Existential experience is the basis of Human existence

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The middle of XX century is the time of the greatest influence of thinkers belonging to such direction in philosophy as existentialism. The merit of these philosophers was that they drew attention to the fundamentally important topics of philosophy, which for various reasons were either distorted or silenced. It is about the original experience-experience of man as a being without foundation, the experience in which man first encounters his own self for the first time. This experience is not predetermined, it happens and is capable of animating that knowledge without which there is no human being as a human being as such.

Full Text

Как мы уже заметили, одним из самых влиятельных философских течений в прошедшем веке, безусловно, был экзистенциализм. Что отличает философию экзистенциализма? Интерес к внутреннему опыту человека. Чем для нас является внутренний опыт и что, собственно, он такое? Внутренний опыт, с точки зрения философов этого направления, - есть «подлинная очевидность», «живая конкретность» и потому он не может не вызывать к себе искреннего интереса. Попробуем прояснить его, обращаясь к рассказу Т. Толстой «Смотри на обороте» [2]. Почему именно к художественному произведению?  Потому, что это позволяет по-новому взглянуть на проблему человеческого существования, главную проблему экзистенциальной философии. Экзистенция (существование) – основное понятие, которым оперируют философы этого направления. Их мысль сосредоточена не на прояснении сущности мира, а на пребывании в мире человека, той единственной реальности, которую невозможно выразить в понятиях, на которую невозможно посмотреть со стороны, человека, утратившего ясность существования. Единственной возможностью вернуть ее себе становится внутренний опыт, как бытийный, то есть такой, в котором человеку открывается вся бездна его существования как «несуществование». Опыт этот не предопределен, его невозможно вызвать желанием – он случается [1, с. 19]. В нем, по слову Ж.-П. Сартра, происходит метафизическое освобождение человека, такое, когда он обнаруживает свою несвязанность повседневным существованием, когда он остается наедине с самим собой и ему открывается истина собственного существования как конечного и, одновременно, бесценного.

Рассказ Т. Толстой «Смотри на обороте» - это попытка интерпретации внутреннего опыта, ставшего событием в жизни героини повествования. Кто она, героиня рассказа? Мы застаем ее в Равенне, в городе, из которого когда-то ее отец отправил открытку с изображением мозаики мавзолея Галлы Плацидии. На обратной стороне открытки он оставил восторженную запись о том впечатлении, которое произвело на него мастерство безвестного автора. Но дочери никак не удается оживить эти отцовские впечатления, обнаружить их в себе самой. Ей скучно, Равенна ее раздражает, она никак не может понять, что могло в Равенне так восхищать ее отца. Она любила его, доверяла ему, была им оберегаема, но его не стало, и она с какой-то неизбывной горечью восклицает: «Но он умер, умер и не шлет мне больше открыток!». Рассказ ведется от первого лица и наша героиня, понимая историческое и культурное значение прекрасного старинного итальянского города, бывшего когда-то столицей империи, тем не менее не испытывает никакой радости от пребывания в нем. Боль утраты того, кто своей любовью хранил ее, не была ею пережита. Обида заглушила знакомое когда-то чувство благоговения перед жизнью. Жизнь ушла из жизни и все, что окружает нашу рассказчицу, представляется ей мертвым. Ее мысль все время вертится вокруг одного и того же впечатления – могила Галлы Плацидии, могила Теодориха, могила Данте, могила отца…Все умерло. И все же, чувство жизни, чувство, когда-то знакомое и ей, это чувство не было окончательно похоронено. Оно покоилось где-то на глубине души и дало о себе знать, когда случайно найденная открытка, которую героиня рассказа использовала как закладку для книг, вновь напомнила о том восторге перед жизнью, которым с ней делился отец. Почему же тогда путешествуя по миру, бывая в тех местах, где бывал ее отец, она никак не может пережить того знакомого чувства, которое позвало ее в дорогу? Почему мир представляется ей чем-то безжизненным, мертвым? Все потому, то ей хочется посмотреть на мир глазами отца. Ее отец всегда видел во всем только хорошее, он был жизнерадостным человеком. Героиня рассказа Т. Толстой все время пребывает в состоянии неопределенности, ей никак не удается связать воедино впечатления своего отца со своими собственными впечатлениями, не удается внутри себя отыскать то ощущение мира, которое ей было знакомо пока отец был жив и согревал ее своей любовью. Сможет ли она вернуть утраченное чувство жизни и что ей необходимо для этого, если попытка следовать путем отца оказывается безуспешной? Она все время находится во власти своих мыслей, но ей не удается связать их с действительностью и только случайное событие-потрясение возвращает ей веру в жизнь, которая хотя и была подавлена, но никуда не исчезала. Таким событием стала встреча со слепым человеком. Он лишен физического зрения, но обладает зрением духовным. Он помогает духовно прозреть и окружающим, дарит им свет, веру и “великое утешение красотой”, той красотой, которую он никогда не увидит, о которой ему, как умеет, расскажет его спутница. В этот момент, момент встречи со слепым путешественником, заявляет о себе живая активность внутреннего я нашей героини для того, чтобы осознать ценность жизни.  В этом опыте-потрясении к ней с новой силой приходит осознание, что наша жизнь не вечна, благодаря ему (внутреннему опыту как экзистенции) происходит встреча героини с собственной самостью. Это то самое событие, тот единственный случай (а мы не можем не понимать, что событие случилось), которые обнаружили собою бытие человека таким, каково оно есть. В нем (событии как экзистенциальном опыте) раскрылась вся глубина человеческого бытия как ценного.

Жизнь не бесконечна и нельзя откладывать ее на потом, к ней нельзя относиться безразлично и равнодушно. В противном случае можно просто потерять и себя, и ее. Такое понимание мы способны обрести благодаря внутреннему опыту как экзистенции, опыту, в котором мы осуществляем движение себе навстречу и это всегда усилие-сопротивление, живое состояние, то непосредственное переживание себя, но не как данности, а как возможности. Возможности быть живым. Однажды пережитый опыт и знание, добытое в этом опыте, никогда не даются человеку раз и навсегда – этот опыт не житейский. Он нечто иное, имеющее отношение к глубинам внутреннего мира, а потому способен произвести реальные изменения в нем [1, с. 25]. Ценность этого опыта в том, что, оставив след в нашей душе, он будет побуждать нас к работе всякий раз, здесь и сейчас, освобождая от всяческих предпочтений, оправданий, освобождая нас для жизни.

×

About the authors

Leila A. Abdulkhalygova

Omsk State Medical University

Author for correspondence.
Email: cirkin.cirkin@mail.ru

student

Russian Federation, 12, st. Lenina, 644099, Omsk

References

  1. Кузьмина Т.А. Экзистенциальный опыт и философия / Т.А. Кузьмина // Вопросы философии. – 2007. - №7. – С. 16-27.
  2. Толстая Т. Смотри на обороте. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litres.ru>chitat-onlayn

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Scientific Bulletin of the Omsk State Medical University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies