The Rise of Empress Wu Ze-tian (624–705) Relatives as Reflected in the Dynastic Histories “Old Book of Tang” and “New Book of Tang”

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This article is devoted to the analysis of actions undertaken by Wu Ze-tian 武則天 (624–705), the first and only woman in Chinese history, who was bequeathed the title of august emperor and founded the Great Zhou state (Da Zhou 大周; 690–705) to raise the status of the Wu 武 family, as they were represented in the main sources of study for this period – the normative histories Old Book of Tang and New Book of Tang. Career advancement steps of the three most well-known relatives (Wu Cheng-si 武承嗣 (649–698), Wu San-si 武三思 (?–707) and Wu You-ning 武攸宁 (? –705) are examined. Special attention is given to the main stages in the rise of the Empress’s ancestors, including her father Wu Shi-huo, who made the posthumous journey from a guo-gong 國公 to August Emperor (huang-di 皇帝). A conclusion is reached that Wu’s consistent actions in this direction allowed her to replace the royal Tang dynasty with the Wu family in the ideological structure of China for an entire decade. Nevertheless, in the final period of her reign, Wu Ze-tian was forced to give up the hope of installing the Wu family as rulers of China.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ

Первой и единственной в истории Китая женщиной, получившей титул «августейшего императора» (хуан-ди 皇帝) и основавшей новое государство — Великое Чжоу (Да Чжоу 大周, 690–705), стала У Чжао 武曌 (624–705), более известная в историографии как У Цзэ-тянь 武則天. На сегодняшний день основными источниками по изучению её правления являются так называемые нормативные истории (чжэн ши 正史) — исторические труды, представляющие собой описание правления той или иной династии (реже — нескольких династий). Одним из основных качеств историка, создателя этих сочинений, должна была быть беспристрастность [1], однако в случае с такими неоднозначными личностями, как У Цзэ-тянь, беспристрастность вполне могла уступать другому важному принципу составления «нормативных историй» — установке на дидактичность. У Цзэ-тянь была не только узурпатором, но и женщиной, занявшей императорский престол и сделавшей «варварское» буддийское учение одним из столпов своей легитимационной политики. Очевидно, что ни один из этих фактов не мог вызвать симпатию у конфуцианцев-историографов, и их задачей было предостережение будущих правителей и их амбициозных супруг от совершения подобных ошибок. Поэтому важной проблемой изучения данного периода истории Китая является выявление степени достоверности и особенностей отображения правления У Цзэ-тянь в посвященных эпохе Тан 唐 (618–907) «нормативных историях» — «Старой книге [об эпохе] Тан» (Цзю Тан шу舊唐書; далее ЦТШ)1 и «Новой книге [об эпохе] Тан» (Синь Тан шу 新唐書; далее СТШ)2. В данной статье рассматривается, каким образом в этих трудах были отражены действия У Цзэ-тянь по возвышению своих родственников из рода У 武.

Следует отметить, что У Цзэ-тянь часто сравнивают с императрицей Люй-хоу 呂后 (Люй Чжи 呂雉, 241–180 до н.э., прав. 188–180 до н.э.). Люй-хоу имела сильное влияние на своего сына, императора Лю Ина 劉盈 (210–188 до н. э., прав. 195–188 до н. э.), а после смерти последнего на протяжении восьми лет правила в качестве регента при его малолетних сыновьях. Однако если с точки зрения историографов лейтмотивом действий императрицы Люй было желание возвысить членов своего рода [2], то У Цзэ-тянь, по всей видимости, была более сфокусирована на достижении личных честолюбивых целей и уделяла немало внимания поиску лояльных ей талантливых чиновников не из числа родных. Хотя родственники правительницы и получали многочисленные должности, часто их обязанности были лишь формальными. Тем не менее возвышение представителей рода У в противовес репрессиям в отношении рода Ли 李 (рода императоров государства Тан) отражено в нормативной историографии.

ВЫДВИЖЕНИЕ РОДСТВЕННИКОВ ИМПЕРАТРИЦЫ И ДАРОВАНИЕ ИМ ДОЛЖНОСТЕЙ, ПОЧЕТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ И ТИТУЛОВ

Вне зависимости от того, планировала ли У Цзэ-тянь стать императором3 или рассчитывала править только в качестве регента, как уже ранее делали Люй-хоу, а также императрицы государства Северное Вэй (Бэй Вэй 北魏, 386–534) — например, Вэнь-мин тай-хоу 文明太后 (442–490) и Лин тай-хоу靈太后 (?–528), действия по повышению статуса своих родственников она начала предпринимать задолго до воцарения в качестве императора. После же образования нового государства они были массово наделены почётными титулами и должностями.

兄子文昌左相承嗣為魏王,天官尚書三思為梁王,堂侄懿宗等十二人為郡王

Сына старшего брата [У Цзэ-тянь], вэнь-чан цзо сяна[4] Чэн-сы сделали Вэй-ваном, тянь-гуань шан-шу[5] Сань-сы сделали Лян-ваном, двоюродный племянник И-цзун и подобные 12 человек стали цзюнь-ванами[6] [5].

В табл. 1 представлены перемещения по карьерной лестнице трёх представителей рода У, которым «Книги [об эпохе] Тан» уделяют максимальное внимание. Таковыми были племянники императрицы — У Чэн-сы 武承嗣 (649–698), У Сань-сы 武三思 (?–707) и У Ю-нин 武攸寧 (?–ок.705)7. Жирным шрифтом выделены назначения, свидетельства о которых есть в «Основных записях» (Бэнь цзи 本紀) обеих «Книг [об эпохе] Тан», курсивом — тех, которые зафиксированы только в ЦТШ, обычным шрифтом — в СТШ. Если же в хрониках не зафиксировано само назначение, однако в тексте рассматриваемый государственный деятель упоминается в качестве обладателя той или иной должности, эта должность указывается в скобках8.

 

Таблица 1. Этапы карьерного роста трех представителей рода У

 

Дата

Должность/разжалование

Ранг

Упоминание в ЦТШ

Упоминание в СТШ

У Чэн-сы (649–698)

1

 

(Ли-бу шан-шу[9])

Осн. 3

Да

Нет

2

19 июня – 17 июля / 1 июля 684 г.

Тун-чжун-шу мэнь-ся сань-пинь10

Осн. 3

Да

Да

3

1 июля 684 г.

Тай-чан-цин11

Осн. 3

Нет

Да

4

11 октября 684 г.

Разжалование

 

Нет

Да

5

 

(Чунь-гуань шан-шу12)

Осн. 3

Нет

Да

6

8 апреля 685 г.

Тун фэн-гэ луань-тай сань-пинь13

Осн. 3

Нет

Да

7

24 апреля 685 г.

Разжалование

 

Нет

Да

8

 

(Тянь-гуань шан-шу)

Осн. 3

Да

Да

9

27 марта – 24 апреля / 15 апреля 689 г.

На-янь14

Осн. 3

Да

Да

10

15 февраля – 15 марта / 21 декабря 690 г.

Вэнь-чан цзо сян

Сопр. 2

Да

Да

11

24 февраля 690 г.

тун фэн-гэ луань-тай сань-пинь

Осн. 3

Нет

Да

12

16 сентября – 14 октября 692 г.

Тэ-цзинь[15]

Осн. 2

Да

Нет (но далее уже назван тэ-цзинем)

13

1 октября 692 г.

Разжалование

 

Нет

Да

  

(Чунь-гуань шан-шу)

 

Да

Да

14

24 июня – 23 июля 697 г.

тун фэн-гэ луань-тай сань-пинь

Осн. 3

Да

Да

15

26 июля 697 г.

Разжалование

 

Нет

Да

У Сань-сы (?–707)

1

 

(Чунь-гуань шан-шу)

Осн. 3

Нет

Да

2

24 июня – 23 июля / 17 июля 697 г.

Тун фэн-гэ луань-тай сань-пинь

Осн. 3

Да

Да

3

26 июля 697 г.

Разжалование

 

Нет

Да

4

22 сентября 698 г. / 25 сентября 699 г.

Нэй-ши16

Осн. 2

Да

Да (спустя год)

5

22 сентября 698 г.

Цзянь-цзяо нэй-ши17

Соотв. п. 2.

Нет

Да

6

24 декабря 699 г.

Тэ-цзинь

Осн. 2

Да

Нет

7

18 декабря 699 г.

Разжалование

 

Нет

Да

8

7 декабря 701 г.

Разжалование

 

Нет

Да

У Ю-нин (?–ок. 705)

1

 

(Фэн-гэ ши-лан18)

Осн. 4 высш.

Да

Да

2

15 февраля – 15 марта / 24 февраля 690 г.

На-янь

Осн. 3

Да

Да

3

7 сентября 691 г.

Разжалование

 

Нет

Да

4

27 сентября – 26 октября / 22 октября 691 г.

На-янь

Осн. 3

Да

Да

5

16 сентября – 14 октября 692 г.

Дун-гуань шан-шу[19]

Осн. 3

Да

Нет

6

1 октября 692 г.

Разжалование

 

Нет

Да

7

 

(Ся-гуань шан-шу20)

Осн. 3

Нет

Да

8

10 октября – 7 ноября / 16 октября 698 г.

Тун фэн-гэ луань-тай пин-чжан-ши21

Осн. 3

Да

Да

9

9 февраля 699 г.

Разжалование

 

Нет

Да

 

Первым событием, которое упоминают «Основные записи» «Книг [об эпохе] Тан», стало добавление к названию должности племянника императрицы У Чэн-сы условного именования тун чжун-шу мэнь-ся сань пинь 同中書門下三品 [5, 4]. Таким образом, в июле 684 г. У Чэн-сы, к тому моменту уже занимавший должность главы Министерства ритуалов, также стал участником совещаний у императора. СТШ сообщает, что вдобавок к этому статусу У Чэн-сы получил также должность «сановника [по делам] Великого постоянства» (тай-чан-цин 太常卿) [4].

После этого У Чэн-сы был разжалован по не указанной в хрониках причине, однако вскоре, судя по всему, занял место «ведающего документами [из] Весенней администрации» — так стало называться уже упоминавшееся выше Министерство ритуалов после того, как в 684–685 гг. У Цзэ-тянь провела масштабные переименования должностей и титулов.

В апреле 685 г. У Чэн-сы получил дополнение к именованию должности «тот, кто вместе со [служащим] Фениксовых палат [и] Платформы красного феникса [имеет] третий ранг» [4]. Это дополнение было аналогично упоминавшемуся выше дополнению тун чжун-шу мэнь-ся сань пинь и стало использоваться после переименований 684–685 гг. Спустя несколько недель У Чэн-сы снова был разжалован, а после, по-видимому, получил должность «ведающего документами [из] Небесной администрации» — главы бывшего Министерства чинов.

В апреле 689 г. У Чэн-сы получил должность «подносящего речи» [5]. В конце 690 г. должность на-яня перешла другому племяннику У Цзэ-тянь, У Ю-нину 武攸寧 (? – ок. 705 г) [5] (о чём будет сказано ниже), а У Чэн-сы перешёл на более высокую позицию «левого министра расцвета просвещения» [5]. В начале 690 г. ему снова было даровано именование тун фэн-гэ луань-тай сань-пинь, а осенью 692 г. — почётное звание тэ-цзиня. Последующие карьерные успехи У Чэн-сы в «Основных записях» не обозначены, однако раздел «Биографии» СТШ утверждает, что У Чэн-сы приложил недюжинные усилия к тому, чтобы стать наследником престола. Действия эти, впрочем, не увенчались успехом. У Чэн-сы не получил желаемое, а вместо этого стал свидетелем возвращения ко двору сына императрицы Ли Чжэ, после чего был назначен «великим опекуном» (тай-бао太保) последнего. Такого честолюбивый У Чэн-сы перенести уже не смог и, согласно данным биографии, умер от гнева и недовольства [4]. «Основные записи» обеих «Книг [об эпохе] Тан» оставляют эту трагикомическую историю за скобками, однако сообщают, что в 697 г. У Чэн-сы стал обладателем именования тун фэн-гэ луань-тай сань-пинь, но вскоре снова был разжалован.

В целом, как кажется, влияние, которое на У Цзэ-тянь оказывал У Чэн-сы, несколько преуменьшается исследователями, видящими во всех мероприятиях, проведенных в идеологической сфере, идеи исключительно императрицы. Так, итальянский исследователь правления У Цзэ-тянь Р. Гуиссо отмечает, что в период нахождения императрицы у власти все представители рода У были в лучшем случае лишь марионетками У Цзэ-тянь в её борьбе с представителями высшей аристократии [6]. Тем не менее именно У Чэн-сы, судя по данным хроник, принимал непосредственное участие в важнейших событиях того периода — подделал «драгоценную схему» (баоту 寶圖)22 [8], задолго до воцарения У Цзэ-тянь в качестве императора предлагал устроить в Шэньду23 семь храмов предков рода У24 [4] и т.д. Можно предположить, что отчасти идеи создания нового государства, воцарения У Цзэ-тянь и установления рода У в качестве императорского принадлежали и У Чэн-сы, самому стремившемуся к императорскому титулу и не имевшему возможности получить его иным сколь бы то ни было легитимным способом. Информация о том, что У Чэн-сы претендовал на место наследника престола, содержится (как уже указывалось выше) в его биографии в СТШ, а Сыма Гуан 司馬光 (1019–1086) в своем фундаментальном историческом труде «Всепроницающее зерцало, управлению помогающее» (Цзы чжи тун цзянь 资治通鉴) отмечает, что не единожды на имя У Цзэ-тянь подавались прошения о том, чтобы сделать У Чэн-сы её наследником. Чиновникам, однако, каждый раз удавалось отговорить императрицу от столь значимого шага. Племянник императрицы, таким образом, стремился получить не только власть и влияние, но и императорский престол [8]. Впрочем, всё вышесказанное лишь наши предположения, которые не могут быть опровергнуты или подтверждены в отсутствие дополнительных данных.

Следующим представителем рода У, который обычно упоминается исследователями при описании этого периода, является другой племянник императрицы — У Сань-сы. Хроники уделяют ему не так много внимания, как У Чэн-сы, а основные сведения касаются завершающего периода царствования У Цзэ-тянь. Известно, что У Сань-сы в какой-то момент занимал должность чунь-гуань шан-шу, в 697 г. получил именование тун фэн-гэ луань-тай сань-пинь. Спустя несколько дней был разжалован, однако вскоре стал нэй-ши. Здесь данные двух династийных историй разнятся — ЦТШ утверждает, что У Сань-сы получил это назначение в 698 г., тогда как СТШ говорит о том, что первоначально У Сань-сы лишь исполнял обязанности нэй-ши, полноценно же вступил в должность лишь спустя год, в 699 г. В том же 699 г. У Сань-сы получил почётное звание тэ-цзиня. О дальнейших его передвижениях по карьерной лестнице «Основные записи» ЦТШ умалчивают, СТШ же упоминает о двух разжалованиях – в декабре 699 и 701 г., что, очевидно, не входило в планы племянника императрицы. Биографии ЦТШ и СТШ утверждают, что желавший вернуть расположение У Цзэ-тянь У Сань-сы инициировал строительство двух дворцов — Сань-ян-гун 三陽宮на горе Суншань 嵩山 (строительство завершено к 22 февраля 700 г.) и Юй-тай-гун 興泰宮 на горе Вань-шоу-шань 萬壽山 (строительство завершено к 1 марта 704 г.). Дворцы понравились престарелой императрице, она проводила там довольно много времени, а коварный Сань-сы таким образом снова получил доступ к делам управления [4].

Третьим племянником У Цзэ-тянь, удостоившимся внимания историографов, является У Ю-нин. Этот человек часто выпадает из поля зрения исследователей данного периода, обычно концентрирующихся на деятельности У Чэн-сы и У Сань-сы, однако Ю-нин, судя по данным хроник, также был весьма активным участником рассматриваемых событий. Так, нам известно, что к началу 690 г. он уже занимал должность «служителя-придворного Фениксовых палат». В том же году он получил назначение на должность на-яня. Спустя полтора года был разжалован, однако вскоре снова восстановлен на этой позиции. За этим последовало назначение на должность дун-гуань шан-шу — главы Зимней администрации. Вскоре он снова был разжалован, а после назначен на должность ся-гуань шан-шу — главы Летней администрации Ся-гуань夏官. Осенью 699 г. он получил именование тун фэн-гэ луань-тай пин-чжан-ши — предоставляемые этим полномочия соответствовали полномочиям сановников, обладавших именованием тун фэн-гэ луань-тай сань-пинь. Через три месяца после этого У Ю-нин был разжалован вместе с У Сань-сы, однако вскоре оба племянника императрицы вернулись к государственным делам25. К сожалению, ни «Основные записи», ни биографии сановников не сообщают, какие конкретно должности они заняли.

Следует отметить, что благодаря дальновидной внутренней политике У Цзэ-тянь политическая оппозиция, существовавшая внутри страны, к 691 г. была фактически подавлена. Поддержку У Цзэ-тянь оказывали не только члены её рода, но и талантливые чиновники, выдвинувшиеся благодаря императрице и лояльные к ней. Представители рода У в большинстве своем не питали пристрастия к политике, за исключением троих указанных персонажей, — и императрица, имевшая опору в компетентных чиновниках, не стремилась привлекать других родственников к решению государственных вопросов вопреки их желанию, хотя и сделала всё возможное для повышения их статуса. Этого, впрочем, удостоились не только живые, но и почившие родственники правительницы. Остановимся на этом вопросе подробнее.

ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА ПОЧИВШИХ РОДСТВЕННИКОВ ИМПЕРАТРИЦЫ

Важным мероприятием по повышению статуса рода У стало наделение почивших родственников императрицы разнообразными титулами. Оно проходило в несколько этапов и началось ещё до смерти супруга У Цзэ-тянь Ли Чжи. Биография императрицы в СТШ говорит нам о том, что она

再贈士獲至司徒,爵周國公,謚忠孝,配食高祖廟. 母楊,再封代國夫人.

Дополнительно посмертно [сделала] пожалование [своему отцу У] Ши-хо, [чтобы он] достиг [почетной должности] сы-ту[26], [пожаловала] титул Чжоу го-гуна[27], посмертный титул Чжун-сяо28, сопричислила [его к] питаемым в храме высоких предков. Матери [из рода] Ян дополнительно пожаловала титул Дай го-фу-жэнь[29] [4].

Хотя точная дата этого события не называется, по всей видимости, оно произошло вскоре после получения У Цзэ-тянь титула «августейшей императрицы» (хуан-хоу 皇后). К 674 г. правительница снова одарила своего почившего отца почетными должностями, а также дала ему более высокий, по сравнению с титулом го-гуна, титул «окружного вана» (цзюнь-ван 郡王), который обычно присваивался сыновьям наследника престола [3].

俄又贈士獲太尉兼太子太師、太原郡王

Вскоре снова посмертно пожаловали Ши-хо [почетную должность] тай-вэя параллельно [с должностью] тай-ши[30]

наследника престола, [титул] Тай-юань цзюнь-вана[31] [4].

Дальнейшие наделения титулами были проведены уже после начала правления У Цзэ-тянь в качестве регента при сыновьях. Следует отметить, что «Основные записи» ЦТШ уделяют этому аспекту деятельности императрицы гораздо меньше внимания, чем «Основные записи» СТШ. Так, в ЦТШ содержатся упоминания только лишь об одном таком событии, произошедшем 20 октября 690 г., т. е. сразу после воцарения У Цзэ-тянь в качестве императора.

初立武氏七廟於神都. 追尊神皇父贈太尉、太原王士彠為孝明皇帝.

Впервые [были] основаны семь храмов предков рода У в Шэньду. Посмертно сделали отца Божественного императора, [ранее] пожалованного [титулами] тай-вэя[32] [и] Тайюань-вана [У] Ши-хо, Сяо-мин хуан-ди[33] [5].

«Основные записи» СТШ останавливаются на этом аспекте гораздо подробнее и рассматривают преобразования, произошедшие ещё до воцарения У Цзэ-тянь в качестве императора. Первое из них произошло 3 ноября 684 г.

追尊武氏五代祖克己為魯國公,妣裴氏為魯國夫人;高祖居常為太尉、北平郡王,妣劉氏為王妃;曾祖儉為太尉、金城郡王,妣宋氏為王妃;祖華為太尉、太原郡王,妣趙氏為王妃;考士皞為太師、魏王,妣楊氏為王妃.

Посмертно34 почтили предка в пятом поколении рода У [по имени] Кэ-цзи [титулом] Лу го-гуна[35], предка [по женской линии] из рода Пэй — [титулом] Лу го-фу-жэнь[36], высокого предка [в четвертом поколении] Цзюй-чана — [почетной должностью] тай-вэя [и титулом] Бэй-пин цзюнь-вана[37], предка [по женской линии] из рода Лю — [титулом] ван-фэй[38], прадеда Цзяня — [почетной должностью] тай-вэя, [титулом] Цзинь-чэн цзюнь-вана[39], предка [по женской линии] из рода Сун — [титулом] ван-фэй, деда Хуа — [почетной должностью] тай-вэя, [титулом] Тай-юань цзюнь-вана, предка [по женской линии] из рода Чжао — [титулом] ван-фэй, покойного отца [императрицы] Ши-хао — [почетной должностью] тай-ши, [титулом] Вэй-вана40, предка [по женской линии] из рода Ян — [титулом] ван-фэй [11].

Спустя три недели, 30 ноября 684 г., к титулам упомянутых родных У Цзэ-тянь были добавлены дополнительные формулировки.

追謚五代祖魯國公曰靖,高祖北平郡王曰恭肅,曾祖金城郡王曰義康,祖太原郡王曰安成,考魏王曰忠孝。

Посмертно нарекли предка в пятом поколении Лу го-гуна [так, что он стал] именоваться Цзином41, высокий предок Бэй-пин цзюнь-ван именовался Гун-су42, прадед Цзинь-чэн цзюнь-ван именовался И-каном43, дед Тай-юань цзюнь-ван именовался Ань-чэном44, покойный отец Вэй-ван именовался Чжун-сяо [4].

Следующее «повышение» отец У Цзэ-тянь получил 10 марта 689 г.

尊考太師魏忠孝王曰周忠孝太皇。置崇先府官.

Во второй месяц, в день дин-ю45 почтили покойного тай-ши Вэй-чжун-сяо-вана, нарекли [его] Чжоу-чжун-сяо тай-хуаном[46] [4].

А уже 11 марта 689 г. были «повышены» и другие предки.

追謚妣楊氏曰周忠孝太后;太原郡王曰周安成王,妃趙氏為王妃;金城郡王曰魏義康王,妣宋氏為王妃;北平郡王曰趙肅恭王,妃劉氏為王妃;五代祖魯國公曰太原靖王,夫人裴氏為王妃。

Посмертно титуловали предка [по женской линии] из рода Ян наречением Чжоу-чжун-сяо тай-хоу[47], Тай-юань цзюнь-вана нарекли Чжоу-ань-чэн-ваном[48], [его] супругу из рода Чжао сделали ван-фэй, Цзинь-чэн цзюнь-вана нарекли Вэй-и-кан-ваном[49], [его] супругу из рода Сун сделали ван-фэй, Бэй-пин цзюнь-вана нарекли Чжао-су-гун-ваном[50], [его] супругу из рода Лю сделали ван-фэй, предка в пятом поколении Лу го-гуна нарекли Тай-юань-цзин-ваном[51], [его супругу]-госпожу из рода Пэй сделали ван-фэй [4].

В 689 г. У Цзэ-тянь и ее сын, император Ли Дань 李旦 (храмовое имя Жуй-цзун 睿宗, 662–716, прав. 684–690, 710–712), совместно совершили жертвоприношения в Минтане, почтив не только предков рода Ли, но и наравне с ними — У Ши-хо [4].

За воцарением же У Цзэ-тянь 20 октября 690 г. последовало дальнейшее возвышение почивших родственников императрицы. Отметим, что правительница не только одарила своих покойных родственников титулами «августейших императоров» (хуан-ди) и «августейших императриц» (хуан-хоу), но и назвала правителя государства Западное Чжоу52 (Си Чжоу 西周; 1046–771 до н. э.) Вэнь-вана 文王 (ок. XI в. до н.э.) изначальным предком рода У.

追尊周文王曰始祖文皇帝,妣姒氏曰文定皇后;四十代祖平王少子武曰睿祖康皇帝,妣姜氏曰康惠皇后;太原靖王曰嚴祖成皇帝,妣曰成莊皇后;趙肅恭王曰肅祖章敬皇帝,妣曰章敬皇后;魏義康王曰烈祖昭安皇帝,妣曰昭安皇后;周安成王曰顯祖文穆皇帝,妣曰文穆皇后;忠孝太皇曰太祖孝明高皇帝,妣曰孝明高皇后。追封伯父及兄弟之子為王,堂兄為郡王,諸姑姊為長公主,堂姊妹為郡主。

Посмертно почтили чжоуского Вэнь-вана [титулом], нарекли Ши-цзу-вэнь хуан-ди[53], предка [по женской линии] из рода Сы54 нарекли Вэнь-дин хуан-хоу[55]; младшего сына предка в сороковом поколении Пин-вана [по фамилии] У нарекли Жуй-цзу-кан хуан-ди[56], предка [по женской линии] из рода Цзян нарекли Кан-хуэй хуан-хоу[57]; Тай-юань-цзин-вана нарекли Янь-цзу-чэн хуан-ди[58], предка [по женской линии] нарекли Чэн-чжуан хуан-хоу[59]; Чжао-су-гун вана нарекли Су-цзу-чжан-цзин хуан-ди[60], предка по женской линии нарекли Чжан-цзин хуан-хоу[61], Вэй-и-кан-вана нарекли Ле-цзу-чжао-ань хуан-ди[62], предка [по женской линии] нарекли Чжао-ань хуан-хоу[63], Чжоу-ань-чэн-вана нарекли Сянь-цзу-вэнь-му хуан-ди[64], предка [по женской линии] нарекли Вэнь-му хуан-хоу[65], Чжун-сяо тай-хуана нарекли Тай-цзу-сяо-мин-гао хуан-ди[66], предка [по женской линии] нарекли Сяо-мин-гао хуан-хоу[67]. Посмертно пожаловали сыновьям дядьёв [и] отцов и старших [и] младших [братьев титулами] ванов, [старших] двоюродных братьев по отцу — [титулами] цзюнь-ванов, всех тёток — [титулами] чжан-гун-чжу[68], двоюродных сестёр по отцу — [титулами] цзюнь-чжу[69] [4].

«Биографии императриц» СТШ дополнительно сообщают, что также был повышен статус захоронений предков У Цзэ-тянь.

以始祖塚為德陵,睿祖為喬陵,嚴祖為節陵,肅祖為簡陵,烈祖為靖陵,顯祖為永陵,章德陵為昊陵,明義陵為順陵.

[Могильный] курган [предка] Ши-цзу сделали [мавзолеем] Дэ-лин, [Могильный курган предка] Жуй-цзу сделали [мавзолеем] Цяо-лин, [могилу предка] Янь-цзу — [мавзолеем] Цзи-лин, [могилу предка] Су-цзу — [мавзолеем] Цзянь-лин, [могилу предка] Ле-цзу — [мавзолеем] Цзин-лин, [могилу предка] Сянь-цзу — [мавзолеем] Юн-лин, Чжан-дэ-лин сделали [мавзолеем] Хао-лин, Мин-и-лин сделали [мавзолеем] Шунь-лин [4].

В табл. 2 можно увидеть, как и когда У Цзэ-тянь переименовывала своих почивших предков, их супруг, а также их захоронения.

 

Таблица 2. Этапы дарования родственникам У Цзэ-тянь титулов

Предок

655 г.

674 г.

684 г.

689 г.

690 г.

Предок

655 г.

674 г.

684 г.

689 г.

690 г.

У Ши-хо (отец)

Сы-ту; Чжоу го-гун

Тай-ши, тай-вэй; Тайюань цзюнь-ван

Тай-ши; Вэй-ван

Чжоу-сяо тай-хуан

Тай-цзу-сяо-мин-гао хуан-ди

Захоронение

   

Чжан-дэ-лин

Хао-лин

Госпожа Ян (мать)

Дай го-фу-жэнь

  

Чжун-сяо тай-хоу

Сяо-мин-гао хуан-хоу

Захоронение

   

Мин-и-лин

Шунь-лин

У Хуа (дед)

  

Тай-вэй; Тай-юань цзюнь-ван

Чжоу-ань-чэн ван

Сянь-цзу-вэнь-му хуан-ди

Захоронение

    

Юн-лин

Супруга У Хуа, госпожа Чжао

  

Ван-фэй

Ван-фэй

Вэнь-му хуан-хоу

У Цзянь (прадед)

  

Цзинь-чэн цзюнь-ван

Вэй-и-кан ван

Ле-цзу-чжао-ань хуан-ди

Захоронение

    

Цзин-лин

Супруга У Цзяня, госпожа Сун

  

Ван-фэй

Ван-фэй

Чжао-ань хуан-хоу

У Цзюйчан (прапрадед)

  

Тай-вэй; Бэй-пин цзюнь-ван

Чжао-су-гун-ван

Су-цзу-чжан-цзин хуан-ди

Захоронение

    

Цзянь-лин

Супруга У Цзюйчана, госпожа Лю

  

Ван-фэй

Ван-фэй

Чжан-цзин хуан-хоу

У Кэцзи (прапрапрадед)

  

Лу го-гун

Тай-юань-цзин-ван

Янь-цзу-чэн хуан-ди

Захоронение

    

Цзи-лин

Супруга У Кэцзи, госпожа Пэй

  

Лу го-фу-жэнь

Ван-фэй

Чэн-чжуан хуан-хоу

Прародитель (в 40-м колене)

    

Жуй-цзу-кан хуан-ди

Захоронение

    

Цяо-лин

Супруга прародителя

    

Кан-хуэй хуан-хоу

Чжоуский Вэнь-ван

(первопредок)

    

Ши-цзу-вэнь хуан-ди

Захоронение

    

Дэ-лин

Супруга Вэнь-вана

    

Вэнь-дин хуан-хоу

 

Отец У Цзэ-тянь, таким образом, посмертно последовательно продвигался по лестнице знатности, получая титулы «державного гуна», «окружного вана», вана, «великого августейшего», каждый из которых приближал его к высочайшему титулу «августейшего императора». Карьерный же взлет других предков императрицы был еще более стремительным.

Также следует отметить, что в декабре 690 г. статус храмов рода У был повышен до «храмов императорских предков» (тай-мяо 太廟) [5, 4]. Этим завершился комплекс целенаправленных действий императрицы, призванный заместить в идеологической структуре Поднебесной род Ли родом У.

В 693 г. некоторые почившие родственники императрицы получили новые титулы, однако это, судя по всему, уже не повлияло на их статус, а лишь изменило эпитеты, которыми их одарила императрица, — теперь они содержали оттенки «непревзойденности» и «изначальности»:

追尊烈祖昭安皇帝曰渾元昭安皇帝,顯祖文穆皇帝曰立極文穆皇帝,太祖孝明高皇帝曰無上孝明高皇帝

Посмертно почтили Ле-цзу-чжао-ань хуан-ди наречением Хунь-юань-чжао-ань хуан-ди[70], Сянь-цзу-вэнь-му хуан-ди — наречением Ли-цзи-вэнь-му хуан-ди[71], Тай-цзу Сяо-мин-гао хуан-ди — наречением У-шан-сяо-мин-гао хуан-ди[72] [4].

В целом можно сказать, что СТШ более сконцентрирована на изменении титулов, которые императрица даровала своим предкам, а также детальнее описывает наделение родственников императрицы разнообразными должностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что У Цзэ-тянь изначально стремилась к усилению позиций своего рода, желала сделать его равным императорскому роду Ли. Неясно, впрочем, собиралась ли она в начале своей политической деятельности узурпировать престол и становиться императором (хуан-ди). Еще раз отметим, что наибольший интерес историографов вызывали трое представителей рода У. Остальные родственники императрицы, судя по всему, не принимали активного участия в политических делах и удовлетворились формальными должностями и почетными титулами, позволившими им вести праздную и беззаботную жизнь.

По всей видимости, на всем протяжении своего правления императрица фактически находилась меж двух огней. С одной стороны, она понимала, что после её смерти оставшиеся в живых представители рода Ли вполне могут вернуть себе власть в Поднебесной. Возвращение же на престол опальных императоров – Ли Даня, Ли Чжэ李哲 (храмовое имя Чжун-цзун 中宗, 656–710, прав. 683, 705–710) — или воцарение любого другого представителя рода Ли наверняка сопровождались бы репрессиями в отношении представителей рода У, как уже бывало на протяжении истории Китая, в том числе после смерти упоминавшейся выше Люй-хоу. С другой стороны, кардинальные меры, такие как назначение У Чэн-сы наследником, ставили под удар сыновей У Цзэ-тянь Ли Чжэ и Ли Даня, которые, очевидно, после её смерти были бы сразу уничтожены властолюбивым и осторожным У Чэн-сы. Можно предположить, что это также не соответствовало устремлениям императрицы.

В 698 г. У Чэн-сы умер, однако ситуация, по сути дела, не изменилась: У Цзэ-тянь по-прежнему необходимо было определиться с тем, кто же станет её наследником. По всей видимости, решение было принято в пользу старшего сына У Цзэ-тянь — Ли Чжэ. 28 октября 698 г. ему был пожалован титул «августейшего великого сына» (хуан-тай-цзы 皇太子), то есть наследника престола, а 31 января 699 г. дарована фамилия У. Тем не менее перспектива начала после смерти императрицы репрессий в отношении её родственников по-прежнему сохранялась. У Цзэ-тянь попыталась выйти из этого положения своеобразного цугцванга следующим образом: приказала Ли Чжэ, У Сань-сы и У Ю-нину принести клятву в Минтане (вероятно, они должны были пообещать не вредить друг другу и после смерти императрицы) [5]. И хотя это решение было формальным, в некотором смысле оно, можно сказать, сработало — после смерти императрицы и реставрации Тан наказаниям подверглись многие чиновники, но не представители рода У, которые на протяжении следующих лет активно участвовали во внутренней политике Китая.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Конфликт интересов. Некоторые фрагменты данной работы являются частью кандидатской диссертации автора.

Источники финансирования. Работа подготовлена при финансовой поддержке Института востоковедения Российской академии наук.

ADDITIONAL INFORMATION

Competing interest. Some data of this paper is part of the Author’s candidate thesis.

Funding sources. This research is conducted with financial support from Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences.

 

1 Завершена к 945 г., составитель Лю Сюй 刘煦 (887–946).

2 Завершена к 1060 г., составители Оуян Сю 歐陽修 (1007–1072) и Сун Ци 宋祁 (998–1061).

3 У Цзэ-тянь в конечном счете стала именно императором, приняв в 690 г. титул "августейшего императора" (хуан-ди 皇帝).

4 Вэнь-чан цзо сян 文昌左相 («левый министр расцвета просвещения») — в 684–705 гг. то же, что шан-шу цзо пу-е 尚書左僕射 («левый пу-е Приказа высочайших документов»). Этот чиновник наряду с шан-шу ю пу-е 尚書僕右僕射 («правым пу-е Приказа высочайших документов», который в 684–705 гг. именовался вэнь-чан ю сяном 文昌右相 — «правым министром расцвета просвещения») осуществлял общее управление чиновниками Приказа высочайших документов Шан-шу-шэн 尚書省 (в 684–703 гг. — «Платформа расцвета просвещения» Вэнь-чан тай 文昌臺). О ведомстве, его чиновниках и функционале: [3].

5 Тянь-гуань шан-шу 天官尚書 («ведающий документами [из] Небесной администрации») — в 684–705 гг. то же, что ли-бу шан-шу 吏部尚書 («ведающий документами [из] Министерства чинов») — глава Министерства чинов (Ли-бу 吏部). О ведомстве см. [3, 4].

6 Цзюнь-ван 郡王 («областной ван») — титул знатности, который получали сыновья наследника престола, а также в случае наличия заслуг перед государством — сыновья цзюнь-ванов [3].

7 Упоминания других представителей рода У в «Основных записях» ЦТШ и СТШ хотя и наличествуют, но носят скорее спорадический характер. Так, например, в СТШ есть сообщение о назначении ещё одного племянника императрицы — У Ю-и 武攸宜 (?–?) — на должность командующего войсками («великого единоуправляющего» да цзун гуань 大總管) и приказе сражаться с восставшими киданями.

8 В таблице представлены назначения на гражданские должности.

9 Ли-бу шан-шу 禮部尚書 («ведающий документами [из] Министерства ритуалов») — глава Министерства ритуалов (Ли-бу 禮部), ведомства, отвечавшего за правильное исполнение нормативных государственных процедур, государственных жертвоприношений, соблюдение этикета [3, 4].

10 Тун чжун-шу мэнь-ся сань-пинь 同中書門下三品 («тот, кто вместе со [главами Приказа] срединных документов [и] Привратного [приказа имеет] третий ранг») — дополнение к названию должности чиновника, подразумевающее, что её обладатель помимо своих должностных обязанностей имел право давать советы императору по делам государственного управления и участвовать в совещаниях при дворе [3, 4].

11 Тай-чан-цин 太常卿 («сановник [по делам] Великого постоянства») — глава Ведомства великого постоянства (Тай-чан-сы 太常寺), занимавшегося вопросами императорских жертвоприношений, а также поддержания здоровья императорских служащих [3, 4].

12 Чунь-гуань шан-шу 春官尚書 («ведающий документами [из] Весенней администрации») — в 684–705 гг. то же, что ли-бу шан-шу — глава Министерства ритуалов, в период 684–705 гг. именовавшегося «Весенней администрацией» (Чунь-гуань 春官).

13 Тун фэн-гэ луань-тай сань-пинь 同鳳閣鸞臺三品 («тот, кто вместе с [главами] Фениксовых палат [и] Платформы красного феникса [имеет] третий ранг») — дополнение к именованию различных должностей, аналогичное дополнению тун чжун-шу мэнь-ся сань-пинь, использовалось в 684–705 гг.

14 На-янь納言 («подносящий речи») — в 684–705 гг. то же, что ши-чжун 侍中 («служащий середине») — один из двух глав Привратного приказа (Мэнь-ся-шэн 門下省), выполнявшего функции императорской канцелярии [3, 4].

15 Тэ-цзинь 特進 «[тот, кто] выдвинут особо» — добавочное почётное звание для сановников и аристократов [3, 4].

16 Нэй-ши 內史 («внутренний чиновник») — с 684 г. то же, что чжун-шу-лин 中書令 («начальник над срединными документами») — глава Приказа срединных документов (Чжун-шу-шэн 中書省), занимавшегося проработкой, изданием и провозглашением указов императора. Приказом заведовали одновременно два чжун-шу-лина [3, 4].

17 Префикс цзянь-цзяо 檢校 («сверяющий-сличающий») означал, что формально У Сань-сы оставался на другой должности, но его полномочия соответствовали должности нэй-ши.

18 Фэн-гэ ши-лан 鳳閣侍郎 «служитель-придворный Фениксовых палат» — один из двух помощников руководителей Фениксовых палат (Фэн-гэ 鳳閣). Фениксовыми палатами в 684–705 гг. назывался Приказ срединных документов Чжун-шу-шэн.

19 Дун-гуань шан-шу 冬官尚書 («ведающий документами [из] Зимней администрации») — глава Зимней администрации (Дун-гуань 冬官). Так в 684–705 гг. называлось Министерство [общественных] работ (Гун-бу工部) — ведомство, занимавшееся вопросами использования природных ресурсов, организации общественных работ, в том числе строительства и ремонта дорог, мостов, каналов и общественных построек [3, 4].

20 Ся-гуань шан-шу 夏官尚書 («ведающий документами [из] Летней администрации») — глава Летней администрации (Ся-гуань 夏官). Так в 684–705 гг. называлось Военное министерство (Бин-бу兵部), занимавшееся проведением экзаменов для отбора кандидатов на военные должности и документацией о назначении и аттестации военных чиновников, ведавшее военными гарнизонами, ответственное за снаряжение и средства передвижения (лошадей и колесницы) [3, 4].

21 Тун фэн-гэ луань-тай пин-чжан-ши 同鳳閣鸞臺平章事 («тот, кто вместе с [главами] Фениксовых палат и Террасы красного феникса упорядочивает-систематизирует дела») — в 684–705 гг. то же, что тун чжун-шу мэнь-ся пин-чжан-ши 同中書門下平章事 («тот, кто вместе с [главами Приказа] срединных документов [и] Привратного [Приказа] упорядочивает-систематизирует дела»). Данное дополнение было аналогичным именованию тун чжун-шу мэнь-ся сань-пинь.

22 Данный артефакт был обретен в 688 г. в водах реки Лошуй 洛水. На «драгоценную схему» была нанесена надпись «Священная матушка заботится о людях; вечным процветанием [будут ознаменованы] императорские деяния» (шэн му линь жэнь, юн чан ди е聖母臨人,永昌帝業). Обретение «драгоценной схемы» рассматривалось правительницей как благоприятное знамение, предвещающее ее воцарение в качестве императора.

23 Шэньду 神都 («Божественной столицей») в годы правления У Цзэ-тянь (с 684 г.) именовался Лоян 洛陽.

24 Семь храмов предков могло быть установлено только для императорского рода, другим же родам следовало ограничиться меньшим их числом. См., например, «Записи о ритуалах» (Ли цзи 禮記): 天子七廟,三昭三穆,與太祖之廟而七。諸侯五廟,二昭二穆,與太祖之廟而五。大夫三廟,一昭一穆,與太祖之廟而三 «Сыну Неба [причитается] семь [храмов]-мяо, три [левых]-чжао, три [правых]-му, вместе с [храмом]-мяо Великого предка [получается] семь. [Князьям] чжу-хоу [причитается] пять [храмов] мяо, два [левых]-чжао, два [правых]-му, вместе с [храмом]-мяо Великого предка [получается] пять. [Аристократам] да-фу [причитается] три [храма]-мяо, один [левый]-чжао, один [правый]-му, вместе с [храмом]-мяо Великого предка [получается] три» [7].

25 Глава «Пять фаз» (У син 五行) ЦТШ содержит следующую историю, объясняющую один из эпизодов утраты У Ю-нином расположения императрицы: 則天時,建昌王武攸寧置內庫,長五百步,二百餘間,別貯財物以求媚。一夕為天災所燔,玩好並盡。 «Во времена [правления У] Цзэ-тянь Цзянь-чан-ван У Ю-нин учредил внутренний склад, длиной пять сотен шагов, [с] двумястами с лишним помещений, особо запас предметы богатства, чтобы изыскать [возможность] заискивать [перед императрицей]. Однажды ночью из-за [посланного] Небом бедствия [хранилище сгорело]-изжарилось, вместе [с тем] пристрастие исчерпалось» [5]. Судя по упоминанию «[посланного] Небом бедствия», сокровищницу уничтожил пожар 694 г., начавшийся в комплексе «Пресветлого зала» (Минтан 明堂), фактически являвшегося политическим, административным и религиозным центром империи.

26 Сы-ту 司徒 («управляющий последователями»). Один из «трех гунов [и] трех наставников» (сань гун сань ши 三公三師). Формально «три гуна» и «три наставника» должны были давать императору советы по поводу важнейших государственных дел, а также были вправе принимать участие в дискуссиях при дворе, но реальной властью не обладали [3, 4].

27 Т. е. «Чжоуского державного гуна». Го-гун 國公 «державный гун» — аристократический титул знатности, присваиваемый внукам и правнукам наследника престола [3].

28 Т. е. «Преданный и почтительный».

29 Т. е. «Дайской державной госпожи». Го-фу-жэнь 國夫人 — супруга го-гуна [3]. Здесь возможна отсылка к государственному образованию Дай-го 代國, существовавшему в 315–376 гг. на северо-западе совр. Шаньси и основанного сяньбийским вождём Тоба И-лу 拓跋猗盧 (?–316). Известно, что мать У Цзэ-тянь, госпожа Ян 楊, происходила из рода императоров государства Суй 隋 (581–617), основатель которого Ян Цзянь 楊堅 (посмертное имя Вэнь-ди 文帝, 541–604, прав. 581–604) в свою очередь принадлежал к смешанному китайско-тобийскому клану.

30 Тай-ши 太師 («великий наставник») — один из «трёх гунов [и] трёх наставников».

31 Т. е. «Тай-юаньского окружного вана». По всей видимости, отсылка к родине У Ши-хо – Бинчжоу 並州 в окрестностях Тай-юаня 太原.

32 Тай-вэй 太尉 («Великий защитник») — один из «трех гунов [и] трех наставников»

33 Т. е. «Почтительным Светлым августейшим императором».

34 Дословно — «вдогонку».

35 Т. е. «Луский державный гун». Аристократический титул знатности. К моменту описываемых событий среди наиболее известных его обладателей были будущие правители Северного Чжоу (北周, 557–581) Юй-вэнь Юн 宇文邕 (543–578), Юй-вэнь Юнь 宇文贇 (559–580), политические деятели государства Суй Юй Цин-цзэ 虞慶則 (?–597) и Юань Вэнь-ду 元文都 (?–618) и др.

36 Т. е. «Луская державная госпожа».

37 Т. е. «Бэйпинский окружной ван». Возможна отсылка к истории ханьского Чжан Цана 張倉 (256–152 до н.э.), в период правления Лю Бана (256–195 до н.э., прав. 202–195) получившего уезд Бэйпин (Бэйпин сянь 北平縣) в кормление за заслуги перед государством [9]. После ряда административных преобразований в 20-е гг. VI в. уезд Бэйпин стал называться округом Бэйпин (Бэйпин цзюнь 北平郡), располагался на территории государства Северное Вэй. В дальнейшем также переименовывался, однако в рассматриваемый период вновь получил название округа Бэйпин, которое сохранялось до 758 г.

38 Ван-фэй 王妃 («княжеская наложница») – 1) именование жён и наложниц аристократов, носивших титул ван 王; 2) титул наложницы императора, в иерархической структуре занимавшей следующее за императрицей место [10].

39 Т. е. «Цзиньчэнского окружного вана». Округ Цзинь-чэн (Цзинь-чэн цзюнь 金城郡) располагался на территории городского округа Ланьчжоу 兰州 современной провинции Ганьсу.

40 Вэйчжоу 魏州 — область, учрежденная в 580 г. в государстве Северное Чжоу и располагавшаяся на северо-востоке современного уезда Дамин 大名 провинции Хэбэй.

41 Т. е. «Умиротворяющим».

42 Т. е. «Почитаемым и суровым».

43 Т. е. «Справедливым и благополучным».

44 Т. е. «Спокойным и успешным».

45 10 марта 689 г.

46 Полный титул У Ши-хо, таким образом, был изменен со звучащего как «Вэйский Преданный и почтительный ван» на «Чжоуский Преданный и почтительный великий августейший».

47 Т. е. «Чжоуская Преданная и почтительная великая императрица».

48 Т. е. «Чжоуский Спокойный и успешный ван».

49 Т. е. «Вэйский Справедливый и благополучный ван».

50 Т. е. «Чжаоский ван строгости и почтения».

51 Т. е. «Тайюаньским умиротворяющим ваном».

52 Отметим, что одним из основных направлений легитимационной деятельности У Цзэ-тянь было выстраивание параллелей между золотым веком в истории Китая — временем существования Западного Чжоу — и основанного императрицей Великого Чжоу.

53 Т. е. «Изначальным Предком Просвещённым августейшим императором».

54 Т. е. Т. е. супругу Вэнь-вана.

55 Т. е. «[Соединённая свадебным] соглашением с Вэнь-[ваном] августейшая императрица».

56 Т. е. «Мудрый предок Процветающий августейший император».

57 Т. е. «Процветающая и милостивая августейшая императрица».

58 Т. е. «Суровый предок [Добивающийся] успеха августейший император».

59 Т. е. «[Добивающаяся] успеха Достойная августейшая императрица».

60 Т. е. «Строгий предок [Служащий] образчиком Почитаемый августейший император».

61 Т. е. «[Служащая] образчиком Почитаемая августейшая императрица».

62 Т. е. «Прославленный предок Сияющий Спокойный августейший император».

63 Т. е. «Сияющая Спокойная августейшая императрица».

64 Т. е. «Прославленный предок Просвещённый Величественный августейший император».

65 Т. е. «Просвещённая Величественная августейшая императрица».

66 Т. е. «Великий предок Почтительный, Светлый [и] Высокий августейший император».

67 Т. е. «Почтительная, Светлая [и] Высокая августейшая императрица».

68 Чжан-гун-чжу長公主 («старшая всеобщая повелительница») — титул сестры императора [3].

69 Цзюнь-чжу 郡主 «провинциальная повелительница» — титул дочери наследника престола [3].

70 Т. е. «Содержащий [в себе] изначальное Сияющий Спокойный августейший император».

71 Т. е. «Устанавливающий предел Просвещённый Величественный августейший император».

72 Т. е. «Непревзойдённый Почтительный, Светлый [и] Высокий августейший император».

 

×

About the authors

Ekaterina S. Skrypnik

Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: esskrypnik@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2707-3085
SPIN-code: 3679-2239

Cand. Sci. (Hist.)

Russian Federation, Moscow

References

  1. Liu Zhi-ji. Shi-tong. Chinese Text Project. Available from: https://ctext.org/wiki.pl?if=en&res=940720 (In Chinese)
  2. Chaplygina MD. Vzglyady Si-ma Qiania i Ban Gu na period pravleniya i lichnostnye osobennosti Liuy-hou: primer istorico-biograficheskogo analiza. Society and State in China. 2006;36(1):147–160. (In Russ.)
  3. Rybakov VM. Tanskaya byurokratiya. Part 1: Genezis i struktura. Saint-Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie; 2009. 512 p. (In Russ.).
  4. Ou-yang Xiu, Song Qi. Xin Tang shu [New Book (of) Tang]. Beijing: Zhonghua Shuju; 1975. 6472 p. (In Chinese)
  5. Liu Xu. Jiu Tang shu [Old book (of) Tang)]. Beijing: Zhonghua Shuju; 1975. 5407 p. (In Chinese)
  6. Guisso RWL. Wu Tse-tian and The Politics of Legitimation in T’ang China. Bellingham: Western Washington University; 1978. 335 p.
  7. Li ji. Chinese Text Project. Available from: https://ctext.org/liji
  8. Sima Guang. Zizhi tong jian [Comprehensive Mirror in Aid of Governance]. Beijing: Zhonghua Shuju; 1976. 9612 p. (In Chinese)
  9. Sima Qian. Shiji [Records of the Grand Historian]. Beijing: Zhonghua Shuju; 1999. 2545 p. (In Chinese)
  10. Luo Zhufeng (ed.) Hanyu Da Cidian. 12 ce. Di 4 ce. [Big Chinese Dictionary. In 12 vol. Vol. 4]. Shanghai: Hanyu Da Cidian Chubanshe; 1989. 1387 p. (in Chinese)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Eco-Vector

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 79035 от 28.08.2020 г.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies