ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ В АРХИТЕКТУРЕ И ХОРЕОГРАФИИ
- Авторы: Горшкова Е.Ф.1, Пастушенко В.Л.1, Рыбачева О.С.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 1, № 3 (2016)
- Страницы: 116-119
- Раздел: МАСТЕРСКАЯ
- URL: https://journals.eco-vector.com/2500-3437/article/view/81312
- DOI: https://doi.org/10.17673/IP.2016.1.03.22
- ID: 81312
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Целью исследования являлось описание закономерностей развития хореографии и архитектуры в ходе истории. Выявлены общие художественные приёмы, а также сходство в восприятии этих областей искусства. В ходе анализа рассмотрены особенности проектирования классической и современной архитектуры, а также принципы, характерные для классического балета и современной хореографии. Сделан вывод о возможности обогащения архитектуры и хореографии художественными приёмами и методами за счёт друг друга.
Полный текст
Каждая область искусства отражает ход человеческой жизни, используя присущие ей средства художественной выразительности. Однако такие фундаментальные области, как музыка, живопись, литература не связаны с контекстом, в то время как архитектура и хореография неотделимы от места, они всегда воспринимаются в контексте: в архитектуре - это может быть город, а для хореографической постановки - антураж, созданный сценографией [1]. В процессе проектирования, особенно на начальной стадии, архитекторы нередко обращаются к живописи, что несомненно влияет на конечное проектное решение. Также существуют исследования, направленные на применение образов хореографии при проектировании. «Танец - это очень архитектурно» - так считает Уильям Форсайт, хореограф, занимающийся организацией перфомансов совместно с Д. Либескиндом. Связь между архитектурой и хореографией подтверждается ходом истории. Так, архитектура античности воспринимается одинаково целостно с любого ракурса. Для этого греки прибегали к иллюзионистическим приёмам, что позволяло избежать дематериализации формы, создавая впечатление монументальности, конструктивной устойчивости и масштабной выразительности своих сооружений [2]. Таким образом, основой архитектурного языка становится ордер, отличительными чертами которого являются равновесие и симметрия, как символы воплощения идей порядка и гармонии [3]. В то же время каноны классического танца предполагают идеальную симметрию человеческого тела, ритмичность и выворотное положение суставов. Языком классического танца становится балет - пространственно-временное искусство, представляющее собой последовательность движений во времени, исполняемых под музыку в сценическом пространстве для понимания смысла произведения, тематически раскрывающегося в сфере эмоциональности, а также в реакции телесной воплощённости артистов балета [4-6]. Если представить балет как ряд пространственных структур и сравнить его с ордерной системой, мы увидим ряд закономерностей. Во-первых, цели обоих направлены на создание порядка, гармонии, появление ощущения возвышенности и величия. Во-вторых, используются общие принципы при создании композиции: равновесие, баланс, симметрия. В-третьих, общим является использование оптических иллюзий. В ордерной системе это такие приёмы, как энтазис, курватура, обратная перспектива, иррадиация [7]. Позиции в балете направлены также на идеализацию пропорций человеческого тела, которая достигается главным образом за счёт выворотности суставов (рис. 1), что зрительно удлиняет конечности и делает силуэт стройнее. Этот Рис. 1. Выворотные позиции, характерные для классического танца, обеспечивают танцору устойчивость во время выполнения танцевальных движений, а также зрительно удлиняют ноги по сравнению с параллельной позицией, что анатомически обусловлено расположением суставов (фото: probalet.info) Рис.2. Палаццо Строцци. Флоренция. Типичный пример классической архитектуры, отличительными чертами которой является симметрия, статичность, наличие исключительно декоративных элементов, чёткий ритм, иерархия частей и целого. Все эти характеристики присущи и классической хореографии. (фото: www.travelingintuscany.com) Мастерская 118 Рис. 3. Постановка 3D лабиринт. Билли Коуи. Великобритания. Позиции танцоров анатомичны, постановщик делает акцент на создание атмосферы с помощью игры теней, объём и амплитуда движений ограничены сценографией. Такая хореография построена на нюансах и наделена глубоким смыслом (фото: musecube.org) Рис. 4. Музей археологии и искусства. Испания. Полузакрытый объём является связующим между улицей и внутренним пространством музея. Выступающие части стен перетекают в конструкцию потолка и снова в вертикальные стойки, расстояние между которыми запускает свет, придавая пространству свойства некой буферной зоны (фото: archiblogdairy.tumblr.com) Innovative Project. 2016. Т1. № 3 119 приём не отвечает физиологии тела, но также и форма классического архитектурного сооружения не следует функции (рис. 2). Современная архитектура обладает своим набором художественно-выразительных средств. Для начала следует описать современные архитектурные тенденции: функциональность, стремление к чистым формам, создание особых состояний и атмосферы объекта, отсутствие элементов, несущих исключительно декоративную функцию [11]. В то же время в современной хореографии упраздняется костюм, часто используются телесные оттенки в одежде; упраздняется музыкальное сопровождение - становится возможным использование звуков города, шелест, скрип и т.д. Движения теперь по-разному взаимодействуют со звуками, они могут мешать друг другу, игнорировать или взаимодополнять. В хореографии, как и в архитектуре, главной задачей становится повествование о явлении современности путём создания атмосферы и погружения в неё зрителя или посетителя, который автоматически становится сопричастным. Изменились и средства. Во-первых, классическая ритмичность сменилась рядом ритмических сбивок, соответствующих смысловым акцентам. Чувство баланса, характерное классической архитектуре и танцу, заменено рядом импульсов, продиктованных общей идеей и призванных поддержать атмосферу [8]. Современная архитектура демонстрирует работу конструкций без дополнительных художественных средств, а в хореографии используются анатомичные позиции рук и ног, основная работа происходит за счёт импульсов, а не за счёт силы мышц (рис. 3). Минималистская архитектура отказалась от использования трудоёмких приёмов, характерных для классической архитектуры, в пользу нюансных решений и оперирует простыми средствами, такими как свет, пустота, но при этом многозначна [10, 11] (рис. 4). Танец является источником формы, которая может содержать тактильные или кинетические принципы, содержащиеся в живых образах или движениях, и их визуальные следствия. Однако тело, вовлечённое в получение телесного опыта, не следует рассматривать только с точки зрения физических данных, оно также являет собой конструкцию и располагает к переосмыслению, основанному на понятиях перцептивной и когнитивной систем. Изучая танец, можно понять, как это происходит, потому что тело - это инструмент для создания формы и, вместе с этим, процесс получения и передачи опыта тела, выраженного замыслом движения. Поэтому трактовка танца в контексте с архитектурой направлена на улучшение понимания тела для описания пространственного опыта и обращения его в конечное проектное решение [9].×
Об авторах
Елена Фёдоровна Горшкова
Самарский государственный технический университет
Валентин Леонидович Пастушенко
Самарский государственный технический университет
Ольга Станиславовна Рыбачева
Самарский государственный технический университет
Список литературы
- Лысенкова Л.Ф., Лысенков А.Ю. Пластические средства в архитектурном проектировании: учебно-методическое пособие / СГАСУ. Самара, 2016.
- Баланчин Дж. Заметки о хореографии. 1945.
- Эвелин Гавриоли, Джон Пепонис, Кен Носфел, Андреас Куркулас. Внедрение структур танца в архитектуру. Национальный технический университет Афин. Синтаксис пространства: материалы четвёртого интернационального симпозиума. Лондон, 2003.
- Самогоров В.А. Роль света в моделировании внутреннего архитектурного пространства // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика: материалы 60-й Юбилейной региональной научно-технической конференции. Самара, 2003. С. 200-201.
- Сластенин П.В. Категория простоты в современной архитектуре // Градостроительство и архитектура. 2011. № 3. С. 6-8.
- Насыбуллина Р.А. Свет в архитектуре // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 70-й юбилейной Всероссийской научно-технической конференции / СГАСУ. Самара, 2013. С. 369-370. Ч 1.
- Насыбуллина Р.А. Свет как элемент Атмосферы архитектурного пространства в творческой концепции Питера Цумтора // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн / СГАСУ. Самара, 2015.
- Стребкова К.А. Полихромия города Самары // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре / СГАСУ. Самара, 2012. С. 447-448.
- Рыбакова Д.С. Архитектура ранних цивилизаций как выражение общего миропонимания и отношений к природному контексту. // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн / СГАСУ. - Самара, 2015. С. 213-219.
- Пастушенко В.Л. Не «формальное» проектирование объекта // Градостроительство и архитектура. 2014. № 1(14). С. 44-51.
- Рыбакова Д.С., Самогоров В.А. Архитектура средневековья в контекстсе божественной истины и общего миропонимания эпохи // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн / СГАСУ. Самара, 2016. С. 198-203.