CONTEXT OF PLACE IN THE CULTURE OF THE URBAN FESTIVAL

Abstract

The authors make attempt to analyze and compare the event that is known as “urban festival” in Samara today and traditional fair, local municipal festival of Russian historic city. Important factor, that makes modern festival lively and fruitful for the city life, is its local binding, its involvement into the general cultural landscape of the city, maintenance and recovery of historical identity of a certain place. A new municipal festival “Mesto” took place on the 27th of May in Samara at Khlebnaya square. It is very symbolic that the first location of the festival was the place of Samara origin. The conception of the festival is based on the recovery of the places, that the city forgot, and their newly potential demonstration. The festival is aimed to show the citizens this place at new perspective and leaving the recovery symbol there after the festival. Architectural and spatial organization of festival city into the united system of streets and squares has become one more characteristic feature of “Mesto”.

Full Text

Городской фестиваль и ярмарка, возрождение исторической идентичности. Всё чаще и более активно в последнее время городские общественные пространства, площади, набережные и парки примеряют на себя роль фестивальных площадок. Мы попытались проанализировать и сравнить то явление, которое сейчас в Самаре называется «городской фестиваль» и традиционную ярмарку - локальный городской праздник российского исторического города. Отличия и сходства наблюдаются как на смысловом уровне - символическом, социальном и функциональном, так, соответственно, и на уровне пространственных морфотипов. Основой ярмарки служили торговые, коммерческие функции различного масштаба и специализации, к которым естественным образом присоединялись культурно-развлекательные. Инициатором традиционной ярмарки всегда был бизнес, мелкий и крупный, как правило, локальный, выросший из купечества и местных лавочников, с поддержкой администрации города в разной степени. Необходимым условием для успеха ярмарки были символы данного места - товар, культурные и коммерческие традиции, архитектурные, природные и территориальные памятники и доминанты. [1] И конечно, логической оболочкой явления традиционной ярмарки являлась ее архитектурно-пространственная организация, типология торговых и культурных мест, различные знаки и художественные приёмы. Благоустройство и типология площадей российского исторического города рождались благодаря естественной коммерческой и общественной жизни горожан. Ярмарка, своеобразный «торговый фестиваль», была точкой зарождения общественного центра города. Характерным примером из истории европейского города является традиция естественного формирования системы центральных площадей в ганзейских городах. Как правило, основой этой системы служили одна или несколько торговых площадей. Так, в период расцвета города Брюгге с XIII до начала XV в. эпоху Первой Ганзы (фламандской), сформировалась система городских площадей, основой которой стали Гроте Маркт и Рыбный рынок. К складам и торговым лавкам этих площадей по реке Звин, в бытность ее как судоходной реки, подходили суда и кипела бурная коммерческая жизнь. Тогда как административная (Бурговая) и соборные площади являлись связующим звеном этих двух площадей как в смысловом, так и в пространственном аспекте. Особая типология торговой площади с рыночными, складскими, биржевыми сооружениями почти сразу вместила в себя места для проведения досуга, как простого люда - уличные балаганы, питейные заведения, так и для высоких сословий - салоны, клубы. Интересное развитие получила система общественных пространств в ганзейском Гамбурге. В городе, постоянно разрушающемся, где сохранилось очень мало от средневекового, любопытно наблюдать ее постоянную интерпретацию. Основой ярмарочной жизни средневекового Гамбурга была торговая улица (современная Мёнкебергштрассе), связывающая предместья с площадями приходских церквей (Святого Петра и Святого Якова), которые были основными центрами торговли, и с портовыми (складскими и биржевыми) островами «графского» города Гриммом и Кремоном. Торговая функция и значение улицы как ярмарочной сохранилось до сих пор. Кроме того, все территории, прилегающие к старому порту, постоянно трансформировались именно как общественный центр города. В XIX в. торговая и культурная жизнь бурлила у Большого Альстера и новой Ратушной площади, в XXI - формируется продолжение общественного центра на основе бывшей Вольной гавани - Шпайхерштадт, проект Хафенсити [2]. Российский исторический город имеет свою особую историю формирования торговых площадей, типологические и символические особенности, соответственно и традиции ярмарки. Различны предпосылки формирования тех российских городов, которые стали своеобразным ярмарочным ожерельем. Конечно, торговые площади существовали в каждом российском городе, независимо от его административного статуса и функциональной специализации. Но стоит обратить внимание на те, в которых ярмарка стала особой уникальностью и градообразующим явлением, и что важно для сегодняшнего развития городов. В первую очередь это ганзейский город Великий Новгород - с отдельным «торговым концом», который находился даже на другом берегу, был отделен от светского и религиозного центра, развивался как Рис. 1. Брюгге, Гроте Маркт (фото lovetrotters.net) Рис. 3. Гамбург, Ратушная площадь (фото wikimedia.org) Рис. 2. Брюгге, Рыбный рынок (открытка 1890-х гг.) Рис. 4. Гамбург, Фестиваль Duckstein в Хафенсити (фото Thomas Panzau) Innovative Project. 2016. Т1. № 4 53 независимый город, обрастая ремесленными концами, усиливая специфику торговой площади. Особым явлением в российском торговом городе стали гостиные дворы - совершенно уникальные многофункциональные комплексы (Архангельский и Тобольский гостиные дворы), которые дали начало формированию системы площадей с различным назначением, как торговым, административным, так и культурным. Ну и, конечно, такое явление как Нижегородская ярмарка, которая из Макарьевской ярмарки в XVII в. трансформировалась в экспоцентр международного значения в период расцвета в XIX в., что сыграло огромную роль для формирования общественной жизни Нижнего Новгорода. Для Самары характерным периодом формирования торговых площадей стал «хлебный» бум XIX в., когда и так «живая» Хлебная площадь (старая) стала эпицентром, основой общественной жизни города [3]. В каких реалиях существует современный зарождающийся городской фестиваль? Какое отношение он имеет к существующей системе общественных пространств? Традиционное благоустройство постсоветского города не предполагало такого рода мероприятий для горожан. «Рекреационные зоны», «зоны активного отдыха», «павильоны общественного питания», «детские площадки», «места для проведения шествий и парадов» - стандартный, предписанный, набор функционального наполнения общественных пространств хоть и включался в единый сценарий функционирования, но накладывался сверху Рис. 5. План Великого Новгорода, XV в. Рис. 7. Гостиный Двор в Тобольске (1703-1706 г., арх. С.У. Ремезов): исходный вид, план и вид сегодня Рис. 8. Нижегородская ярмарка. Общий вид части выставки с павильоном Среднеазиатского отдела, 1896 г., арх. А.Н. Померанцев. (из коллекции Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева) Рис. 6. А.М. Васнецов «Новгородский торг». 1909 г. Пространство города 54 вопреки символическому и историческому пространственному контексту. Совместный отдых, уличная торговля, участие в различных концертах, мероприятиях теоретически предлагались и даже существовали, но постепенно формализовались и превратились в общественную обязанность [4]. Торговая функция была сконцентрирована в «предприятиях торговли», общественные пространства предлагались для проведения досуга, который эволюционировал от парадов, массовых идеологических действ до простого фланирования по улицам. Утрачена была естественность общественной городской жизни и пространственные особенности «живых» городских площадей - там, где традиционно шумели ярмарки [5]. Городской фестиваль сегодня - это очень отдалённое подобие ярмарки. Как правило, коммерческая, торговая функция минимизирована или совсем отсутствует, утеряна инициатива и заинтересованность локального бизнеса в позиционировании себя в городе. Городской фестиваль сегодня - это «массовое мероприятие» с различной специализацией и направленностью. В Самаре больше всего распространены узконаправленные, тематические фестивали, например, фестиваль уличных театров «Пластилиновый Дождь», фестиваль цветов, фестивали активных видов спорта, «Том Сойер Фест» - фестиваль возрождения исторической среды. И только второй год проходит «многофункциональный» Волгафест. К тому же огромное значение в укоренении и естественном развитии общественной жизни в общественных пространствах является инициатива организации. Важно, кто является инициатором фестиваля - администрация города или жители, творческие и коммерческие сообщества. Если рассматривать самарские городские фестивали с этой точки зрения, то естественно сформировавшимися можно считать «Пластилиновый Дождь» и «Том Сойер Фест», которые ярмарками назвать нельзя, так как они носят культурно-развлекательный и просветительский характер. И еще один очень важный аспект, который делает современный фестиваль живым и плодотворным для жизни города - его локальная привязка, включенность в общий культурный ландшафт города, поддержание и восстановление исторической идентичности конкретного места. Именно тогда появляется гармоничное объёмно-пространственное включение его в городскую среду, интересное функциональное, социальное и смысловое наполнение. Тогда появляется традиционная ярмарка, дополненная и расцвеченная новыми культурными традициями. Фестиваль «МЕСТО» 2017 - Хлебное место Мастерская урбанистики АРТПОЛИС в этом году стала одним из организаторов нового городского фестиваля в Самаре - «МЕСТО», который прошёл 27 мая. Фестиваль должен стать ежегодным, и особенностью его является «кочевой» характер. Каждый год «МЕСТО» планируется проводить в новом городском пространстве, которое, благодаря фестивалю, оживало бы (пусть только на время фестиваля) и обращало на себя внимание как потенциальное место для активной общественной жизни в дальнейшем. Концепция фестиваля основана на возвращении жизни в такие места, о которых город забыл, и на проявлении вновь их потенциала. Фестиваль направлен на то, чтобы горожане увидели это МЕСТО с нового ракурса, а после фестиваля там остался бы символ возрождения. По своему смыслу фестиваль предлагается одновременно как локальный - развитие конкретных мест в городе, так и как глобальный городской - система «вакцинаций возрождения» города, постепенное символическое означивание фестивальных мест. Рис.9. Вид с реки Самара на Хлебные амбары. Плашкоутный мост, 1890 г. [7] Рис.10. Хлебные амбары, 1890-е гг. [7] Innovative Project. 2016. Т1. № 4 55 Очень символично, что первой площадкой фестиваля стало место зарождения Самары - Хлебная площадь, которая из центра города сейчас превратилась в окраину. Фестиваль стал практическим продолжением работы нашей мастерской по созданию концепции историко-архитектурного и археологического парка «Хлебная площадь» [6]. Логично, что общей темой фестиваля стала тема Хлебного МЕСТА. ХЛЕБНОЕ - топонимическая отсылка к богатой и сложной истории места. Площадь, на которой проходил фестиваль, стала Хлебной в начале XX в., а первое и правильное ее название Полицейская. Хлебной эта территория стала называться после того, как в 30-е гг. XX в. неподалёку была полностью уничтожена и застроена заводом клапанов первая, настоящая Хлебная площадь. ХЛЕБНОЕ - это также буквальная функциональная характеристика территории, на которой всю историю существования Самары находились амбары, хлебные склады и пристани, мукомольные заводы, элеваторы. Именно эта характеристика была символична для Самары, как процветающего хлебного города конца XIX в., «хлебного Чикаго». Образное значение слова ХЛЕБНОЕ - богатое, выгодное, удобное. Хлебное место привлекательно для предприимчивых людей, для открытия себя как творца и предпринимателя. К нему тянутся как к источнику богатства и благополучия. Команда фестиваля МЕСТО - это авторы успешных коммерческих и общественных проектов в Самаре. С функциональной точки зрения, основой фестиваля является торговая функция, представляющая локальный мелкий и средний бизнес различных направлений. Это было проиллюстрировано на различных площадках фестиваля - Место Еды, Место Дизайна, Место Красоты. Даже Место Искусства было частично направлено на позиционирование прикладных ремесел - мелких мебельных мастерских и художников, а кроме того, уличных театров. Место Музыки также стало традиционным ярмарочным культурно-развлекательным оформлением и притяжением публики. Для придания фестивалю значения многофункционального были добавлены образовательные блоки - Место Знаний и Место Детства. Архитектурно-пространственная организация всех этих Рис.13. Хлебное МЕСТО. Модель с разных точек обзора Рис.11. Хлебное МЕСТО. План застройки Рис.12. Хлебное МЕСТО. Модель Пространство города 56 семи площадок в единую систему стало еще одной характерной чертой нового фестиваля. «Огораживание» и проникновение в город Мастерская АРТПОЛИС курировала площадку Искусства и отвечала за объемно-пространственную организацию МЕСТА. Контекст требовал особого архитектурного и символического решения. Вся площадка фестиваля представляла собой город со своими улицами и площадями. Возведение фестивальных сооружения стало очень символическим «огораживанием» места. Построенные из бруса и паллет башни и стены явились прообразом крепостных сооружений находившейся неподалёку самарской крепости и создавали уютную атмосферу замкнутого пространства. Одновременно с этим стены и башни визуально были лёгкими и просматриваемыми, создавая образ деревянного хлебного амбара с мельканием в щелях ярких красок и солнечного света. Рис.14. Торговая улица (фото: Иван Щекаев) Рис.16. Начало торговых улиц (фото: Павел Кудинов) Рис.18. Завалинка (фото: Иван Щекаев) Рис.17. Фестивальная застройка (фото: Иван Щекаев) Рис.19. Площадь Искусств (фото: Студия Контраст) Рис.15. Анфилада (фото: Иван Щекаев) Innovative Project. 2016. Т1. № 4 57 Рис.20. Ярмарочный орган (фото: Студия Контраст) Чередующиеся обычные павильоны и павильоны-башни придавали динамичный характер бойкой торговой улице, на внешней стороне которой были устроены окна, обращённые во внутреннее пространство фестивального города. Динамика всей застройки усиливалась цветными штрихами, добавляющими яркость тёплому натуральному дереву. Цветные динамичные не повторяющиеся штрихи развевались и на белых полотнищах, закреплённых на верхних балках в проходах торговых улиц. Расходящиеся от входа две торговые улицы с павильонами обрамляли первую фестивальную площадь, она была оборудована сценой для йоги, лаунжем, уличной мебелью. Эта площадь являлась началом всей анфилады площадей фестивального города. Со их стороны вдоль уличной застройки фуд-павильонов были сооружены «завалинки» - стулья и столы для отдыха и еды. Торговые ряды заканчивались на пощади Искусств, с двух сторон которой располагались выставки художников. Стрит-артисты творили на стенах из паллет и на заборе, а напротив расположилась картинная галерея с выставкой художников - сложное пространство «амбара», которое позже стало сценой для театральной постановки. Кульминацией тёплого и яркого пространства фестивального города стала площадь со сценой, оформленной в виде яркого ярмарочного органа. Фестивальная архитектура «МЕСТА» была направлена на воссоздание символического образа исторического контекста, возрождая характер городских площадей с пересечением различных функций, которые раньше находились на этом месте.
×

About the authors

Maria Yur'evna Khramova

Khramov Architectural Bureau, Samara, Russia

Dmitriy Yur'evich Khramov

Khramov Architectural Bureau, Samara, Russia

References

  1. Храмова М. Ю. «Символ города» в общественном пространстве // Academia. 2008. № 4. С. 52-55.
  2. Храмова М.Ю. Гамбург. Особенности развития каркаса культурного ландшафта ганзейских городов. / Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 71 Всерос. науч.-техн. конф. - Самара, 2014. - С. 524-526.
  3. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. М., 1984.
  4. Глазычев, В.Л. Город без границ / «Территория будущего» / М., 2011.
  5. Храмова М.Ю. Магнетизм города // «И_Здание». Самара, 2012. №9. С. 42-44.
  6. Храмова М.Ю. Храмов Д.Ю. Хлебная площадь - исходная точка формирования каркаса культурного ландшафта Самары. Потенциал историко-архитектурного и археологического парка. // Innovative Project, 2016. № 2. С. 12-16.
  7. Самара в открытках и фотографиях. URL: http://www.oldsamara.samgtu.ru/

Statistics

Views

Abstract: 110

PDF (Russian): 15

Article Metrics

Metrics Loading ...

Copyright (c) 2016 Khramova M.Y., Khramov D.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies