ВОЗМОЖНОСТИ ФИЛОСОФИИ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Работа посвящена роли и возможностям философии в контексте междисциплинарного познания. В эпоху научной специализации философия, претендующая на специфичный тип научности, сохраняет способность к универсальному суждению, то есть способность не просто понимать природу, общество, сознание, но и одновременно рефлексировать эту способность. Благодаря своим уникальным возможностям философия может вполне успешно позиционировать себя в современном научном познании, не притязая на некое «предельное», или абсолютное, знание, а лишь творчески исполняя «роль» в ансамбле междисциплинарной научной коммуникации.

Полный текст

Философия как специфическая форма мышления, не привязанная жестко к конкретному предмету исследования, достаточно хорошо подходит для оформления междисциплинарных программ, и многие философы в современных условиях применяют собственные навыки в этих областях. Одним из признаков жизнеспособности философского вклада в междисциплинарные программы является все увеличивающееся количество специализированных философских журналов, которые посвящены их изучению. Подчеркивая важную роль междисциплинарности в современной науке, необходимо учитывать, что междисциплинарные стратегии, понятия и концепции остаются на уровне метанаучного знания. Они выходят за пределы отдельных научных дисциплин, демонстрируя притязания на универсальность, но всегда с некоторой, пусть и весьма широкой, сферой применимости, что характеризует всякое научное знание, тогда как философия стремится к безусловно всеобщему знанию [1, с. 10]. Хотя философия по своей природе не является междисциплинарной, она связана с очень широким спектром других дисциплин. Учебный план типичного философского факультета будет включать в себя многие из следующих курсов: философия науки, мышления, языка, права, искусства, литературы, образования и религии, сюда можно отнести также социальную и политическую философию, феминистскую философию, биомедицинскую этику, деловую этику и экологическую этику. При таком весьма широком наборе возможностей вовсе неудивительно, что студенты, изучающие философию, также специализируются в иных областях. Можно считать верным, что учащиеся, специализирующиеся в других областях, проходят отдельные курсы, родственные философии. Кроме оформления междисциплинарного сотрудничества, философия может способствовать выявлению самих основ научных дисциплин. Важной и традиционной функцией философии является более глубокое размышление о концепциях, методах и проблемах, которые являются фундаментальными в других дисциплинах. Например, хотя научное объяснение в той или иной форме является общим для всех наук, концептуальные вопросы о его природе и сравнительные вопросы о его логике в разных науках принадлежат философии науки. Некоторые из этих вопросов были рассмотрены учеными, но, объективно говоря, редко с полнотой и общностью, необходимой для глубокого понимания темы. Философия также критически рассматривает методы исследования в естественных и общественных науках. Каждая дисциплина порождает некоторые принципиально философские вопросы о себе. Например, психология порождает вопросы о том, что считать сознанием, об отношении психических состояний к состояниям мозга и о совместимости научного исследования ума с этическими предположениями о свободе и ответственности человека. Юриспруденция рождает вопросы о том, что такое закон, чем отличаются хорошие законы от плохих, какие условия необходимы для того, чтобы существовало действенное международное право. Каждая дисциплина также делает некоторые молчаливые предположения о возможности знания, природе реальности, изучаемой данной дисциплиной, и о том, какова ценность дисциплины. При изучении концепций и методов исследования, при рассмотрении вопросов, которые возникают в дисциплинах по поводу их собственного предмета, при выявлении основополагающего значения любой области исследования, связанной с получением знаний о мире и выдвижением ценностных требований к знанию, философия играет уникальную и важную роль в качестве метадисциплины. Это обеспечивает понимание других дисциплин, в частности их предпосылок, стандартов доказательств и способов объяснения, которые другие области обучения не пытаются или не могут выяснить. Принимая во внимание потенциальную ценность сильного философского факультета для других дисциплин, можно предположить, что философские образовательные программы могут быть поглощены или ассимилированы другими, будь то программы гуманитарных факультетов или более крупных подразделений, которые включают общественные науки. Философия все же отличается своей методологией и преследует вполне определенный набор вопросов. Автономная философская программа жизненно важна как по этим причинам, так и потому, что максимизирует вклад, который философы, не обремененные ограничениями, особыми стандартами или более узким предметом собственных дисциплин, могут внести в научно-образовательную систему. Поэтому философия не должна быть академической роскошью, а должна играть ключевую роль в любой сбалансированной научной программе. Изучение философии вносит существенный вклад в развитие критического мышления, что повышает способность рационально решать вопросы ценности и этической ответственности, расширяет понимание междисциплинарных вопросов, укрепляет изучение интеллектуальной истории и культуры в глобальном контексте. Наконец, оно существенно улучшает речевые и когнитивные навыки. Как видим, изучение философии может помочь многими способами. Философские методы могут способствовать решению как научных проблем в любой академической работе, так и иных вопросов в течение человеческой жизни. К этому следует добавить, что современная междисциплинарность требует адаптации языка науки к поиску транскрипций, метафор, помогающих взаимопониманию исследователей различных специальностей и профилей, повышающих эвристичность и эффективность их деятельности. По сути, это философский поиск «гибкой научной рациональности», или способности науки трансформировать систему критериев, определяющих сами границы научности [3, с. 9]. Отсюда и появляются проблемы, ставшие особенно актуальными в эпистемологии и философии науки: контекст открытия, несоизмеримость теорий, политеоретическое описание, конфликт интерпретаций, невозможность радикального перевода, типы рациональности, диалог и дискурс. В эпоху серьезной научной специализации философия, претендующая на специфическую научность, сохраняет способность к универсальному суждению, то есть способность понимать природу, общество, сознание и одновременно рефлексировать эту способность. Примерами служат суждения о том, что все явления реальности подчиняются универсальным законам, а не случайным обобщениям, что мир познаваем, детерминирован, имеет структурные уровни и эволюционирует. Исходя из коммуникативного понимания науки и философии можно утверждать, что философия погружена в коммуникативный контекст, который она критическим образом рефлексирует [2]. Дисциплинарно ограниченные ученые, переключая фокус собственной деятельности на другой предмет, либо продолжают исходить из своих дисциплинарных стандартов, либо переходят на аналитические позиции других дисциплин. Поэтому они не могут претендовать на то, чтобы свою нормативность навязывать другим, поскольку в этом случае неизбежны конфликты в научном сообществе. История науки показывает, что в процессе развития и дифференциации системы научных коммуникаций выделилась специальная сфера с функцией рефлексии, которая определяет себя по отношению к науке как (мета)теория познания, или эпистемология. Современная философия науки, являясь продуктом дифференциации, специализации и профессионализации, пытается сохранять способность к универсальному суждению, причем во многом благодаря своему определенному дилетантизму в конкретных областях научных знаний, который иногда позволяет увидеть и понять больше, чем это может сделать специализированный ученый. Неполнота фактических знаний у философов снимает или ограничивает абсолютность запретов на некоторые исследовательские ходы, поскольку философ понимает, что истина в большей степени играет нормативную и коммуникативную роль, нежели обеспечивает объективность знания. Таким образом, благодаря своим уникальным возможностям философия может вполне успешно развиваться в современном научном сообществе, не притязая на некое «предельное» или абсолютное знание, а лишь творчески играя свою собственную рефлексивную роль в ансамбле междисциплинарной научной коммуникации. Эта роль может усиливаться в ситуации бюрократического давления и монетаристской политики нынешней государственно-капиталистической организации науки и высшего образования, которая не позволяет развиваться почти эксклюзивным сейчас универсалистским темам познания мира и бескорыстного самопознания. В условиях крайне дифференцированного научного сообщества философия сохраняет возможность критического суждения, не ангажированного своей, претендующей на «центральность», точкой зрения, которая подкрепляется авторитетом власти, капитала или веры.
×

Об авторах

В. И Кудашов

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»

Email: vkudashov@mail.ru
г. Красноярск, Россия

Список литературы

  1. Князева Е.Н. Философия науки. Междисциплинарные стратегии исследований. - М.: Юрайт, 2019. - 289 с.
  2. Луман Н. Эволюция науки // Эпистемология & философия науки. - 2017. - Т. 52. - № 2. - С. 215-233.
  3. Порус В.Н. «Междисциплинарность» как тема философии науки // Эпистемология и философия науки. - 2013. - Т. II. - № 2. - С. 5-14.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кудашов В.И., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах