Внеинституциональная модель социально-гуманитарных наук: к вопросу об импорте педагогических технологий

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В постмодерной реальности способы производства и трансляции научного знания трансформируются: наряду с академической моделью социально-гуманитарных наук существуют внеинституциональные каналы гуманистики, которые характеризуются собственными способами ведения интеллектуального диалога, педагогическими техниками и технологиями. В период социокультурной трансформации и комплексных вызовов, академическим гуманитариям важно осуществлять импорт технологий, методик, накопленных в области внеинституциональной гуманистики.

Полный текст

Научное творчество всегда ведется в структурированном и определенным образом институционализированном комплексе социальных отношений. В текущей постмодерной реальности трансформируются привычные способы производства и трансляции знания: наряду с академической моделью социально-гуманитарных наук (СГН) существуют и внеинституциональные каналы гуманистики, со своими способами ведения интеллектуального диалога, педагогическими приемами передачи знания, техниками и технологиями.

Внеинституциональная гуманистика (ВГ) — это производство и трансляция гуманитарного знания за пределами социального института науки и образования, это знаниевый сектор за границей формального образования [1, c. 117]. «Социальный контракт» знания с социумом всегда направлен на воспитание человека под нужды культуры и общества. Поэтому уже в античности были школы долгой протяженности, нацеленные на распространение знания. Однако знание под эгидой сферы образования существовало не всегда: была уличная философия в эпоху поздней Античности, гуманитарное знание под эгидой церкви до становления университета, в контексте новой религиозности в эпоху Возрождения. Философы не всегда выбирали стандартный путь: иногда это ремесло шлифовальщика линз (Спиноза) или переписывание нот и участие в салонах-«квартирниках» (Руссо). С позднего Средневековья основной институциональный «порт» гуманитариев — это университет: схоластический (вплоть до начала XIX в.) и гумбольдтовский, который уже во времена Гегеля стал напоминать схоластический. И была альтернатива: образ жизни рантье (Шопенгауэр), служба в секретариате (Конт). Примеры существования знания за пределами образовательной сферы можно продолжать.

Сегодня помимо института образования есть надынституциональные формы «невидимого колледжа». Во внеинституциональном знаниевом секторе происходит разидентификация (разотождествление) с институтом формального образования, преобладают любительские и ретритные способы взаимодействия, отказ от дипломов в пользу рукопожатности и сообщества, возрождаются «квартирники» и интеллектуальные вечеринки, возникает консультационная активность в философской практике, ультраприкладном направлении современной философии на стыке с психологическим консультированием. Встречаются гибридные научно-популярные и образовательно-развлекательные формы edutainment (философские фестивали, балы психоаналитиков, визуальные исследования, прогулки и ужины с философами). Задействуются новые городские пространства (третьи места), интернет (если нет физических локаций, то это социальные сети, блоги). Процветает народная, любительская философия на видеохостингах, т. к. философия сегодня органично встроена в повседневную культуру. Наблюдается бум самиздата и эстетизация исследований (литература и др. художественные формы как «эзопов язык» и отдушина от бюрократии), есть явления на стыке с религиозностью, иногда с элементами коммерческого культа, практикуется информальное образование, о котором будет сказано ниже.

Указанные явления — это следствие дедифференциации культурных практик в эпоху постмодерна [2]. Гибридные формы на стыке институтов и сфер — частое явление сегодня. После кризиса «больших нарративов» модерна сложились новые смысложизненные нарративы, мировоззренческие миксты этики, психотехник и религиозности с ведущей ролью этики. Рассматривая смысложизненное стратегирование с позиций конкуренции этих душевспомогающих дискурсов, нужно ставить вопрос о специфике и границах каждого из них, фиксировать «нарушения» и выходы за рамки дисциплинарного поля. Психология мигрирует в религию: возникают православная, католическая (христианская), мусульманская психологии. Философия движется к психологии, прибегая к телесным практикам, медитациям, дыхательным упражнениям. Сегодня даже фитнес-тренеры предлагают смысложизненное ориентирование, сформировав выражение «прокачать навык осознанности» (майндфулнес, «светская медитация», эмбодимент фасилитация). Подход с позиций дедифференциации иной и связан с происходящей растушевкой границ трех дискурсов. Практическая философия (этика) центрирует телесные, медицинские, духовные, новорелигиозные, спонтанно-образовательные, художественные практики. Информационная (высокомодернизированная) экономика усиливает запрос на смысложизненные стратегии: «мозг есть средство производства» [3, с. 52]. Точнее — культура, ментальность, духовность являются средствами производства постмодерного человека. Там, где лидирует творческий труд, повышен запрос на духовное развитие, и этот запрос не удовлетворяет формальное образование, нацеленное на сертификацию специалиста под конкретную отрасль народного хозяйства. Поэтому растет количество людей, вовлеченных в любительское творчество, и механизмы современной цифровой культуры благодаря ИИ облегчают вхождение в творческую сферу. Сказанное выше о нематериальных средствах производства особенно присуще предпринимателям, фрилансерам, самозанятым, представителям прекариата и «системы Д» (от фр. se débrouiller — «самостоятельно выпутаться из затруднения»). Эта социальная прослойка сегодня растет.

В период социокультурной трансформации и комплексных вызовов академическим гуманитариям важно осуществлять импорт технологий, методик, накопленных в области ВГ. Идея «импорта технологий», возможно, спорна, например, формальное образование с информальным не должно смешиваться. Формальное образование удостоверено дипломом государственного образца, и о развлекательности, упрощении требований здесь речи быть не должно. Напротив, именно усвоенные на должном вузовском уровне базовые гуманитарные знания помогут человеку не стать клиентом философского, психологического, какого угодно иного консультирования в будущем. Первое образование формирует мировоззрение, поэтому оно должно быть фундаментальным. Но есть ли у современника шанс оказаться в неторопливой, стабильной ситуации? Сегодня досуг и возможность практиковать пифагорейскую созерцательность проблематичны: инновационизм и транзиторность постмодерна ускоряют бег социального времени. Специалитет (пять лет) сменился бакалавриатом (четыре года). Названия сегодня изменились, но суть прежняя. Первое образование утрачивает фундаментальность, а последующие просто примыкают к разомкнутой вненаходимой идентичности современника. Поэтому стоит говорить об импорте технологий. Каких именно, рассмотрим на примере информального образования.

Информальное образование — это образование, осуществляемое в повседневности, оно не структурировано в плане целей, продолжительности, помощи в обучении, нецеленаправленно, стихийно (спонтанно), непреднамеренно [4, с. 25–26; 5, с. 129]; осуществляется на рабочем месте, в семье, в сообществе, на досуге (например, в кафе или антикафе), без процедурных формальностей, в том числе не удостоверяется сертификатами, свидетельствами и дипломами. Иногда позиции обучающего и обучающегося (в привычном понимании) отсутствуют, имеет место совместная деятельность. Результатом являются soft skills и wild skills (мягкие и дикие навыки).

По сути, «учиться» у информалов преподавателю вуза нечему. То, что называется «философское кафе» — это просто хорошо организованный семинар. Казалось бы, разница в месте проведения: кафе (антикафе) или аудитория вуза. Но отличие в другом, в бюрократизме формального образования. Вынужденное пребывание в формальных рамках осмысливается как «зашколивание» учебного процесса, связанное с ориентацией на тестовую проверку знаний в ОГЭ и ЕГЭ в школах, со страхованием от претензий неуспешных студентов, которые апеллируют к формальным параметрам. Однако сегодня тенденцией становится «расшколивание» в ответ на зашколивание образования всех уровней1. Расшколивание, помимо прочего, связано с последствиями пандемии COVID-19, когда обучение начало происходить вне стен учебных заведений, и намечает тенденцию к сближению формальных и информальных педагогических технологий.

Ниже на примерах преподавания философии представлены некоторые приемы, которые уже проникают в высшую школу и которые можно, с пониманием ограничений, применять.

  1. Индуктивная логика вместо дедуктивной. Предпочтение этого подхода выражается в том, что мы идем от частного, от фрагмента текста, в противоположность традиционному дедуктивному подходу, рекомендациям сначала послушать курс лекций или прочитать учебник, который выстроит в голове обучающегося правильные, пусть пока и пустые «полки» для последующего размещения идей и смыслов. По индуктивной логике строятся сегодня и курсы философии в университетах: например, электив в ТюмГУ «Великие философские книги, изменившие цивилизацию» (вспоминается «Школа великих книг»)2. Перечень рекомендуемых текстов при этом является аналогом образовательной программы (скрытый учебный план) и всегда может вызвать вопросы. Важно совмещать оба принципа: начинать с дедуктивного (лекции), но попутно знакомить студентов с фрагментами философских текстов, первоисточников. Иногда второй метод увлекает, программа оказывается полностью индуктивной, и педагог зачастую сам дает интерпретацию текста.
  2. Особый подход к чтению первоисточников. У философа-любителя иные, в отличие от профессионального философа, ожидания от текста. Это рекреационное чтение, созерцание смыслов, медленное чтение вслух для активизации коммуникативных навыков и т. п. Отношение к тексту в курсе философии для студентов нефилософских специальностей (хотелось бы видеть их философами-любителями) основано на принципах: 1) чтение для познания предмета по программе (философа, эпохи, темы); 2) чтение для пользы в своей жизненной ситуации, профессии. Студентами чтение первоисточников воспринимается положительно, как «наслаждающая и вдохновляющая практика». Свободный обмен комментариями и впечатлениями в идеале стирает границу между учебой и досугом, что характерно для информального образования, а преподаватель выступает консультантом, владеющим техниками индивидуального философско-практического подхода.
  3. Неформальные приемы в дистанционной и очной работе преподавателя вуза. Например, экспертное включение знаменитой персоны или современного философа, что особенно легко осуществить в дистанционном формате. Или нестандартная организация консультаций без нахождения на рабочем месте — «завтрак с философом», «пробежка с профессором» посредством дистанционных ПО3.

Дистанционные технологии и учебный процесс без нахождения в стенах вуза — оптимальное решение в условиях биологической угрозы, как произошло в пандемию COVID-19, хоть преподавателей порой и смущал такой формат. Другими образовательными технологиями в этот период могли бы стать уличные практики античной Стои или школы перипатетиков в теплое время года (философы Ликея прогуливались по дорожкам заброшенного стадиона), перенос учебных семестров в летний период, что практиковалось в пандемию испанского гриппа, использование вместо закрытых аудиторий, где не все благополучно с вентиляцией, уличных территорий вузов. Последнее — еще один прием, «урок» информального образования. Реализация обучения на улице требует установок «вахты» на входе не в здание, а на территорию вуза, с тем, чтобы преподаватель, исполняющий должностную обязанность на рабочем месте, смог зафиксировать присутствие. Ограничение этого метода — сессия, необходимость соблюдать точность не только времени, но и места в расписании.

Сегодня можно говорить о заключении нового общественного договора знания с социумом. Растушевка границ между институциональной и внеинституциональной моделями СГН обладает эвристическим потенциалом, но и чревата опасностями: снижением академического уровня, другими факторами риска. Неизбежным является государственное регулирование внеинституционального СГН сектора: с 01.06.2021 в РФ работают законодательные нормы о просветительской деятельности. Но есть и возможность получать доход от налогов с деятельности ВГ (самозанятость, индивидуальное предпринимательство в креативных индустриях, будь то авторский туризм, философский досуг, самиздат). Ограничения в работе информальной образовательной креативной индустрии сегодня побуждают импортировать удачные педагогические технологии из ВГ. Во времена внутренних и внешних вызовов гуманитарная культура продолжает предоставлять механизмы успешного существования СГН.

1 Расшколивание надо встроить в образовательную программу школы [Электронный ресурс] // Информационно-образовательный портал DIDACTICUM. Режим доступа: https://didacticum.ru/novosti/rasshkolivanie-nado-vstroit-v-obrazovatel-nuyu-programmu-shkoly/?ysclid=ll4vs0hmiy488470952. Дата обращения: 10.08.2023.
2 Великие философские книги, изменившие цивилизацию [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.utmn.ru/obrazovanie/iot/electives/1099592/. Дата обращения: 10.08.2023.

3 Энди Уорхолл не про суп: позиционирование и саморепрезентация ВУЗа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rectory.ru/events/tpost/ga5ofau3f1-endi-uorholl-ne-pro-suppozitsionirovani?ysclid=lsd8yk5pa4177026947. Дата обращения: 10.08.2023.

×

Об авторах

Гульнара Эдуардовна Шалагина

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: galanova@rambler.ru
SPIN-код: 4187-2385

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и истории науки 

Россия, Казань

Список литературы

  1. Шалагина Г.Э. Внеинституциональная гуманистика, философская практика, информальное образование: контуры образовательной креативной индустрии // Социум и власть. 2021. № 1(87). C. 116–126. EDN: LYQAZQ doi: 10.22394/1996-0522-2021-1-116-126
  2. Лэш С. Постмодернизм как культурная парадигма. В кн.: Контексты современности — I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. С. 83–88.
  3. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее / пер. с англ. А. Константинова. Москва: Классика–XXI, 2011. 432 с.
  4. Гончарук Н.П. Развитие интеллектуальной компетентности и профессиональной мобильности научно-педагогических кадров в условиях информационного общества. Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011. 224 с.
  5. Нефедова Г.М. Специфика интеграции формального, неформального и информального образования // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3(17). С. 127–133. EDN: ZBLZFH doi: 10.23951/2307-6127-2017-3-127-133

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шалагина Г.Э., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах