WHITE COLOUR AS A MEAN OF SPACE ORGANIZATION AND METAPHYSICAL COMPONENT OF ARCHITECTURE


Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of this study is to examine the various aspects of using white colour in architecture from ancient times to contemporary architecture and to explain the metaphysics of white as a creative idiom of an architect. While selecting analogues, studying scientific works and projects of architects, comparing them, the aspects of white color interaction in modern architecture are revealed. Theoretical and practical prerequisites for research on white color in architecture and the analysis of objects in modern architecture have helped us to identify the basic techniques and principles of space development using white colour.

Full Text

«Белый - это эфемерный символ нескончаемого момента. Белый всегда современный, но никогда не повторяющийся, яркий и постоянно меняющийся днем, серебристый и искрящийся при полной луне в канун Нового года. Белый есть сам свет, средство понимания и преобразующая сила», - Ричард Мейер [1]. Актуальность исследования обоснована тем, что цвет - это один из важнейших инструментов в руках архитектора, а белый цвет - основа всех основ, начиная с древности и заканчивая современной архитектурой и искусством. Эстетические переживания человека в большей степени зависят от наличия цветного зрения. Гёте писал: «Люди, в общем, очень радуются цветам. Глаз чувствует потребность видеть цвет. Вспомним о том приятном оживлении, которое мы испытываем, когда в пасмурный день лучи солнца упадут на часть видимого пейзажа и цвета освещенных предметов делаются дня нас хорошо видимыми». На данный момент существуют труды, представляющие исследование белого цвета в различных областях науки и искусства: философии (Сангхаракшита «Символика цвета и мантрический звук»), психологии (Литвак А.Г. «Психология слепых и слабовидящих»), литературе (Копачева А.Р. «Концепт «белый цвет» в художественной картине мира: на материале поэтических текстов французских и русских символистов»), изобразительном искусстве (К. Малевич, В. Кандинский, Пит Мондриан и т.д.), архитектуре (Ле Корбюзье, Ричард Мейер, Рем Колхас и т.д.). Современный этап архитектуры связан с пониманием белого цвета как фактора неповторимой атмосферы пространства. Цель данного исследования - рассмотреть различные аспекты применения белого цвета в зодчестве, начиная с древности и заканчивая современной архитектурой, и объяснить метафизику белого цвета как признака творческого почерка архитектора. Основные задачи, которые мы ставим в этой работе, следующие: «Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданному ему он позволяет постичь свои тайны». И.Иттен Рис. 1. Интерьер музея в Мумбаи. Архитектор Стивен Холл [11] Рис. 2. Музей памяти в Андалусии. Арх. Альберто Кампо Баеза (фото www.diedrica.com)ц Innovative Project. 2016. Т1. № 3 71 Рис. 3. Лувр Абу-Даби. Архитектор Жан Нувель (фото www.archdaily.com) Рис. 4. Музей современного искусства. Архитектор Стивен Холл (фото www.stevenholl.com) Человек и город 72 • систематизация знаний о белом цвете из различных областей науки и искусства; • историко-эволюционный анализ использования белого цвета; • классификация аспектов взаимодействия белого цвета; • анализ применения белого цвета как преобразующей силы для категорий формы и пространства на примере творчества известных архитекторов. Итак, объект нашего исследования - архитектура белого цвета. Предмет исследования - белый цвет как средство формообразования и организации пространства, как метафизическая составляющая архитектуры. Анализ мировой архитектуры белого цвета проводится с эпохи неолита и до наших дней. Наличие большого количества статей, книг, различных исследований белого цвета доказывает факт подлинного интереса к этой теме, но до сих пор нет труда, который бы собрал и систематизировал огромный пласт научного знания, в этом и заключается научная новизна данной работы. Методы, использованные в нашем исследовании, следующие: эмпирические - изучение литературы, документов, результатов деятельности и обобщение накопленного опыта; теоретические - подбор аналогов, анализ архитектурных объектов, их сравнение и моделирование архитектурных приемов с применением белого цвета на основе проекта [2, 3]. Обратившись к психологии, мы получили сведения о сенсорном восприятии цвета человеком [4]. В результате изучения работ профессора А.Г. Литвака о феномене «кожного зрения» нами, в соавторстве с А.Н. Теряговой, была написана статья «Белый цвет в аспекте формирования доступной среды» [5]. В ней мы рассмотрели положительные и отрицательные аспекты использования белого цвета в архитектуре по отношению к людям с дефицитом зрения и сделали следующие выводы: белый, по мнению психологов и офтальмологов, оказывает благоприятное воздействие на любого человека, но для людей с дефицитом зрения при проектировании следует учитывать фактор контрастности [6]; для наилучшей информативности среды белый цвет должен идти в паре с более ярким и насыщенным по тону; форма лучше всего воспринимается в белом цвете, это относится и к фону [7, 8]. В нашей работе мы также использовали метод сопоставления трудов из различных областей искусства и науки с работами архитекторов. Обратимся к трактовке белого цвета в живописи начала XX века. Белый цвет для пионеров авангарда был не просто элементом цветовой палитры - это был символ будущего мира. В начале XX столетия многие художники дистанцировались от искусства как воспроизведения реальности. Среди тех, кто начал использовать абстрактную форму, были Василий Кандинский, Казимир Малевич и Пит Мондриан. Эти художники авангарда отличаются тем, что они рассматривали абстрактное искусство как предвестник возвышения духовности и нового социального порядка. Белая поверхность играет важнейшую роль для всех трех художников [9]. В труде Сангхаракшиты «Символика цвета и мантрический звук» (буддистская философия) утверждается, что цвета не имеют абстрактного существования. Цвет - это всегда цвет чего-то [10]. В архитектуре также цвет неразрывно связан с объектом или его отдельными элементами. Рассмотрим проект музея в Мумбаи Стивена Холла (рис. 1). Белый бетон контрастирует с красным песчаником из Агры в облицовке фасадов. Таким образом, цветом отделяется интерьер от экстерьера. Innovative Project. 2016. Т1. № 3 Рис. 5. Музей искусств Нельсон-Аткинс. Арх. Стивен Холл (фото architizer.com) 73 Для ссылок: Иевлева О.А., Самогоров В.А., Пастушенко В.Л. Белый цвет в архитектуре // Innovative project. 2016. Т.1, №3. С. 69-73. DOI: 10.17673/IP.2016.1.03.13 For references: Ievleva O.A., Samogorov V.A., Pastushenko V.L. White color as a means of organizing space and the metaphysical component of architecture // Innovative project. 2016. Vol.1, №3. P. 69-73. DOI: 10.17673/IP.2016.1.03.13 По словам авторов проекта, «разрезы» должны привнести в прямоугольные залы ощущение текучего пространства [11]. В процессе подбора аналогов, изучения научных трудов и проектов зодчих, их сравнения были выявлены следующие аспекты взаимодействия белого цвета в современной архитектуре: • Белый - белый цвет (Рис.2) • Белый - другие цвета • Белый - материалы • Белый - вода (Рис. 3) • Белый - свет [12-14] • Белый - небо • Белый - фактура (рис.4) • Белый - разная плотность (рис. 5) • Белый - черный цвет Заключение. С помощью историко-эволюционного анализа, подбора аналогов и сопоставления трудов из области философии, психологии, культурологии, а также произведений известных художников с архитектурными объектами мы смогли объяснить роль белого цвета как метафизической составляющей в организации пространства и формировании творческого почерка архитектора. В языках северных народов существует около дюжины слов, обозначающих разные оттенки белого. По мнению же Ричарда Мейера у белого цвета не менее 50 оттенков. Однажды архитектору даже удалось применить свои знания о градации белого, когда производитель краски из Нидерландов поручил Мейеру составить цветовой веер с вариантами белого цвета. Зодчий мотивирует свое особое отношение к этому цвету тем, что другие цвета имеют относительную ценность в зависимости от контекста, белый же всегда сохраняет свою абсолютную ценность [15]. Именно эту ценность мы попытались выявить в нашем исследовании при помощи всех известных научных методов.
×

About the authors

Olga Aleksandrovna Ievleva

Samara State Technical University

Vitaly Aleksandrovich Samogorov

Samara State Technical University

Valentin Leonidovich Pastushenko

Samara State Technical University

References

  1. Rem Koolhaas, Norman Foster, Alessandro Mendini Colours. Birkhauser: Publishers for Architecture, 2001. 375 с.
  2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010. 280 с.
  3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. Словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 2013. 208 с.
  4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб. : РГПУ, 1998. 271 с.
  5. Терягова А.Н. Безбарьерная городская среда. Основы архитектурно-градостроительного проектирования: учебное пособие / СГАСУ. Самара, 2010.
  6. Цвет и его исследование. URL: http://biomagic.narod.ru/cvet/cvet.htm
  7. Dr. Ananya Mandal, MD. Color Blindness Misconceptions URL: http://www.news-medical.net/health/Color-Blindness-Misconceptions.aspx
  8. Самогоров В.А. Метафизика архитектурной формы: учебное пособие. Самара, 1994.
  9. Кандинский. Малевич. Мондриан. Бесконечная белая бездна. URL: http://www.sepherot.com/ru/kandinski-malevich-mondrian
  10. Сангхаракшита (Лингвуд Д.) Символика цвета и мантрический звук. Суваннавира: 2013. 42 с.
  11. Фролова Н. Метод вычитания. URL: http://archi.ru/projects/world/8877/muzei-goroda-mumbai-im-bkhau-dadzhi-ladanbsp-nbsp-severnoe-krylo
  12. [Электронный ресурс]. URL: http://www.richardmeier.com/
  13. Насыбуллина Р.А., Самогоров В.А. Влияние феноменологии на современное понимание роли естественного света в архитектуре. В сборнике: Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн / СГАСУ. Самара, 2016. 181-184 с.
  14. Насыбуллина Р.А., Самогоров В.А. Пространство света в архитектуре Кампо Баеза // Вестник Волжского регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук. 2015. № 18. C. 92-95.
  15. Насыбуллина Р.А., Самогоров В.А. Влияние метафизики света в искусстве XX века на современную архитектуру // Научное обозрение. 2015. № 9. С. 338-343.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Ievleva O.A., Samogorov V.A., Pastushenko V.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies