The concept of "quality of life" and its multidimensionality: philosophical and medical aspects

封面

如何引用文章

全文:

详细

This work is devoted to the problem of clarifying the concept of quality of life and its manifestation at different levels of human existence. Special attention is paid to the issue of "quality of life" in medicine. The normative understanding of the quality of life is considered and it is concluded that in medical practice in determining the quality of life the existential level is the main one.

全文:

Понятие “качество жизни” плотно вошло в наш обиход. Его используют в разных сферах жизни и разных областях науки: в экономике, социологии, психологии, медицине. В фокусе внимания философии оно оказалось во многом благодаря медицине, так как медицина имеет дело не просто с телом, с организмом, а с человеком. Если попытаться определить это понятие, то, как правило, под ним понимается уровень благополучия людей, создание достойных условий жизни, социальная устойчивость развития общества. Другими словами, это понятие является своеобразным измерением жизни человека и общества. Однако, на наш взгляд, качество жизни определенным образом связано с глубинным бытием  человека, с его смыслом жизни. В начале 60-х готов двадцатого столетия качество жизни пытались измерять набором объективных показателей, таких как : здоровье, трудовая занятость, жилищные и материальные условия. Для этого использовали социологические и статистические методы. Однако, эти показатели  часто не отвечали субъективным оценкам жизни людей. Есть ряд исследователей (Н.Д.Арутюнова, Е.М.Вольф, В.Н.Телия, А.Н.Баранов, Е.А.Баженова, Т.В.Бондарко, И.Л.Бондарко, М.П.Брандес и др.), которые выделяли две шкалы оценок: эмоциональную и рациональную. «В оценке подразумевают две разные стороны отношения субъекта к объекту, первая — его чувства, вторая — мнения»[1]. К позитивным чувствам можно отнести: ощущение социальной и личной безопасности, уверенность в завтрашнем дне, открытость к общению, заинтересованное отношение к своей работе, учёбе, к жизни вообще. К негативным - напротив: социальное изолирование, недовольство жизнью, страх перед будущим и т. д..

В 1962 году Абрахам Маслоу опубликовал свою книгу "На подступах к психологии бытия" и создал теорию «качества жизни». Он основал свою теорию развития к счастью и истинному бытию на концепции человеческих потребностей, описав свой подход как экзистенциальную психологию самоактуализации, основанную на личностном росте. По концепции Маслоу, если человек берет на себя больше ответственности,- он становится более свободным, сильным, счастливым и здоровым. Это и есть критерий понимания “качества жизни”. Однако, необходимо учитывать, что жизнь человека имеет несколько измерений и каждое из них может по-разному представлять качество жизни. Можно выделить главные - это наша физическая, социальная и экзистенциальная жизнь.

Если говорить о социальном измерении жизни, то качество жизни во многом зависит от социальных возможностей. Например, может ли человек в тех или иных социальных условиях реализовать себя как социальный субъект, то есть, быть востребованным обществом, социально активным? Социальное положение во многом определяет и в тоже время зависит от материального. Материальное благополучие, благодаря которому мы можем позволить себе ту или иную еду, одежду, жилищные условия жизни, безусловно свидетельствует для окружения человека о его качестве жизни. В этом случае, качество жизни для разных уровней жизни, социальных слоёв (классов), будет разным, для богатого человека качество жизни - одно, а для безногого - другое.. И это то, что более очевидно для людей, это то, что человек определяет для себя как “хорошо жить”. Однако может оказаться, что всё это внешнее благополучие не делает жизнь качественнее, или вернее сказать, не гарантирует нам наполненности жизни. Даже успешная социальная жизнь: карьера, признание, деньги могут порождать пустоту и безрадостность жизни. Это говорит о том, что качество измеряется не только материальным и социальным, но ещё и экзистенциальным параметром. Внутреннее осознание качества жизни связано именно с экзистенциальным измерением.

Если говорить о качестве нашей физической жизни - жизни нашего организма, то здесь мы непосредственно касаемся бытовой области и области медицины. Мы, как физическое тело, должны быть одеты, накормлены, у нас должно быть место - дом, где мы живем и, конечно же, крепкое здоровье. В связи с этим, особое место в определении качества жизни занимает состояние здоровья и уровень медицинского обслуживания. Медицина тоже оперирует понятием “качество жизни”. В медицинской практике существуют нормативы качества жизни для разных категорий больных. Есть нормативы для страдающих диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, инвалидов, страдающих болезнями опорно-двигательной системы и т.п.

Как правило, качество жизни в медицинской практики измеряется уровнем трудовой и социальной активности. К примеру, исследования качества жизни у пациентов, страдающих недугами, связанными с нарушениями опорно-двигательного аппарата, показатель сводился преимущественно к физической составляющей. «Особенно у них страдала физическая активность, вызывающая проблемы на работе и при выполнении ежедневных обязанностей» [2].

Состояние здоровья - это, безусловно, показатель качества жизни. Однако, если понимать здоровье однобоко, только как физическое состояние, то понятие “качество жизни” вряд ли уместно, ведь жизнь не определяется только физическим измерением. Тогда возникает вопрос, что же все-таки определяет качество жизни, если и физическое здоровье, материальное и социальное благополучие - это всего лишь условия, хотя необходимые, но недостаточные для того, чтобы жизнь стала качественной?

Исходя из выше сказаного, можно предположить что “качество жизни” достижимо лишь при возникающей гармонии во всех гранях жизни человека, но это может чаще всего выглядеть как утопия, что-то несбыточное. Человек всегда приобретая или имея что-то одно, как правило теряет другое. Действительно, существует внешний мир, который нелегко соотнести с нашими мечтами и потребностями, желаниями, как правило они не совпадают, но, есть и внутренний мир. Его возможности безграничны. Здесь качество жизни определяется переживанием полноты жизни. Когда человек принимает себя в мире с теми возможностями и достижениями, которыми он добился в жизни. Принимает себя со всеми недостатками, грехами и ошибками. Не в том смысле, что он ими гордиться, а в том, что это его жизнь и другой не будет. И когда он переживает смертельную болезнь, понимая, что жизнь заканчивается, его неповторимое единственное бытие становится миру не нужным. “Это нечто, что-то другое, оно дано нам прежде всего в чувстве той отрешенной тоски, которую все мы хоть на миг, хоть раз в жизни, но испытали. Ощущение, что я чужой в мире, что сам мир меня не принимает” [3]. Тогда, для каждого отдельного человека стоит вопрос в чем будет выражаться именно его качество жизни. И здесь мы переходим на экзистенциальный уровень понимания качества жизни.

Экзистенциальный уровень качества жизни связан с осознанием ценности самой жизни как дара и достоинства собственного бытия. Когда осознание, что ты смертен не пугает, а придает силу и уверенность в том, что ты есть, в том что ты делаешь. Ж-П. Сартр считал, что человек, будучи свободным может проектировать себя, осознав своё существование и приняв на себя ответственность за качество своей жизни. Именно этот аспект понимания качества жизни, как ценности каждой уникальной жизни, на наш взгляд, мог бы существенно дополнить, существующее в медицинской практике, нормативное понимание качества жизни.

×

作者简介

T. Martynenko

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Omsk State Medical University", Ministry of Health of the Russian Federation

编辑信件的主要联系方式.
Email: shxxminxxbo@mail.ru

студентка 221 группы лечебного факультета

俄罗斯联邦, Omsk

参考

  1. Vol'f E.M. Funkcional'naja semantika ocenki. M.: Nauka; 1985. p. 228. Russian (Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. с. 228).
  2. Mihajlova A.E., Krivoshapkin V.G., Protopopova R.N., Jerdes Sh.F. Kachestvo zhizni bol'nyh osteoartrozom v g. Jakutske. Nauchno-prakticheskaja revmatologija. 2, 2005. p. 11-14 Russian (Михайлова А.Е., Кривошапкин В.Г., Протопопова Р.Н., Эрдес Ш.Ф. Качество жизни больных остеоартрозом в г. Якутске. Научно-практическая ревматология. 2, 2005. с. 11-14).
  3. Mamardashvili M.K. Jestetika myshlenija. M.: Moskovskaja shkola politicheskih issledovanij, 2000. p. 416. Russian (Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. с. 416).

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Scientific Bulletin of the Omsk State Medical University, 2023

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可
##common.cookie##