Формирование водного поведения как элемента образа жизни
- Авторы: Лопатин С.А.1, Тыц В.В.2
-
Учреждения:
- Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины
- Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет Минздрава России
- Выпуск: Том 4, № 3 (2022)
- Страницы: 58-63
- Раздел: Информация и профилактика
- URL: https://journals.eco-vector.com/PharmForm/article/view/115282
- DOI: https://doi.org/10.17816/phf115282
- ID: 115282
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Водное поведение – ряд простых и сложных действий, связанных с использованием воды и зависящих от знания норм и правил поведения в окружающей среде, от соотношения мотивационных и эмоциональных компонентов в жизни человека. Водное поведение, участвуя в формировании экологической культуры, является индикатором и важнейшим инструментом обеспечения экологической безопасности населения и фармацевтического производства, нуждающегося в воде высокого качества. Отмечается, что, если в фармацевтическом производстве питьевая вода используется непосредственно на отдельных стадиях или в виде исходного материала, то необходима регулярная проверка ее качества на производственной площадке. Определенный оптимизм привносят меры, которые в последнее время предпринимает руководство Роспотребнадзора РФ, направленные на совершенствование лабораторного обеспечения службы, путем укомплектования ее высокотехнологичным оборудованием для определения показателей безопасности и качества элементов внешней среды, включая воду. Одним из проявлений, характерных для большинства субъектов водного поведения, является оптимистичный уровень оценки состояния источников питьевого водоснабжения и качества питьевой воды. Авторами предлагается при выстраивании водного поведения руководителя фармацевтического производства учитывать ряд обстоятельств, связанных с химической безопасностью питьевой воды: проведение инвентаризации и уточнение перечня химических веществ, находящихся в обращении на территории РФ и являющихся потенциально опасными токсикантами; создание федеральной базы данных о качестве и безопасности производимой и реализуемой в РФ пищевой продукции (воды), в т. ч. содержащей приоритетные химические загрязнители. Рассмотрение водного поведения как элемента образа жизни позволяет при моделировании водного поведения руководителей фармацевтического производства ориентировать их на принятие мер по повышению химической безопасности водного фактора путем совершенствования как водоподготовки, так и системы лабораторного контроля.
Ключевые слова
Полный текст
СОКРАЩЕНИЯ:
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения; ЗОЖ – здоровый образ жизни; ИЛЦ – испытательный лабораторный центр; ОЖ – образ жизни; ООН – Организация Объединенных Наций; Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; РФ – Российская Федерация; ФБУЗ ФЦГиЭ – Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии».
ВВЕДЕНИЕ
В 2010 году Генеральная ассамблея ООН включила право человека на воду в число его базовых прав, что отражает как сохранение непростых отношений участников водных отношений, так и формирующееся в обществе понимание о некоторых отклонениях от моральных норм и базовых прав.
ВОЗ предложила следующие определение понятия ОЖ: это способ жизни, основывающийся на идентифицируемых видах и особенностях поведения, определяющихся взаимодействием между личностными характеристиками человека, социальным взаимодействием, социально-экономическими и экологическими условиями жизни [1]. В ХХ веке экономическая составляющая однозначно прослеживалась в определении ОЖ, который включал социально-экономические и поведенческие аспекты и складывался из индивидуальных мер, направленных на правильный режим труда и отдыха, физическую активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек и т. д. [2, 3]. Включение в понятие ОЖ социально-экономических условий жизни и среды обитания человека позволило давать завышенную оценку влияния образа жизни на здоровье человека. Так, по утверждению специалистов ВОЗ, здоровье человека на 50–55% зависит от его образа жизни [4].
В ХХI веке ситуация стала изменяться. Так, в статье 12 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ объявлено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем разработки и реализации программ формирования ЗОЖ, в том числе программ снижения потребления алкоголя, потребления табака или никотинсодержащей продукции, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ. В статье 30 уточняется, что формирование ЗОЖ у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению ЗОЖ и создание условий для ведения ЗОЖ, в том числе для занятий физической культурой и спортом. Следовательно, законодатели предложили условия жизни и среду обитания рассматривать как факторы, влияющие на ОЖ, а не как составляющие ОЖ.
На правильное понимание проблемы и совершенствование облика профилактической деятельности не могут не оказывать влияние современные изменения в перечне и ранжировании факторов риска для здоровья человека. Роспотребнадзор РФ прогнозирует, что к 2030 г. изменения санитарно-эпидемиологической ситуации (факторов среды обитания) будут иметь следующие уровни влияния на состояние здоровья: социально-экономические факторы – до 46%, санитарно-гигиенические факторы – до 29%, образ жизни – до 30% [5]. Внешняя среда и условия бытия становятся более значимыми, чем образ жизни человека. Пересмотр иерархии причин негативного характера связан с появлением более объективной информации о качестве среды обитания и состоянии популяционного здоровья, использованием вместо экспертной оценки альтернативных методических подходов, включая методы управления риском, моделированием сценариев и причинно-следственных связей.
По нашему мнению, к поведенческим установкам и навыкам, формирующим ОЖ, относятся: служебная (профессиональная) деятельность, физическая активность, организационное, пищевое, водное, финансовое, семейное, экологическое, половое и другие виды поведения. При этом становление поведенческих установок и навыков должно быть ориентировано на выработку у человека устойчивой мотивации к сохранению здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях.
Водное поведение – ряд простых и сложных действий, связанных с использованием воды и зависящих от знания норм и правил поведения в окружающей среде, от соотношения мотивационных и эмоциональных компонентов в жизни человека.
Предлагается среди населения условно выделять следующие субъекты водного поведения: потребители воды, руководители фармацевтического производства, должностные лица, работающие в водохозяйственном секторе, инвесторы, должностные лица различных уровней власти, должностные лица природоохранных и контролирующих структур.
Одним из общих проявлений, характерных для большинства субъектов водного поведения, является чрезмерно оптимистичный уровень оценки состояния источников питьевого водоснабжения и качества питьевой воды.
К причинам завышенной оценки качества водного фактора, что несомненно оказывают негативное влияние и на водное поведение, относятся:
- отсутствие в полном объеме данных о реальном загрязнении воды водоисточника и, как следствие, весьма ограниченный перечень контролируемых показателей качества питьевой воды;
- уверенность в безопасности водопроводной воды в момент её фактического использования, ориентируясь на органолептические показатели, что создает некорректное впечатление о её высоком качестве по другим показателям – физико-химическим, микробиологическим, паразитологическим и радиологическим;
- мнение о возможности адекватной коррекции качества воды и достижения её безусловной безопасности с помощью бытовых фильтров, уверенность, что бутилированная вода может в полной мере заменить водопроводную воду.
В пользовании потребителя находится водопроводная вода, поступающая из муниципальной водопроводной сети, качеством которой многие потребители остаются недовольны [6–8]. При оценке качества водопроводной воды они имеют возможность оценить ее безопасность в основном по вкусу, цвету, запаху и прозрачности. Чаще всего жители жалуются на поступление в дом ржавой, мутной и неприятной на вкус воды, что является следствием эксплуатации старых водопроводных систем (особенно внутридомовых), загрязняющих воду окислами железа. Еще нередко жалобы связаны с наличием в воде остаточного хлора, обеспечивающего эпидемическую безопасность воды, но при этом могущего негативно влиять на ее вкус. Значительная часть населения не знает и не интересуется технологиями обработки воды в своем регионе. Полностью удовлетворен качеством водопроводной воды каждый десятый потребитель, хотя жители не располагают необходимой и достоверной информацией в соответствии с требованиями, приведенными в статье 10 Федерального закона «О защите прав потребителей»: «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора»; «информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров».
Вода применяется в фармации для разных целей: в составе лекарственных средств и как растворитель при их производстве, для обработки и мойки оборудования и т. д. В фармацевтическом производстве (включая вспомогательное производство, получение готовой продукции) должна использоваться только питьевая вода. Если в фармацевтическом производстве питьевая вода используется непосредственно на отдельных стадиях или в виде исходного материала, то необходима регулярная проверка ее качества на производственной площадке [9].
Официальные требования к воде для фармацевтического использования содержатся в различных фармакопеях с указанием допустимых пределов отдельных (ограниченного числа) примесей. Так, требования фармакопейных статей (ФС. 2.2.0020.18 «Вода очищенная» и ФС 2.2.0019.18 «Вода для инъекций») распространяется на нефасованную воду очищенную, получаемую из воды питьевой методами дистилляции, ионного обмена, обратного осмоса, комбинацией этих методов или другим способом, и предназначенную для производства или изготовления лекарственных средств, получения воды для инъекций, а также для проведения испытаний лекарственных средств. Для приготовления лекарственных средств, изготовляемых в асептических условиях, воду очищенную необходимо подвергать стерилизации. Вода очищенная не должна содержать антимикробных консервантов или других добавок.
При выстраивании водного поведения руководителя фармацевтического производства следует учитывать следующие обстоятельства:
- повсеместно отмечается неконтролируемая контаминация окружающей среды фармацевтическими препаратами и их метаболитами [10];
- осуществляется инвентаризация и уточнение перечня химических веществ, находящихся в обращении на территории РФ и являющихся потенциально опасными токсикантами;
- создается федеральная база данных о качестве и безопасности производимой и реализуемой в РФ пищевой продукции (воды), в т. ч. содержащей (и подозрительной на содержание) приоритетные химические загрязнители;
- имеют место недостатки в организации высокочувствительного лабораторного контроля качества воды со стороны производителей и контрольно-надзорных органов;
- нередко используются ненадежные водоисточники, несовершенная технология водоподготовки, особенно в сельской местности, что ухудшает показатели химической безопасности питьевой воды.
На сайте Водоканала Ленинградской области отсутствуют данные о качестве питьевой воды, хотя установлены приоритетные вещества, подлежащие обязательному контролю в рамках производственного контроля. Так, в Выборгском районе актуальными для организации мониторинга определены: в подземных водах Вендского водоносного горизонта – железо, фтор, марганец, барий, суммарная альфа-активность, суммарная бета-активность, радон, а в подземных водах Архейпротерозойского горизонта – железо, фтор, марганец, бериллий, суммарная альфа-активность, радон [11].
Анализ информационных материалов Роспотребнадзора РФ, связанных с совершенствованием лабораторного обеспечения службы, показывает, что создаются современные ИЛЦ, укомплектованные высокотехнологичным оборудованием для определения показателей безопасности и качества пищевой продукции (воды), идентификации биологически активных веществ, пищевых добавок в соответствии с международными методиками и методами (жидкостными и газовыми хромато-масс-спектрометрами, атомноабсорбционными спектрометрами / атомно-эмиссионными спектрометрами с индуктивно-связанной плазмой) [12, 13].
С этой целью вступил в силу Приказ Роспотребнадзора РФ № 7 от 10.01.2022 г. «О совершенствовании системы лабораторного контроля», в котором утверждён перечень из 15 опорных ИЛЦ Роспотребнадзора по исследованиям качества и безопасности пищевых продуктов: ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора, центры гигиены и эпидемиологии в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской области и др. 12-ти субъектах РФ. Представляется, что созданные ИЛЦ Роспотребнадзора необходимо также ориентировать на контроль качества и безопасности питьевой воды. На базе ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора создан и функционирует «Банк стандартов», включающий государственные стандартные образцы, иные стандартные образцы, химически чистые вещества 242 наименований, необходимые для выполнения высокоточных лабораторных исследований [14]. Проводимые мероприятия позволяют дополнить перечень аттестованных методов измерений, включенных в единый информационный фонд методик измерений РФ.
ВЫВОДЫ
Таким образом, водное поведение в совокупности с рядом соответствующих установок, норм и привычек, формирующих экологическую культуру, следует рассматривать как индикатор и важнейший инструмент обеспечения экологической безопасности населения и фармацевтического производства, нуждающегося в воде высокого качества.
Формирование водного поведения руководителей фармацевтического производства должно быть ориентировано на повышение химической безопасности водного фактора путем совершенствования как водоподготовки, так и системы лабораторного контроля.
Об авторах
Станислав Аркадьевич Лопатин
Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины
Автор, ответственный за переписку.
Email: stanislav.lopatin47@yandex.ru
SPIN-код: 8934-3775
д-р мед. наук, профессор, старший научный сотрудник
Россия, Санкт-ПетербургВалерий Витальевич Тыц
Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет Минздрава России
Email: valerij.tyc@pharminnotech.com
SPIN-код: 3801-7087
канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры промышленной экологии
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Формирование здорового образа жизни: основные стратегии. Сайт URL: http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php? ID=76784 (дата обращения: 13.08.2022).
- Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 520 с.
- Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: избранные лекции / Ю. П. Лисицын. – М.: Медицина, 1992. – 420 c.
- Формирование здорового образа жизни. Сайт URL: http://www.grandars.ru/ college/medicina/formirovanie-zozh.html (дата обращения: 13.08.2022).
- Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2020 году». – М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. – 256 с.: сайт. – URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php? ELEMENT_ID=18266 (дата обращения: 13.08.2022).
- Алексеев В. Б. Анализ состояния здоровья населения РФ во взаимосвязи с качеством питьевой воды / В. Б. Алексеев, С. В. Клейн, А. М. Андришунас // Сб. материалов XIII Всероссийского съезда гигиенистов, токсикологов и санитарных врачей. – М., 2022. – Т. 1. – С. 22–25.
- Белов А.В. Гигиеническая характеристика качества питьевого водоснабжения г. Кстово. Актуальные вопросы, проблемы, пути решения / А. В. Белов // Сб. материалов XIII Всероссийского съезда гигиенистов, токсикологов и санитарных врачей. – М., 2022. – Т. 1. – С. 79–83.
- Рахманин Ю. А. Гигиеническое обоснование управленческих решений с использованием интегральной оценки питьевой воды по показателям химической безвредности и эпидемиологической безопасности / Ю. А. Рахманин, А. В. Мельцер, А. В. Киселев, Н. В. Ерастова // Гигиена и санитария. – 2017. – Т. 96. – № 4. – С. 302–305. – doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-4-302-305.
- Самылина И. А. Вода очищенная / И. А. Самылина, Н. В. Пятигорская, Э. А. Сапожникова, Л. И. Митькина, Р. А. Лавренчук, В. Л. Багирова // Фармация. – 2010. – № 2. – С. 3–6.
- Марченко Б. И. Современное состояние проблемы загрязнения природных вод фармацевтическими препаратами и их метаболитами / Б. И. Марченко, А. А. Назарянц // Анализ риска здоровью – 2022. Фундаментальные и прикладные аспекты обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: Материалы международной встречи по окружающей среде и здоровью RISE-2022. МатериалыXII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В двух томах, Пермь, 18–20 мая 2022 года. – Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2022. – С. 367–373.
- Мясников И. О. О выборе приоритетных веществ для контроля качества питьевой воды подземных водоисточников на примере населенных пунктов Ленинградской области / И. О. Мясников, А. А. Степанян // Сысинские чтения – 2021: Материалы II Национального конгресса с международным участием по экологии человека, гигиене и медицине окружающей среды, Москва, 17–19 ноября 2021 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью», 2021. – С. 297–302.
- О создании баз данных по оценке влияния на органолептический и общесанитарный лимитирующие признаки вредности химических веществ в воде водных объектов / О. О. Синицына, О. С. Пивнева, В. В. Турбинский [и др.] // Токсикологический вестник. – 2021. – Т. 29. – № 4. – С. 40–44. – doi: 10.36946/0869-7922-2021-29-4-40-44.
- Гигиена в обеспечении научно-технологического развития страны и санитарно-эпидемиологического благополучия населения (к 130-летию федерального научного центра гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана) / А. Ю. Попова, Г. Г. Онищенко, В. Н. Ракитский [и др.] // Гигиена и санитария. – 2021. – Т. 100. – № 9. – С. 882–889. – doi: 10.47470/0016-9900-2021-100-9-882-889.
- Ананьев В. Ю. Совершенствование организации санитарно-гигиенических лабораторных исследований в обеспечении государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории Российской Федерации / В. Ю. Ананьев, М. В. Зароченцев, О. В. Моргачёв // Сб. материалов XIII Всероссийского съезда гигиенистов, токсикологов и санитарных врачей. – М., 2022. Т. 1. – С. 34–38.
Дополнительные файлы
