Исходы у детей, получивших лечение терапевтической гипотермией в неонатальном периоде
- Авторы: Поповская К.В.1, Савченко О.А.1
-
Учреждения:
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Выпуск: Том 4, № 3 (2024)
- Страницы: 58-62
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.eco-vector.com/2782-3024/article/view/639982
- DOI: https://doi.org/10.61634/2782-3024-2024-15-58-62
- ID: 639982
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель работы направлена на оценку отдаленных исходов у детей, получивших лечение терапевтической гипотермией в раннем неонатальном периоде, путем проведения систематического обзора доступных литературных источников. Материал и методы: Мы провели систематический обзор литературы с использованием PubMed и Кокрановской библиотеки. Критериями отбора являлись рандомизированные, контролируемые исследования с включением детей, получавших лечение терапевтической гипотермией в раннем неонатальном периоде. Критерии исключения включали в себя публикации с неуказанной датой и местом. Языковых ограничений не применялось. Результаты: Мы изучили 30 источников литературы за период с 2011 по 2022 год. Ряд исследований по катамнестическому наблюдению за детьми подтверждает, что терапевтическая гипотермия улучшает не только неонатальные исходы, но и снижает вероятность инвалидизации в возрасте до 18 месяцев жизни. Оценка неврологического исхода у детей, получавших в неонатальном периоде лечение терапевтической гипотермией, проводилась с 18 месяцев до 8 лет. По результатам тщательного отбора информации установлено, что дети, перенесшие терапевтическую гипотермию в раннем неонатальном периоде, имели в школьном возрасте когнитивные и двигательные нарушения, трудности с концентрацией внимания, медленной реакцией и снижением зрительно-пространственной обработки. Выводы: В настоящее время терапевтическая гипотермия – является новейшим методом лечения новорожденных с тяжелой неонатальной энцефалопатией, основанным на нейробиологических достижениях и признана клиницистами всего мира как эффективный метод. Однако, проведенные исследования показывают максимальную эффективность данного метода в оценке краткосрочных исходов и неоднозначную оценку по долгосрочным исходам. Наличие возможного неврологического дефицита у детей, получавших лечение терапевтической гипотермией в раннем неонатальном периоде, диктует разработку индивидуального алгоритма наблюдения данной категории новорожденных с ранним началом абилитационных нейропротективных мероприятий с последующим ежегодным прохождением когнитивных и двигательных тестов вплоть до перевода пациентов во взрослую сеть.
Полный текст
Сокращения:
ТГ – терапевтическая гипотермия
НЭ – неонатальная энцефалопатия
ГМ – головной мозг
Введение.
Неонатальная энцефалопатия (НЭ), возникающая в результате перинатальной асфиксии, остается одной из самых неоднозначных патологий, с которой сталкиваются врачи на современном этапе [25, 19]. Частота повреждений головного мозга, связанных с перинатальной асфиксией, составляет 8,5 на 1000 живорождений во всем мире, при этом в последнее время улучшения не наблюдается даже в развитых странах [13, 14]. Неонатальная энцефалопатия по-прежнему является одним из важных этиологических компонентов в развитии детского церебрального паралича, умственной отсталости и эпилепсии [5, 12]. Несмотря на развитие перинатальной медицины, в настоящее время существует только одно доказанное эффективное лечение НЭ – это терапевтическая гипотермия (ТГ), которая значительно снижает смертность и неблагоприятные исходы в неонатальном периоде [3, 4, 16, 17, 23, 30]. Однако, имеющиеся сведения о отдаленных когнитивных и двигательных исходах у детей, получивших ТГ в первые 6 часов жизни, весьма спорны [16, 18, 20].
Цель работы направлена на оценку отдаленных исходов у детей, получивших лечение терапевтической гипотермией в раннем неонатальном периоде, путем проведения систематического обзора доступных литературных источников.
Основная часть
Неонатальная энцефалопатия (НЭ) возникает вследствие перинатальной асфиксии и характеризуется повреждением белого вещества головного мозга (ГМ) и подкорковых структур ГМ [2, 6, 22, 25]. Спустя несколько часов от асфиксии возникает вторичное повреждение головного мозга через активацию процесса эксайтотоксичности, свободнорадикального повреждения и асептического воспалительного процесса [1, 2]. В многочисленных экспериментальных работах было показано, что гипотермия способствует уменьшению вторичного энергодефицита клеток, блокирует высвобождение глутамата и синтеза свободнорадикальных частиц, ингибирует воспаление и апоптоз [6, 8-10]. Однако оценка эффективности данного метода лечения не однозначна [4, 7, 24, 25].
В 2021 году была опубликована работа ученого Бристольского университета Spencer А. с соавторами, в которой установлена сохранность микроструктурных нарушений в головном мозге у детей, перенесших неонатальную энцефалопатию, не смотря на проведение ТГ, что и определило неблагоприятный неврологический исход у данной категории детей в будущем. Эти нарушения затрагивали области, участвующие в зрительно-пространственной обработке и внимании, итогом чего был значительный дефицит когнитивных функций в возрасте 18 месяцев жизни [25]. Снижение связи с многочисленными областями, участвующими в зрительно-пространственной обработке и внимании, согласуется с поведенческими нарушениями в исследование, проведенным Tonks J. и соавторами, где демонстрируется снижение зрительно-пространственной обработки, трудности с вниманием и более медленная реакция в данной группе детей [28]. В исследованиях Jary S. и Lee-Kelland R. точно также установлено, что сенсомоторные области, таламокортикальные связи могут быть причиной снижения двигательной активности при отсутствии ДЦП, а нарушение связи с миндалевидным телом может приводить к эмоциональным и поведенческим нарушениям [12, 16]. Эти результаты иллюстрируют сохраняющуюся уязвимость функций головного мозга после НЭ, несмотря на проведение процедуры TГ [25]. На сегодняшний момент остается открытым вопрос, о природе данных микроструктурных повреждений, а именно, вызваны ли эти изменения процедурой ТГ или же это результат повреждения, возникшего в результате НЭ [19, 21, 23, 25]. По данным китайского исследователя Weng B. индекс умственного и психомоторного развития в 18 месяцев жизни в группе детей, получивших ТГ, был значительно выше, чем в группе детей, получивших традиционную терапию [8, 29]. Ряд исследований по катамнестическому наблюдению за детьми подтверждает, что терапевтическая гипотермия улучшает не только неонатальные исходы, но и снижает вероятность инвалидизации в возрасте до 18 месяцев жизни [8, 10, 26].
Однако, несмотря на перспективность данного метода лечения, имеются тревожные данные не только по заболеваемости, но и смертности детей далеко за пределами неонатального периода. В открытом рандомизированном контролируемом исследовании «HELIX» на базе семи отделений интенсивной терапии новорожденных в Индии, Шри-Ланке и Бангладеш проведена оценка исходов детей в 3-х временных точках: неонатальный период, младенческий возраст (18–24 месяца), детский возраст (5–10 лет). На основании полученных данных установлено, что терапевтическая гипотермия связана с тревожным увеличением смертности детей во всех исследуемых временных точках. Авторы делают выводы, что данный вид лечения должен быть осуществлен в стационарах 3-го уровня оказания неонатальной помощи и рекомендован к немедленному прекращению в условиях «ограниченных ресурсов» [27]
Проведенное в 2015 году в Великобритании наблюдательное исследование Jary S. показало, что у 18 детей, получивших в первые 72 часа жизни ТГ, в возрасте от 18 до 24 месяцев жизни развился ДЦП [13]. Продолжив данное исследование, уже в 2019 году были опубликованы результаты, свидетельствующие о том, что у 11 детей (38%) в возрасте 6-8 лет, перенесших ТГ, имеются когнитивные и двигательные нарушения, которые не прогнозировались по показателям развития до 18 месяцев [11, 13, 15]. Данный результат подтверждается результатами исследования их коллег из Бристольского университета, которые указывают на низкие показатели IQ и эмоциональные трудности у данной категории детей в школьном возрасте, чем у их сверстников [16]. В будущем дети, получавшие ТГ имеют нарушение слуха, зрения, снижение способности к визуально-пространственной обработке, трудности с вниманием и замедление времени реакции [8, 26, 28].
Заключение
В настоящее время ТГ – является новейшим методом лечения новорожденных с тяжелой НЭ, основанным на нейробиологических достижениях и признана клиницистами всего мира как эффективный. Однако проведенные исследования показывают максимальную эффективность данного метода в оценке краткосрочных исходов и неоднозначную оценку по долгосрочным исходам. Является ли это результатом непосредственного влияния данной лечебной методики или основную роль играет степень тяжести НЭ и, следовательно, микроструктурные нарушения головного мозга – на сегодняшний момент крайне дискутабельный вопрос. Высокий риск развития в будущем неврологического дефицита требует от клиницистов персонифицированного подхода к вопросам абилитации данной категории детей.
Об авторах
Кристина Владиславовна Поповская
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: christinapopovskaya@yandex.ru
студентка 6 курса педиатрического факультета
РоссияОльга Анатольевна Савченко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: christinapopovskaya@yandex.ru
к.м.н., доцент кафедры госпитальной педиатрии
РоссияСписок литературы
- Karkashadze G.A., Anikin A.V., Zimina E.P, et al. Current data on the pathogenesis and treatment of hypoxic-ischemic brain lesions in newborns. Pediatric Pharmacology 2016; Russian. (Каркашадзе Г.А., Аникин А.В., Зимина Е.П. и др. Современные данные о патогенезе и лечении гипоксически-ишемических поражений головного мозга у новорожденных. Педиатрическая фармакология 2016.)
- Zadvornov A.A. Neonatal therapeutic hypothermia: how does it work? Neonatologiya:novosti, mneniya, obuchenie. Neonatology: News. Opinions. Training 2016; Russian. (Задворнов А.А. Неонатальная терапевтическая гипотермия: как она работает? Неонатология: новости, мнения, обучение 2016.)
- Abate B.B, Bimerew M., Gebremichael B. Effects of therapeutic hypothermia on death among asphyxiated neonates with hypoxic-ischemic encephalopathy: a systematic review and meta-analysis of randomized control trials. PLoS One. 2021; doi: 10.1371/journal.pone.024722
- Abd-El А.H, Mohamed M.D, Dabous N.I, et al. Effect of the use of a polyethylene wrap on the morbidity and mortality of very low birth weight infants in Alexandria University Children's Hospital. The journal of the egyptian public health association 2012;104:8doi: 10.1097/01.EPX.0000421565.
- Azzopardi D., Strohm B., Marlow N., et al. Effects of hypothermia for perinatal asphyxia on childhood outcomes. N Engl J Med 2014;371(2) :140-149.
- AlKharfy T.M. Induced hypothermia to treat neonatal hypoxic-ischemic encephalopathy. Review of literature with meta-analysis and development of national protocol Neurosciences (Riyadh). 2013;18(1):18-26.
- Bhat B.V, Adhisivam B. Therapeutic cooling for perinatal asphyxia-Indian experience. The Indian Journal of Pediatrics.2014;81(6):585–91.doi: 10.1007/s12098-014-1348-0
- Herrera T. I, William L.E, Malcolm F.P, et al. Outcomes of preterm infants treated with hypothermia for hypoxic-ischemic encephalopathy. Early Human Development 2018;(1)1-7 https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2018.08.0039. Hayakawa M., Ito Y., Saito S., et al. Incidence and prediction of outcome in hypoxic-ischemic encephalopathy in Japan. Pediatr Int. 2014;56(2):215-221
- Inder T.E, Volpe J.J. Mechanisms of perinatal brain injury. Semin Neonatol. 2000;5(1):3-16. doi: 10.1053/siny.1999.0112.
- Jacobs S.E, Berg M., Hunt O., et al. Cooling for newborns with hypoxic ischaemic encephalopathy 2013; Rev Cochrane Database Syst 10.1002/14651858.CD003311.pub39.
- Jary S., Lee-Kelland R., Tonks J., et al. Motor performance and cognitive correlates in children cooled for neonatal encephalopathy without cerebral palsy at school age. Acta Paediatr. 2019;108(10):1773-1780. doi: 10.1111/apa.14780.
- Jary S., Smit E., Liu X., et al. Less severe cerebral palsy outcomes in infants treated with therapeutic hypothermia. Acta Paediatr. 2015;104(12):1241-7. doi: 10.1111/apa.13146.
- Joy R., Pournami F., Bethou A., et al. Effect of therapeutic hypothermia on oxidative stress and outcome in term neonates with perinatal asphyxia: a randomized controlled trial. Journal of tropical pediatrics. 2013;59(1):17–22. 10.1093/tropej/fms036
- Laptook A.R, Shankaran S., Tyson J.E, et al. Effect of therapeutic hypothermia initiated after 6 hours of age on death or disability among newborns with hypoxic-ischemic encephalopathy: a randomized clinical trial. JAMA. 2017;24;318(16):1550-1560. doi: 10.1001/jama.2017.14972.
- Lee-Kelland R., Jary S., Tonks J., et al. School-age outcomes of children without cerebral palsy cooled for neonatal hypoxic–ischaemic encephalopathy in 2008–2010. Arch. Dis. Child. - Fetal Neonatal Ed. 2020;105(1):8–13. doi: 10.1136/archdischild-2018-316509.
- Locci E., Bazzano G., Demontis R., et al. Еxploring perinatal asphyxia by metabolomics. metabolites. 2020;10(4):141. doi: 10.3390/metabo10040141.
- Lunze K., Bloom D.E, Jamison D.T, et al. The global burden of neonatal hypothermia: systematic review of a major challenge for newborn survival. BMC Med. 2013;31;11:24. doi: 10.1186/1741-7015-11-24.
- Ly M.T, Nanavati T.U, Frum C.A, et al. Comparing tract-based spatial statistics and manual region-of-Interest labeling as diffusion analysis methods to detect white matter abnormalities in infants with hypoxic-Ischemic encephalopathy. J Magn Reson Imaging. 2015;42(6):1689-97. doi: 10.1002/jmri.24930.
- Mohamed S.O.О, Ahmed S.M.I, Khidir R.J.Y., et al. Outcomes of neonatal hypothermia among very low birth weight infants: a meta-analysis. Matern Health Neonatol Perinatol. 2021;7(1):14. doi: 10.1186/s40748-021-00134-6.
- Nair J, Kumar V.H. Current and emerging therapies in the management of hypoxic ischemic encephalopathy in neonates. Children. 2018;5(7):99. doi: 10.3390/children5070099
- Perlman J.M., Wyllie J., Kattwinkel J., et al. International consensus on cardiopulmonary resuscitation and emergency cardiovascular care science with treatment recommendations. Circulation. 2010;122:S516-S538.
- Polat M., Tansuğ N., Rabia G. Sezer, et al. Prediction of neurodevelopmental outcome in term neonates with hypoxic-ischemic encephalopathy. European Journal of Paediatric Neurology 2013;17(3): 288-293. doi.org/10.1016/j.ejpn.2012.11.004.
- Silveira R.C., Procianoy R.S. Hypothermia therapy for newborns with hypoxic ischemic encephalopathy. J Pediatr (Rio J) 2015;91(6):S78-83. doi: 10.1016/j.jped.2015.07.004.
- Spencer A.P.C, Brooks J.C.W, Masuda N., et al. Disrupted brain connectivity in children treated with therapeutic hypothermia for neonatal encephalopathy. Neuroimage Clin. 2021;30:102582. doi: 10.1016/j.nicl.2021.102582.
- Tagin M.A, Woolcott C.G, Vincer M.J, et al. Hypothermia for neonatal hypoxic ischemic encephalopathy: an updated systematic review and meta-analysis. Archives of pediatrics & adolescent medicine. 2012;166(6):558–66. doi: 10.1001
- Thayyil S., Pant S., Montaldo P. et al. Hypothermia for moderate or severe neonatal encephalopathy in low-income and middle-income countries (HELIX): a randomised controlled trial in India, Sri Lanka and Bangladesh. Lancet Glob Health. 2021;9(9):e1273-e1285. doi: 10.1016/S2214-109X(21)00264-3.
- Tonks J., Cloke G., Lee-Kelland R., et al. Attention and visuo-spatial function in children without cerebral palsy who were cooled for neonatal encephalopathy: A case-control study. Brain Int. 2019;33(7):894–898. doi: 10.1080/02699052.2019.1597163
- Weng B., Yan C., Chen Y., et al. Efficiency evaluation of neuroprotection for therapeutic hypothermia to neonatal hypoxic-ischemic encephalopathy. Front Neurosci. 2021;15:668909. doi: 10.3389/fnins.2021.668909.
- Wu H., Li Z., Yang X., et al. SBDPs and Tau proteins for diagnosis and hypothermia therapy in neonatal hypoxic ischemic encephalopathy. Exp Ther Med. 2017;13(1):225-229. doi: 10.3892/etm.2016.3911.
Дополнительные файлы
