ARCHITECTURAL DESIGN OF BUILDINGS IN HISTORIC ENVIRONMENT

Abstract

The purpose of this research is the theoretical justification of methods and principles of architectural design of buildings in a historic environment. In this paper, the author gives the definition of historic urban environment. It reveals the contradiction between the tendency to preserve historic development integrity and the need for urban environment modernization while maintaining the integrity of historic development and the harmonious interaction of the old and new. The criteria for the selection of design solutions and for creating the form of a new object in the historic environment are developed.

Full Text

История - беспрерывный процесс, в котором город - постоянно обновляющаяся система, отражающая процесс эволюции общества. Основная форма градостроительного развития исторического города - реконструкция. Она дает возможность эффективно контролировать преобразование пространственной среды, препятствует накоплению и росту необратимых, хаотичных процессов внутри системы города. Своевременное переосмысление - залог гармоничного развития исторически сложившейся городской структуры. Реконструкция охватывает широкий диапазон возможной трансформации от полного сохранения сложившейся структуры до ее уничтожения. Иная, противоположная ей форма развития - новое строительство - сравнительно редко осуществляется в чистом виде и почти никогда не может рассматриваться изолированно от вопросов реконструкции. Методы и приемы реставрации и нового строительства решаются различно для городов-заповедников, для активно развивающихся городов, для городов-гигантов. Историческая среда - это территория объектов историко-культурного наследия с их окружением (групповая охранная зона). У каждого памятника есть свой радиус неприкосновенной территории - это зона охраны памятников. Когда их зоны смыкаются, образуется групповая зона, т.е. историческая среда. Доминирует не уникальность каждого из памятников, а доминирует сама связность, ткань в виде единой исторической среды. Охрана окружающей архитектурно-исторической среды, сохранение культурного наследия и передача его последующим поколениям - актуальная проблема современности. С годами городские территории подвергаются трансформациям. Изменение и перенесение функций из одних частей города в другие, расцвет одних районов и деградация других приводят к тому, что значительные по площади и по своему положению в общегородской структуре территории лишаются черт индивидуальности. Сохраняемые памятники архитектуры без соответствующего окружения эстетически обесцениваются. Поэтому в наши дни необходимо говорить о комплексном памятнике архитектуры - исторической городской среде. Это понятие распространяется на целые районы, в которых городская среда в целом представляет неизмеримо большую художественную и историческую ценность, нежели отдельные здания. Городская среда - совокупность условий жизнедеятельности населения. Историческая городская среда есть комплексно воспринимаемое выражение архитектурно-планировочной структуры, формирование которой происходило в течение длительного периода времени. Важнейшее качество исторической городской среды - органичная взаимосвязь составляющих ее элементов - зданий, площадей, улиц, их пространственное соответствие друг другу и масштабу человека. К. Линч придает огромное значение времени как компоненту городской среды. Цель архитектора по К. Линчу - обеспечение читаемости образа города. Современная городская среда - это не только здания, это люди и машины, реклама и благоустройство, инфраструктура города. Архитектурное наследие в этой среде занимает важное место. Сооружения и городские структуры, формировавшиеся столетиями, несут в себе информацию о прошлом, связывают историю города с современной жизнью. Во все времена города, их здания, благоустройство с течением времени требовали модернизации. Новая архитектура, новые городские функции, сочетаясь с историческими, формируют эстетические качества современной городской среды. Непоследовательность в градостроительной политике, неполноценность и нарушения реконструкции приводят к «разрывам» и алогизмам в строении ткани исторического контекста, разрушают его социально-культурные связи, что приводит к снижению культурной и эстетической привлекательности образа города, деградации городской среды. В современных условиях с развитием города увеличиваются его потребности в новых площадях и функциях, их модернизации. Так как историческое ядро зачастую является культурным, деловым и торговым центром, основная нагрузка ложится именно на него. Проектирование и строительство в сформировавшейся среде - сегодня наиболее характерная сфера деятельности архитектора. Как правило, под новое строительство в исторически ценной застройке отдаются небольшие участки, поэтому для архитекторов очень важно использовать их с максимальной эффективностью. Главная задача любого архитектора, проектирующего в исторической среде, складывается из двух важных аспектов: • сохранение окружающей архитектурно-исторической среды, целостности исторической застройки, что содержит в себе много важных составляющих; • преобразование окружающей архитектурно-исторической среды в соответствии с нуждами и потребностями современного человека, создание в своем проекте гармоничного взаимодействия старого и нового. Для того чтобы вписать новое здание в уже сложившуюся историческую застройку, не нарушив и не изменив при этом ее неповторимой целостности, необходим комплексный подход к проектированию. Изучаются факторы, которые могут повлиять на выбор архитектурного решения, стилистику, а также возможное его воздействие на среду с положительной и отрицательной стороны. В результате этого анализа делаются выводы, каким образом современными средствами можно подчеркнуть ценность исторического наследия, или же наоборот - свести на нет всю его значимость. Факторы, воздействующие на выбор архитектурного приема нового объекта в исторической среде, можно определить как: 1. Неизменные, статичные составляющие среды: • Градостроительные. Необходимо понять роль района в структуре города: центральный административный, культурный, деловой, коммерческий, спальный, смешанный, с преобладанием учебной функции и пр. • Архитектурно-планировочные. Изучение местоположения объекта: расположение на основной магистрали, переулке, бульваре, внутри жилого квартала, на месте бывшего промышленного предприятия, выходящее на площадь или организующее ее и т. п. Изучение сетки улиц, масштаба домов. • Архитектурно-пространственные. Местоположение объекта в системе визуальных коммуникаций: доминантное, фиксирующее угол, в рядовой застройке, композиционные оси, силуэт, высотные характеристики. • Расстояние и скорость движения, с которых воспринимается объект. • Ландшафтные характеристики района. Объект может находиться на набережной, вблизи парка, выходить на сквер, сад, находиться на рельефе, с использованием малых архитектурных форм и пр. 2. Динамические характеристики касаются функционального использования городской среды. Они меняются в течение дня, месяца, на протяжении десятилетий. Их трудно предусмотреть, но необходимо учитывать. Архитекторы учитывают наиболее характерные для существующего или предполагаемого их использования: • Социологические. Изучается профессиональный, возрастной, статусный состав населения; уровень их образования и культуры. Планируется ли для постоянного проживания, ежедневного посещения или редкого, эпизодического. Рассчитывается ли объект на посещение большого количество людей, будет ли Innovative Project. 2016. Т1. № 3 29 местом скопления или на редких прохожих. • Экономические. Планируемый бюджет во многом определяет архитектурный облик здания, материалы, отделку, благоустройство. Качество среды может быть как повышено новой постройкой, так и загублено ею. 3. Эмоциональные и психологические факторы. «Память места» как фактор, влияющий на архитектурный облик. • Анализ окружающих объектов по их влиянию на эмоциональный фон: культовые, детские, ритуальные сооружения. • Наличие мемориальных объектов, хранящих память об исторических событиях, памятники истории и культуры. • Звук - одна из характеристик, имеющих значение при формировании эмоциональной составляющей: это тишина, шелест деревьев, колокольный звон, шум машин, крики детей, которые могут сыграть эмоциональную роль в определении психологической атмосферы. 4. Эстетические и художественнокомпозиционные факторы требуют особого анализа: • Анализ доминирующей ценности исторической среды. • Исследование структуры района, связи объектов, их единства. • Изучение модуля, масштаба и ритма примыкающих к проектируемому объекту зданий и более широкого окружения. • Выявление преобладания определенного стиля, типа застройки, баланс ее количества. • Применение фасадных материалов, фактуры, цвета, деталей зданий. При всем многообразии композиционных приемов можно выделить два основных авторских подхода к архитектурному решению встройки нового объекта в сложившуюся историческую среду города - контекстуальный, т.е. выросший и строящийся из контекста окружающей среды и внеконтекстуальный, контрастирующий с ней. Оба эти подхода правомочны. Существуют как положительные, так и отрицательные примеры обоих подходов. И в том и в другом случае возможны различные стилевые решения проектируемого здания: стилизация под историческое окружение и современная архитектура. Стилизация, имитация и прямое заимствование из архитектурных стилей прошлых лет, к которому часто прибегают архитекторы при строительстве в исторической среде, хотя и делает встройку органичной, часто не представляется достоверной. Историческому городу свойственно смешение исторических слоев и стилей. Имитация в архитектуре лишает город ощущения подлинности, настоящей исторической глубины. В результате комплексного подхода к проектированию, аналитической составляющей предпроектного анализа выделяются доминирующие факторы. На их основе строятся принципы градостроительных решений, алгоритм принятия архитектурно-планировочной организации здания, его формообразование. Безусловно, аналитический подход к проектированию не заменяет, а сопровождает творческий акт архитектора. Архитектор определяет приоритетность факторов, привносит в процесс проектирования свои опыт и мастерство. При сохранении композиционного каркаса и соблюдении регламентов творение архитектора не конфликтует с исторической средой, составляет единый ансамбль с историческим окружением, что гарантирует его органичность, жизнеспособность и устойчивость к изменчивости городской среды.
×

About the authors

Julia Aleksandrovna Devyatova

St Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

References

  1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1681 «О ПЕТЕРБУРГСКОЙ СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ».
  2. Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ 2015) от 19 октября 2015 года. № 171-ФЗ.
  3. Линч Кевин. Образ города / пер. с англ. В. Л. Глазычева; сост. А. В. Иконников; под ред. А. В. Иконникова. - М.: Стройиздат, 1982. - 328 с., ил. - Перевод изд.: The Image of the City/ Kevin Lynch. - The M. I. T. Press.
  4. Беккер А., Щенков А. Современная городская среда и архитектурное наследие. М.: Стройиздат, 1986.
  5. Маслов А.В. Новая архитектура в исторической среде. М.: Стройиздат, 1990 191 с.
  6. Мюллер-Менкенс Г. Новая жизнь старых зданий. Непрерывность развития архитектуры. М.: Стройиздат, 1981.
  7. Гуляницкий Н.Ф. Исторические ансамбли городов и композиция современных зданий // Архитектурная композиция. Современные проблемы. М., 1970.
  8. Чистяков С. В. СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОСТРОЕК В ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 2006 г. «Архитектон: известия вузов», Екатеринбург, № 14 Апрель 2006. № 14.

Statistics

Views

Abstract: 130

PDF (Russian): 53

Dimensions

Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX


Copyright (c) 2016 Devyatova J.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies