HISTORY OF TRADITIONAL MEDICINE OF THE KAZAKH PEOPLE


Cite item

Abstract

The article is devoted to the formation of such sphere of traditional culture of the Kazakh people as traditional medicine. The authors define the concepts «traditional medicine», «folk healer» and comprehensively consider their place in the people’s life. When writing the article, the authors relied on researches on traditional medicine and new, previously unknown data. They also sought to reveal the causes of historical evolution or stagnation of the Kazakh traditional medicine in different periods.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ Казахский народ из поколения в поколение передавал потомкам накопленный веками богатейший опыт, оставляя в наследие вечные ценности. Последующие поколения бережно хранили наставления предков, стараясь не исказить их, а, напротив, развивать далее и передать другим поколениям. Одним из видов такого драгоценного наследия, дошедшего к нам из глубины веков, можно назвать народную медицину. Казахский народ длительный период времени применял при лечении веками накопленный опыт народной медицины, с опорой на разнообразные медицинские навыки. Занятие скотоводством позволило казахам получить познания о внутреннем строении органов животных, что оказывало содействие в расширении их знаний об анатомии человека. Врачевание казахских народных лекарей имело общие черты с целителями древнего Востока. Всемирная организация здравоохранения понимает народную медицину как передаваемые в устной или письменной форме от прадедов потомкам понятные либо не совсем понятные знания и совокупность конкретных действий и мер, направленных на поиск причин заболеваний, способы их предупреждения и лечения, основной целью которых является поддержание здоровья людей с духовных и общественных позиций. А великий ученый Абу Наср аль-Фараби оценивал медицину как науку о состоянии человеческого организма, сохранении и укреплении здоровья людей, уменьшении и избавлении от боли. Здесь уместно отметить, что основатель восточной медицины Абу Али Ибн Сина рассматривал медицину в целом как науку, изучающую человеческое тело для сохранения здоровья, избавления больного от хворей1. При исследовании данной проблематики авторы опирались на принципы историзма и объективности. Методологической составляющей стал историко-генетический метод, который позволяет изучить основные традиционные способы, свойства и методы лечения народных целителей казахского народа на практике. Этот метод способствует возможности анализировать все стороны деятельности народной медицины кочевого народа. Ученые, исследующие казахскую народную медицину, в своих трудах рассматривают народную медицину как систему эмпирических (практических) знаний о лечебных свойствах целебных продуктов и минеральных веществ, получаемых из растений и животных, симптомах различных болезней, способах их лечения и профилактики, сформировавшихся в народном сознании в процессе исторического развития2. Труды по исследованию истории традиционной медицины можно условно разделить на группы. К одной следует отнести работы, авторы которых сами непосредственно были знакомы с примерами врачевания того периода времени. Данные авторы сумели не только обобщить огромный материал по традиционной медицине, но и проанализировать его3. Некоторые из авторов были сотрудниками медицинских учреждений. Поэтому, возможно, их работы больше напоминают отчеты о проделанной работе, имеются в них и статистические сведения. В этих отчетах представлены также материалы по традиционной медицине. Однако в них проскальзывает явное пренебрежение к данным методам лечения, так как авторы считали их далекими от совершенства4. О способах лечения народных целителей писал А. Лившин, описывая один из вариантов лечения от бешенства5. О применении трав при исцелении больных казахскими лекарями упоминает А.Н. Краснов в 1887 году6. Он отмечает обширность знаний народных целителей о травах, умении распознавать полезные и вредные лекарственные травы. Другой исследователь А. Ягмин в своем труде «Киргиз-Кайсацкие степи и их жители»7 отмечает представления казахских лекарей о терапии и хирургии. Так, по пульсу они могли определить признаки болезни. Автор особое внимание уделяет лечению кумысом. При переломах лекари накладывали специальные повязки. Интерес вызывают путевые заметки В. Потто, который описывает лечение в казахской степи местного населения дарегерами (лекарями), распознавание ими болезней, способы лечения8. С установлением советской власти в казахской степи отношение как к традиционным методам лечения, так и к самим врачевателям было отрицательным. Шаманы, баксы, дарегеры были лишены политических прав, подверглись опале, и традиционная медицина пошла на спад. Да и сама история медицины региона в период тоталитаризма носила ярко выраженный налет коммунистической идеологии. Это нашло отражение в работах некоторых исследователей того периода времени9. Тема национальной, традиционной медицины казахского народа с новой силой стала изучаться с началом приобретения независимости Республики Казахстан. Сейчас наряду с официальной медициной соседствует и традиционая казахская медицина. Этой проблематике посвящены современные исследования. Среди них можно выделить труды Х.А. Аллаярова, С. Гжывач, В.Н. Басилова, В.И. Харитоновой, С.Б. Шадмановой10. По мнению С. Гжывач11, на формирование казахской традиционной медицины повлиял кочевой образ жизни народа. Исходя из этого целители сами определяли, как лечить и какие средства применять. По мнению автора, в казахской народной медицине есть элементы эзотерики и биоэнерготерапии. По мнению В.Н. Басилова, для народов Центральной Азии, включая казахов, характерно сохранение до настоящего времени лечения пациентов с применением элементов шаманизма. Причем шаманизм имеет наследственный характер, передающийся из поколения в поколение12. Положение народных целителей, их преследование, особенно в 20-30-е годы ХХ века, нашло отражение в исследовании В.И. Харитоновой. В отношении этой категории населения наряду с кулаками, баями проводились репрессивные меры, что привело к резкому сокращению численности лекарей13. Истории развития народного целительства в Туркестанском крае посвящены труды и исследования Шадмановой С.Б. Автор обозначила основные методы лечения, применяемые лекарями14. История народной казахской медицины была продолжена в научных изысканиях казахстанских ученых. Наиболее известные труды современных исследователей, затрагивающие данную проблематику, отражены в работах Е. Абилқасымова15, Е. Оразакова16, А.Т. Тулеубаева17, У. Абдирамана18, Ж. Дауренбекова и Е. Турсынова19, К. Байбосынова и А. Исақова20. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Всемирная организация здравоохранения дает определение понятия «народный целитель». Согласно дефиниции ВОЗ, народный целитель - это человек, умеющий соответственно народным понятиям готовить лекарства из различных растений, минеральных веществ, разных частей организма животных и применять их в лечении, способный благодаря такому лечению оказывать населению медицинскую помощь в соответствии с общественными, культурными и религиозными понятиями своей среды. Следовательно, народный целитель - это человек, который осуществляет свою деятельность в соответствии со своей эпохой, средой, сообразно представлениям народа о мире, бытии, месте проживания. Подобно тому, как у каждого народа имеются свойственные лишь ему одному культура, история, обряды и обычаи, у всех этносов есть соответственно свои собственные медицинские понятия и методы лечения. Поэтому народная медицина - это этнографическое явление. На протяжении многих веков каждый народ по-своему развивался, складывались собственные традиции и обычаи, подобным же образом у всех народов шел и поиск путей избавления от различных заболеваний. Люди стремились найти причины болезней, выработать способы их предупреждения и борьбы с ними, находили собственные методы лечения. В целом народную медицину подразделяют на две большие разновидности: магическую и эмпирическую медицину. Народное целительство, опиравшееся на различного рода заговоры, колдовство, относят к магической медицине, а к эмпирической медицине относится народное целительство, основанное на тысячелетнем практическом опыте. В казахской народной медицине встречаются обе эти разновидности традиционной медицины. Мы остановимся на них по отдельности в последующих разделах. Медицина в Казахской степи в дореволюционный период развивалась самостоятельно, в основном население широко пользовалось народной медициной. Как отмечали А. Васильев, А. Ягмин, А. Диваев и другие, в XIX веке в изучаемом регионе медицинской деятельностью занимались преимущественно бақсы, костоправы, лекари. Обобщенно их всех называли народными целителями. Народные целители умели готовить лекарства. Они использовали многочисленные лекарства и медикаменты, которые применялись и в научной медицине того времени. К таким лекарствам относятся роза, железница, цитварное семя, гранатник, цикорий, девясил, полынь, квасцы, сернокислая магнезия, ртуть, медный купорос, мышьяк, нашатырный спирт, азотная кислота, хинин, опиум. В случае кишечных заболеваний лекари использовали различные снадобья. Например, при болях в желудке больному давали ревень, опиум. При поносе заболевшему давали крепкий настой чая из мускатного ореха, настой смородины. При сильном кашле применяли настой стручкового перца в чае либо бульоне. Казахские народные целители в основном использовали кумыс для лечения туберкулеза, цинги, хлороза, малокровия, сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний. Для лечения заразных болезней у народной медицины имелись свои средства и методы. Чай использовали как средство, позволяющее пропотеть. Для профилактики заболеваний больных проказой содержали отдельно от здоровых людей, за больными оспой ухаживали лишь те, кто переболел подобным заболеванием. Если в ауле был хоть один заболевший оспой, то весь аул не мог принимать гостей. Лечение сложных болезней, таких как сифилис, было простым, но в основном правильным. На кожу больного наносили ртутную мазь, давали пить мышьяк, ртуть, язвы прижигали медным купоросом. Народные целители умели лечить и кожные болезни, применяя для этого мази и порошки. Мази обычно готовили из ртути, серы и других веществ, к которым добавляли овечий жир. В качестве порошков применяли сухие измельченные ягоды, золу, обожженный войлок и т.п. Работавший в конце XIX века в Казахской степи А.Я. Соколов отмечал, что хотя бақсы не знали анатомии человека, тем не менее некоторые из них выполняли сложные хирургические операции. Они удаляли камни из мочевого пузыря, выдавливали катаракту, лечили переломы, вывихи, широко было распространено кровопускание из вены у локтевого сгиба. К месту надреза прикладывали листья подорожника, золу от подожженного войлока или ваты. На кожную рану при заболевании сибирской язвой лили горячий сургуч, иногда проникающую рану прижигали раскаленным железом. Из места укуса змеи отсасывали яд и прикладывали лекарство, изготовленное из змеиной головы. Это лекарство готовилось следующим образом: череп змеи высушивали, размалывали в порошок, смешивали с молоком и прикладывали к ране. Зубные болезни лечили смесью белены и масла, иногда прикладывали белену в сухом виде. Так характеризовал А.Я. Соколов народную казахскую медицину. Народные целители лечили кумысом, шубатом, настоями трав, применяли водо- и грязелечение. Знахари, целители, костоправы применяли в своей практике корни различных растений, сайгачьи рога и другие средства. Казахскому народу были хорошо известны такие эпидемии, как чума, холера, оспа, проказа, тиф. В народе понимали, что заразные болезни передаются от больного человека здоровому через одежду, прикосновения, по воздуху. В связи с этим они продумывали способы избавления от этих болезней, предпринимали соответствующие санитарно-гигиенические меры. Например, если в какой-либо местности обнаруживался очаг чумы, то заболевшего человека изолировали от других, его содержали в отдельном доме, кормили с помощью длинной палки, к которой привязывали еду, не разрешалось ничего выносить наружу из этого дома. К больным не пускали даже родственников, и весь аул, в котором свирепствовала эпидемия, не мог принимать гостей. Над домом, где находился больной, водружался черный либо красный флаг, что служило знаком: «Здесь опасно, будьте осторожны». О состоянии больного его одноаульцы и родственники справлялись, подходя к дому с наветренной стороны21. Если же возникала особо опасная, чрезвычайная ситуация, то больного оставляли одного на месте, а весь аул откочевывал в другую, дальнюю сторону. В народе широко бытовало верование, что на месте старой стоянки поселялись зловредные духи, и потому туда нельзя возвращаться. В этом можно усмотреть проявление магической медицины. Если отвлечься от религиозной подоплеки, то нетрудно понять, что подобные верования были эффективной мерой. Народ понимал, что на старом месте оставалась неочищенная территория с остатками экскрементов, мочи, пищевые отходы, пыль, а они в свою очередь могли быть переносчиками очень опасных вирусов. После смерти больного сразу же на месте сжигались и труп, и одежда, и вся домашняя утварь. Даже в ту пору, когда методики профилактической вакцинации вообще еще не было, казахский народ хорошо понимал, какое значение имеют прививки. Поэтому народные целители делали прививки жителям аулов и таким образом осуществляли профилактику болезней. Например, народные целители собирали сухие корочки оспин с кожи человека, выздоравливающего после заболевания оспой, и вкладывали их в трещины на коже либо в нос здорового ребенка. Еще один подобный метод заключался в том, чтобы смешать упомянутые корочки с обжаренной пшеницей и дать съесть здоровым детям, иногда в растолченном виде. Также с целью профилактики здорового ребенка укладывали в постель рядом с заболевшим, но начавшим выздоравливать ребенком либо надевали на него одежду больного ребенка22. В народе получил широкое распространение следующий способ предохранения от эпидемий. В оспину вводили длинную иглу, которой затем прокалывали мочку уха здорового ребенка, так делалась своеобразная прививка против оспы. Таким же способом некоторые делали прививку между большим и указательным пальцами. Очень ценен труд А. Диваева, оставившего записи о лечебном искусстве представителей народной медицины - баксы. Характеризуя баксы, он раскрывает содержание их деятельности. Немало и казахских ученых, обстоятельно исследовавших искусство врачевания баксы. Оно было в достаточной степени охарактеризовано в работах академика А.Х. Маргулана, ученого-фольклориста А. Коныратбаева, исследователя казахских мелодий А. Затаевича, композитора Б. Ерзаковича. Искусство баксы широко отображалось и пропагандировалось в произведениях писателей и поэтов начала XX века. Например, изображение баксы было лейтмотивом литературных произведений С. Сейфуллина, М. Жумабаева, И. Жансугурова и С. Муканова. В различных письменных источниках, оставленных побывавшими в разное время в казахских степях путешественником А. Левшиным, военным врачом А. Ягмином, польским революционером-демократом А. Янушкевичем, ученым-исследователем лечебных свойств растений П. Массагетовым и другими, встречается множество сведений о народной медицине. Первые казахские врачи и фельдшеры приложили немало труда к тому, чтобы соединить некоторые эффективные методы лечения из многовековой практики народных целителей с достижениями научной медицины. Среди пишущих на тему народной медицины есть ученые-историки, этнографы, представители медицинских наук. Однако эти исследовательские работы требуют серьезной источниковедческой критики. Подавляющая часть ученых-медиков, особенно советского периода, в своих исследованиях старались представить народную медицину, ее представителей и их деятельность в превратном виде. К примеру, в работах Ишанбая Каракулова отмечалось, что казахская колыбель бесик вредна, что обряд обрезания сүндеткеотырғызу - это неблагоприятный, отрицательный обычай и что в целом казахская народная медицина возникла вследствие невежества и неграмотности населения. В противовес этому Есторе Оразаков, писавший в совершенно противоположном ключе, стремился раскрыть суть указанных проблем с иной стороны23. Оценивая казахскую народную медицину, ученые-историки дают справедливую оценку с исторической точки зрения народному целительству и видам лечения. В этом плане можно отметить работы Х. Аргынбаев, А. Толеубаева, О. Абдирамана. Халел Аргынбаев в докладе «О народной медицине у казахов», прочитанном на состоявшейся в 1995 году в Алматы международной конференции подробно остановился на значимости народной медицины в жизни кочевого казахского народа и глубоко рассмотрел различные области народной медицины, а также методы лечения. Х. Аргынбаев приводит в своем докладе все виды лечения, относящиеся к народной медицине, особенности растительных лекарственных препаратов. Ценность данного доклада заключается в том, что в нем приводятся виды заразных болезней, встречавшихся среди казахского населения в дореволюционный период, а также определены известные в народе способы борьбы с ними. А.Толеубаев в работе «Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов» особо остановился на феномене бақсы. Ученый подробно описывает шаманские напевы, приводит примеры традиционной обрядности, связанной с рождением детей, дает им полную характеристику24. В ряде работ историка-этнографа О. Абдирамана, посвященных народной медицине, осуществлен всесторонний анализ видов лечения, основанного на религиозных верованиях, деятельности хирургов и костоправов в народной медицине. Работу автора по исследованию народной медицины можно оценить как совершенно особенный труд, поскольку ученый, исследуя народную медицину, не опирался лишь на односторонние сведения, а изучал еще этнографические исследования и аналитические работы, проведенные среди населения25. В течение последних двадцати лет после обретения независимости в стране резко возросла численность народных целителей. Различные знахари, щаманы, экстрасенсы, лечившие народные массы способами народного целительства, принялись рекламировать особенности своего лечения и вводили народ в заблуждение. В этих условиях усилился спрос на истинно народную медицину. Эта поднятая нами проблема отражена в работе Е. Абилкасымова26. В ней автор даже приводит список около ста народных целителей того времени, а также их биографии и сведения, касающиеся их деятельности. В работах А. Алдашева, Ж. Алимханова виды лечения, относящиеся к магической сфере народной медицины, охарактеризованы как лечение, опирающееся на волшебство, чары. Данный труд, являющийся результатом творческого содружества двух авторов, ценен как с историко-познавательной точки зрения, так и с точки зрения медицинского исследования27. Одни из основных представителей народной медицины казахского народа - бақсы. В изучение истории бақсы внесли немалую лепту Ш.Ш. Уалиханов28 и многочисленные русские исследователи и путешественники. Значительно умножились ряды исследователей, обратившихся к истории бақсы в течение последних двадцати лет. Так, например, Ж. Дауренбеков и Е. Турсынов в своих исследованиях начинают с истории шаманских напевов и раскрывают их значение и свойства29. К. Байбосынов и А. Исаков в небольшом исследовании «Бақсылар»30 показали историческую преемственность, связь искусства бақсы, берущего свое начало с незапамятных времен, с современностью. Авторы упомянули наиболее известных в Казахской степи бақсы и постарались полноценно раскрыть значение их деятельности. Следует отметить отдельные работы З. Кожалымова, внесшего свой вклад в исследование народной медицины и знания казахского народа по врачеванию. Кроме того, статьи и краткие доклады самих многочисленных целителей, знахарей, шаманов, признанных в народе, внесли определенный вклад в исследование народной медицины. Специально останавливаясь на истории изучения народной медицины, то есть ее историографии, мы постарались обратить внимание на суть и значение народной медицины в этнологической науке, а также на теневые стороны данной темы. Относительно казахской народной медицины, оригинальность которой в сущности до сих пор еще не конкретизирована и не обоснована, можно сказать следующее. Знания народной медицины казахского народа не состоят только в лечении болезней. Известно, что наряду с этим она основывается на значительных теоретических источниках. Живший в XV веке прозорливый целитель казахского народа, крупный ученый-врачеватель Отейбойдак Тлеукабылулы в своем труде «Врачебное повествование» сумел максимально полно раскрыть секреты целительского искусства. Он собрал и систематизировал их на теоретической основе. Бесспорно, «Врачебное повествование», свыше пяти столетий существовавшее в отдалении от народных масс, представляет собой необычайно ценный документ. Надо перестать искать истоки народной медицины только в Тибете и Китае. Основанием для такого мнения является то, что во «Врачебном повествовании» мы видим достоверную версию народной медицины, характеризующуюся специфическими особенностями, свойственными нашему собственному бытию. Отейбойдак Тлеукабылулы, признанный самим азь-Жанибек ханом как великий врачеватель, по поручению хана писал свой труд «Врачебное повествование» в 1466-1473 годы в ханской ставке. Можно указать шесть причин написания Отейбойдаком Тлеукабылулы «Врачебного повествования». Можно предположить, что этими причинами были, во-первых, знакомство с главным визирем правителя того времени азь-Жанибек хана Жиренше-шешеном и его благотворное влияние на врачевателя; во-вторых, поддержка хана Жанибека; в-третьих, привычка с восьмилетнего возраста записывать все, что он узнал от отца - целителя Тлеукабыла, а также то, что он видел и слышал в народе; в-четвертых, результативность его собственной практики; в-пятых, знакомство с трудами ученых Востока и Средней Азии; в-шестых, его преданность своему народу и своей родине. Его труд «Врачебное повествование», который можно назвать основой народной медицины казахского народа, состоит из введения «Тұрлаулар» и трех частей «Қанықталғы», «Нарықталғы», «Дарымдалғы». В разделах «Түптеме», «Жіктеме», «Аңғарымдама», «Нақтама», «Дарым зәруаты», «Айықтырым дарымдылығы» отмечаются основные функции народной медицины. В разделе «Қанықталғы» дается определение видам заболеваний, а в следующем разделе «Нарықталғыда» автор останавливается на конкретных методах диагностики болезней, в третьем разделе «Дарымдалғы» автор останавливается на методах лечения заболеваний. Во «Врачебном повествовании» охарактеризована работа различных органов человеческого тела, приведены виды основных болезней этих органов. Кроме того, в данной работе хорошо описаны такие методы, которые используются в народной медицине и в настоящее время: заговоры, вправление костей, прослушивание пульса и др. В развитии казахской народной медицины научным путем велика заслуга Отейбойдака Тлеукабылова. В результате проведенной на практике и в степной лаборатории работы он изготовил всего 1108 видов различных лекарств, из них 858 - из лекарственных растений, 318 - из органов животных и около 60 - из металлов. Отейбойдак Тлеукабылов, прозванный «Учителем без учителя», открыл способы лечения 1050 различных заболеваний. Он оставил более четырехсот тридцати анатомических описаний человека. Исходя из этого можно понять, что истоки народной медицины казахской степи лежат в глубокой древности, а фармакология, то есть изготовление лекарств, было развито уже в XV веке. Вместе с тем можно увидеть, что между народной медициной периода далекой старины и традиционной медициной наших дней есть черты сходства, взаимодополняющие друг друга. Несмотря на то, что язык «Врачебного повествования» достаточно сложен, это научный труд, из которого нельзя убрать ни одного слова, здесь нет ничего лишнего. Он не только дает сведения из многовековой казахской народной медицины, но вместе с тем является и очень ценным документом, приоткрывающим тайны истории казахов. Читая «Врачебное повествование», мы получаем сведения из истории, философии, этнографии, астрономии казахского народа. Поэтому было бы недостаточным рассматривать данную работу только как научный труд по народной медицине. Не ошибемся, если скажем, что «Врачебное повествование» - это работа глубокого научного содержания, рассматривающая в единой системе сочетание традиционной и народной медицины. Проблема исследования казахской народной медицины до настоящего времени не была решена должным образом. Тому есть несколько причин. Главной причиной можно назвать то, что многие не признают народную медицину, а также наличие запрета на ее изучение. К тому же негативное влияние оказало «длительное отсутствие специальных научных исследований». В советский период зажимались и замалчивались исконная история, культура, традиции и обычаи, язык и религия казахского народа. Аналогично этому и представители народной медицины, исцелявшие людей лекари также подвергались гонениям. Несмотря на это истинное народное целительство и врачевание продолжали в скрытом виде существовать в народной среде. Народная медицина - это священное явление, тайны которого бережно сохранялись на протяжении многих веков и как драгоценное наследие изустно передавались от поколения к поколению. Переложив его на бумагу и написав специальный энциклопедический труд «Врачебное повествование» («Шипагерлік баян»), О. Тлеукабылов открыл и дополнил эти тайные знания. Не будет ошибкой утверждать, что автор посредством своего «Врачебного повествования» систематизировал, проанализировал и возвеличил казахскую народную медицину и даже раскрыл ее связь с традиционной медициной31. Казахской народной медицине с давних времен уделялось внимание, поскольку здоровье населения было главной проблемой любой страны. Роль народного целительства была особенно важна для казахского народа, занимавшегося кочевым скотоводством. Казахский народ, обладавший большим мастерством верховой езды, привольно живший в бескрайней степи, в равной мере занимавшийся и животноводством, и земледелием, умел постигать суть и ценить полезные вещи. То, как казахи следили за своим здоровьем, занимались профилактикой болезней, стремились соблюдать чистоту тела и духа - все это, по-видимому, было ценностями, вытекающими из каждодневного опыта. Деятельность народных целителей впервые была упорядочена в 1997 году изданием закона «Об охране здоровья граждан». В настоящее время согласно закону лечением методами народной медицины (целительства) вправе заниматься лица, имеющие медицинское образование и соответствующую лицензию, выданную местными органами государственного управления здравоохранением. Помимо этого, в виде исключения лицензия на лечение методами народной медицины (целительства) выдается лицам, не имеющим медицинского образования, в порядке, установленном правительством Республики Казахстан. Лица, не имеющие специального медицинского образования, желающие заниматься целительством, для получения лицензии должны иметь соответствующее свидетельство, выданное Комитетом по контролю в сфере оказания медицинских услуг. Кандидаты, не имеющие медицинского образования, для того, чтобы получить свидетельство, должны на протяжении 6 месяцев получить признание их методов лечения в медицинских организациях, определенных местными органами (департаментами) здравоохранения. Целители, не знающие требований законодательства, к тому же не имеющие права на лечебную деятельность, пытаются лечить людей, страдающих нервными, онкологическими и заразными заболеваниями. В итоге теряется драгоценное время для диагностики и для начала лечения. В конце концов их пациенты обращаются в медицинские учреждения в тяжелом состоянии, когда болезнь крайне запущена и оказать им помощь становится весьма сложным делом. Перед тем как лечиться у целителей, надо удостовериться в том, что у них есть лицензия, медицинское образование либо свидетельство, выдаваемое в исключительных случаях лицам, не имеющим медицинского образования. Народная медицина должна развиваться и далее, мы не вправе забывать и отбрасывать дошедшие к нам из глубины веков, передаваемые из поколения в поколение традиционные методы и обычаи целительства. В настоящее время во многих высокоразвитых государствах открываются центры по изучению методов народной медицины Тибета, Китая и других стран. К сожалению, немало шарлатанов, кто превратил целительство в коммерцию, эту проблему следует решать совместно с заинтересованными органами, контроль за их деятельностью должен быть усилен.
×

About the authors

Kulyash Valitkhanovna Dzhumagaliyeva

S. Seyfullin Kazakh Agrotechnical University

Email: d_kylash@mail.ru
Candidate of History, Professor of the Russian Academy of Natural History, Department of History of Kazakhstan Nur-Sultan

Nagima Sarmurzina

H. Dosmukhamedov Atyrau State University

Email: nagima0107@mail.ru
Candidate of History, Associated Professor, Department of History of Kazakhstan and World History

Gulfayruz Kairgalievna Kayrgaliyeva

H. Dosmukhamedov Atyrau State University

Email: g.kairgalieva@asu.edu.kz
Candidate of History, Associated Professor, Department of History of Kazakhstan and World History

References

  1. Алдашев А., Әлімханов Ж. Қазақтың халық медицинасының құпиясы. Алматы: Қазақстан, 1992. С. 86.
  2. Әбілқасымов Е. Қазақтың халық емшілері. Анықтамалық. Алматы, 1993. С. 74.
  3. Добросмыслов А.И. Ташкент в прошлом и настоящем. Ташкент: Типо-литография О.А. Порцева, 1912. 520 с. @@ Колосов Г.А. Медицинская помощь инородцам Туркестана и их отношение к русским врачам // Труды антропологического общества при Военно-медицинской академии. СПб., 1903. С. 61-127 @@ Шишов А. Сарты. Этнографическое и антропологическое исследование // Сборник материалов для статистики Сырдарьинской области. Том 11. Ташкент, 1904. 496 с.
  4. Кушелевский В.У. Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской долины. Том 3. Новый Маргилан: Типография Ферганского областного правления, 1891. 476 с. @@ Пославская А., Мандельштамм Е. Обзор десятилетней деятельности амбулаторной лечебницы для туземных женщин и детей г. Ташкента. Ташкент, 1894. 127 с.
  5. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Издательство: Алматы: «Санат», 1996. 656 с.
  6. Краснов А.Н. Очерк быта семиреченских киргиз (чит. в собр. Отд-ния этнографии 27 марта 1887 г.) // [Соч.] Д. чл. А.Н. Краснова. [СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1887]. 46 с.
  7. Ягмин А. Киргиз-Кайсацкие степи и их жители. Типография Карла Крайя. СПб., 1845. 101 с.
  8. Потто В. Из путевых заметок по степям. 2. От Илека до Уила. - *Военный сборник. С. 153-172; 317-338 // Туркестанский сборник. 1878. Т. 185.
  9. Боровский П.Ф. Краткий очерк о состоянии санитарных и лечебных учреждений г. Ташкента до Октябрьской революции // За социалистическое здравоохранение Узбекистана. 1933. № 1-2. С. 75-76 @@ Лунин Б.В. Научные общества Туркестана и их прогрессивная деятельность (конец XIX - начало XX в.). Ташкент: Издательство АН УзССР, 1962. 344 с.
  10. Аллаяров Х.А. История народной медицины Средней Азии. Дисс. … докт. мед. наук. М., 1993. 32 с. @@ Прописнова Е.О. Рецензия на книгу С. Гжывач «Время перемен для казахской традиционной медицины» // Медицинская антропология и биоэтика. № 2 (2). М., 2011 @@ Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. Наука. Москва, 1991. 324 с. @@ Харитонова В.И. Немного о том, чем закончился «процесс отмирания религиозных верований» // Межэтнические взаимодействия и социокультурная адаптация народов Севера России. М., 2006. С. 233-250 @@ Шадманова С.Б. Деятельность русских врачей в Туркестане (в конце XIX - начале XX вв.) // Русская диаспора в Узбекистане: время, события, люди. Материалы научной конференции. Ташкент, 2009. С. 64-71.
  11. Прописнова Е.О. Рецензия на книгу С. Гжывач «Время перемен для казахской традиционной медицины» // Медицинская антропология и биоэтика. М., 2011. №2 (2).
  12. Басилов В.Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1991. 324 с.
  13. Харитонова В.И. Немного о том, чем закончился «процесс отмирания религиозных верований» // Межэтнические взаимодействия и социокультурная адаптация народов Севера России. М., 2006. С. 233-250.
  14. Шадманова С.Б. Деятельность русских врачей в Туркестане (в конце XIX - начале XX вв.) // Русская диаспора в Узбекистане: время, события, люди. Материалы научной конференции. Ташкент, 2009. С. 64-71.
  15. Әбілқасымов Е. Қазақтың халық емшілері. Анықтамалық. Алматы, 1993. С. 74.
  16. Оразақов Е. Қазақ халық медицинасы. Алматы: Ғылым, 1989. 80 с.
  17. Төлеубаев Ә.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIX - начало XX вв). Алма-Ата: Гылым, 1991. 213 с.
  18. Әбдіраман Ө. Қазақтың дәстүрлі халық емшілігі. Алматы: Қазақпарат, 2002. 320 с.
  19. Дауренбеков Ж., Тұрсынов Е. Қазақ бақсы-балгерлері. Алматы, 1993. 222 с.
  20. Байбосынов К., Исақов Ә. Бақсылар. Алматы: Мерей, 1995. 105 с.
  21. Алдашев А., Әлімханов Ж. Қазақтың халық медицинасының құпиясы. Алматы: Қазақстан, 1992. С. 87.
  22. Там же. С. 87-88.
  23. Оразақов Е. Қазақ халық медицинасы. Алматы: Ғылым, 1989. С. 48.
  24. Төлеубаев Ә.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIX - начало XX вв). Алма-Ата: Гылым, 1991. С. 120-122.
  25. Әбдіраман Ө. Қазақтың дәстүрлі халық емшілігі. Алматы: Қазақпарат, 2002. С. 35.
  26. Әбілқасымов Е. Қазақтың халық емшілері. Анықтамалық. Алматы, 1993. С. 45-46.
  27. Алдашев А., Әлімханов Ж. Қазақтың халық медицинасының құпиясы. Алматы: Қазақстан, 1992. 159 с.
  28. Уалиханов Ш.Ш. Таңдамалы. Алматы: Жазушы, 1985. 2 изд. 560 б.
  29. Дауренбеков Ж., Тұрсынов Е. Қазақ бақсы-балгерлері. Алматы, 1993. С. 42.
  30. Байбосынов К., Исақов Ә. Бақсылар. Алматы: Мерей, 1995. С. 25.
  31. Тілеуқабылұлы Ө. «Шипагерлік баян» // Перевод с арабской графики Н. Елемес, Д. Мәсімхан. Алматы: Жалын, 1996. С. 10.

Copyright (c) 2020 Dzhumagaliyeva K.V., Sarmurzina N., Kayrgaliyeva G.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies