Symbolic field of the cartoon "Hedgehog in the fog"

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In the article the attempt of philosophical comprehension of the symbolic field of the cartoon "Hedgehog in the Fog" by Y.B.Norstein is made. In the process of symbolic interpretation we try to reveal a number of archetypes, through which the artistic series of the cartoon turns to our unconscious. Analyzing the path of the main character and the meaning of this path in the context of eternal philosophical questions.

Full Text

В данной статье хотелось бы поговорить о возможных философских смыслах, заложенных в мультфильм Юрия Норштейна «Ёжик в тумане». Несмотря на то, что мультфильм появился на экранах в 1975 году, он до сих пор имеет культовый статус, который только продолжает крепнуть как в кругах отечественного, так и мирового зрителя. Поэтому хотелось бы разобраться, в чём уникальность этой сказки с философской точки зрения.

Человек, в процессе постижения чего-либо нового, неизменно ищет некие параллели или аналогии с уже пережитым опытом. Так произошло со мной и здесь. После просмотра мультфильма невольно видятся параллели с «Божественной комедией» Данте и его путешествием сквозь ад и чистилище в рай. Что же, по моему мнению, роднит Данте и Ёжика? Оба заблудились в сумеречном лесу, в котором им встречается несколько животных, символизм которых мы разберем позже. Также не стоит забывать и об изначальной цели Ёжика – добраться к другу – Медвежонку, которого можно соотнести с Вергилием, который смог, с помощью голоса, вызволить главного героя из тумана. Оба путешествия – странствие души от тьмы к свету. Мы видим это по символам начала и конца пути Ёжика: путешествие начинается с колодца – символа спуска в подземное царство, а заканчивается в спокойной обстановке рядом с лампой – символом света. Также стоит упомянуть, что оба произведения имеют похожий конец – встречу со звёздами. Оба героя любопытны на своём пути, и пытаются, во что бы то ни стало, воссоединиться с близким человеком.

Даже если не брать в расчёт аналогию с итальянским поэтом, очевидно, что Ёжик прошёл сквозь подземное царство, в котором встретил множество символов потустороннего мира. Рассмотрим туман, через который проходит весь сюжет мультфильма. В мифологии туман связан с моментом перехода и инициации, когда человек теряет одно устойчивое положение и через переходный этап обретает новый статус. Рассмотрим это путешествие с точки зрения теории румынского философа Мирча Элиаде, который считал, что любой обряд инициации состоит из трёх компонентов: отделение-переход-включение. Мы видим, как Ёжик входит в туман, тем самым отделяясь от своей предыдущей жизни, весь его путь сквозь туман – пространственный переход, который завершается дома у Медвежонка, где происходит включение Ёжика в новый статус. Что же обретает Ёжик на своём пути инициации? Самого себя. Путь главного героя мультфильма – обретение индивидуальности, метафорический путь самопознания. Начинается всё с собственного отражения в луже, это отсылает нас сразу к двум вещам: мифу о Нарциссе и теории французского философа и психоаналитика Жака Лакана.

Для начала остановимся на мифологии. Нарцисс за отвержение нимфы, влюбившейся в него, был наказан богиней Немезидой: он влюбился в собственное отражение в воде и не смог сойти с места, превратившись в прекрасный цветок. Мультфильм начинается с двух образов, напрямую отсылающих нас к тому мифу: мы видим, как Ёжик смотрит в своё отражение и как он аукает в колодец, вызывая эхо. Эти образы показывают нам, что в лесу Ёжику предстоит столкнуться с собственным подобием, и через него обрести себя. Ситуацию, в которой человек понимает себя через другого, наиболее ярко описал Жак Лакан. По его теории, именно в момент обнаружения и узнавания собственного отражения, мы формируем понимание самих себя. Это происходит у детей в период от 6 до 18 месяцев и называется «Стадией зеркала», т.е. настоящее познание себя возможно только при участии внешней стороны, от которой мы бы могли, буквально, отразиться. Здесь вновь стоит ненадолго вернуться к мифу о Нарциссе, ведь он впервые познал собственную красоту только в момент, когда увидел отражение. В мультфильме мы наблюдаем схожую картину: «Ёжик в тумане» начинает с того, что главный герой узнает себя в отражении и далее пытается найти выход из тумана – символа запутавшегося в себе человека. Только пройдя через туман и серию встреч с его обитателями, Ёжик по-настоящему обретает самого себя, ведь неслучайно в конце мы слышим фразу: «Всё-таки хорошо, что мы снова вместе» - Ёжик находит гармонию с собой. Мультфильм поднимает вечную тему: поиск себя и истин.

Вторым главным действующим героем мультфильма является Филин – тёмный двойник, который следует по пятам за Ёжиком, но ничего не может ему сделать. Стоит также упомянуть, что Ёжик его совсем не боится и открыто это показывает. Возможно, Ёжик догадывается, что Филин – часть его личности, с помощью которой он познаёт себя. Сам автор мультфильма подтверждает идею о злом двойнике, преследующем главного героя: «Филин – тот же Ёжик, только наоборот. Он такой же простодушный, только дурной». Своеобразная связь Филина и Ёжика видна невооруженным взглядом: первую половину мультфильма Филин старательно повторяет все его действия, будь то разглядывание собственного отражения или крик в колодец. Но если Ёжик совершает эти действия по ходу дела, то для Филина это явный новый опыт, причем Филин, в отличие от Ёжика, не отражается в луже, и его очень увлекает собственное эхо в колодце. В мифологии Филин одновременно олицетворяет мудрость и знание, мрак и смерть. Так, в Древнем Египте его считали птицей смерти, в мифологии Древней Греции – мудрости. Филин стремится запутать Ёжика, но главный герой не просто не поддается на это, но и нарочито показывает отсутствие какого-либо страха.

Путь из тумана к Медвежонку начинается, когда Ёжик находит дерево, напрямую отсылающее нас к архетипу Мирового древа из мифологии. Именно оно соединяет несколько уровней реальности «Ёжика в тумане»: под ним Ёжик начинает слышать голос друга. Мировое древо часто обозначало ось мира, и в мультфильме мы видим, как могучее дерево соединяет мир сна и яви, мир тумана и реальности. После Мирового древа Ёжик попадает в другой классический архетип – реку Подземного царства, пересечение которой завершает обряд инициации Ёжика, это финальный рубеж, который главный герой встречает, уже практически смирившись с участью погибнуть в тумане.

Последние мысли Ёжика, которые мы слышим в мультфильме, посвящены Белой Лошади. Лошадь – ключевой образ мультфильма, если в начале Ёжика интересует вопрос, потонет ли Лошадь в тумане, то потом, вспоминая о ней, он говорит: «Как она там, в тумане?». Для главного героя Лошадь становится образом чистой, божественной красоты, которой нет места в настоящем мире, где есть Медвежонок. Лошадь навсегда останется частью тумана, никогда его не покинув, как бы этого не хотелось Ёжику. Именно Лошадь позволяет провести аналогию с двумя видами познания: рационального и чувственного, которые разворачиваются на протяжении всего путешествия главного героя сквозь туман. Рациональное познание заключается в подсчёте звёзд, тогда как чувственное – в тумане. Даже вернувшись в лоно рационального познания, мы всё еще помним о силе откровения – красоте Белой Лошади.

В итоге Ёжик находит Медвежонка, но опыт, который он пережил в тумане, не оставляет его. Несмотря на уютную болтовню друга, Ёжик думает про себя: «Всё-таки хорошо, что мы снова вместе». Пройдя сквозь туман и наконец обретя себя, Ёжик возвращается в своё маленькое общество, но мы видим, что он стал другим.

Актуальность мультфильма «Ёжик в тумане» можно объяснить тем, что в нём поднимаются вечные вопросы, волнующие европейскую культуру с момента её появления: «что будет после смерти?», «как понять самого себя?», «что такое истина?». Также мультфильм активно воспроизводит устойчивые архетипы и образы, которые встречаются практически в каждой культуре, в той или иной мере. Мультфильм «Ёжик в тумане» говорит нам, что мы не можем познать мир до конца, но в этом нет ничего плохого, главное – мы не должны останавливаться в своём поиске, ведь на нашем пути могут возникнуть такие прекрасные откровения, как Белая Лошадь, а её красота оправдывает весь тот страх перед неизведанным, который возникает у нас, когда мы, как Ёжик, теряемся в туманной неопределенности мира. В мультфильме особо остро стоит проблема добра и зла, ведь Ёжика, который хочет добраться до Медвежонка, пугают и пытаются сбить с пути злые существа, вроде Филина и летучих мышей. Но действительно ли их можно назвать злом?

×

About the authors

S. A. Atyanchev

Omsk State Medical University

Author for correspondence.
Email: sa.atyanchev2020@omgau.org

студент 2-го курса землеустроительного факультета

Russian Federation, Omsk

References

  1. Данте Алигьери. Божественная комедия. – М.:Наука, 1967. – 628 с.
  2. Суслова О.Ю. Введение в чтение Лакана: «Стадия зеркала» // Кабинет А: Картины Мира. - СПб.: Инапресс. – С.143-161.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Scientific Bulletin of the Omsk State Medical University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies