HISTORY OF THE KUIBYSHEV CONFECTIONERY FACTORY (BASED ON THE MATERIALS FROM THE FUND COLLECTIONS OF THE SAMARA REGIONAL MUSEUM OF HISTORY AND LOCAL LORE NAMED AFTER P.V. ALABIN)


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to studying the history of the Kuibyshev confectionery factory through the prism of the fund collections of the Samara regional museum of history and local lore named after P.V. Alabin. Photographs, diaries of work crews and packaging products of the enterprise were used as historical sources. This source series was collected in the funds of the Kuibyshev Museum of Local History thanks to the collective activities of employees in 1966.

Full Text

Проводя ретроспективный анализ в историческом исследовании, ученые зачастую пренебрегают источниками, хранящимися в музейных собраниях. Музейные собрания обладают потенциальным резервуаром информации, который в комплексе с письменными документами позволяет реконструировать исторические события. Анализ музейных коллекций способствует введению в научный оборот новых групп исторических источников. Одним из достоинств музейных предметов является их высокая информативность и наглядность. В настоящей статье мы предприняли попытку изучить историю промышленного предприятия - Куйбышевской кондитерской фабрики через призму фондовых коллекций СОИКМ им. П.В. Алабина. В исследовании задействованы следующие музейные фонды: «Фотографии и негативы», «Документы», «Прочее». Развитие междисциплинарных исследование требует включения новых групп исторических источников - фотографий. Иллюстрированные объекты устойчиво воспринимаются исследователями как нечто вторичное1. При репрезентации прошлого исследователи в рамках традиционной методологии создали определенный культ письменных документов, которые ценились выше иных источников2. Имманентная структура текста не позволяла сменить исследовательские приоритеты. Игнорирование изображений приводило к утрате важного источника в исследовании исторической действительности3. Обращение интереса ученых к визуалистике произошло в 80-е гг. XX в., когда на смену «лингвистическому повороту» пришел «визуальный»4. История повседневности, микроистория оказались в центре внимания исследователей. Обновление проблематики и подходов показали, что уменьшение масштаба исследования позволяет достичь его большей глубины. Изобразительные объекты стали восприниматься как зеркало с памятью «маленького» человека, участвующего в истории, но не оставившего после себя письменных свидетельств. С ростом междисциплинарных исследований визуалистика постепенно занимает особую нишу в исторической науке, расширяя источниковую базу исследований. История Куйбышевской кондитерской фабрики начинается с 1937 г. До этого времени фабрика носила название Самарская кондитерская фабрика Самарского губернского СНК. Здание фабрики располагалось на ул. Кооперативной (Молодогвардейской) (илл. 1). Фабрика занималась производством карамели, леденцовых монпансье, пряников, печенья, тортов, пирожных, конфет всех сортов. На специальных договорных условиях фабрика предоставляла свою продукцию Московскому магазину «Росконд», снабжала потребительскую кооперацию края и другие торгующие организации5. До национализации фабрика состояла из двух самостоятельных предприятий, каждое из которых принадлежало купцам И.В. Каргину и А.А. Савинову. Перед разделением фабрика представляла единое кондитерское предприятие Торговый дом И.В. Каргина и А.А. Савинова. В 1957 г. на должность директора фабрики была назначена Е.В. Шпакова, которая первоначально устроилась на кондитерскую фабрику начальником отдела технического контроля6. После ее прихода фабрика начала активно модернизироваться и успешно развиваться. Фабрика выработала собственный бренд: были разработаны фирменные сорта продукции, к примеру, конфеты «Куйбышевские», улучшилось качество выпускаемого товара. Благодаря деятельности Е.В. Шпаковой Куйбышевская кондитерская фабрика вошла в число ведущих промышленных предприятий Союза. В середине 1960-х гг. у итальянской фирмы «Carle & Montanari» была приобретена лицензия на выпуск сладкой продукции. Кроме этого, был приобретен проект будущего предприятия и новые технологии производства. В соответствии с решением Совета министров СССР строительство предприятия планировалось осуществить в г. Куйбышеве7. Директором строящегося предприятия также была назначена Е.В. Шпакова. В 1969 г. здание было сдано в эксплуатацию. В начале 1970 года предприятие получило название Куйбышевская шоколадная фабрика «Россия». За всю историю своего существования фабрика «Россия» неоднократно отмечалась государственными наградами. В 1992 г. фабрика была приватизирована, а в 1995 г. контрольный пакет акций фабрики был продан концерну Nestle8. Что касается основных вех истории Куйбышевской кондитерской фабрики, то в конце 1980-х гг. она была переименована в Куйбышевскую кондитерскую фабрику агропромышленного комитета Куйбышевской области, а с января 1991 г. - Самарской области. В 1992 г. Куйбышевская фабрика получила название Самарская кондитерская фабрика управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации Самарской области. В этом же году фабрика стала акционерным обществом открытого типа АООТ «Кондитер». В 1997 г. АООТ «Кондитер» перешел в состав ОАО «Кондитерское объединение «Россия». Для достоверной реконструкции истории прошлого необходима совокупность источников и комбинация методов их исследования. Фотографии, упаковочный материал, коробки из-под конфет как визуальные образы открыты для различных интерпретаций, поэтому их требуется изучать контекстуально. Визуальные образы необходимо «расшифровывать» именно в рамках того дискурса, в котором они возникли. Важна правильная постановка вопросов исследования: какие объекты отображены на упаковках, коробках из-под конфет и фантиках? Какие виды фотографий делались на фабрике? С какой целью? Кто изображен на фото? В фондах СОИКМ им. П.В. Алабина фотографии выделены в отдельный фонд «Фотографии и негативы». Основной фонд насчитывает более 16000 единиц хранения. В фондовой коллекции «Промышленные предприятия» собрана информация о предприятиях Самарского края. В рамках рассматриваемой темы мы выделили одиннадцать черно-белых фотодокументов из указанной коллекции. Предметный ряд, связанный с историей Куйбышевской кондитерской фабрики, поступил в фонды Куйбышевского краеведческого музея в 1966 году. Предметы были приняты в фонды музея благодаря деятельности научных сотрудников отдела советской истории музея (тов. Трубиной Н.Н.). После выхода Постановления Совета Министров СССР «О музейном фонде СССР» 1965 г. было создано «Положение о музейном фонде СССР». Данное «Положение» актуализировало значимость фондовой работы музея, в частности комплектование и хранение музейных коллекций9. Сотрудниками отделов музея осуществлялись выезды на ведущие предприятия города и области с целью сбора материалов и комплектования музейных коллекций, отражающих значимые события современности. Коллективу отдела удалось собрать несколько ценных материалов и интересных экспонатов. Так, за 1966 год в фонды поступило 2914 экспонатов, из которых 1767 - от отдела советской истории, 113 - от отдела природы, 250 - от отдела досоветской истории, 784 - от отдела фондов. В том числе среди собранных материалов 33 единицы хранения посвящены истории Куйбышевской кондитерской фабрики. В их состав вошли репортажные и групповые фотографии, упаковочный материал, коробки из-под конфет, дневники рабочих бригад и Книга почета. Фотографии с кондитерской фабрики, принятые в фонды, можно классифицировать на две группы: репортажная съемка и групповые фотографии. Обе группы, представленные в черно-белом варианте, были сняты в период с 1956 г. по 1963 г. Практика фоторепортажа использовалась с целью популяризации, пропаганды процессов, происходивших в общественной жизни, а также отражения достоверности фиксируемых событий. Так, на Куйбышевской кондитерской фабрике в течение 1958 г. осуществлялось фотографирование рабочего дня с целью пересмотра норм выработки (илл. 2). В фонды музея поступило четыре репортажные фотографии 1958 г. и семь, сделанных в 1956, 1957, 1959, 1960 гг. Репортажные фотографии донесли до нас сведения о технологическом оснащении фабрики и рабочих процессах. Эти данные в последующем могут стать отправной точкой для исследования истории процессов промышленных предприятий Куйбышева в послевоенное время. Среди поступивших экспонатов, формирующих коллекцию Куйбышевской кондитерской фабрики, есть два дневника и два журнала рабочих бригад фабрики: дневник бригады коммунистического труда бисквитного цеха Л.М. Степановой, дневник бригады коммунистического труда мармеладного отделения Р.П. Аникиной, журнал бригады коммунистического труда карамельного цеха А.Г. Нескиной, журнал бригады М.А. Устиновой. Структура дневников и журналов имела однотипный вид. По стилю написания текста и оформлению дневники и журналы очень напоминали заводские стенгазеты. В них отразилась следующая информация: закон и заповеди бригады, социалистическое обязательство, состав бригады, производственные показатели, массово-воспитательная работа и общая фотография. Большое внимание уделялось культурно-просветительским инициативам. К примеру, записи за 1964 г. в дневнике бригады Л.М. Степановой свидетельствуют, что в один из дней «бригада ходила в кинотеатр для просмотра картины «Горячая кровь». После просмотра фильма коллектив бригады делился впечатлениями. В этом же году рабочие бригады посетили и художественный музей10. В журнале бригады А.Г. Нескиной также нашли отражение культурные практики коллектива. Так, в 1964 г. рабочая бригада посетила кинотеатр для просмотра кинокартины «Живые и мертвые», художественный музей и музей им. М. Горького. Отсюда мы видим, что дневники являются историческим источником по трудовой и общественно-культурной жизни коллектива фабрики11. Фотографии, представленные в дневниках, демонстрируют второй тип съемки - постановочный. Участие в такой съемке осознанно. Такой тип фотосъемки показывает принадлежность участников к профессиональному сообществу, в данном случае - коллективу бригады. Групповые фотографии сопровождаются пояснениями на обороте. Благодаря им и визуальной составляющей можно выявить ряд закономерностей. Например, центральное место на всех фото занимает бригадир, что отражало служебную иерархию. Также отметим, что на фотографиях запечатлены в основном женщины - это обусловлено гендерным составом работников фабрики. Работники бригад на фото одеты в повседневную одежду, но поскольку к групповым фотографиям всегда готовились заранее, то можно предположить, что женщины одели самое лучшее из своего гардероба (илл. 3). Кроме фотографий и документов коллекцию Куйбышевской кондитерской фабрики формируют упаковочный материал, фантики и коробки из-под конфет. Данный вид визуальных образов относится к рекламным. Он создает максимально привлекательный и яркий образ подачи, производя при этом «вкусное» впечатление. Еще до приобретения товара покупатель получал эстетическое наслаждение. Так, изображения на упаковке печенья были либо приурочены к праздникам, как печенье «Первомайское», либо отражали вкус продукта, как печенье «Апельсинное»12 (илл. 4, 4, 5). «Куйбышевские» конфеты были визитной карточкой города. На выпускаемых обертках и коробках конфет изображались «бренды» Куйбышевской области: промышленные объекты (Куйбышевская ГЭС), главные архитектурные достопримечательности города (здания драматического театра им. М. Горького, филармонии, театра оперы и балета, набережная), объекты природы (р. Волга) (илл. 4, 1-3). Упаковочная продукция Куйбышевской кондитерской фабрики - зеркало, в котором нашли отражение также значимые события, памятные даты истории города13. Таким образом, в ходе практической работы с фондами СОИКМ им. П.В. Алабина было выявлено 33 исторических источника, позволяющих рассмотреть историю Куйбышевской кондитерской фабрики. Данный комплекс предметов обладает определенным источниковедческим потенциалом и позволяет ввести в научный оборот новую информацию. Предметный ряд включает в себя репортажные и групповые фотографии, упаковки для печенья, коробки из-под конфет, дневники бригад, Книгу почета. Благодаря фотодокументам нам удалось изучить внутреннее устройство фабрики, а также рассмотреть половозрастной состав сотрудников. Визуальные источники коллекции наглядно демонстрируют события из жизни и деятельности сотрудников фабрики. Дневники бригад позволили изучить культурную жизнь работников фабрики. Упаковочная продукция предприятия, кроме утилитарной, имела и другую функцию - сувенирную, она запечатлела главные «бренды» города 1960-х гг. Таким образом, даже небольшая музейная коллекция может характеризовать те социальные и культурные процессы, которые происходили на предприятии и в городе в целом в тот период.
×

About the authors

Е. А Еliseeva

Samara Regional Museum of History and Local Lore named after Peter Vladimirovich Alabin

Email: ekaterina.mironcheva@yandex.ru
Samara, Russia

References

  1. Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русское дано не каждому». М., 2011. 384 с.
  2. Главацкая Е.М. Фотодокументы как исторический источник: опыт атрибуции, критического анализа и научного цитирования // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2012. № 1 (99). С. 217-225.
  3. Нарский И.В. Фотокарточка на память: Семейные истории. Фотографические послания и советское детство (автобио-историографический роман). Челябинск, 2008. 516 с.
  4. Савчук В.В. Феномен поворота в культуре XX века // Международный журнал исследовательской культуры. 2013. № 1 (10). С. 93-108.
  5. Весь Куйбышев. Справочник-путеводитель по городу Куйбышеву. Куйбышев, 1936. 252 с.
  6. Шпакова Е.В. Россия - моя любовь. Самара, 2014. 295 с.
  7. Ерофеев В. Историческая Самара. Шпакова Елена Васильевна. URL: https://btfr.cc/hdz (дата обращения 17.03.2021).
  8. Кнор А. Безымянка. Второй город. Шоколадная фабрика «Россия»: история и винтажные фотографии // Электронный журнал Другой город. 7 мая 2020. URL: https://drugoigorod.ru/factory_russia/(дата обращения 18.03.2021).
  9. О музейном фонде Союза ССР: Постановление Совета Министров СССР, 2 июня 1965 г. // Сборник документов по музейному делу, 1964-1984. М., 1987. С. 8-9.
  10. Фонды ГБУК СОИКМ им. П.В. Алабина. КП-17485/14.
  11. Фонды ГБУК СОИКМ им. П.В. Алабина. КП-17485/16.
  12. Фонды ГБУК СОИКМ им. П.В. Алабина. КП-17485/18, КП-17485/27-17485/33.
  13. Фонды ГБУК СОИКМ им. П.В. Алабина. КП-17485/20-17485/25.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Еliseeva Е.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies