The Axiology of «Metaphysics of Economy» according to S. N. Bulgakov or in Search of a State-Legal Ideal

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

At the present stage of globalization development, the priority in the world economic system remains for the industrialized countries over the so-called agricultural countries. This state of Affairs was justified in the theory of political economy, which became widespread during the XVIII-XX centuries on the basis of comparative historical and comparative legal analysis of the works of the famous philosopher of law, economist, a prominent representative of the idealistic direction of the Russian neoliberal political and legal doctrine of the turn of XIX-XX centuries. Sergey Bulgakov, the author substantiates the need to address his agrarian theory of the world economy. S. N. Bulgakov opposes his own philosophy of economic management, based on the idea of the finiteness of the industrial stage of human civilization and the return to the nature-saving stage. According to him, the industrial stage leads to a decrease in the fertility of the earth, which, in turn, «triggers» the depletion of natural resources of the world. The philosophy of management («sofiology economy») is, on the one hand, in its materiality, as a result of the development of the world, and on the other - as God’s grace, the remuneration of man for his earthly Affairs. In contrast to the Marxist theory of labor value, the philosopher of law proposed a physiocratic theory of rent, suggesting pricing policy on the part of the agricultural sector of the economy. Unlike the theory of political economy, where industrial countries occupy an excellent position in front of agricultural countries, agricultural theory S. N. Bulgakov recognizes the priority of those countries in which there is no effective regulation of the agricultural sector. The author concludes that it is necessary to revise the role of countries engaged in agricultural production, and especially Russia in the world economy, based on the philosophical and legal heritage of S. N. Bulgakov.

Full Text

Переустройство России, по мнению С.Н. Булгакова, известного представителя идеалистического направления российской неолиберальной политико-правовой доктрины рубежа XIX - XX вв., не могло произойти без принципиально иной оценки роли аграрного сектора экономики для дальнейшего поступательного развития в сторону становления России как социального государства. С.Н. Булгаков прошел путь от признания экономической теории марксизма к признанию принципиально иной метафизической роли сельского хозяйства для достижения государственно-правового идеала, получившего в научной литературе наименование «ревизия марксизма», результатом которой и стала его аграрная теория развития России и мира. По мнению российских философов права начала ХХ в. К. Маркс был ярким представителем классической политической экономии, в основе которой лежит идея универсального пути развития человечества в сторону капиталистического (индустриального) производства. Однако в конце XIX - начале ХХ вв. оценка экономической теории в России стала соотноситься с извечным вопросом о пути развития - Восток или Запад, и С.Н. Булгаков, как неолиберальный мыслитель, предлагает принципиально отличное от современных ему либеральной и марксистской экономических доктрин концепцию духовно-экономического развития России на основе развития аграрного сектора. Начиная с XIX в. широкое распространение и признание получает политическая экономия, в рамках которой сельское хозяйство оценивается лишь как сырьевой придаток индустриального развития всех стран мира. Однако С.Н. Булгаков дает совершенно иную оценку сельскохозяйственному типу экономики, основываясь на положениях собственной философско-правовой системы хозяйствования, и создает оригинальную аграрную теорию развития мирового сообщества всех государств. Для него развитие индустриальной цивилизации не представляет собой конечную ступень развития человечества, так как оно приводит к убыванию плодородия земли, которое, в свою очередь, «запускает» истощение природных запасов мира, поэтому, рано или поздно, общество встанет перед необходимостью решения вопроса о необходимости возвращения к природосберегающей экономике, т.е. к земледелию. Особым вопросом для философии хозяйствования С.Н. Булгакова становится поиск путей развития экономики, оптимальных для России, как изначально аграрной страны. Метафизической основой для разрешения этой проблемы философ права полагал принцип «софийности хозяйства». Обращаясь к наследию Платона, С.Н. Булгаков утверждает, что в центре мира идей находится София, олицетворяющая связь между Богом и миром, «единая душа», представляющая собой «единый субъект хозяйства», в соответствие с которой необходимо понимать весь мир, включая созданные человеком материальные и духовные ценности. Государственно-правовой идеал Платона (Полития) должен, по мнению С.Н. Булгакова, соотноситься с особой системой хозяйствования. С его точки зрения хозяйство не представляет собой результат человеческой деятельности, оно создано, как и природа, изначально, поэтому - это не материальный, а идеальный объект. София представляется С.Н. Булгакову в виде Божественной энергии, которая, отождествляясь с Божественной благодатью, становится в материальном плане «священной» материей, Землей, данной (подаренной) нам навеки в пользование Всевышним, которая, таким образом, и есть суть мирового хозяйства, только она должна определять и предопределять ход экономического развития всей человеческой цивилизации, а не промышленное производство. Таким образом, «метафизика хозяйства» («софиологии хозяйства») заключается, с одной стороны, в его материальности, как результате развития мира, а с другой - как Божья благодать, вознаграждение за земные дела, посланная человеку. Исходя из того, что хозяйство не даруется Богом, а зарабатывается тяжким трудом, за что человек и поощряется Богом, вместо «метафизики земли» упрочивается «метафизика труда». Таким образом, в отличие от моделей индустриального типа хозяйствования, по выражению С.Н. Булгакова, «софианских моделей хозяйства», основанных на теории предельной полезности современного «Экономикса» (теории трудовой стоимости) или «метафизике труда», неолиберальный философ права предлагает «софийные модели хозяйства», основанные на «метафизике земли» для сельскохозяйственного развития мира. Таким образом, «софийность хозяйства» становится новым этапом в осмыслении экономики. В аграрной теории постиндустриального развития человеческой цивилизации особая роль С.Н. Булгаковым отводится фактору «природы», в состав которого входит весь земельный комплекс государств, включая природные ресурсы. В отличие от марксистской теории прибавочной собственности, основанной на роли производительного труда в сфере индустриальной экономики, он придавал первостепенное значение обработке земли, как основного богатства, в том числе производства для обеспечения сельского хозяйства и переработке сельскохозяйственных продуктов, что должно принципиально изменить отношение к аграрным странам, когда в соответствии с экономическими теориями А. Смита, К. Маркса и иже с ними их ставили на последнее место по сравнению с индустриальными странами. По мнению неолиберального философа права тенденцией развития экономики должна стать не капитализация сельского хозяйства, пропагандируемая К. Каутским, В.И. Лениным и иными марксистами, а обязательное сохранение аграрного способа производства в условиях современного промышленного, капиталистического развития. Иными словами, С.Н. Булгаков предлагает отказаться от мировой гегемонии капитализма и приоритета промышленного способа производства, основанного на трудовой теории стоимости, перед сельскохозяйственным и провозгласить равенство государств, основанных как на индустриальном, так и земледельческом способе ведения хозяйствования, когда только страны агарного сектора имеют право устанавливать цены на продукты сельскохозяйственного производства. По мнению Л.М. Ипполитова, С.Н. Булгаков заявляет о непригодности закона стоимости для эффективной регуляции земледельческого хозяйства, исходя из спровоцированного промышленным производством процесса убывающего плодородия. В сельском хозяйстве, по утверждению С.Н. Булгакова, господствует не конкуренция, а монополия, поэтому для его обустройства подходит не трудовая теория стоимости, а физиократическая теория ренты, предполагающая ценообразовательную политику со стороны аграрного сектора экономики. Несмотря на увлечение марксизмом, С.Н. Булгаков был резким противником не только капитализации российского сельского хозяйства, но и превращения крестьян в пролетариев. По его твердому убеждению, только единоличное крестьянское хозяйство, существующее в рамках «земледельческой общины», является безусловно самой эффективной формой земледелия, а деревня предстает основой материального и духовного могущества России. В целях достижения общественного идеала в виде правового и социального государства в России, экономической базой которого предстает аграрная теория развития С.Н. Булгакова, особая роль должна принадлежать государству и политике протекционизма. Для этого, кроме изучения экономических факторов, необходимо учитывать такие социокультурные факторы, как религия и этика. С.Н. Булгаков выделяет два типа идеализма - «этический идеализм», представителями которого являются И. Кант и Л.Н. Толстой, и «платоновский идеализм» В.С. Соловьева. В отличие от апологетов первого типа, этика которых почти исчерпывает метафизическую проблему, С.Н. Булгаков, восприняв концепцию «цельного знания» B.C. Соловьева (идеализм второго типа), разделял онтологическое видение развития сельского хозяйства, в рамках которого устанавливалась внутренняя неразрывная связь между христианской этикой и православной онтологией. Ошибкой современной ему политической экономии С.Н. Булгаков полагал установление на первое место индустриального хозяйства, в то время как сельскому отводилось лишь второе. Но промышленное производство «до сих пор обрабатывает лишь то, что добывает “земледелие”, если под ним понимать не только возделывание почв, но и весь комплекс добычи природных ископаемых». Поэтому, по мнению С.Н. Булгакова, сельское хозяйство играет основополагающую роль для развития не только России, но и всей цивилизации, так как только занятие аграрным трудом обеспечивает человечество пропитанием. По марксистской теории прибавочной стоимости, где стоимость труда определяет всю систему ценообразования, продукты сельского хозяйства (в соответствии с такой оценкой) стоят неизмеримо меньше, чем продукция промышленности, что и дает основания отдать приоритет индустриальному производству. Различие между странами в мировой экономике, таким образом, состоит лишь в том факте - обрабатывают они или добывают новый продукт. По мнению С.Н. Булгакова К. Маркс неверно оценивал роль сельского хозяйства в финансово-экономической политике государства, что привело к ошибочному выводу о том, что аграрные страны должны быть ниже в иерархии, чем промышленные страны, иначе говоря, индустриальный тип экономики превалирует над сельскохозяйственным. Для дальнейшего развития мировой экономики неолиберальный философ права утверждал необходимость сохранения роли сельскохозяйственных стран в условиях индустриального и постиндустриального этапов развития человеческой цивилизации. В отличие от марксизма, провозглашавшего «мировую гегемонию капитализма», С.Н. Булгаков предлагает его заменить на сосуществование индустриальной и земледельческой мировых культур, причем последняя основывается на монополии цен сельхозпродуктов со стороны стран аграрного сектора. В эпоху глобализации в начале XXI в. аграрная теория С.Н. Булгакова приобретает новое звучание. Именно в настоящее время страны, экономика которых изначально базируется на сельском хозяйстве, занимают первые места в мировой системе хозяйствования, примером чего могут служить Китай, Индия, страны Латинской Америки. Неолиберальный мыслитель теоретически доказал закон убывающего плодородия почвы, в результате которого для дальнейшего развития мировой экономики страны, занимающиеся экспортом, и страны, ориентированные на импорт сельскохозяйственных продуктов, взаимосвязаны друг с другом. При этом, как и отмечал С.Н. Булгаков, уже во второй половине ХХ в. начался процесс эмиграции населения и «экспорт капитала» из «старых» индустриальных западноевропейских стран в развивающиеся, что привело к росту производства и городов в последних и переориентации на внутренний спрос, в том числе и продуктов аграрного сектора экономики. Данное обстоятельство должно, в соответствии с аграрной теорией С.Н. Булгакова, привести к тому, что в «старых» капиталистических странах импорт сельскохозяйственных продуктов будет неуклонно сокращаться, и это повлечет необходимость развития собственного земледелия. Ведь «хлебный вопрос, более страшный и более трудный, чем вопрос социальный - вопрос производства, а не распределения», поэтому перед социумом рано или поздно встанет проблема его разрешения. «Сумеет ли будущее человечество техническими изобретениями отклонить от себя тяжелое иго закона убывающего плодородия или обратится к регулированию прироста населения, как единственному исходу, кто знает», - задавался вопросом философ С.Н. Булгаков еще на рубеже XIX - XX вв. Значение аграрной теории мирового хозяйствования С.Н. Булгакова заключается в том, что неолиберальный философ права создал концепцию хозяйственного развития России, причем не в изоляции от других стран, а в непосредственной взаимосвязи с ними, основываясь не только на экономической составляющей, но и на социальной оценке происходящих изменений глобализационных процессов, в частности, правового пространства, основанного, прежде всего, на нравственно-религиозной и философско-правовой основе. Для России С.Н. Булгаков предлагает основываться на его аграрной теории мирового хозяйствования, особой неолиберальной философско-правовой теории экономики и православной религиозной метафизике крестьянской общины, которые в своей совокупности представляли собой общественный идеал, построение которого являлось основной целью неолиберальной политико-правовой доктрины конца XIX - начала ХХ вв.
×

About the authors

A V Popova

Financial University under the Government of the RF

Email: anna0710@yandex.ru

References

  1. Булгаков С. Н. Капитализм и земледелие. В 2 т. СПб.: Тип. и лит. В. А. Тиханова, 1900. Т. 2. 458, VI с.
  2. Булгаков С. Н. Очерки по истории экономических учений. М.: Русская печатня Б. В. Назаревского, 1913. 234 с.
  3. Булгаков С. Н. Философия хозяйства / Отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 464 с.
  4. Булгаков С. Н. Что такое трудовая ценность // Сборник правоведения и общественных знаний. Труды юридического общества, состоящем при Московском государственном университете и его статистического отделения. Т. IV. СПБ.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1896. С. 222-258.
  5. Ипполитов Л. М. Теория аграрного развития национальных экономических систем С. Н. Булгакова // Экономический журнал. 2008. № 2(12) // URL: http://economicarggu.ru/2008_2/15.shtml (дата обращения 21.02.2018).
  6. Попова А. В. Либерализм и неолиберализм в правовом измерении России на рубеже XIX-XX вв. // Журнал российского права. 2011. № 4(172). С. 105-113.
  7. Элоян М. Р. Философия хозяйства С. Н. Булгакова в контексте русской и европейской философии конца XIX - начала XX вв. Автореферат дисс. … доктора философ. наук. 09.00.03. М., 2006 // URL: http:// cheloveknauka.com/filosofiya-hozyaystva-s-n-bulgakova- v-kontekste-russkoy-i-evropeyskoy-filosofii-kontsa-xix- nachala-xx-vv (дата обращения 22.02.2018).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Eco-Vector

License URL: https://eco-vector.com/en/for_authors.php#07

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies