О понятии «вымышленная религия»

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе представлен теоретический анализ понятия вымышленная религия, которое применяется в религиоведческих исследованиях для описания и изучения различных аспектов постсекулярной культуры. В рамках современного постнеклассического типа рациональности конструктивистский подход к осмыслению религии стал довольно популярен. В этой связи предлагается рассмотреть термин вымышленная религия (и смежные с ним понятия пародийная религия, изобретенная религия, воображаемая религия и т. д.) как отражающий проблему намеренного создания религиозных движений, что является специфической чертой современной культуры. Основными теоретическими вопросами настоящей работы являются следующие. Можно ли придумать религию? Как разграничить феномены вымышленных религий и традиционных? Какие подходы может применять исследователь для изучения вымышленных религий? Какие религии могут считаться вымышленными, а какие изобретенными? Для объяснения генезиса и природы вымышленных религий предлагается неокантианский подход, основанный на философии символизма Эрнста Кассирера и его ученицы Сьюзан Лангер. В перспективе символической философии вымышленные религии рассматриваются как культурные формы. В заключении предлагается типология вымышленных религий, подходы к определению их природы как гиперреальности в постмодернистской терминологии или культурной формы с точки зрения неокантианского подхода, а также представлен взгляд на структуру вымышленных религий.

Полный текст

Понятие вымышленная религия (fictional religion, а также смежные с ним термины, типа parody religion, imaginery religion, invented religion, hypothetical religion) можно определить как продукт воображения, намеренное конструирование новых религиозных движений, что является специфической чертой постсекулярной культуры, начиная с XIX века вплоть до современности [8, c. 1]. Исследовательница религии и автор понятия изобретенная религия Кэрол М. Кьюзак отмечает: «Понятие изобретенные религии является глубоко провокативным, так как оно противоречит традиционному пониманию религии как феномену, укорененному в божественном откровении <…> или древнем прошлом» [8, c. 1]. Тем не менее это понятие широко применяется в религиоведении и определяет современный религиозный ландшафт в контексте теорий секуляризации, постсекулярной культуры и общества потребления.

Рассмотрим, какие религии имеют статус вымышленных или изобретенных. Во-первых, как отмечает сама Кэрол Кьюзак, первой изобретенной религией стоит считать викканство [8]. Исследовательница Таня Лурманн тоже считает, что Джеральд Гарднер, основатель религии викка, был изобретателем (inventor) современного колдовства [10, c. 3]. Практически все неоязыческие культы и реконструированные религиозные движения считаются изобретенными [11].

Интересно, что к искусственным религиям такого типа многие исследователи относят синтоизм в современной Японии, как национально-идеологический продукт реставрации Мэйдзи, разграничивший буддизм и синто (Симбуцу-бунри 神仏分離), которые существовали до этого как синкретическое движение (Симбуцу-сю:го 神仏習合) [11, c. 136]. Развивая эту логику, вероятно, к изобретенным религиям можно причислить практически все идеологические движения, обладающие чертами религиозности (например, советский атеизм [4, 5]).

Отметим, что, наверное, самой известной изобретенной религией является пастафарианство или Церковь летающего макаронного монстра [3]. Ее появление было связано с протестом американского физика Бобби Хендерсона против изучения в школах теории разумного замысла. В рамках своей критики он спародировал эту теорию, заявив, будто он убежден в том, что Вселенная была создана летающим макаронным монстром, после чего эта история получила распространение и стали появляться «религиозные атрибуты»: Евангелие летающего макаронного монстра, «заповеди», обряд венчания и т. д.

Сегодня существует довольно много изобретенных религий пародийного типа: дискордианство, Миссионерская церковь копимизма, в рамках которой есть Русская пиратская церковь (РПЦ), Церковь Недомудреца, Церковь эвтаназии и др. Стоит отметить, что основной функцией пародийных религий можно считать их социально-критические действия. Они часто направлены на защиту и продвижение какой-нибудь социальной или эпистемологической ценности, а также заставляют традиционные религии переосмыслять свой статус в современной культуре. Изобретенные религии пародийного типа стоит определять как продукты контркультуры и постмодернизма. В религиоведческой литературе они могут фигурировать в терминах квазирелигии (и смежных понятий, например парарелигии, секуляризованной религии и т. д.).

Во-вторых, понятие вымышленная религия применяется для описания религий, которые фигурируют в рамках литературных или кинематографических вымышленных миров. Один из самых известных примеров — джедаизм из киновселенной «Звездные войны» Джорджа Лукаса. Также довольно любопытной является иллюстрация религии в антиутопии Маргарет Этвуд «Рассказ служанки», где предложена своеобразная интерпретация христианства [6]. Интересно, что боконизм — вымышленную религию в книге Курта Воннегута «Колыбель для кошки» — часто причисляют к пародийным, поскольку в ее основании лежит абсурдное утверждение, что все ее учения суть ложны.

Для того, чтобы разделить реально существующие изобретенные религиозные движения от тех, которые стали продуктом литературно-художественного вымысла, исследовательницы Вероника Хорина и Ольга Михельсон предлагают пользоваться двумя разными терминами [6, c. 94]. Изобретенная религия Кэрол Кьюзак — это характеристика реально существующих религиозных движений, в основе которых чаще всего лежит манифест об обновлении старой традиционной религии. Так, например, викканство может трактоваться как изобретенная религия, несмотря на то, что основатель этого движения Джеральд Гарднер не считал себя, собственно, ее изобретателем, а полагал, что реконструирует древнюю дохристианскую религию.

Вероятно, в это поле может попадать, например, мормонизм. Джозеф Смит также считал, что восстанавливает «истинную религию», в то время как Церковь Иисуса Христа святых последних дней была создана, а не реформирована. Как мы уже указывали выше, к изобретенным религиям также относят современные формы неоязыческих и других реконструированных движений типа друидизма, кельтских мистерий, исландского культа Асатру и т. д. [11]. К изобретенным религиям можно отнести и пародийные квазирелигиозные организации и практики.

Термин вымышленные религии предлагается использовать для обозначения второго типа религий, являющихся продуктом литературно-художественного вымысла, например джедаизм или матрицизм (matrixism, выражение Кьюзак), основанный на сюжете кинофраншизы «Матрица» сестер Вачовски. Стоит отметить, что некоторые вымышленные религии становятся реальными духовными практиками. Так, например, известно, что согласно переписи населения, проведенной в нулевых годах XXI века, было выявлено довольно большое количество жителей Британии, Австралии и Новой Зеландии, идентифицирующих свою религиозную аффилиацию принадлежностью к джедаизму. В дальнейшем джедаизм был оформлен юридически Британским министерством юстиции как официальное религиозное движение.

Концептуализация понятия вымышленные религии (fictional-based, fictional religions) принадлежит религиоведу Маркусу Дэвидсену. Он соотносит этот термин с концепцией гиперреальности Жана Бодрийяра, имея в виду, что природа литературно-художественного нарратива является симуляцией действительности, так что вымышленный религиозный нарратив, в сущности, оказывается гиперреальной религией.

Адам Поссамай и Маркус Дэвидсен определяют гиперреальную религию как «симулякр религии, созданный на основе потребительской массовой культуры или в симбиозе с ней, который вдохновляет на метафорическом уровне и/или является источником убеждений для повседневной жизни» [9, c. 381]. Здесь очень важно отметить, что в определенном отношении изобретение гиперреальной религии можно назвать естественной семиотической деятельностью человеческого разума. Мы не беремся размышлять, в каком смысле существуют вымышленные объекты. Тем не менее вопрос о реальности религиозного или хотя бы символического опыта, связанного с вымышленными религиями, имеет особую актуальность в контексте исследований постнеклассической рациональной культуры, где границы знания настолько гибки, что нет четких ориентиров, как разделять естественные формы реальности и ментальные фикции.

Онтологический статус изобретенных или вымышленных религий можно описать в терминах культурной или символической формы, которые были выкроены в символической философии Эрнста Кассирера. Основными культурными формами, по Кассиреру, являются искусство, наука, язык и миф [1]. Последний представляет собой такое пространство мышления, которое способно конструировать символический универсум, связанный с понятиями «высшего бытия» [7]. Более того, как пишет Сьюзан Лангер, создание такого символического пространства — это одна из фундаментальных потребностей человека, «символотворческая функция — одна из первичных в человеческой деятельности подобно питанию, ориентации в пространстве, передвижению» [2, c. 41].

Говоря о вымышленных религиях, стоит отметить, что, на мой взгляд, в рамках сфабрикованных религиозных нарративов миф является ядром для создания комплексной религиозной системы. Мифология вымышленных религий, с одной стороны, укоренена в массовой популярной культуре, с другой стороны, сама ее создает, поскольку имеет сильную семиотическую и семантическую нагрузку. Этот двунаправленный процесс можно видеть на примере джедаизма, который, с одной стороны, является продуктом популярной культуры, с другой стороны — фактором ее развития, когда вымышленная религия начинает выполнять социальные и эпистемологические функции. Таким образом, вымышленная религия может осмысляться не просто как фикция или постмодернистская насмешка, а как реальность или как ее часть. Кассирер пишет: «Мифология в собственном смысле возникает благодаря тому, что независимо от всякого вымысла, более того, формально и по сути ему противоположно» [1, c. 18]. Иными словами, в мифологическом сознании практически отсутствует грань между реальностью и вымыслом.

Итак, можно сказать, что чем глубже мы погружаемся в исследование феномена вымышленных религий, тем больше мы постигаем их невымышленную, а естественную природу, которая укоренена в религиозном воображении или, в терминах Кассирера, мифологическом сознании, действующем как основание для всякого реального опыта.

Подводя итоги исследования, можно заключить следующее:

Во-первых, спектр феноменов, которые описываются понятием вымышленная религия, может быть очень широк: от кино- и литературно-художественных нарративов до национально-идеологических кампаний. Изобретенными религиями принято считать реально существующие религиозные движения, которые могут быть:

а) государственными идеологиями или религиозными течениями, созданными в рамках государственной политики;

б) версиями реконструированных религиозных верований;

в) пародийными квазирелигиями, выполняющими социально-эпистемологические функции. Также понятие вымышленной религии отсылает к религиозным формам, созданным на основе художественного вымысла в рамках литературных и кинематографических произведений.

Во-вторых, понятие вымышленная религия коррелирует с постмодернистской концепцией гиперреальности. Гиперреальная религия определяется как мифологический симулякр, укорененный в массовой популярной культуре и выполняющий функцию продукта метафорического потребления. С другой стороны, вымышленная религия может пониматься как культурная или символическая форма в терминах неокантианской философии.

В-третьих, вымышленная религия имеет в основании своей структуры миф как смысловое ядро, которое выполняет социально-эпистемологические функции. Мифология вымышленной религии является не просто продуктом воображения, а укоренена в мифологическом мышлении человека и связана с воспроизводством символов — первичной потребности человека.

×

Об авторах

Анастасия Александровна Зубковская

Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: zubkovskaya@inion.ru

кандидат философских наук, научный сотрудник

Россия, Москва

Список литературы

  1. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление. Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 288 с.
  2. Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. Москва: Республика, 2000. 287 с.
  3. Михельсон О.К., Поляков Н.С. Пастафарианство как вымышленная религия // Культура и цивилизация. 2022. Т. 12. № 5–1. С. 289–296.
  4. Рыклин М. Коммунизм как религия. Интеллектуалы и Октябрьская революция. Москва: НЛО, 2009. 136 с.
  5. Смолкин В. Свято место пусто не бывает. История советского атеизма. Москва: НЛО, 2021. 552 с.
  6. Хорина В.В., Михельсон О.К. «Да разверзнет Господь!». Вымышленная религия в антиутопии М. Этвуд «Рассказ служанки» и постсекулярная религиозность // Общество: философия, история, культура. 2022. № 12(104). С. 93–99. doi: 10.24158/fik.2022.12.15
  7. Campbell H.M. The Philosophy of Ernst Cassirer and fictional religion // The Thomist: a speculative review. 1969. Vol. 33. No. 4. P. 737–754.
  8. Cusack C.M. Invented religions. Imagination, fiction and faith. Ashgate Publishing, 2010. 179 p.
  9. Davidsen M.A. Fiction-based religion: conceptualizing a new category against history-based religion and fandom // Culture and religion: an interdisciplinary journal. 2013. Vol. 14. No. 4. P. 378–395. doi: 10.1080/14755610.2013.838798
  10. Luhrmann T.M. Persuasions of the witch’s craft. Cambridge; MA: Harvard University Press, 1991. 382 p.
  11. York M. Invented culture/invented religion: the fictional origins of contemporary paganism // Nova religio. 1999. Vol. 3. No. 1. P. 135–146.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Зубковская А.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах