Reign Symbols as a Source on Chinese History (Part 1)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This paper focuses on exploring the symbolical side of the China’s emperors’ reign names as the highest sacral generalizations. Reign symbol is pair of characters, which defines a reign of a monarch (or a part of the reign). The first character is a so-called “Attribute”, second is an “Object”. This paper raises the question whether the historical dynamics of these symbols’ change reflects the real changes of socio-political processes. This question is resolved through methods of quantitative analysis of the entire assembly of the reign names of all the centralized empires in the history of East Asia. Methodologically taking these symbols (reign names) as a system, as one hypertext, we categorized their meaning into groups (semantic categories). By studying the dynamics of these groups’ proportional change through the epochs of various Chinese empires, we came to the conclusion, that the symbolic dynamic of reign names reflects the change the properties of political ideology, changes in the religious politics, and political institutions. Reign names’ symbols can be used as a historical source on those topics.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ

Символом1 правления или части правления монарха является пара иероглифов, первый из которых является Определением к Объекту, второй — самим Объектом, например, хуан-лун 黃龙 «Желтый дракон» (49 г. до н.э.). В данном исследовании изучены 292 символа. Это генеральная совокупность символов всех центральных династий (Западная Хань, Синь, Восточная Хань, эпоха Троецарствия, Цзинь, Суй, Тан, Сун, Юань, Мин, Цин), а не выборка, т.е. полученные выводы окончательные, а не вероятностные, что неизбежно при выборке (табл. 4). Все символы — это сакрализованные обобщения очень высокого уровня. При этом они должны были быть понятны всем грамотным людям, поскольку являлись средством записи дат во всех официальных документах, с указанием года в периоде функционирования символа, например, «2-й год эры Великого Начала (тай-ши太始)». Символ — массовое явление, т.е. пользовались им не только верхушка (знать, чиновники), а все слои общества. Символ — это то, с чего император начинал правление или какой-то его период. Это молитва общества, обращенная к высшим силам, с просьбой о помощи и защите. Таким образом, символы — это массовый выход в сферу самых высоких понятий (простых и ясных, как и в Европе времен античности и христианства). Это высшее обобщение, даваемое божествами, которые любят людей, помогают им и их защищают. О защите людей высшими силами символы (почти все) и говорят. И нам, не богословам, можно их исследовать, так как они намеренно сделаны простыми. Сложное богословие тоже было, как и везде, но это другая сфера.

Система датировки через символы правлений сформировалась при Западной Хань в середине II в. до н.э., до этого датировки основывались на имени правителя (например, «12-й год Му-Гуна», т.е. 647 г. до н.э.). Поскольку символ — это форма общения с высшими силами, было учреждено Астрологическое ведомство, или Министерство церемоний (тайчансы 太常司), которое ведало вопросами астрологии и помогало императору выработать окончательную формулировку символа. Его глава был одним из высших имперских сановников2.

Мотивация выбора была разнообразной, но одна из главных задач при выборе конкретного символа — сделать его понятным народу. Очевидно, что для восприятия системы символов широкими слоями населения было необходимо некоторое, достаточно значительное, число грамотных людей, знакомых с культурной традицией. Крупнейшей по численности прослойкой грамотных людей в китайском обществе на низовом уровне в течение столетий оставалось мелкое чиновничество, представлявшее власть среди крестьянского населения. Расскажем о них подробнее.

Система территориального деления сложилась в Китае более чем 2000 лет назад и, хотя названия административных единиц порою менялись, принципиально система оставалась одной и той же. Империя была разделена на большие области, которые в свою очередь делились на округа чжоу 州, а округа — на уезды сянь 縣. Уезды также делились на территориальные единицы, но местного подчинения, во главе которых ставились не присланные центром чиновники, а назначаемые из местных жителей управленцы. Система местных территориальных единиц подробно описана в танских административных уставах лин 令: сто дворов составляли ху 戶, а из ху состояло село — ли 里.

В селах, а также в деревнях и кварталах, — везде назначались «исправники» (чжэн 正), чтобы осуществлять управление и надзор. Всех «сельских исправников» (личжэн 里正) уездные власти отбирали среди лично свободных простолюдинов (байдин 白丁), имевших наградные должности, как правило за военные заслуги, т. е. на деле доказавших верность монарху. Уездные власти собирали их в уездном центре для обучения грамоте, счету и законам, а после возвращали в родные места как представителей местной власти [2]. Именно эти мелкие управленцы составили самую массовую прослойку грамотных людей в китайской общине, которым при обучении разъясняли роль символа в системе власти.

Тем не менее таких людей часто не хватало, что отражено в документах того времени. Предписывалось, что если в данном селе нет подходящего человека, разрешалось вызывать «исправника» из соседнего села.

Еще одной прослойкой грамотных людей в китайской общине являлись главы общин. По утверждению известного американского социолога и религиоведа, уроженца Гуандуна Ян Цинкуня (1911–1999), религия на низовом уровне китайского традиционного общества была очень глубоко интегрирована в мирскую жизнь, разделить их практически невозможно [3]. Благодаря этому в традиционном Китае по большей части отсутствовало низшее духовенство в привычном нам понимании: многие религиозные действия совершались главами крупных семейств, если же сельская община состояла более чем из одной семьи — главами общин. Они выбирали благоприятное время для сельскохозяйственных работ и ритуалов, вели записи о рождениях и смертях, хранили ритуальные таблички с именами предков и т.д. [3].

Через символы передавалась информация о наступающем после объявления символа временном периоде, что было нужно и подданным, и государству (например, «Великое Начало», тай-ши 太始). Формулировались задачи общества, как их понимал монарх. Система символов глубоко связана с высшими силами, поскольку к ним обращались за защитой и помощью. А через символы это обращение становилось достоянием, как уже говорилось, всех грамотных людей.

Символ реализовывал сакрализованную власть императора. Система была выработана ханьцами и не восходит к традициям древних аустрических народов Средней и Нижней Янцзы. Она касается истории Китая от Западной Хань до Цин. Эта система символов существовала с середины II в. до н.э. до начала династии Мин (1368), когда от нее фактически отказались: символ стал даваться один раз в начале правления конкретного монарха и не отражал последующих событий в период его правления. Это изменение сохранилось и в Цин [4]. Смыслы символов в китайской традиции очевидны, в отличие от более размытых в европейской традиции, где тоже предлагаются символы наступающей эпохи, правда, гораздо более короткой (например, пятилетки).

Опыт изучения символов в мировой науке

Авторы относительно небольшого количества академических работ, посвященных тематике символов правлений китайских императоров, описывали систему символов схожим образом. Пионерами в деле исследования научной проблемы можно считать американских исследователей Эдварда Шафера [5] и Мэри Райт [6], в работе которой в середине 1950-х годов был описан феномен символа правления как важный элемент китайского мировидения и неотъемлемая часть политической культуры традиционного Китая.

Наиболее системной попыткой анализа символов правлений китайских императоров является вышедшая в 1977 г. работа известного русского востоковеда А.С. Мартынова «Девизы правлений китайских императоров» [7]. В ней он впервые применил количественные методы для анализа системы символов. Это позволило выделить некоторые закономерности внутри нее. Он также изучил сохранившиеся в династийных хрониках примеры обоснований выбора императором тех или иных символов правлений. В частности, были выделены группы символов на основании их смысла: «группа гармонии и покоя», «группа процветания и благополучия», «группа начала» и некоторые более частные, которые не получили подробного описания.

Итоговый вывод автора, который мы в целом разделяем, состоит в том, что выбор символов правлений относился к важным «мироустроительным функциям китайского монарха, что лишний раз подчеркивает существенность религиозного аспекта монархии в традиционных китайских политических представлениях» [7]. К сожалению, работа Мартынова небольшого объема, однако она содержит много ценных для нас выводов.

Начиная с 1980-х годов феномен символов правлений неоднократно упоминался в различных научных работах. К сожалению, большинство исследователей не изучали его как отдельное явление, описывая символ как составную часть ритуала традиционного Китая.

В истории изучения символов выделяется серьезный труд Г. Векслера «Дары из нефрита и шелка: ритуал как часть оформления легитимности династии Тан» [8]. Расскажем о нем подробнее. По мнению автора, легитимность власти в Китае имеет отчетливо религиозный характер и во многом связана с ритуалом ли 礼, к тому же, вопреки расхожему мнению, китайский ритуал отличается необычайной гибкостью и непостоянством, меняясь от династии к династии [8] (см. с. 31). Танская эпоха — во многом переломная в истории Китая — имеет ключевое значение и для формирования теории ритуала. Ритуал — это одна из форм реализации «мандата Неба». Обращение к ритуалу — одна из форм сакрализации власти монарха. Важно, что эти формы сакрализации менялись от династии к династии.

При этом часть ритуалов новой династии оставалась неизменной, а другая часть представляла новые ритуалы, отличающие эту династию [8] (см. с. 84).

Г. Векслер выделяет следующие элементы ритуала периода Тан:

1) жертвоприношения фэншань (ритуал представления императора Небу и Земле);

2) знамения (природные явления, которым приписывалось сакральное значение);

3) церемония восшествия на престол (включала отдельные церемонии передачи светской власти и сакральных функций монарха);

4) «жертвоприношения в пригороде» (ежегодные жертвоприношения духам земли (почвы) и урожая);

5а) культ предков монарха (регулярные церемонии общения монарха с духами предков в храме основателя династии);

5б) культ предков, т.е. родственников монарха (монарх — главный священнослужитель на похоронной церемонии своих родственников);

6) объезд императором империи или ее частей и богослужения в храмах;

7) смена символа правления;

8) изменения в календаре. Новая династия, принимая от Неба мандат на правление, выбирает новый «первый месяц, начало времен», от которого идет исчисление календаря. Это ритуальное действие своеобразно «возвращает мир к началу времен», «золотому веку» первых совершенномудрых правителей, уподобляя основателя новой династии правителям древности.

В церемонию восшествия императора на престол входили следующие элементы: гадание о времени церемонии, ее месте, оглашение завещания предыдущего императора, принятие титула, передача печатей, сообщение Небу, выбор символа правления, выбор элемента из системы «пяти стихий» у-син для новой династии (например, для династии Сун это огонь), провозглашение амнистии, раздача вознаграждений, моления в храме предков. Общий смысл этих ритуалов — оповещение Неба и Земли о принятии «мандата Неба». Изменение календарной системы в этом контексте служило демонстрацией особой связи императора с Небом и его заботы о подданных. При этом нужно четко различать принятие нового символа и изменение календаря: принятие нового символа означало своеобразное «обновление» времени, тогда как изменение календаря было значительно более важным ритуальным и политическим актом [8] (см. с. 89, 223–224).

После возникновения системы символов в Западной Хань значительное количество новых иероглифов в ней появилось в период Восточной Хань, самое большое число дополнений пришлось на эпоху Тан. Впоследствии система лишь незначительно дополнялась при Сун и Юань. Что существенно — символы могли, хотя и редко, повторяться в последующих династиях, причем все прекрасно знали, что это повторяющиеся символы. Символ мог повторяться в двух случаях:

1) внутри одного периода (правления династии);

2) при разных династиях.

Повторение внутри династии делится на два подтипа:

1) повторение символа у монархов, далеко отстоящих друг от друга во времени (существовало всегда);

2) повторение последнего по времени символа конкретного монарха в начале правления следующего монарха (позднее явление).

Норман Ротшильд также считает, что символ правления отнюдь не «декоративная величина» в Китае, он использовался во всех документах для записи хронологии и являлся зримым выражением сакрализованной власти [9].

Необходимо также упомянуть ряд китайских исследований, посвященных изучению символов правлений. В Китае за последние 20 лет опубликовано большое количество статей, посвященных данной проблеме, при этом большинство из них являются краткими компилятивными обзорами, научная новизна которых может быть поставлена под сомнение. Тем не менее работы китайских авторов представляют для нас интерес: многие из них описывают отдельные аспекты функционирования системы символов правлений в китайских государствах разных эпох и, что важно, мотивацию выбора символа, углубляя понимание принципов развития системы в целом.

К таким работам можно отнести следующие:

«Отсутствие символа правления и изменения в календаре: усилия императора Су Цзуна по восстановлению династии в период мятежа Ань Лушаня и проблема связи календаря и политики в древности» [10]. Автор подробно описывает отраженную в письменных источниках мотивацию выбора символа правления императором в период кризиса династии Тан на примере заимствования императором Су Цзуном символа правления своего предка — танского императора Гао Цзуна.

«Тенденции политики и культуры периода “Шестнадцати варварских государств” в контексте символов правлений» [11]. В данной статье автор описывает заимствование в 907–976 гг. кочевниками Великой Степи политической культуры традиционного Китая, в том числе ее сакральных элементов. После распада династии Тан север бывшей империи был захвачен кочевниками, которые стали основывать государства на землях с ханьским крестьянским населением. При создании своих государств с ханьским населением вожди кочевников были вынуждены набирать на службу чиновников из числа покоренных ханьцев, приобщаться к ханьскому ритуалу и править по ханьским же лекалам, в том числе выбирая себе символы правления.

«Комментарии к символам правлений китайских монархов периодов Северной и Южной Сун» [12]. Автор раскрывает особенности перевода на современный китайский, толкования и мотивации выбора отдельных символов в периоды стабильности и кризиса династии Сун.

«Изучение политических факторов выбора японского символа правления Рэйва» [13]. Данная работа не связана непосредственно с изучением китайской системы символов правлений, однако содержит ее описание. Автор описывает заимствование китайской системы символов японцами, а также изменения в японской системе символов правлений после коренного изменения роли символа в Китае периода Мин.

Приведем одну из ситуаций выбора символа, описанную в «Шицзи» Сыма Цяня: «Император принес жертвы фэншань3 на горе Тайшань, не было ветра, дождя, бедствий. Жрец сказал, что если удастся достигнуть [священных островов] Пэнлай, вступив на них, можно обрести [великое] счастье и, если пройти на Восток к морю и достигнуть Цзи (современный Хэбэй), можно увидеть [острова] Пэнлай. … В пятом месяце [император] прибыл в Ганьцюань [одна из резиденций ханьского императора, пригород Чанъаня]. Министр4 сказал: [До того, когда был] обретен драгоценный трипод5, [потому пусть] будут годы трипода. А с этого года [пусть] будут годы [церемонии] фэн»6.

В данном случае период был назван не по принципу желаемого состояния, а по дарованию государству и этому монарху трипода. Согласно комментариям к «Цзычжи Тунцзянь» («Помогающее в управлении всепронизывающее зерцало»), «Годы [церемонии] фэн» — первый из трех символов правлений, выбранных У-ди во время его правления (110 г. до н.э.), а символы трех его предшественников даны императором У-ди позже [9].

Некоторые результаты наших исследований

Рассмотрим сходство и различия в периоды «стабильности» и «кризиса», а также специфику символов у иных этносов (юэ на Нижней Янцзы и хмонги (чусцы) на Средней Янцзы).

  1. Периоды «стабильности» и «кризиса» на примере Объекта7 (до династий Мин и Цин)

В мировой синологии давно устоялось деление правления каждой крупной династии на период стабильности и кризиса. Кризис здесь имеется в виду именно династийный, то есть тот, что возникает в конце династии и не прекращается до ее завершения.

Наборы символов периодов «стабильности» и периодов «кризиса» заметно различаются. Но самый массовый Объект в символах на всем исследуемом отрезке времени — «Спокойствие» (平); он занимает первое место и в «стабильности», и в «кризисе» (табл. 1, 2). Это то, чего хотело китайское общество на протяжении всей своей истории. Но наборы других объектов в периоды «стабильности» и «кризиса» достаточно сильно различаются.

Примечательно, что наборы символов и частота их упоминания различны в периоды «стабильности» и «кризиса» той или иной династии: это система постановки приоритетов для страны. Различия весьма существенны, но если брать набор символов или отдельно Объектов во времени, то, хотя есть специфические иероглифы (только для «кризиса»), в целом списки сопоставимы, но существенно различие частоты упоминаний.

Достаточно заметны «заклинания от кризисов». Очень яркий пример — символы правления династии Южная Сун. Например, символ императора Нин-цзуна 宁宗 (1194–1224) цзя-тай 嘉泰 «Счастливое Благоденствие» (1201–1205). А также символы императора Ли-цзуна 理宗 (1224–1264): шао-дин 紹定 «Наследовать Устойчивость» (1228–1233), дуань-пин 端平 «Предельное Равновесие» (1234–1236), цзин-дин 景定 «Сияющая Устойчивость» (1260–1264).

Напомним, что в этот период ханьская по происхождению династия бежала за Янцзы, где этнических ханьцев уже не было. Это период предельного ослабления ханьской власти: ханьская династия правила на не-ханьских территориях и существовала лишь потому, что перестала быть серьезной политической и военной силой на Великой Равнине и в бассейне Средней Хуанхэ.

В периоды спокойствия и кризиса различия выбираемых для символов иероглифов существенны. Если взять только Объекты выделенной нами массовой категории символов8 «Желаемая ситуация в империи» (Диаграмма 1), то, помимо «спокойствия», обязательного и для стабильности, и для кризиса, на первом месте в период стабильности самые массовые — «мир», «процветание» и «начало», а в период кризиса — «равновесие» и «счастье». Третья группа по массовости в период стабильности: «изобилие», «счастье», «благодать» и «равновесие» (чего нет в период стабильности, так это «безопасности»). В период кризиса третья группа по массовости — «годы», «благодать» и «благоденствие». Подобные «заклинания от кризиса» особенно ярко проявляются в Южной Сун (см. примеры выше).

  1. Специфика символов разных этносов

Она хорошо видна в Троецарствие: два ханьских государства (Вэй и Шу), с одной стороны, и одно юэское (У) государство, с другой (табл. 3), дают существенное различие списков. Примечательно, что хмонги (Царство Чу) никогда не пользовались символами.

В целом изучение символов позволило (кроме поздних периодов Мин и Цин) проследить смену желаний монархов в отношении своей страны, желаний, санкционированных свыше и ориентирующих подданных на восприятие действительности. Еще раз напомним, что знанием символов обладали все грамотные люди, так как символами пользовались для датирования (по годам внутри времени существования символа) всех событий и действий.

Во второй статье, продолжающей данную тему, мы рассмотрим специфику символов правления каждой конкретной династии, начиная с Западной Хань.

Приложение

 

Таблица 1. Объекты категории «Стабильность», встречающиеся ≥2 раза в категории «Желаемая ситуация в империи» за все время существования символов

Объект

n

% от всего

Спокойствие

4

15

Мир

3

11

Процветание

3

11

Изобилие

2

7

Начало

3

11

Равновесие

2

7

Счастье

2

7

Благодать

2

7

Благополучие

1

4

Иcтина

1

4

Подъем

1

4

Порядок

1

4

Удача

1

4

Благоденствие

1

4

Безопасность

0

0

Великолепие*

0

0

Годы

0

0

∑ общее

27

 

* Поскольку данная категория встречается только в период Троецарствия, где нами не выделены периоды стабильности и кризиса, то она не попадает ни в одну классификацию, кроме общей.

 

Таблица 2. Объекты категории «Кризис», встречающиеся ≥2 раза в категории «Желаемая ситуация в империи» за все время существования символов

Объект

n

% от всего

Спокойствие

4

15

Равновесие

3

12

Счастье

3

12

Годы

2

8

Благодать

2

8

Благоденствие

2

8

Благополучие

1

4

Иcтина

1

4

Подъем

1

4

Порядок

1

4

Удача

1

4

Безопасность

1

4

Изобилие

1

4

Процветание

1

4

Мир

1

4

Начало

1

4

Великолепие*

0

0

∑ общее

26

 

Объекты, которые встречаются только в период кризиса

  

Безопасность

1

4

Годы

2

8

*См. примеч. к табл. 1.

 

Рис. 1. Объекты «Стабильность», встречающиеся с частотой от двух раз в категории «Желаемая ситуация в империи» за все время существования символов (%)

 

Рис. 2. Существительные категории «Кризис», встречающиеся от двух раз в категории «Желаемая ситуация в империи» за все время существования символов (%)

 

Таблица 3. Символы периода Троецарствия

Посмертное имя

Личное имя

Период правления

Символ правления и годы

Перевод символа

Категория

Троецарствие (Саньго )三國 (220–280)

Посмертное имя

Личное имя

Период правления

Символ правления и годы

Перевод символа

Категория

Вэй (Цао Вэй)曹魏220–265

Исторически используется форма Вэй + посмертное имя, за исключением императора Цао Пэя, который определяется по личному имени

Вэнь-ди

Цао Пэй

220–226

Хуанчу (黃初 Huángchū) 220–226

Желтое начало (т.е. начало как у Хуан-ди)

Ситуация в стране

文帝 Wéndì

曹丕 Cáo Pī

Мин-ди

Цао Жуй

226–239

Тайхэ (太和 Tàihé) 227–233

Абсолютный мир

Ситуация в стране (мир)

明帝 Míngdì

曹叡 Cáo Rùi

Цинлун (青龍 Qīnglóng) 233–237

Бирюзовый дракон

Сакральное

Цзинчу (景初 JĬngchū) 237–239

Светлое начало

Ситуация в стране

Ци-ван

Цао Фан

239–254

Чжэнши (正始 ZhèngshĬ) 240–249

Истинное начало

Ситуация в стране

齊王 Qí Wáng

曹芳 Cáo Fāng

Цзяпин (嘉平 Jiāpíng) 249–254

Счастливое равновесие

Ситуация в стране (равновесие)

или Шаолинь Ли-гун

邵陵厲公 Shàolíng Lì Gōng

Гаогуйсян-гун

Цао Мао

254–260

Чжэнъюань (正元 Zhèngyuán) 254–256

Истинная эра

Хронология

高貴鄉公 Gāogùixiāng Gōng

曹髦 Cáo Máo

Ганьлу (甘露 Gānlù) 256–260

Изобилие

Ситуация в стране

Юань-ди

Цао Хуань

260–265

Цзинъюань (景元 JĬngyuán) 260–264

Светлые годы

Ситуация в стране

元帝 Yuándì

曹奐 Cáo Huàn

Сяньси (咸熙 Xiánxī) 264–265

Всеобщее великолепие

Ситуация в стране

Шу (Шу Хань)蜀漢221–263

Исторически используется личное имя

Чжао Ле-ди

Лю Бэй

221–223

Чжанъу (章武 Zhāngwŭ) 221–223

Сильная (четкая) война

Война

昭烈帝 Zhāolièdì

劉備 Liú Bèi

Хоу Чжу

Лю Шань

223–263

Цзяньсин (建興 Jiànxīng) 223–237

Начало подъема

Ситуация в стране

後主 Hòu Zhŭ

劉禪 Liú Shán

Яньси (延熙 Yánxī) 238–257

Продолжение великолепия

Ситуация в стране

или Сяо Хуай-ди

Цзинъяо (景耀 JĬngyào) 258–263

Светлое сияние

Сакральное

孝懷帝 Xiàohuáidì

Яньсин (炎興 Yánxīng) 263

Янь-диский (т.е. такой как у мифического императора Янь-ди, огненный) подъем

Ситуация в стране

У222–280

Исторически используется личное имя

Да-ди

Сунь Цюань

222–252

Хуанъу (黃武 Huángwŭ) 222–229

Желтая война (т.е. война как у Хуан-ди)

Война

大帝 Dàdì

孫權 Sūn Quán

222–252

Хуанлун (黃龍 Huánglóng) 229–231

Желтый дракон (т.е. дракон как у Хуан-ди)

Сакральное

Цзяхэ (嘉禾 Jiāhé) 232–238

Славные хлеба

Ситуация в стране

Чиу (赤烏 Chìwū) 238–251

Пурпурная птица

Сакральное

Тайюань (太元 Tàiyuán) 251–252

Абсолютная эра

Хронология

Шеньфэн (神鳳 Shénfèng) 252

Божественный феникс

Сакральное

Куайцзи-ван

Сунь Лян

252–258

Цзяньсин (建興 Jiànxīng) 252–253

Создание подъема

Ситуация в стране

會稽王 Kuàijī Wáng

孫亮 Sūn Liàng

Уфэн (五鳳 Wŭfèng) 254–256

Пять фениксов

Сакральное

или Хоугуань-хоу

Тайпин (太平 Tàipíng) 256–258

Абсолютное равновесие

Ситуация в стране (равновесие)

候官侯 Hòuguān Hóu

Цзин-ди

Сунь Сю

258–264

Юнъань (永安 YŎng’ān) 258–264

Вечная безопасность

Ситуация в стране

景帝 JĬngdì

孫休 Sūn Xiū

Учэн-хоу

Сунь Хао

264—280

Юаньсин (元興 Yuánxīng) 264–265

Годы подъема

Ситуация в стране

烏程侯 Wūchéng Hóu

孫皓 Sūn Hào

Ганьлу (甘露 Gānlù) 265–266

Изобилие

Ситуация в стране

или Гуймин-хоу

Баодин (寶鼎 BăodĬng) 266–269

Драгоценный треножник

Сакральное

歸命侯 Gūimìng Hóu

Цзяньхэн (建衡 Jiànhéng) 269–271

Создавая баланс (т.е. равновесие)

Ситуация в стране (равновесие)

Фэнхуан (鳳凰 Fènghuáng) 272–274

Пара фениксов

Сакральное

Тяньцэ (天冊 Tiāncè) 275–276

Небесные установления

Сакральное

Тяньси (天璽 TiānxĬ) 276

Небесные печати

Сакральное

Тяньцзи (天紀 Tiānjì) 277–280

Небесные записи

Сакральное

  

Не уникальные по иероглифам значения

60

Уникальные по иероглифам значения

10

Уникальные наполовину

30

 

Таблица 4. Наборы Определений и Объектов по династиям

Определения по династиям (%)

Династия

Западная Хань

Восточная Хань

Вэй

Шу

У

Тан

Сун

Южная Сун

Юань

Мин

Цин

∑ % уп.

100

100

100

  

100

100

100

100

100

100

Годы

28

11

0

0

6

1

8

0

11

0

0

Строительство

10

22

0

20

11

1

5

5

0

6

0

Поздний

8

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Начало

5

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Великий

5

0

10

0

11

3

3

0

0

0

0

Вечный

5

27

0

0

6

8

0

0

0

6

0

Середина

3

3

0

0

0

1

5

0

5

0

0

Пять

3

0

0

0

6

0

0

0

0

0

0

Земля

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Небо

3

0

0

0

17

8

5

0

11

12

15

Начинать

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Жить

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Идти походом, собирать

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Корень

3

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Река

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Сладкий

3

0

10

0

6

0

0

0

0

0

0

Божество

3

0

0

0

6

3

0

0

0

0

0

Завершать

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Умиротворять

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Солнце, ян

3

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Великий

鸿

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Желтый

3

0

10

0

11

0

0

0

0

0

0

Продолжать

0

11

0

20

0

3

0

0

5

0

0

Свет

0

3

0

0

0

4

0

0

0

0

8

Возрождение

0

3

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Мир

0

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Война

0

3

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Хань

0

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Радостный

0

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Устав, указ

0

3

0

20

0

0

0

0

0

0

0

Светлый

0

0

20

20

0

4

5

9

0

6

0

Истинный

0

0

20

0

0

0

0

0

0

12

0

Всюду

0

0

10

0

0

3

3

5

0

0

8

Счастливый

0

0

10

0

6

0

3

14

0

6

8

Бирюзовый

0

0

10

0

0

0

0

0

0

0

0

Янь-ди

0

0

0

20

0

0

0

0

0

0

0

Драгоценность

0

0

0

0

6

3

3

9

0

0

0

Пурпурный

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

0

Феникс

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

0

Государь-небо

0

0

0

0

0

5

5

5

0

0

8

Большой

0

0

0

0

0

5

5

0

5

0

0

Открытие, начало

0

0

0

0

0

4

3

9

0

0

0

Долгий

0

0

0

0

0

4

0

0

0

0

0

Множество

0

0

0

0

0

3

0

0

0

6

0

Возвышать

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

Год

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

Широкий, повсюду

广

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

Письменность, ученость

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

Твердый, упорядоченный

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

Дракон

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

Долгий

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Мораль

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Собираться

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Прежде

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Книга, указ

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Наследовать

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Совершенномудрый

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Удостаивать

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Походить на

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Развивать, просвещать

0

0

0

0

0

1

0

0

0

6

0

Главный, сводить воедино

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Ясный, проявлять

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Великий

0

0

0

0

0

1

5

0

47

0

0

Показывать, доказывать

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Гармонизировать

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Пребывать в мире

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Цилинь

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Провозглашать

0

0

0

0

0

0

3

0

0

6

8

Величественный

0

0

0

0

0

0

3

0

0

6

8

Спокойный, равновесный

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

Праздновать, счастье

0

0

0

0

0

0

3

5

0

0

0

Благополучие

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

8

Правление, политика

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

Светлый, мудрый

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

Править

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

Чистый, искренний

0

0

0

0

0

0

3

9

0

0

0

Сиятельный, славный

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

Император, владыка

0

0

0

0

0

0

3

0

5

0

0

Предел, основа

0

0

0

0

0

0

3

5

0

0

0

Наследовать

0

0

0

0

0

0

3

14

0

0

0

Повторный, глубокий

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

Мирный, спокойный

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

8

Спокойный, тихий

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

Добродетель

0

0

0

0

0

0

0

5

0

0

0

Знамение, счастье, символ

0

0

0

0

0

0

0

5

0

0

0

Возвышенный, обильный

0

0

0

0

0

0

0

5

0

6

0

Великий, процветающий

0

0

0

0

0

0

0

0

5

6

0

Направлять, посылать

0

0

0

0

0

0

0

0

5

0

0

Распространять повсюду

0

0

0

0

0

0

0

0

0

12

0

Успех, завершать

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

0

Единство

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8

Путь

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8

Сопутствующий

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8

∑ % уп.

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Годы

18

5

20

0

6

8

3

5

16

0

0

Начинать

15

0

10

0

0

0

0

0

0

0

0

Равновесие

8

19

10

0

6

0

5

5

0

0

0

Свет

5

5

0

0

0

0

0

0

0

0

8

Феникс

5

0

0

0

11

1

0

0

0

0

0

Мир

5

14

10

0

0

5

11

0

5

0

0

Поход на север

5

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Начало

3

11

20

0

0

1

0

0

0

0

0

Счастье

3

8

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Спокойствие

3

5

0

0

0

1

5

0

0

0

0

Долголетие

寿

3

3

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Церемония фэн

3

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

Благополучие

3

8

0

0

0

0

3

0

0

0

0

Продолжение

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Престол

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Фундамент, основа

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Хань

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Сосуд цзюэ

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Охота

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Время (сезон)

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Изобилие

3

0

10

0

6

1

0

0

0

0

0

Трипод

3

0

0

0

6

0

0

0

0

0

0

Дракон

3

0

10

0

6

3

0

0

0

0

0

Возрождение

0

5

0

40

11

0

5

14

0

0

0

Безопасность

0

5

0

0

6

1

0

0

0

0

0

Середина

0

3

0

0

0

3

0

0

0

0

0

Построение

0

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Война

0

3

0

20

6

0

0

0

0

6

0

Веселье

0

3

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Сияние

0

0

10

20

0

0

3

14

0

6

8

Сияние-яо

耀

0

0

0

20

0

1

0

0

0

0

0

Записи

0

0

0

0

6

1

0

0

0

0

0

Хлеба

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

0

Птица

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

0

Баланс

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

0

Самка феникса

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

0

Установление

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

0

Печать

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

0

Благодать

0

0

0

0

0

6

5

0

5

12

8

Календарь

0

0

0

0

0

4

3

0

5

6

0

Совершенномудрый

0

0

0

0

0

3

5

0

0

0

0

Небо

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

Празднование

0

0

0

0

0

3

0

9

5

6

8

Процветание

0

0

0

0

0

3

0

0

0

6

0

Мудрость

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

Благословение

0

0

0

0

0

3

11

14

5

0

0

Проникновение

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

Множество

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Облако

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Удача, благоприятствование

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Усилие

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Ученость

0

0

0

0

0

1

3

0

0

6

0

Управление

0

0

0

0

0

1

0

0

0

6

0

Следование

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Заложение

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Сокровище

0

0

0

0

0

1

3

0

0

0

0

Год

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Предзнаменование

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Императорский штандарт

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Намерение

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Достижение

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Без насилия

0

0

0

0

0

1

3

0

0

0

0

Дарование

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Предел

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Благоденствие

0

0

0

0

0

1

0

5

0

6

0

Чистота

0

0

0

0

0

1

0

5

0

0

0

Восхождение

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Счастье-фу

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Императорский зал

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Благоприятный символ

0

0

0

0

0

1

5

0

0

0

0

Созерцание

0

0

0

0

0

1

3

0

0

0

0

Наблюдение

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Правильность

0

0

0

0

0

1

0

0

5

0

0

Достаток

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Мир-цзай

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Путь

0

0

0

0

0

1

5

5

0

0

0

Величие

0

0

0

0

0

1

3

0

0

0

8

Сопутствование

0

0

0

0

0

1

0

0

21

6

0

Страна

0

0

0

0

0

0

5

0

0

0

0

Сосуд фэн

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

8

Устойчивость

0

0

0

0

0

0

3

14

5

0

0

Предзнаменование

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

Счастье-си

0

0

0

0

0

0

3

5

0

0

0

Спокойствие-цин

0

0

0

0

0

0

3

0

0

6

0

Янь-ди

0

0

0

0

0

0

0

9

0

0

0

Единство

0

0

0

0

0

0

0

0

11

6

8

Большой

0

0

0

0

0

0

0

0

5

0

0

Истина

0

0

0

0

0

0

0

0

5

0

8

Правление

0

0

0

0

0

0

0

0

5

6

15

Радость

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

0

Письмена

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

0

Счастье

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

0

Мандат

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8

Преемственность

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8

Мудрость-цун

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8

 

1 Авторы сознательно отказываются от общепринятого перевода термина няньхао 年號 как «девиз правления», так как слово «девиз» ассоциируется в первую очередь со светским, а не с сакральным аспектом государственной власти.

2 Министр церемоний (тайчан 太常) [1].

3 Церемония представления императора Небу и Земле. Проводилась на горе Тайшань (Шаньдун), включала жертвы Небу (на вершине горы) и Земле (у ее подножия). Совершивший церемонию император получал «мандат Неба» на правление. Церемония проводилась со времен династии Чжоу до династии Сун.

4 Имеется в виду ханьское Министерство церемоний (тайчансы 太常司).

5 Трипод — священный даосский сосуд-треножник.

6 Оригинальный текст из «Шицзи». Гл. «Первая насыпка холма»): “天子既已封禪泰山,無風雨菑,而方士更言蓬萊諸神山若將可得 ……五月,返至甘泉。有司言寶鼎出為元鼎,以今年為元封元年” [14].

7 Напомним, что символ правления мы делим на Объект и Определение к нему.

8 Всего нами было выделено 10 категорий символов: годы; император; календарь; сакральное, «желаемая ситуация в империи» (включает подкатегории «равновесие» 平, «мир» 和 и «спокойствие» 宁); война; династия Хань; прочее.

×

About the authors

Dega V. Deopik

Synology Center of Dmitry Pozharsky University

Email: d.v.deopik@inbox.ru

Dr. Sci. (Hist.), Professor

Russian Federation, Moscow

Bogdan K. Ganshin

Synology Center of Dmitry Pozharsky University

Author for correspondence.
Email: bganshin@gmail.com
Russian Federation, Moscow

References

  1. Wang Yü-ch’üan. An Outline of The Central Government of The Former Han Dynasty. Harvard Journal of Asiatic Studies. 1949;12(1/2):134–187. doi: 10.2307/2718206
  2. Rybakov VM. The T’ang Bureaucracy. Pt 1. Genesis and Structure. Saint Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie; 2009. 512 p. P:451–457. (In Russ).
  3. Yang CK. Religion in Chinese Society: A Study of Contemporary Functions of Religion and Some of Their Historical Factors. Berkeley: University of California Press; 1961.
  4. Wang Xijia. Zhanxian zongjiao wenhua meili xuxie zhongri jiaoliu xinpian cong riben xin nianhao linghe tanqi [A New Discussion of Attractiveness of Religious Culture in Continuation of Chinese-Japanese Contacts from the Perspective of the New Japanese Era Name “Reiva”]. Zhongguo zongjiao. 2019;(4):10. (In Chinese).
  5. Schafer EH. Non-translation and Functional Translation: Two Sinological Maladies. The Journal of Asian Studies. 1954;13(3):251–260. doi: 10.2307/2942278
  6. Wright MC. What’s in a Reign Name: The Uses of History and Philology. The Journal of Asian Studies. 1958;18(1):103–106. doi: 10.2307/2941289
  7. Martynov AS. Era (Reign) Names of Chinese Emperors (Nian Hao). Proceedings of the 12th science conference «Written Monuments and Problems of the History of Culture of the East». Мoscow; 1977. P:78–84. (In Russ).
  8. Wechsler HJ. Offerings of Jade and Silks: Ritual and Symbol in the Legitimation of the T’ang Dynasty. New Haven (Conn.): Yale University Press; 1985.
  9. Rothschild NH. An Inquiry into Reign Era Changes under Wu Zhao, China’s Only Female Emperor. Early Medieval China. 2006;(1):123–149.
  10. Sun Yinggang. Wu nianhao yu gaizheng shuo: anshizhiluan zhong xiaozong chongsu zhengtong nuli – jian lun lifa yu zhonggu zhengzhizhi guanxi [Absence of the Reign Symbol and Change in Calendar: The Emperor Su Zong’s Efforts to Restore the Dynasty during the An Lushan’s Uprising and the Issue of Interconnectedness between Calendar and Politics in Ancient Times]. Renwen zazhi. 2013;(3). (In Chinese)
  11. Zhang Junfei. Cong nianhao kan shiliu guo zhengquanzhi wenhua yu zhengzhi quxiang [Certain political and cultural tendencies of the “Sixtheen barbarian states” within the context of reign symbols]. Jiangsu jiaoyu xuebao. 2007;(1). (In Chinese)
  12. Ma Xue. Liang song shiqi diwang nianhao manyi [Comments of the Chinese emperors’ reign symbols of the North and Southern Song]. Cangsang. 2008;(1). (In Chinese)
  13. Gao Hong. Riben queding «linghe» he «nianhao» guochengzhongde zhengzhi yinsu tanxi [Studies on political factors behind announcement of Japanese reign symbol “Reiva”]. Riben xuekan. 2019;(3). (In Chinese)
  14. Sima Qian. Istoricheskie zapiski (Shi ji). Vyatkin AR, Taskin VS, trans., comment. Moscow: Vostochnaya literatura; 2003;2. 567 p. P:277 (In Russ).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1. "Stability" objects occurring more than twice in the "Desired situation in the empire" category over the entire existence of symbols (%)

Download (123KB)
3. Figure 2. Nouns in the “Crisis” category that occur more than twice in the “Desired situation in the empire” category during the entire existence of symbols (%)

Download (110KB)

Copyright (c) 2022 Deopik D.V., Ganshin B.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 79035 от 28.08.2020 г.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies