ARCHITECTURE IN DETAILS

Abstract

The article considers the issues of a real design when developing an object. The question of specification importance in design material is raised. The role of knots and details in the constructive solution of the building, and in the solution of architectural tasks, in general, is discussed. The features of design approach in contemporary architecture are revealed, the role of an architect when designing a building and its individual elements is defined. The evaluation of structures and building materials in contemporary objects from the functional and aesthetic points of view is given. The opinions of foreign architects on the role of details in architecture are considered.

Full Text

Появление понятия «архитектурные детали» связано с многовековым опытом работы с деревом, камнем, кирпичом. Оно до определенного времени заключалось в наборе типовых узлов конструктивного характера - различные типы кладки, способы возведения конструкции. Изменение отношения к конструктивным элементам здания произошло в период изменения философии архитектуры в начале ХХ в., то, что мы называем современной архитектурой. Язык новой архитектуры способствовал изменению конструктивной основы здания, исторически сложившиеся приемы возведения здания стали применяться все реже. С появлением различных технологий способы обработки материала и строительные процессы постепенно изменяются, узлы и детали унифицируются, а разнообразие приемов их использования увеличивается. Изменение технологий привело к появлению большепролетных конструкций, сборных железобетонных, металлических, деревянных элементов, оконных конструкций с большой площадью остекления (стеклопакетов размером до 6х4 м), ограждающих фасадных систем из стекла, двойных фасадов «твин-скин» и др. Поиск экономической выгоды изменил подход к проектированию конструктивной оболочки знания: для увеличения полезной площади здания уменьшается толщина стены, что привело к появлению многослойных ограждающих конструкций. В таком многообразии конструктивных систем архитектор вынужден постоянно иметь дело с сочетанием различных конструктивных систем и отделочных материалов. Португальский архитектор Альваро Сиза говорит в своем интервью для испанского журнала El Croquis: «Я думаю, что основа моей работы является непрерывность - непрерывность, которая, естественно, идет параллельно с событиями и новинками в архитектурном мире, новыми материалами, новыми техническими возможностями...». Большую роль в качестве архитектурного решения играет внимательное отношение к узлам и деталям. Любой архитектурный объект является совокупностью элементов: всевозможные стыки материалов, конструктивных элементов, их пересечение, наложение, взаимодействие. В эстетике взаимоотношений этих элементов и материалов рождается современная архитектура. Проектирование объекта в итоге сводится к разработке конструктивного решения здания в целом и отдельных его элементов, без чего не может быть создан единый законченный художественный образ. И только архитектор имеет окончательное видение объекта, его эстетическую ценность и способы его реализации в материалах и деталях. В своем интервью Альваро Сиза ведет речь о роли и ответственности архитектора в процессе реализации объекта, что только архитектор заинтересован получить высококачественный продукт архитектуры, в том числе на уровне деталей. Цитата из его интервью для испанского журнала El Croquis говорит о сложившейся проблеме отношения к архитектуре со стороны проектировщиков и заказчиков: «Что влияет на работу больше всего, даже больше, чем проблема мастерства, - это широко распространенное нетерпение разработчиков и их отсутInnovative Project. 2016. Т1. № 3 129 ствие интереса к архитектуре... Чрезвычайно трудно найти собственника, который ищет высокое качество строительства, вплоть до деталей». Чертежи деталей сравнительно недавно стали неотъемлемой частью проекта. Это связано с тем, что если раньше архитектор находился непосредственно на строительной площадке и самостоятельно руководил процессом, то в настоящее время возведение объекта часто осуществляется дистанционно от проектной организации, а архитектурное решение объекта отражено в графической подаче объекта в целом с тщательной проработкой деталей. Реализация проекта невозможна без полного пакета конструктивных чертежей, разработки архитектурных деталей и узлов, которые часто становятся определяющими для всего объекта. Это подтверждают публикации архитектурных объектов в профессиональных печатных изданиях и интернет- журналах: большинство проектов презентуются с иллюстрациями деталей и чертежами конструктивных элементов, характерных для данного архитектурного объекта, и отражают замысел автора. Важна тесная взаимосвязь между отдельными элементами и общим целым. Уже на этапе эскизирования архитектор закладывает видение в решении того или иного элемента объекта, то есть разработка проекта в целом сопровождается проектированием второстепенных архитектурных деталей. Часто философия объекта предполагает определенное качество решения конструктивных элементов. Поэтому в настоящее время архитекторы крайне внимательно относятся к проработке каждого сечения и узла. Архитектурный проект становится продуктом чертежного искусства, в котором архитектурные детали разрабатываются заранее. В настоящее время требовательное отношение к узлам определено сочетанием в объекте различных типов строительных технологий, конструкций, элементов, строительных материалов и инженерного обеспечения здания. Решение каждого здания индивидуально, несмотря на готовые альбомы технических решений, универсальных узлов конструктивных, фасадных и оконных систем. Отличие архитектурных объектов заключается не в копировании типовых узлов, а в творческом подходе и вариативности применения той или иной системы и отделочного материала. Для того чтобы применение фасадных систем происходило без ущерба для внешнего вида здания, основного замысла автора, архитектору приходится придумывать, определять, а иногда изобретать необходимое конструктивное решение. Часто сама фасадная система или отделочный материал диктуют внешний облик здания, но уникальность архитектурных объектов кроется в умении автора увидеть новое в конкретной конструктивной программе, найти новое решение применения отделочных материалов и способов их обработки. Это находит свое отражение в появление новых поверхностей, фактур, конструктивных придумок. Многие архитекторы обращаются к вопросу о роли детали в архитектуре. Португальский архитектор Соуто де Моура в одном из своих интервью для испанского журнала El Croquis говорит: «…деталь должна быть естественна...если деталь является простой, интуитивной и решает сразу много проблем, не искажая материал, то деталь совершенна… Если я должен изменить материал или раствор каждые пять метров, я говорю себе, - это не тот путь. Мы не можем в поиске решения проблемы в работе придумывать различные решения». В заключение хотелось бы привести цитату из интервью Соуто де Моура: «Существует мир базовой логики, который представляет только часть архитектуры, о которой можно судить объективно. Единственный возможный способ рассуждать об архитектуре заключается в конструкциях, все прочие слишком неточные и субъективные».
×

About the authors

Olga Stanislavovna Rybacheva

Samara State Technical University

References

  1. Caleb Hornbostel, Elmer A.Bennet. Архитектурные детали и оборудование здания разного назначения: Пер. с англ. И.Л.Черня. М.: Госстройиздат. 1963. 200 л.
  2. Facades. Editor Pilar Chueca. Spain, 2002. 179 p.
  3. Lara Menzel. Fasades. Design, construction and technology. Deutsche: Braun, 2012.
  4. Нойферт П., Нефф Л. Проектирование и строительство. Дом, квартира, сад: Пер. с нем. Третье изд., перераб. и доп. М.: Архитектура-С, 2006. 264 с., ил.
  5. Архитектурные конструкции: учеб.для вузов по спец. Архитектура / З.А. Казбек-Казиев и др.; под ред. З.А. Казбек-Казиева. М.: Архитектура-С, 2006. 344 с., ил.
  6. Jose Morales. Domesticating architecture // El Croquis №176. Madrid, Espana: El Croquis editorial, 2015. P. 288.
  7. Juan Domingo Santos. The meaning of things. A conversation with Alvaro Siza // El Croquis №140. Madrid, Espana: El Croquis editorial, 2008. P. 328.
  8. Сластенин П.В. Категория простоты в творчестве архитектора Эдуардо Соуто де Моура // Приволжский научный журнал. 2014. №3. С.140-145.

Statistics

Views

Abstract: 82

PDF (Russian): 44

Dimensions

Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX


Copyright (c) 2016 Rybacheva O.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies