БЕЛЫЙ ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ
- Авторы: Иевлева О.А.1, Самогоров В.А.1, Пастушенко В.Л.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 1, № 3 (2016)
- Страницы: 69-73
- Раздел: ЧЕЛОВЕК И ГОРОД
- URL: https://journals.eco-vector.com/2500-3437/article/view/81303
- DOI: https://doi.org/10.17673/IP.2016.1.03.13
- ID: 81303
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель данного исследования - рассмотреть различные аспекты применения белого цвета в зодчестве, начиная с древности и заканчивая современной архитектурой, и объяснить метафизику белого цвета как признака творческого почерка архитектора. В процессе подбора аналогов, изучения научных трудов и проектов зодчих, их сопоставления выявлены аспекты взаимодействия белого цвета в современной архитектуре. Теоретико-практические предпосылки исследования белого цвета в архитектуре, анализ объектов современной архитектуры помогли выявить основные приемы, принципы формирования пространства при помощи белого цвета.
Ключевые слова
Полный текст
«Белый - это эфемерный символ нескончаемого момента. Белый всегда современный, но никогда не повторяющийся, яркий и постоянно меняющийся днем, серебристый и искрящийся при полной луне в канун Нового года. Белый есть сам свет, средство понимания и преобразующая сила», - Ричард Мейер [1]. Актуальность исследования обоснована тем, что цвет - это один из важнейших инструментов в руках архитектора, а белый цвет - основа всех основ, начиная с древности и заканчивая современной архитектурой и искусством. Эстетические переживания человека в большей степени зависят от наличия цветного зрения. Гёте писал: «Люди, в общем, очень радуются цветам. Глаз чувствует потребность видеть цвет. Вспомним о том приятном оживлении, которое мы испытываем, когда в пасмурный день лучи солнца упадут на часть видимого пейзажа и цвета освещенных предметов делаются дня нас хорошо видимыми». На данный момент существуют труды, представляющие исследование белого цвета в различных областях науки и искусства: философии (Сангхаракшита «Символика цвета и мантрический звук»), психологии (Литвак А.Г. «Психология слепых и слабовидящих»), литературе (Копачева А.Р. «Концепт «белый цвет» в художественной картине мира: на материале поэтических текстов французских и русских символистов»), изобразительном искусстве (К. Малевич, В. Кандинский, Пит Мондриан и т.д.), архитектуре (Ле Корбюзье, Ричард Мейер, Рем Колхас и т.д.). Современный этап архитектуры связан с пониманием белого цвета как фактора неповторимой атмосферы пространства. Цель данного исследования - рассмотреть различные аспекты применения белого цвета в зодчестве, начиная с древности и заканчивая современной архитектурой, и объяснить метафизику белого цвета как признака творческого почерка архитектора. Основные задачи, которые мы ставим в этой работе, следующие: «Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданному ему он позволяет постичь свои тайны». И.Иттен Рис. 1. Интерьер музея в Мумбаи. Архитектор Стивен Холл [11] Рис. 2. Музей памяти в Андалусии. Арх. Альберто Кампо Баеза (фото www.diedrica.com)ц Innovative Project. 2016. Т1. № 3 71 Рис. 3. Лувр Абу-Даби. Архитектор Жан Нувель (фото www.archdaily.com) Рис. 4. Музей современного искусства. Архитектор Стивен Холл (фото www.stevenholl.com) Человек и город 72 • систематизация знаний о белом цвете из различных областей науки и искусства; • историко-эволюционный анализ использования белого цвета; • классификация аспектов взаимодействия белого цвета; • анализ применения белого цвета как преобразующей силы для категорий формы и пространства на примере творчества известных архитекторов. Итак, объект нашего исследования - архитектура белого цвета. Предмет исследования - белый цвет как средство формообразования и организации пространства, как метафизическая составляющая архитектуры. Анализ мировой архитектуры белого цвета проводится с эпохи неолита и до наших дней. Наличие большого количества статей, книг, различных исследований белого цвета доказывает факт подлинного интереса к этой теме, но до сих пор нет труда, который бы собрал и систематизировал огромный пласт научного знания, в этом и заключается научная новизна данной работы. Методы, использованные в нашем исследовании, следующие: эмпирические - изучение литературы, документов, результатов деятельности и обобщение накопленного опыта; теоретические - подбор аналогов, анализ архитектурных объектов, их сравнение и моделирование архитектурных приемов с применением белого цвета на основе проекта [2, 3]. Обратившись к психологии, мы получили сведения о сенсорном восприятии цвета человеком [4]. В результате изучения работ профессора А.Г. Литвака о феномене «кожного зрения» нами, в соавторстве с А.Н. Теряговой, была написана статья «Белый цвет в аспекте формирования доступной среды» [5]. В ней мы рассмотрели положительные и отрицательные аспекты использования белого цвета в архитектуре по отношению к людям с дефицитом зрения и сделали следующие выводы: белый, по мнению психологов и офтальмологов, оказывает благоприятное воздействие на любого человека, но для людей с дефицитом зрения при проектировании следует учитывать фактор контрастности [6]; для наилучшей информативности среды белый цвет должен идти в паре с более ярким и насыщенным по тону; форма лучше всего воспринимается в белом цвете, это относится и к фону [7, 8]. В нашей работе мы также использовали метод сопоставления трудов из различных областей искусства и науки с работами архитекторов. Обратимся к трактовке белого цвета в живописи начала XX века. Белый цвет для пионеров авангарда был не просто элементом цветовой палитры - это был символ будущего мира. В начале XX столетия многие художники дистанцировались от искусства как воспроизведения реальности. Среди тех, кто начал использовать абстрактную форму, были Василий Кандинский, Казимир Малевич и Пит Мондриан. Эти художники авангарда отличаются тем, что они рассматривали абстрактное искусство как предвестник возвышения духовности и нового социального порядка. Белая поверхность играет важнейшую роль для всех трех художников [9]. В труде Сангхаракшиты «Символика цвета и мантрический звук» (буддистская философия) утверждается, что цвета не имеют абстрактного существования. Цвет - это всегда цвет чего-то [10]. В архитектуре также цвет неразрывно связан с объектом или его отдельными элементами. Рассмотрим проект музея в Мумбаи Стивена Холла (рис. 1). Белый бетон контрастирует с красным песчаником из Агры в облицовке фасадов. Таким образом, цветом отделяется интерьер от экстерьера. Innovative Project. 2016. Т1. № 3 Рис. 5. Музей искусств Нельсон-Аткинс. Арх. Стивен Холл (фото architizer.com) 73 Для ссылок: Иевлева О.А., Самогоров В.А., Пастушенко В.Л. Белый цвет в архитектуре // Innovative project. 2016. Т.1, №3. С. 69-73. DOI: 10.17673/IP.2016.1.03.13 For references: Ievleva O.A., Samogorov V.A., Pastushenko V.L. White color as a means of organizing space and the metaphysical component of architecture // Innovative project. 2016. Vol.1, №3. P. 69-73. DOI: 10.17673/IP.2016.1.03.13 По словам авторов проекта, «разрезы» должны привнести в прямоугольные залы ощущение текучего пространства [11]. В процессе подбора аналогов, изучения научных трудов и проектов зодчих, их сравнения были выявлены следующие аспекты взаимодействия белого цвета в современной архитектуре: • Белый - белый цвет (Рис.2) • Белый - другие цвета • Белый - материалы • Белый - вода (Рис. 3) • Белый - свет [12-14] • Белый - небо • Белый - фактура (рис.4) • Белый - разная плотность (рис. 5) • Белый - черный цвет Заключение. С помощью историко-эволюционного анализа, подбора аналогов и сопоставления трудов из области философии, психологии, культурологии, а также произведений известных художников с архитектурными объектами мы смогли объяснить роль белого цвета как метафизической составляющей в организации пространства и формировании творческого почерка архитектора. В языках северных народов существует около дюжины слов, обозначающих разные оттенки белого. По мнению же Ричарда Мейера у белого цвета не менее 50 оттенков. Однажды архитектору даже удалось применить свои знания о градации белого, когда производитель краски из Нидерландов поручил Мейеру составить цветовой веер с вариантами белого цвета. Зодчий мотивирует свое особое отношение к этому цвету тем, что другие цвета имеют относительную ценность в зависимости от контекста, белый же всегда сохраняет свою абсолютную ценность [15]. Именно эту ценность мы попытались выявить в нашем исследовании при помощи всех известных научных методов.×
Об авторах
Ольга Александровна Иевлева
Самарский государственный технический университет
Виталий Александрович Самогоров
Самарский государственный технический университет
Валентин Леонидович Пастушенко
Самарский государственный технический университет
Список литературы
- Rem Koolhaas, Norman Foster, Alessandro Mendini Colours. Birkhauser: Publishers for Architecture, 2001. 375 с.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010. 280 с.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. Словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 2013. 208 с.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб. : РГПУ, 1998. 271 с.
- Терягова А.Н. Безбарьерная городская среда. Основы архитектурно-градостроительного проектирования: учебное пособие / СГАСУ. Самара, 2010.
- Цвет и его исследование. URL: http://biomagic.narod.ru/cvet/cvet.htm
- Dr. Ananya Mandal, MD. Color Blindness Misconceptions URL: http://www.news-medical.net/health/Color-Blindness-Misconceptions.aspx
- Самогоров В.А. Метафизика архитектурной формы: учебное пособие. Самара, 1994.
- Кандинский. Малевич. Мондриан. Бесконечная белая бездна. URL: http://www.sepherot.com/ru/kandinski-malevich-mondrian
- Сангхаракшита (Лингвуд Д.) Символика цвета и мантрический звук. Суваннавира: 2013. 42 с.
- Фролова Н. Метод вычитания. URL: http://archi.ru/projects/world/8877/muzei-goroda-mumbai-im-bkhau-dadzhi-ladanbsp-nbsp-severnoe-krylo
- [Электронный ресурс]. URL: http://www.richardmeier.com/
- Насыбуллина Р.А., Самогоров В.А. Влияние феноменологии на современное понимание роли естественного света в архитектуре. В сборнике: Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн / СГАСУ. Самара, 2016. 181-184 с.
- Насыбуллина Р.А., Самогоров В.А. Пространство света в архитектуре Кампо Баеза // Вестник Волжского регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук. 2015. № 18. C. 92-95.
- Насыбуллина Р.А., Самогоров В.А. Влияние метафизики света в искусстве XX века на современную архитектуру // Научное обозрение. 2015. № 9. С. 338-343.