Социальная синергетика как постнеклассическая методология в изучении социально-политического порядка

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом исследования выступают концептуальные основы социосинергетической методологии для изучения социально-политического порядка. Автор рассматривает идеи Г. Хакена, который предложил синергетическую методологию для изучения социальных систем. В работе утверждается, что предметом социальной синергетики выступают такие нелинейные категории, как порядок, хаос, бифуркация, аттрактор, диссипативные структуры, которые успешно могут применяться для изучения становления социально-политического порядка.

Полный текст

Выявление механизмов и факторов устойчивости, порядка и стабильности общества становится одной из ведущих проблем в современном мире. Современный мир представляет собой сложную систему, которая не имеет единого центра развития. Для успешной адаптации к изменениям и понимания его сути необходимо разработать закономерности, которые образуют основу синергетики. В этом контексте синергетика является важным теоретическим и практическим достижением современного научного сообщества. Она объясняет условия и способы возникновения «порядка из хаоса» и раскрывает основы порядка как формы бытия не только природных, но и общественных явлений.

Долгое время общественные науки опирались на позитивистскую парадигму, в основе которой лежали линейные и эволюционные принципы социально-политического развития. Государство, общество и человек рассматривались стационарными структурами, подверженными качественным изменениям под влиянием прогрессивных сил. Классическая наука, стремясь к эмпирическому знанию, опиралась на механистические представления ньютоно-картезианской физики, влияющие на развитие социальных и гуманитарных наук.

Во второй половине XX века социосинергетическая методология стала способом изучения многомерности развития человечества, объясняя, что развитие общества происходит не по линейным принципам, а через преодоление противоречий, кризисных состояний.

История собственно социосинергетической парадигмы начинается с концептуальных идей Германа Хакена, который предложил общие законы самоорганизации в рамках новой дисциплины — синергетики [1, с. 5]. Ключевым объектом синергетики выступает самоорганизация сложных динамических систем, резко меняющих свое состояние в периоды нестабильности. Подобные процессы происходят в результате воздействия флуктуаций в точке бифуркации, а после коротких периодов хаотического поведения происходит переход к стабильному состоянию системы.

Согласно теории синергетики, неустойчивость, дискретность, кризисы и нелинейность выступают универсальными формами развития сложных систем. Данная теория изменяет классическую науку, переосмысливая методологические подходы к изучению нелинейных процессов и переходных состояний в момент катастрофической перестройки системы. Нелинейная методология обращает особое внимание на структурную перестройку различных систем, включая социальные. Взаимодействие социума с окружающей средой является необходимым для его нормального функционирования и продуктивного исторического развития. Социальные системы отличаются от стационарных систем тем, что они способны воспроизводиться и развиваться только в результате этого взаимодействия. При этом социум извлекает необходимые материальные ресурсы, энергию и информацию из окружающей среды.

Феномен социальной бифуркации является следующим объектом изучения постнеклассической парадигмы, согласно которому малейшее колебательное воздействие извне может привести к глубокой трансформации общества. Подобная трансформация может оказать положительное влияние на упорядоченность структуры социума, повысить его устойчивость во внешней среде, привести к росту и прогрессу, но также повлиять и отрицательно — разрушив его структурную целостность и повергнув в упадок общественный порядок. Поэтому применение синергетического подхода к общественным трансформациям показывает, что стабильность и устойчивость могут быть непостоянным состоянием социального процесса. Для социальной динамики характерны неожиданные перемены, кризисы, катастрофы, вплоть до состояния распада. В соответствии с этими закономерностями в общественных изменениях можно выделить добифуркационный, бифуркационный и постбифуркационный этапы трансформации, приводящие к становлению социально-политической упорядоченности

На добифуркационной стадии социальной динамики разные кризисные явления: экономическая депрессия, постоянные террористические акты, рост беспорядка и преступности, потеря доверия к государственной власти, — могут дестабилизировать политический порядок. Даже небольшая флуктуация способна привести к коренным социально-политическим изменениям [2, p. 15]. Замедление или перелом политического процесса, а также тупиковое состояние политических отношений в обществе могут быть результатом этой нестабильности.

Рассматривая применимость синергетической методологии в изучении человекоразмерных и общественных систем, необходимо отметить, что нелинейные процессы могут функционировать по-разному. В плюралистических политических системах социальные микробифуркации могут проходить достаточно часто, поэтому подобные общества привыкли к постоянным изменениям в системе власти и адаптации к новым условиям. Подобные тенденции позволяют избегать макробифуркаций, способных привести к крупным социально-политическим кризисам, катастрофам вплоть до разрушения существующего политического порядка. В условиях глобального мира плюралистические системы могут включаться в образования гораздо более высокого порядка — сверхобщества, тем самым претендуя на лидерство в мировом масштабе [3].

На бифуркационной стадии условием зарождения нового политического порядка выступает интенсивный обмен веществом, энергией и информацией с внешней средой, в результате которых возникают диссипативные структуры. Диссипативные структуры как продукт бифуркационного социума, как правило, неустойчивы и неравновесны. Однако после перехода точки бифуркации они приобретают более организованные свойства и их степень динамической активности увеличивается. По мнению С.А. Ключникова, «в диссипативных структурах уровень упорядоченности повышается в процессе иерархизации и снижается в процессе деиерархизации. При выходе из хаоса происходит интеграция и дифференциация во всех структурах жизнедеятельности системы» [4, с. 24]. Скрытые механизмы взаимодействия различных активных разносторонних акторов, конкуренции и кооперации, играют важную роль в диссипативных структурах. После точки бифуркации этот механизм определяет переход системы к более высокому или низкому уровню упорядоченности. Кроме того, он влияет на степень относительной устойчивости диссипативных структур и формирует качественные характеристики нового социально-политического порядка. Появление диссипативных структур также приводит к появлению альтернатив постбифуркационного социума, где субъективный фактор становится важным. Эти тенденции могут привести к формированию внутренних противоречий в системе.

Социальные аттракторы — другой объект изучения социальной синергетики. Существует множество точек зрения на сущность и типологию социальных аттракторов. Так, по мнению И.Н. Ионова, они представляют собой идеальные образцы будущего порядка, которые определяют ценностную систему и цели деятельности человека, а также влияют на его возможности [5, p. 131]. Другие исследователи видят в социальных аттракторах проекты исторического развития. Например, В.В. Василькова сравнивает аттракторы с социальными утопиями, отмечая, что утопии играют важную роль в формировании социального порядка и ориентиров для истории человечества [6, с. 411]. В этом контексте социальные аттракторы могут иметь идеологическую и ценностную окраску, выступая элементами социального проектирования.

Изучение феномена аттрактивности необходимо для выявления закономерностей управления социальной системой. В условиях социальной бифуркации общество ориентируется на перспективные идеи общественного устройства, которые заданы начальными условиями (традиции, природная и геополитическая среда, человеческий материал). Аттрактивность основывается на принципе подчинения и позволяет исключить большое число переменных, сводя задачу к поиску значений небольшого числа переменных, играющих роль параметров порядка, которые подчиняют себе систему [7].

Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов отмечали, что поведение элементов любой сложной системы определяется параметрами порядка, которые позволяют описать данную систему относительно простым образом [8]. Например, описывая эволюцию российской социально-политической системы, некоторые ученые выделяют параметры порядка, сохраняющие свою устойчивость в результате исторической динамики [9; 10].

В точке бифуркации политические события могут значительно ускорять свой ход благодаря резонансным явлениям при совпадении нескольких параметров порядка. В отечественной истории подобные явления происходили в период «триумфального шествия советской власти», когда лозунги большевиков совпали с ожиданиями большинства рабочих и крестьян, и в годы Перестройки, когда внедренные в бифуркационное общественное сознание лозунги «гласности и демократии» вступили в резонанс с изменившимися идеалами советского общества, что привело к распаду советской государственности

Важно отметить, что поведение отдельных субъектов социальной системы определяется не только параметрами порядка, но и вкладом каждого социального актора в определение параметров порядка в качестве динамических характеристик системы. В состояниях неустойчивости поведение отдельного человека может стать значимым и обусловливать формирование нового коллективного образца поведения.

Большое значение в синергетике имеет набор аттракторов, примыкающих к текущему состоянию системы. Развитие одной и той же системы может иметь совершенно разные и даже противоположные тенденции в зависимости от различных начальных условий и специфики движения системы к своему или чужому аттрактору. Для одной социальной среды бесполезными могут быть эффективные воздействия, которые могли быть полезными для другой социальной среды. Поэтому нельзя просто переносить опыт развития других стран на свою «среду», поскольку начальные условия (и возможно, сама среда) слишком различны.

Необходимо обратить внимание, что социальные аттракторы, игнорирующие социокультурные факторы, не всегда способны вывести систему на более высокий иерархический и эволюционный уровень. Такие аттракторы зачастую называют «странными» или стохастическими [11, c. 60]. Подобные аттракторы в социальных средах могут быть заданы управляющими параметрами, однако малейшие отклонения от заданных условий могут приводить к абсолютно иным результатам. Например, изучая состояние странных аттракторов в социально-политических системах, можно ответить на вопрос, почему в 1990-х гг. результат либеральных реформ в России не соответствовал изначальным замыслам и установкам. Применительно к состоянию российского транзитивного общества, Г.Г. Малинецкий отмечал, что реализация «чужих проектов» или «вписывание» в них не приведет к большим сдвигам, так как необходимы общие цели и ценности, общая картина будущего [7, с. 73].

Таким образом, синергетическая методология, основанная на математическом моделировании и философской рефлексии, имеет безусловный теоретический и практический потенциал в вопросах изучения социально-политического порядка. При анализе применимости синергетического подхода к анализу общественных явлений необходимо учитывать ряд условий. Во-первых, любой политический порядок носит динамический и иерархический характер, то есть для его поддержания необходимо, чтобы параметры порядка макроуровня и мегауровня социальной системы успешно противодействовали хаосу микроуровня (закон иерархических компенсаций). Во-вторых, социальные отношения, выстроенные иерархическим способом, наиболее восприимчивы к резонансным явлениям, поэтому необходимо иметь альтернативные способы перестройки этих отношений, без нарушения внутренней целостности системы. Развитые горизонтальные связи внутри общественной системы могут служить залогом ее устойчивости в случае ослабления государственных институтов. В-третьих, при поведении государственных реформ нельзя навязывать обществу чуждые ему социальные институты в качестве главной константы развития, а необходимо учитывать его исторические и культурные традиции.

×

Об авторах

Александр Николаевич Сулимин

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Автор, ответственный за переписку.
Email: Kratos84@yandex.ru
SPIN-код: 1565-8460

кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры истории государства, права и международных отношений 

Россия, Саратов

Список литературы

  1. Haken H. Synergetics: basic concepts. In: Meyers R., editor. Encyclopedia of Complexity and Systems Science. New York, NY: Springer, 2009. P. 5–30. doi: 10.1007/978-0-387-30440-3_533
  2. Knyazeva H. Paradigm shift in the understanding of the creative abilities of consciousness // Filosofiya-Philosophy. 2019. Vol. 28, N. 1. P. 14–22. EDN: ZCHINV
  3. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. Москва: Центрполиграф, 2000. 637 с.
  4. Ключников С.А. Использование синергетического (бифуркационного) направления системного подхода для изучения социума // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2018. Т. 9, № 4. С. 21–25. EDN: TLSJUC
  5. Ionov I. Historical theories during the decline of the Soviet Union and in post-Soviet Russia // Social Sciences. 2018. Т. 49, N. 4. P. 105–119. EDN: HZKGKA doi: 10.31857/S013454860004088-4
  6. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. Москва: Лань, 1999. 478 с. EDN: RTAGWP
  7. Попов О.Р. Способ поиска параметров порядка самоорганизующихся систем: информационный аспект // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2020. № 2. С. 64–70. EDN: OYYQLO
  8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Конструктивная роль человека в процессах коэволюции [Электронный ресурс] // Сайт С.П. Курдюмова. Режим доступа: https://spkurdyumov.ru/sokrat/konstruktivnaya-rol-cheloveka-v-processaxkoevolyucii/. Дата обращения: 15.08.2023.
  9. Сулимин А.Н. Нелинейная динамика российских политических порядков сквозь призму исторического процесса // Genesis: исторические исследования. 2015. № 5. С. 338–364. EDN: VBJICD doi: 10.7256/2409-868X.2015.5.16617
  10. Ельчанинов М.С. Российский социум: структуры, хаос, катастрофы: монография. Москва: КноРус, 2019. 296 с. EDN: GHMTLO
  11. Khitaryan D., Stepanyan L., Oganyan K., et al. Social synergetics: synergetic historicism and humanism // Wisdom. 2022. Vol. 23, N. 3. P. 59–69. EDN: YZWJKW doi: 10.24234/wisdom.v23i3.717
  12. Ахромеева Т.С., Малинецкий Г.Г., Посашков С.А. Новая реальность, самоорганизация и управление будущим // Менеджмент в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 16–29. EDN: KIOSVI

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сулимин А.Н., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах