова Н.В. Юридический позитивизм и права связи даже ученые-юристы, выступающие оппонентами позитивистского правопонимания, вы- нуждены признать, что либеральные идеи есте- 6 Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психоло- гия личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 51. человека // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 165. 8 Лапаева В.В. Современное состояние и перспективы российской теории права и государства. Ч. I // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 24. 9 См.: Никитинский Л. Зорька самодержавия и народно- сти // Новая газета. 2015. 30 марта. Список литературы:
×

About the authors

P P Baranov

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

Email: pravosoznanie@gmail.com

References

  1. Баранов П.П., Русских В.А. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания: учеб. пособие Ростов н/Д.: Скагс, 1999. 80 с.
  2. Варламова Н.В. Юридический позитивизм и права человека // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 156-166.
  3. Лапаева В.В. Современное состояние и перспективы российской теории права и государства. Ч. I // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 9-18.
  4. Лапаева В.В. Современное состояние и перспективы российской теории права и государства. Ч. 2 // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1 (2). С. 9-18.
  5. Лапаева В.В. Социология права в современной России: основные направления исследований // Современная социология права: сб. науч. тр. М.: ИНИОН РАН, 2013. С. 9-30.
  6. Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практика. М.: Рос. акад. правосудия, 2012. 580 с.
  7. Лунеев В.В. Теории права и их соотношение с реалиями жизни// Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1 (2). С. 19-23.
  8. Пяткина С.А. О правовой теории русского юридического позитивизма // Правоведение. 1964. № 4. С. 116-120.
  9. Скоробогатов А.В. Современная концепция правопонимания: учеб.-практ. пособие. Казань: Ин-т экономики, управления и права, 2010. 159 с.
  10. Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 48-54.
  11. Честнов И.Л. Социокультурная антропология права как постклассическая научно-исследовательская программа // Российский журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 77-84.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies