РОЛЬ ДЕТАЛЕЙ В АРХИТЕКТУРЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются задачи реального проектирования при разработке объекта. Поднимается вопрос важности детализации проектного материала. Говорится о роли узлов и деталей в конструктивном решении здания и в решении архитектурных задач в целом. Освещаются особенности подхода к разработке проекта в современной архитектуре, определяется роль архитектора в конструировании здания и отдельных его элементов. Дается оценка конструкциям и строительным материалам в современных объектах с точки зрения функциональной и эстетической составляющих. Рассматриваются мнения зарубежных архитекторов о роли детали в архитектуре.

Полный текст

Появление понятия «архитектурные детали» связано с многовековым опытом работы с деревом, камнем, кирпичом. Оно до определенного времени заключалось в наборе типовых узлов конструктивного характера - различные типы кладки, способы возведения конструкции. Изменение отношения к конструктивным элементам здания произошло в период изменения философии архитектуры в начале ХХ в., то, что мы называем современной архитектурой. Язык новой архитектуры способствовал изменению конструктивной основы здания, исторически сложившиеся приемы возведения здания стали применяться все реже. С появлением различных технологий способы обработки материала и строительные процессы постепенно изменяются, узлы и детали унифицируются, а разнообразие приемов их использования увеличивается. Изменение технологий привело к появлению большепролетных конструкций, сборных железобетонных, металлических, деревянных элементов, оконных конструкций с большой площадью остекления (стеклопакетов размером до 6х4 м), ограждающих фасадных систем из стекла, двойных фасадов «твин-скин» и др. Поиск экономической выгоды изменил подход к проектированию конструктивной оболочки знания: для увеличения полезной площади здания уменьшается толщина стены, что привело к появлению многослойных ограждающих конструкций. В таком многообразии конструктивных систем архитектор вынужден постоянно иметь дело с сочетанием различных конструктивных систем и отделочных материалов. Португальский архитектор Альваро Сиза говорит в своем интервью для испанского журнала El Croquis: «Я думаю, что основа моей работы является непрерывность - непрерывность, которая, естественно, идет параллельно с событиями и новинками в архитектурном мире, новыми материалами, новыми техническими возможностями...». Большую роль в качестве архитектурного решения играет внимательное отношение к узлам и деталям. Любой архитектурный объект является совокупностью элементов: всевозможные стыки материалов, конструктивных элементов, их пересечение, наложение, взаимодействие. В эстетике взаимоотношений этих элементов и материалов рождается современная архитектура. Проектирование объекта в итоге сводится к разработке конструктивного решения здания в целом и отдельных его элементов, без чего не может быть создан единый законченный художественный образ. И только архитектор имеет окончательное видение объекта, его эстетическую ценность и способы его реализации в материалах и деталях. В своем интервью Альваро Сиза ведет речь о роли и ответственности архитектора в процессе реализации объекта, что только архитектор заинтересован получить высококачественный продукт архитектуры, в том числе на уровне деталей. Цитата из его интервью для испанского журнала El Croquis говорит о сложившейся проблеме отношения к архитектуре со стороны проектировщиков и заказчиков: «Что влияет на работу больше всего, даже больше, чем проблема мастерства, - это широко распространенное нетерпение разработчиков и их отсутInnovative Project. 2016. Т1. № 3 129 ствие интереса к архитектуре... Чрезвычайно трудно найти собственника, который ищет высокое качество строительства, вплоть до деталей». Чертежи деталей сравнительно недавно стали неотъемлемой частью проекта. Это связано с тем, что если раньше архитектор находился непосредственно на строительной площадке и самостоятельно руководил процессом, то в настоящее время возведение объекта часто осуществляется дистанционно от проектной организации, а архитектурное решение объекта отражено в графической подаче объекта в целом с тщательной проработкой деталей. Реализация проекта невозможна без полного пакета конструктивных чертежей, разработки архитектурных деталей и узлов, которые часто становятся определяющими для всего объекта. Это подтверждают публикации архитектурных объектов в профессиональных печатных изданиях и интернет- журналах: большинство проектов презентуются с иллюстрациями деталей и чертежами конструктивных элементов, характерных для данного архитектурного объекта, и отражают замысел автора. Важна тесная взаимосвязь между отдельными элементами и общим целым. Уже на этапе эскизирования архитектор закладывает видение в решении того или иного элемента объекта, то есть разработка проекта в целом сопровождается проектированием второстепенных архитектурных деталей. Часто философия объекта предполагает определенное качество решения конструктивных элементов. Поэтому в настоящее время архитекторы крайне внимательно относятся к проработке каждого сечения и узла. Архитектурный проект становится продуктом чертежного искусства, в котором архитектурные детали разрабатываются заранее. В настоящее время требовательное отношение к узлам определено сочетанием в объекте различных типов строительных технологий, конструкций, элементов, строительных материалов и инженерного обеспечения здания. Решение каждого здания индивидуально, несмотря на готовые альбомы технических решений, универсальных узлов конструктивных, фасадных и оконных систем. Отличие архитектурных объектов заключается не в копировании типовых узлов, а в творческом подходе и вариативности применения той или иной системы и отделочного материала. Для того чтобы применение фасадных систем происходило без ущерба для внешнего вида здания, основного замысла автора, архитектору приходится придумывать, определять, а иногда изобретать необходимое конструктивное решение. Часто сама фасадная система или отделочный материал диктуют внешний облик здания, но уникальность архитектурных объектов кроется в умении автора увидеть новое в конкретной конструктивной программе, найти новое решение применения отделочных материалов и способов их обработки. Это находит свое отражение в появление новых поверхностей, фактур, конструктивных придумок. Многие архитекторы обращаются к вопросу о роли детали в архитектуре. Португальский архитектор Соуто де Моура в одном из своих интервью для испанского журнала El Croquis говорит: «…деталь должна быть естественна...если деталь является простой, интуитивной и решает сразу много проблем, не искажая материал, то деталь совершенна… Если я должен изменить материал или раствор каждые пять метров, я говорю себе, - это не тот путь. Мы не можем в поиске решения проблемы в работе придумывать различные решения». В заключение хотелось бы привести цитату из интервью Соуто де Моура: «Существует мир базовой логики, который представляет только часть архитектуры, о которой можно судить объективно. Единственный возможный способ рассуждать об архитектуре заключается в конструкциях, все прочие слишком неточные и субъективные».
×

Об авторах

Ольга Станиславовна Рыбачева

Самарский государственный технический университет

Список литературы

  1. Caleb Hornbostel, Elmer A.Bennet. Архитектурные детали и оборудование здания разного назначения: Пер. с англ. И.Л.Черня. М.: Госстройиздат. 1963. 200 л.
  2. Facades. Editor Pilar Chueca. Spain, 2002. 179 p.
  3. Lara Menzel. Fasades. Design, construction and technology. Deutsche: Braun, 2012.
  4. Нойферт П., Нефф Л. Проектирование и строительство. Дом, квартира, сад: Пер. с нем. Третье изд., перераб. и доп. М.: Архитектура-С, 2006. 264 с., ил.
  5. Архитектурные конструкции: учеб.для вузов по спец. Архитектура / З.А. Казбек-Казиев и др.; под ред. З.А. Казбек-Казиева. М.: Архитектура-С, 2006. 344 с., ил.
  6. Jose Morales. Domesticating architecture // El Croquis №176. Madrid, Espana: El Croquis editorial, 2015. P. 288.
  7. Juan Domingo Santos. The meaning of things. A conversation with Alvaro Siza // El Croquis №140. Madrid, Espana: El Croquis editorial, 2008. P. 328.
  8. Сластенин П.В. Категория простоты в творчестве архитектора Эдуардо Соуто де Моура // Приволжский научный журнал. 2014. №3. С.140-145.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рыбачева О.С., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах