НОВАЯ АНОНИМНАЯ АРХИТЕКТУРА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Отмечены закономерности возникновения естественной формы исторических поселений. Признается приоритет ландшафта по отношению к авторскому самовыражению. Новая Анонимная Архитектура - как гуманистический тренд архитектурной профессии, в рамках которого происходит попытка достичь естественного образа среды на основе «обновленного инструментария». Композиционный метод архитектурного проектирования, разрабатываемый автором статьи, ориентирован на разработку принципов деятельности архитектора - мастера средовой формы урболандшафта, то есть - «анонимной архитектуры» нового поколения.

Полный текст

То, что мы наслаждаемся видом старинной русской (турецкой, итальянской) деревни (городской окрестности), говорит о ценности сгруппированных друг с другом, и при этом мало чем отличающихся друг от друга домов. Вернон Свебэк приводит в качестве примера виды итальянских старинных городов, слившихся с природными склонами. В моем архиве сохранились фотографии русских деревень, впечатляющих симбиозом домов, дворов, улицы, огородов, изгородей, обочин, ветел у невидимого ручья, отдаленного поля и пустырей. Когда мы смотрим на эти «вещи», то возникает ощущение, что они возникли «сами по себе», или universae res a deo, - то есть, даны нам «свыше». То, что мы теперь называем «естественно сформировавшейся застройкой», - характеризуется следующими свойствами, благодаря которым складывается умиротворяющая взгляд картина: 1) преобладание повторяющихся элементов над уникальными; 2) конгломераты условно однородных объектов; 3) наличие паттернов (инвариантов) на уровне всех средовых подсистем; 4) как бы случайные девиации инварианта, привносящие ритмическую, пространственную и семантическую интригу; 5) относительная скромность размеров и языков; 6) иррациональность планировочной сетки; 7) генетическая родословная места; 8) сбалансированная иерархия; 9) уместное положение вертикального акцента по отношению к преобладающей горизонтали; 10) гармония с природным ландшафтом. Феномен явления заключается в возникновении особого чувства (восхищения и т.п.) по отношению к большому и изоморфному «телу», дробящемуся на «каким-то образом возникшие части», - то есть не возникает особого (пристрастного) интереса к чьим-либо «отдельным авторам» отдельных частей, или возникает - но не в первую очередь. Для нас поэтому никогда не было затруднением, назвать такую архитектуру «анонимной», что в общем могло означать тождество с термином «естественная архитектура». Эта «архитектура» действительно и в первую очередь естественная по процедуре происхождения, но то, что при этом она в каком-то ином смысле может быть названа «анонимной», - это дань тем выше описанным десяти ее свойствам. В значительной степени термин «анонимная архитектура» усиливает этическую подоплеку человеческой (в том числе архитектурной) активности в неких земных пространствах: во-первых, признаётся «божественное происхождение» места, а во-вторых - главенствующая роль ландшафта. Innovative Project. 2016. Т1. № 4 137 Да, мы очаровываемся видом «естественных» («анонимных») поселений, потому что они поддерживают ландшафт, анонимная архитектура сильнее не анонимной - потому что отступает и пропускает природу вперед. То, что я назвал бы «новой анонимной архитектурой» - это такой профессиональный тренд, который стремится (или «стремился бы») приблизиться к настоящей «анонимной архитектуре», - к «естественной форме» поселения и гармонии с природным ландшафтом. Новая Анонимная Архитектура (НАА) - попытка воспроизвести эволюционную модель развития поселения, но на основе обновленного инструментария. Этот инструментарий может включать следующие модели деятельности (архитектурной и междисциплинарной): 1) Средовой подход (МЕМ и РЕКС, партисипация, «беконфликтная реконструкция» и др.), опирающийся на концепцию «саморазвития» [1, 2]. 2) Средовая форма урболандшафта (Средовой архитектурный объект в композиционном методе архитектурного проектирования) [3-6]. Необходимо различать анонимную застройку, возникшую в результате ускоренного экстенсивного многоэтажного строительства в социальных («хрущевки») или коммерческих (район Южный город в Самаре) целях от Новой Анонимной Архитектуры, - деятельности, основанной на сближении деятельности архитектора-мастера с принципами «естественных поселений». Для НАА важны целостность и идентичность урболандшафта, универсальные правила формообразования, средовой регламент и мастерство архитектора. Примером реализации этих принципов является работа голландского бюро “WEST-8” (проект Спорренгер Борнео в Амстердаме). Формальным источником «анонимного языка» вполне может считаться т.н. «интернациональный стиль», - то есть, тот язык, критике которого Дженкс уделил основное внимание в своей работе «Язык архитектуры постмодернизма». [7]. Необходимо, разумеется, извлечь уроки из дискредитированной практики модернизма, не сумевшей избежать пафосности и чрезмерного ригоризма. То есть НАА должна стать особой темой профессии, если архитектура все же не оставляет намерений соучаствовать в гармонизации урболандшафта.
×

Об авторах

Сергей Алексеевич Малахов

Самарский государственный технический университет

Список литературы

  1. Малахов С., Яковлев И. МЕМ и РЕКС. Квартал - эксперимент естественного моделирования. Архитектура СССР. 1985. № 5. С. 83-88.
  2. Малахов С.А., Репина Е.А. Стратегия бесконфликтной реконструкции исторической среды на примере города Самара // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 5 (180). С. 169-174.
  3. Малахов С.А. Кризис среды как основание для выдвижения концепции композиционного метода проектирования // Градостроительство и архитектура. 2016. № 1 (22). С. 80-84.
  4. Малахов С.А. Проблема взаимосвязи объекта и окружения в аспекте применения композиционного метода проектирования // Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна: материалы I Международной научно-технической конференции. 2014. С. 84-87.
  5. Пфайффер, Брюс Брукс. Райт. Tashen/Арт-Родник, М., 2006
  6. Крашенинников А.В. Градостроительное развитие жилой застройки. Исследование опыта западных стран. Учебное пособие. М. Архитектура-С. 2005. (62) (152)
  7. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма - М.: Стройиздат, 1985. - 136 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Малахов С.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах