ARCHITECTURAL SPACE STRUCTURE

Abstract

The specific feature of architectural space was considered, basic space criteria are identified, and the description of its structural organization as the main architectural space characteristic in the urban environment is presented. The abstract model of space is considered. The algorithm for image formation, based on the language code and the plot approach of the environment organization, is described. The main elements of the architectural space are listed: borders, compositional axes, «entrance», landmarks, and accents. The space comfort for the consumer is determined by the structural organization built in by the designer and the specific feature of the emotional perception of the space image, as well as its correlation with the cultural model and the overall picture of the world.

Full Text

Отличительной чертой архитектурного пространства от пространства природного можно назвать его структурность. Когда мы говорим об архитектурном пространстве мы рассматриваем его с двух точек зрения: эмоциональной составляющей и понятийной. Зачастую, то что проектировщик заложил на глубинном уровне организации пространства, зритель считывает на эмоциональном [1]. Одни проектировщики считают основной целью своей работы создать абстрактную идею, концепцию пространства, другие ищут способ модифицировать его, приспособив к нуждам потребителя. И здесь стоит разделять утилитарные цели в формировании пространства и работу с пространством как объектом искусства. Поэтому в данной статье речь пойдет об абстрактной модели архитектурного пространства, его прототипе. Следует отметить, что, строя общую модель пространства, мы не в состоянии уловить его единичное своеобразие, в котором во многом и состоит сущность архитектурных пространств [2]. В связи с абстрактностью уровня нашего исследования пространства, хочется прежде всего сказать о композиционной основе его сюжетных элементов. В данном случае мы абстрагируемся от прагматичных элементов архитектурного пространства. Одним из важных элементов композиционной структуры являются границы. Они как раз делят городское пространство на «свое» - освоенное и «чужое», находящееся за гранью восприятия. Архитектурное пространство в своей «конечности» отображает бесконечную вселенную, по сути являясь носителем определенной культурной модели, сложившейся в обществе на данный момент. Язык пространственных отношений - один из основных методов познания действительности. Используя бинарные оппозиции: «открытого», «закрытого», «своего», «чужого», «доступного» , «недоступного» ... человек выстраивает модель мира, а затем проецирует ее в пространство [3]. Пространство может носить открытый или закрытый характер. Открытое пространство как бы продолжается в окружающую среду, происходит процесс взаимопроникновения пространства через границы. И тогда пространственный сюжет имеет продолжение во внешней среде, Рис. 1. Семиотическая модель организации «архитектурного пространства» формируя единый текстовый контекст в городской среде. Границы также являются рамкой для архитектурного пространства, если проводить параллель с образцом искусства. Именно они создают настроение, подготавливают зрителей к восприятию общей картины пространства. Зачастую общее настроение пространства задается только его границами. Дальше в пространстве разыгрывается сюжет. Композиционные оси формируют главную сюжетную линию пространства. В классической схеме композиционной организации есть понятие начала - «вход», который несет на себе определяющую функцию и с него начинается причинно-следственная цепь событий. Это может быть триумфальная арка, или просто портал, два фланкирующих объёма... У начала всегда Пространство города 40 Рис. 2. Теоретическая модель организации архитектурного пространства Innovative Project. 2016. Т1. № 3 41 присутствует моделирующая функция, которая формирует общий пространственный контекст. Структурность элементов, строгая организация границ, иерархия (наличие начала и конца) - говорят о «системном» типе организации открытого архитектурного пространства [4]. Идейное содержание пространства - это его структура. Сложность структуры пространства напрямую зависит от сложности передаваемой информации. Усложнение передаваемой информации непременно приводит к усложнению не только и не столько элементов формообразования, сколько к усложнению образности, усложнению эмоционального восприятия [5]. Одной из главных характеристик архитектурного пространства можно назвать «сюжетность». Специфика сюжетного моделирования структуры пространства заключается в заранее программируемых впечатлениях от восприятия пространства [6], формировании некой раскадровки целостного пространства. Интересно такое явление, как плановость и точки восприятия при организации архитектурного пространства. Здесь можно выделить два основных элемента плановости: «фигура» и «фон» - по сути элементы и фоновая составляющая пространства. Взаимодействие «фигуры» и «фона» всеобъемлюще рассмотрено в гештальт психологии, принципы которого вполне можно перенести на организацию пространства в целом. Человек, взаимодействуя с внешней средой, выделяет «фигуру» в среде после формирования гештальтата «фигура» при восприятии может вернуться в контекст фона [7]. Восприятие общей картины пространства происходит через кумулятивное соединение разнородных видовых картин (кадров). А сценарное моделирование строится проектировщиком на прогнозировании восприятия зрителя. В пространстве выделяются акценты, формируются ориентиры, по которым человек передвигается в среде и на основании прочтения которых складывается общий образ пространства. С точки зрения образности архитектурное пространство обязательно должно обладать свойствами перцептивности, чувственного образа. На основе общего синтеза ощущений пространства зритель выстраивает его образную модель. Когда образная модель пространства соотносится с моделью картины мира, у зрителя складывается ощущение собственного, личностного пространства [8]. Взгляд на пространство в категории коммуникационной системы позволяет говорить о еще одной его важной функции - информативности. Архитектурное пространство должно обладать таким свойством, как коммуникативность. Любой акт коммуникации включает в себя источник информации и потребителя этой информации [9]. Но самое главное, что зритель должен быть подготовлен к восприятию тех или иных элементов пространства. Для общности сообщений характерно использовать язык метафоры и образы. Поэтому в архитектурном пространстве должен быть сформирован некий код или образный язык передачи информации. Язык формирует общую для передающего и принимающего абстрактную систему. И эта абстрактная система вписана в общую картину мира. Городская среда представляет собой совокупность разных типов пространств, различающихся по своему назначению и количеству функций. Понятие открытого архитектурного пространства представляет собой не конкретный тип городского пространства, а принцип его организации. Поэтому важно описание теоретической модели организации пространства и основы всей системы - его структурности. Именно структуре принадлежит главенствующая роль в определении отличия природного от архитектурного.
×

About the authors

Elena Olegovna Smolenskaya

Samara State Technical University

References

  1. итте К. Художественные основы градостроительства. М., 1993. 255 с.
  2. Лефевр А. Производство пространства / пер. с фр. М: Strelka Press, 2015. 432 с.
  3. Лотман Ю. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. М: Азбука, 2015. 704 с.
  4. Смоленская Е.О. Принципы проектирования открытых пространств в городской среде // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: сб. ст / СГАСУ. Самара, 2011. С. 412-416.
  5. Заславская А.Ю. Дизайн-технологии формирования эстетически сбалансированной городской среды с учетом исторического контекста // Градостроительство и архитектура. 2014. № 1. С. 25-26
  6. Лекарева Н.А. Ландшафтная архитектура и дизайн. Единство и многообразие: учебник для вузов / СГАСУ. Самара, 2011. 248 с.
  7. Гарбер Е., Выготский Л.С. Гештальт-психология. М: АСТ, 1998. 704 с.
  8. Линч К. Образ города. М: Стройиздат, 1982. 328 с.
  9. Глазычев В.Л. Урбанистика. М: «Европа», 2008. 220 с.

Statistics

Views

Abstract: 105

PDF (Russian): 15

Dimensions

Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX


Copyright (c) 2016 Smolenskaya E.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies