NEW ANONYMOUS ARCHITECTURE

Abstract

The paper defines the pattern of the natural forms of historical settlements. The author recognizes the priority of the landscape in relation to the author’s self-expression. New anonymous architecture as a humanistic trend of the architectural profession makes an attempt to gain the natural environment image on the base of the “updated instruments”. Compositional method of architectural projecting, developed by the author of the paper, is aimed at formation of author’s work principles - the master of the environment form of the urban landscape, that is - anonymous architecture” of the new generation.

Full Text

То, что мы наслаждаемся видом старинной русской (турецкой, итальянской) деревни (городской окрестности), говорит о ценности сгруппированных друг с другом, и при этом мало чем отличающихся друг от друга домов. Вернон Свебэк приводит в качестве примера виды итальянских старинных городов, слившихся с природными склонами. В моем архиве сохранились фотографии русских деревень, впечатляющих симбиозом домов, дворов, улицы, огородов, изгородей, обочин, ветел у невидимого ручья, отдаленного поля и пустырей. Когда мы смотрим на эти «вещи», то возникает ощущение, что они возникли «сами по себе», или universae res a deo, - то есть, даны нам «свыше». То, что мы теперь называем «естественно сформировавшейся застройкой», - характеризуется следующими свойствами, благодаря которым складывается умиротворяющая взгляд картина: 1) преобладание повторяющихся элементов над уникальными; 2) конгломераты условно однородных объектов; 3) наличие паттернов (инвариантов) на уровне всех средовых подсистем; 4) как бы случайные девиации инварианта, привносящие ритмическую, пространственную и семантическую интригу; 5) относительная скромность размеров и языков; 6) иррациональность планировочной сетки; 7) генетическая родословная места; 8) сбалансированная иерархия; 9) уместное положение вертикального акцента по отношению к преобладающей горизонтали; 10) гармония с природным ландшафтом. Феномен явления заключается в возникновении особого чувства (восхищения и т.п.) по отношению к большому и изоморфному «телу», дробящемуся на «каким-то образом возникшие части», - то есть не возникает особого (пристрастного) интереса к чьим-либо «отдельным авторам» отдельных частей, или возникает - но не в первую очередь. Для нас поэтому никогда не было затруднением, назвать такую архитектуру «анонимной», что в общем могло означать тождество с термином «естественная архитектура». Эта «архитектура» действительно и в первую очередь естественная по процедуре происхождения, но то, что при этом она в каком-то ином смысле может быть названа «анонимной», - это дань тем выше описанным десяти ее свойствам. В значительной степени термин «анонимная архитектура» усиливает этическую подоплеку человеческой (в том числе архитектурной) активности в неких земных пространствах: во-первых, признаётся «божественное происхождение» места, а во-вторых - главенствующая роль ландшафта. Innovative Project. 2016. Т1. № 4 137 Да, мы очаровываемся видом «естественных» («анонимных») поселений, потому что они поддерживают ландшафт, анонимная архитектура сильнее не анонимной - потому что отступает и пропускает природу вперед. То, что я назвал бы «новой анонимной архитектурой» - это такой профессиональный тренд, который стремится (или «стремился бы») приблизиться к настоящей «анонимной архитектуре», - к «естественной форме» поселения и гармонии с природным ландшафтом. Новая Анонимная Архитектура (НАА) - попытка воспроизвести эволюционную модель развития поселения, но на основе обновленного инструментария. Этот инструментарий может включать следующие модели деятельности (архитектурной и междисциплинарной): 1) Средовой подход (МЕМ и РЕКС, партисипация, «беконфликтная реконструкция» и др.), опирающийся на концепцию «саморазвития» [1, 2]. 2) Средовая форма урболандшафта (Средовой архитектурный объект в композиционном методе архитектурного проектирования) [3-6]. Необходимо различать анонимную застройку, возникшую в результате ускоренного экстенсивного многоэтажного строительства в социальных («хрущевки») или коммерческих (район Южный город в Самаре) целях от Новой Анонимной Архитектуры, - деятельности, основанной на сближении деятельности архитектора-мастера с принципами «естественных поселений». Для НАА важны целостность и идентичность урболандшафта, универсальные правила формообразования, средовой регламент и мастерство архитектора. Примером реализации этих принципов является работа голландского бюро “WEST-8” (проект Спорренгер Борнео в Амстердаме). Формальным источником «анонимного языка» вполне может считаться т.н. «интернациональный стиль», - то есть, тот язык, критике которого Дженкс уделил основное внимание в своей работе «Язык архитектуры постмодернизма». [7]. Необходимо, разумеется, извлечь уроки из дискредитированной практики модернизма, не сумевшей избежать пафосности и чрезмерного ригоризма. То есть НАА должна стать особой темой профессии, если архитектура все же не оставляет намерений соучаствовать в гармонизации урболандшафта.
×

About the authors

Sergey Alekseevich Malakhov

Samara State Technical University

References

  1. Малахов С., Яковлев И. МЕМ и РЕКС. Квартал - эксперимент естественного моделирования. Архитектура СССР. 1985. № 5. С. 83-88.
  2. Малахов С.А., Репина Е.А. Стратегия бесконфликтной реконструкции исторической среды на примере города Самара // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 5 (180). С. 169-174.
  3. Малахов С.А. Кризис среды как основание для выдвижения концепции композиционного метода проектирования // Градостроительство и архитектура. 2016. № 1 (22). С. 80-84.
  4. Малахов С.А. Проблема взаимосвязи объекта и окружения в аспекте применения композиционного метода проектирования // Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна: материалы I Международной научно-технической конференции. 2014. С. 84-87.
  5. Пфайффер, Брюс Брукс. Райт. Tashen/Арт-Родник, М., 2006
  6. Крашенинников А.В. Градостроительное развитие жилой застройки. Исследование опыта западных стран. Учебное пособие. М. Архитектура-С. 2005. (62) (152)
  7. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма - М.: Стройиздат, 1985. - 136 с.

Statistics

Views

Abstract: 120

PDF (Russian): 59

Dimensions

Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX


Copyright (c) 2016 Malakhov S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies