КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЕРЕДАЧИ ВИРУСА ГЕПАТИТА С

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Передача вирусного гепатита С от матери к ребенку является главной причиной заражения детей. В результате вертикальной передачи вируса гепатита С в мире ежегодно инфицируется от 10 000 до 60 000 новорожденных. Вопрос о способе родоразрешения беременных женщин, инфицированных вирусом гепатита С, остается спорным и открытым. Независимо от уровня вирусной нагрузки и наличия инфицирования плаценты вирусом гепатита С нарушение трансплацентарного защитного барьера плаценты у беременных с хроническим гепатитом С не развивается.

Полный текст

Введение

Стабильно высокий уровень инфицированности вирусом гепатита С (ВГС) обусловливает активное вовлечение в эпидемический процесс женщин репродуктивного возраста, увеличивая риск вертикальной передачи вируса гепатита С. Передача ВГС от матери к ребенку — главная причина заражения детей. Риск развития хронического гепатита С (ХГС) в результате вертикального инфицирования составляет около 4–8 % случаев [1–5], в результате чего вирусным гепатитом С в мире ежегодно заболевает от 10 000 до 60 000 новорожденных. В 2/3 случаев вертикальная передача происходит во время родов и в 1/3 — внутриутробно [6–8]. К факторам вертикальной передачи вируса гепатита С относятся вирусная нагрузка матери, способ родоразрешения, акушерские факторы (амниоцентез, эпизиотомия, длительный безводный промежуток, разрывы промежности и влага лища).

В последние годы все большее внимание уделяется внутриутробному инфицированию как фактору риска развития фетоплацентарной недостаточности. Как известно, плацента представляет самый мощный барьер, который препятствует проникновению инфекционных возбудителей и их токсинов в организм плода. Одной из основных причин развития перинатальной патологии может быть плацентарная недостаточность, которая имеет многофакторную этиологию [7–9], и в 60 % случаев приводит к развитию заболеваний в антенатальном периоде.

Основную роль в патогенезе плацентарной недостаточности отводят нарушению маточно-плацентарной перфузии, что приводит к снижению транспорта кислорода и питательных веществ через плаценту к плоду. Поскольку развитие структур и функций плаценты происходит поэтапно, патологические изменения, происходящие в плаценте, зависят от характера и времени воздействия неблагоприятных факторов. К факторам, способствующим увеличению проницаемости фетоплацентарного барь ера? относятся инфекции, трофические нарушения плаценты, приводящие к увеличению риска инфицирования ребенка [9–11]. Однако и при сохраненной барьерной функции плаценты возможно инфицирование детей [12]. Вопрос о возможности трансплацентарной передачи вируса гепатита С при хроническом течении заболевания остается спорным, хотя известно, что неповрежденная плацента — это барьер для проникновения возбудителей [9, 11, 13, 14]. На риск вертикальной передачи вируса гепатита С может влиять и способ родоразрешения. Некоторые исследователи рассматривают плановое кесарево сечение как меру профилактики инфицирования новорожденного [11, 15]. Однако другие исследователи утверждают, что способ родоразрешения не влияет на вертикальную передачу ВГС [16].

Таким образом, на сегодняшний день вопрос о способе родоразрешения беременных женщин, инфицированных вирусом гепатита С, остается открытым.

Цель исследования — изучить вероятность вертикальной передачи вируса гепатита С при плановом кесаревом сечении у беременных с ХГС.

Материалы и методы

Под наблюдением находилось 114 беременных женщин с ХГС. Из них у 67 было естественное родоразрешение, у 47 — плановое кесарево сечение. Возраст обследованных женщин был в пределах 28 лет (Q1; Q3 — 24,75; 33,00). Количество беременностей в анамнезе у обследованных женщин составляло от 1 до 8 (в среднем — 3). Все беременные, включенные в исследование, не имели сопутствующей терапевтической патологии и различного рода зависимостей (наркотической, алкогольной и никотиновой). Также было обследовано 97 новорожденных детей, рожденных от матерей с ХГС. Из них 50 младенцев родились с помощью естественного родоразрешения, а 47 — путем планового кесарева сечения. Средний возраст детей, включенных в исследование, составил 19 месяцев (1 год 7 месяцев). Обследование на наличие вирусного гепатита проводили в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава России [17]. Подтверждение ВГС-инфекции осуществлялось обнаружением маркеров вирусного гепатита С — анти-ВГС-антител методом иммуноферментного анализа (ИФА), а также выявлением РНК вируса гепатита С в сыворотке крови методом полиме разной цепной реакции (ПЦР). Исключение гепатитов другой этиологии осуществляли с помощью ИФА-метода путем обследования пациенток на anti-HAV IgM, anti-HDV, HBsAg, anti-HBcorAb IgM и IgG и на ВГВ и ВГС методом ПЦР. Вирусологическое обследование проводили на тест-системах фирмы «Вектор-Бест». Кроме того, всем беременным женщинам было проведено иммуногистохимическое исследование плаценты для выявления антигенов вируса гепатита С. Иммуногистохимические (ИГХ) исследования выполнялись с применением мышиных моноклональных антител к NS3-антигену вируса гепатита С (в разведении 1/80, Novocastra Lab., Великобритания). NS3-антиген — неструктурный белок, отвечающий за репликативную активность вируса гепатита С, его обнаружение в тканях указывает на их инфицирование. Исследование проводилось с использованием ИГХ полимерной системы визуализации LabVision Quanto и аппарата для иммуногистохимического и иммуноцитохимического окрашивания Autostainer A360 (Thermo, Германия).

Для выявления инфицирования детей, рожденных от матерей с хронической ВГС-инфекцией, детям определяли РНК ВГС в сыворотке крови методом ПЦР в возрасте 6–9 месяцев, а также 18–20 месяцев.

Статистическая обработка результатов исследования выполнялась с помощью приложения SPSS for Windows. Анализ данных осуществляли с использованием теста Манна — Уитни (для сравнения двух независимых выборок), критерия χ2 Пирсона («хи-квадрат» для анализа альтернативных распределений). Статистически достоверными считались различия при уровне p < 0,05. В связи с небольшим объемом выборки для описания средних использовали медиану и 25-й и 75-й процентили (Me [Q1; Q3]).

Результаты и их обсуждение

Обследовано 114 беременных женщин с ХГС. Из них 67 с естественным способом родоразрешения и 47 с плановым кесаревым сечением. Возраст обследованных женщин был в пределах от 19 до 44 лет, средний возраст обследованных 28 лет (Q1; Q3 — 24,75; 33,00) (табл. 1).

По возрастному критерию группы обследованных женщин были сравнимы, статистических различий не получено (см. табл. 1).

В ходе исследования всем женщинам было проведено морфологическое и иммуногистохимическое исследование плаценты. Группа беременных с ХГС при естественном родоразрешении и группа с ХГС, которым проводилось плановое кесарево сечение, были сопоставимы по основным показателям, влияющим на  вертикальную передачу вируса. Как представлено в табл. 2, воспалительные изменения в плаценте женщин с ХГС выявлялись в обеих группах обследованных, статистически достоверных различий между ними обнаружено  не было.

 

Таблица 1. Распределение обследованных беременных по возрасту

Беременные с учетом способа родоразрешения

N, чел.

Возраст, лет

min-max

Me (Q1; Q3)

Естественные роды

67

20–40

28,00 (24,00; 31,00)

Кесарево сечение

47

19–44

29,00 (25,00; 33,00)

ИТОГО

114

19–44

28,00 (24,75; 33,00)

 

Таблица 2. Воспалительные изменения в плаценте обследованных беременных с хроническим гепатитом С

Беременные с учетом родоразрешения

Воспалительные процессы в плаценте (+/-)

Критерий χ2

есть

нет

Естественные роды (n = 67 чел.)

66

1

χ2 = 0,823; p = 0,364

Кесарево сечение (n = 47 чел.)

45

2

ИТОГО (n = 114 чел.)

111

3

 

Группы обследованных женщин были также сопоставимы по показателям инфицирования плаценты ВГС, так как достоверных различий частоты инфицирования в зависимости от способа родоразрешения в группах выявлено не было (табл. 3).

Особое значение в трансплацентарной передаче вируса отводится уровню вирусной нагрузки вируса гепатита С. Для подтверждения данного предположения мы провели сравнительный анализ уровня вирусной нагрузки гепатита С в исследуемых группах.

Также в ходе нашей работы мы изучили зависимость инфицирования плаценты от уровня вирусной нагрузки. Было установлено, что частота инфицирования плаценты зависит от уровня вирусной нагрузки ВГС. Так в группе беременных, у которых плацента была инфицирована, уровень вирусной нагрузки был достоверно выше, чем в группе бере менных с неинфицированной плацентой (табл. 5).

 

Таблица 3. Частота выявления инфицированности плаценты в группе с хроническим гепатитом С с учетом способа родоразрешения

Беременные с учетом способа родоразрешения

Детекция NS3 HCV в плаценте

Критерий χ2

есть

нет

Естественные роды (n = 67 чел.)

56

11

χ2 = 0,765;  p = 0,382

Кесарево сечение (n = 47 чел.)

42

5

Итого (n = 114 чел.)

98

16

 

Таблица 4. Распределение уровня вирусной нагрузки вируса гепатита С у беременных с учетом способа родоразрешения

Беременные с учетом способа родоразрешения

ВН ВГС РНК (log10)

Критерий

Манна — Уитни

min-max

Me (Q1; Q3)

Естественные роды (n = 67 чел.)

2,049–7,940

5,826 (4,505; 6,641)

z = –2,012, p = 0,044

Кесарево сечение (n = 47 чел.)

4,121–7,683

6,408 (5,382; 6,719)

 

Таблица 5. Частота выявления инфицированности плаценты в зависимости от вирусной нагрузки

Детекция NS3 HCV в плаценте

N, чел.  (%)

log10(ВН РНК HCV)

95 % ДИ

Критерий

Манна — Уитни

min-max

Me (Q1; Q3)

Есть

98 (85 %)

3,37–7,94

*6,40 (5,33; 6,71)

5,83–6,51

z = –4,780; p < 0,001

Нет

16 (15 %)

2,05–7,32

*4,14 (3,18; 4,55)

4,44–5,71

Примечание: * — статистически достоверный результат.

 

При этом были выявлены различия уровня вирусной нагрузки в сыворотке крови. В среднем уровень вирусной нагрузки был выше в группе беременных с плановым кесаревым сечением (табл. 4).

Для выявления возможной вертикальной передачи было проведено исследование крови 97 новорожденных детей от матерей с ХГС на наличие РНК ВГС в сыворотке крови методом ПЦР. Все обследованные дети были сопоставимы по возрасту. Из всей группы детей было выявлено 3 инфицированных ребенка, рожденных естественным путем (n = 50). В группе детей, рожденных при плановом кесаревом сечении (n = 47), инфицированных детей не было.

Как отмечалось, плацента является мощным защитным барьером для проникновения инфекции, поэтому чем более уязвима плацента, тем выше риск трансплацентарного проникновения инфекционного агента и инфицирования плода. При инфицировании плаценты возможно поражение нескольких структурных слоев плаценты с развитием воспалительных процессов в них.

Для исключения взаимосвязи инфицирования детей и наличия воспалительных изменений в плаценте матери мы провели сравнительный анализ данных показателей, но выявить достоверную закономерность нам не удалось (табл. 6).

 

Таблица 6. Взаимосвязь воспалительных изменений в плаценте обследованных женщин с инфицированием детей

ПЦР HCV  у ребенка

N, чел.

Количество воспалительных процессов в плаценте

Критерий Манна — Уитни

min-max

Me (Q1; Q3)

Есть

3

3–5

5,00 (3,00; –)

Нет

108

1–5

3,00 (2,00; 4,00)

z = –1,690, p = 0,091

ИТОГО

111

1–5

3,00 (2,00; 4,00)

 

Таблица 7. Взаимосвязь детекции NS3 HCV в плаценте и инфицирования детей вирусом гепатита С

РНК HCV  у ребенка

Детекция NS3 HCV в плаценте

Всего

Критерий χ2

есть

нет

Есть

2*

1

3

χ2 = 3,932; p = 0,047

Нет

89*

5

94

Всего

91

6

97

Примечание: * — статистически достоверный результат.

 

В ходе нашей работы при проведении иммуногистохимического исследования плаценты женщин с ХГС у 91 женщины в плаценте был выявлен NS3-антиген вируса гепатита С. В группе здоровых детей инфицирование плаценты было установлено у 97 % матерей (табл. 7).

Проведенный анализ показал, что выраженность воспалительных изменений в плаценте и ее инфицирование вирусом гепатита С не способствуют вертикальной передачи вируса. Также факт, что инфицированная плацента не влияет на вертикальную передачу ВГС, подтверждается отсутствием инфицированных детей при проведении родов с помощью планового кесарева сечения, хотя статистически значимых различий в частоте инфицирования плаценты матерей, как указывалось выше, в группах с естественным способом родоразрешения и путем кесарева сечения установлено не было (см. табл. 3).

Заключение

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что, независимо от уровня вирусной нагрузки и наличия инфицирования плаценты вирусом гепатита С, нарушение трансплацентарного защитного барьера плаценты у беременных с ХГС не развивается, а плановое кесарево сечение позволяет снизить риск вертикального инфицирования до минимального.

×

Об авторах

О М Филипович

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: Exampl@mail.ru
Россия

Н И Кузнецов

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Email: Exampl@mail.ru
Россия

Е С Романова

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Email: example@mail.ru
Россия

Список литературы

  1. Paternoster DM, Santarossa C, Grella P, et al. Viral load in HCV RNA–positive pregnant women. Am J Gastroenterol. 2001;96(9):2751-2754. doi: 10.1111/j.1572-0241.2001.04135.x.
  2. Campion AL, Larouche A, Soudeyns H, at al. Pathogenesis of hepatitis C during pregnancy and childhood. Viruses. 2012;4:3532-3550. doi: 10.3390/v4123531.
  3. Conte D, Fraguelli M, Prati D, et al. Prevalence and clinical course of chronic hepatitis C virus (HCV) infection and rate of HCV vertical transmission in a cohort of 15,250 pregnant women. Hepatology. 2000;31:751-755. doi: 10.1002/hep.510310328.
  4. Sookoian S. Effect of pregnancy on pre-existing liver disease: chronic viral hepatitis. Ann Hepat. 2006;5(13):190-197.
  5. Zanetti AR, Tanzi E, Semprini AE. Hepatitis C in pregnancy and mother-to-infant transmission of HCV, congenital and other related infectious disease of the newborn. Ed. Isa K. Mushahwar. 2007; 153-171.
  6. Sy T, Jamal MM. Epidemiology of Hepatitis C virus (HCV) infection. Int J Med Sci. 2006;3(2):41-46.doi: 10.7150/ijms.3.41.
  7. Mohan P, Colvin C, et al. Clinical spectrum and histopathologic features of chronic hepatitis C infection in children. J Pediatr. 2007;152(2):168-174. doi: 10.1016/j.jpeds.2006.11.037.
  8. Mok J, Pembrey L, Tovo PA, Newell ML. European Pediatric hepatitis C Virus Network / When does mother to child transmission of hepatitis c virus occur? Arch Dic Child Fetal Neonatal Ed. 2005;90 (2):156-160.
  9. Тютюнник В.Л. Тактика ведения беременных при плацентарной недостаточности инфекционного генеза // Российский медицинский журнал. Мать и дитя. Акушерство и гинекология. — 2006. — № 18. — С. 1307. [Tyutyunnik VL. Taktika vedeniya beremennykh pri platsentarnoy nedostatochnosti infektsionnogo geneza. Rossiyskiy meditsinskiy zhurnal. Mat’ i ditya. Akusherstvo i ginekologiya. 2006;(18):1307. (In Russ.)].
  10. Тютюнник В.Л. Хроническая плацентарная недостаточность при бактериальной и вирусной инфекции (патогенез, диагностика, профилактика, лечение): Автореф. дис. … д-р мед. наук. — М., 2002. — 47 с. [Tyutyunnik VL. Khronicheskaya platsentarnaya nedostatochnost’ pri bakterial’noy i virusnoy infektsii (patogenez, diagnostika, profilaktika, lechenie): [dissertation]. Moscow; 2002. 47 p. (In Russ.)].
  11. Гурская Т.Ю. Беременность и хронический HCV-гепатит: вопросы патогенеза, клиники, диагностики, состояния фето-плацентарной системы: Автореф. дис. … д-р мед. наук. — М., 2006. — 46 с. [Gurskaya TYu. Beremennost’ i khronicheskiy HCV-gepatit voprosy patogeneza, kliniki, diagnostiki, sostoyaniya feto-platsentarnoy sistemy. [dissertation]. Moscow; 2006. 46 p. (In Russ.)].
  12. Steininger C, Kundi M, Jatzko G, et al. Increased risk of mother-to-infant transmission of hepatitis C virus by intrapartum infantile exposure to maternal blood. J Infect Dis. 2003;187(3):345-351. doi: 10.1086/367704.
  13. Benirschke K, Kaufmann P. Pathology of the human placenta. 4th ed. N.Y.: Springer; 2000. 948 p. doi: 10.1007/978-1-4757-4199-5.
  14. Цинзерлинг В.А., Мельникова В.Ф. Перинатальные инфекции. вопросы патогенеза, морфологической диагностики и клинико-морфологических сопоставлений. Практическое руководство. — СПб.: Элби СПб., 2002. — 352 с. [Tsinzerling VA, Mel’nikova VF. Perinatal’nye infektsii voprosy patogeneza, morfologicheskoy diagnostiki i kliniko-morfologicheskikh sopostavleniy. Prakticheskoe rukovodstvo. Saint Peterburg: Elbi SPb; 2002. 352 p. (In Russ.)].
  15. Pergam SA, Wang CC, Gardella CM, et al. Pregnancy Complications Associated with Hepatitis C: Data from a 2003–2005 Washington State Bith Coort. Am J Obstet Gynecol. 2008;191(1):38. doi: 10.1016/j.ajog.2008.03.052.
  16. Mast EE, Hwang LY, Seto DS, et al. Risk factors for perinatal transmission of hepatitis C virus (HCV) and the natural history of HCV infection acquired in infancy. J Infect Dis. 2005;192:1880-1889. doi: 10.1086/497701.
  17. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 ноября 2012 г. № 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» (с изменениями и дополнениями). — М., 2016. [Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 1 noyabrya 2012 g. No 572n Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya meditsinskoy pomoshchi po profilyu akusherstvo i ginekologiya (za isklyucheniem ispol’zovaniya vspomogatel’nykh reproduktivnykh tekhnologiy) (s izmeneniyami i dopolneniyami). Moscow; 2016. (In Russ.)].

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Филипович О.М., Кузнецов Н.И., Романова Е.С., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 70763 от 21.08.2017 г.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах