Organizational and legal aspects of the activities of church parish trusteeships in the Tobolsk diocese in the second half of the XIX - early XX centuries

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the basic provisions of the legislation on the activities of parish custodianships. The example of the Tobolsk diocese shows the controversy which arose during the Great Reforms about the organization of the parish, its administrative and financial independence, and the active participation of parishioners in the management of the parish. The statistical reports of the chief procurator of the synod are used to study the increase in the number of parish trustees, as well as the dynamics of spending of funds and donations. On the basis of the data presented the author concludes that the parish trusteeships in the Tobolsk diocese were able to meet only partially the economic needs of the parishes, leaving almost no attention to the material situation of the clergy and the implementation of social-church initiatives, laid down by the Regulations on parish trusteeships in 1864.

Full Text

Истории русской православной церкви синодального периода в историографии уделяется достаточно внимания. Особое же место занимает эпоха Великих реформ, связанная с восшествием на престол императора Александра II. Произошедшие преобразования внутри страны породили в церковной среде большие надежды на изменение как внешнего положения церкви, в отношении государства и общества, так и внутреннего сословного, в отношении прихода и духовенства.

На страницах светских и церковных периодических изданий разгорались дискуссии на давно назревшие проблемы приходской жизни, замкнутости и социального статуса духовного сословия, обеспечения бедных священно-церковнослужителей, их вдов и сирот, пенсионного обеспечения и жалованья для духовенства. Решением этих насущных вопросов должно было заняться, организованное в 1862 году, особое Присутствие по делам православного духовенства. Являясь частью государственных преобразований, церковная реформа нашла свое выражение в дистанцировании государства от решения церковных вопросов.

Как на государственном, так и на церковно-приходском уровне существовало понимание о невозможности быстрого ответа на эти проблемы за казенный счет. Реформированию должна была подвергнуться прежде всего самая малая, но, в тоже время, самая многочисленная единица церковно-административной системы – православный приход. Первая попытка урегулирования проблемы произошла 2 августа1864 года, посредством высочайше утвержденного Положения о приходских попечительствах при православных церквях, которое должно было, с одной стороны, разрешить ситуацию с материальным положением духовенства, а, с другой, заложить начала самостоятельности прихода и привлечь к его деятельности прихожан.

Историография вопроса о приходских попечительствах находит свое выражение на современном этапе в работах нескольких ученых. Интерес представляют несколько исследований, в которых деятельность приходских попечительств можно описать как «неэффективную». К таким исследователям относятся С.А. Иконников, который видит причины неудачи попечительств в «кризисе синодальной системы управления и нарастании протестных настроений» [32, с. 83] и А.В. Власова, усмотревшая «отрыв от земской жизни и деятельности населения» [2, с. 127] в функционировании попечительств, а Е.Д. Королева, рассмотрев мнения современников и исследователей о деятельности приходских попечительств считает, что «создаваемые общества не получили ожидаемого признания» [33, с. 38].

Положительная оценка роли попечительств в приходской жизни и благотворительной деятельности «позволяет проследить общую тенденцию к усилению роли общественности в жизни страны и конкретных населенных пунктов», считает исследователь А.М. Адаменко [1, с. 37]. Н.И. Гаврилова [18, с. 70], А.И. Кошелева [35, с. 12], Н.В. Федорова [41, с. 204] считают попечительства «доступным механизмом приобретения опыта гражданской самодеятельности, которые способствовали формированию потребности решать проблемы бедных внутри местных сообществ и позволяли оказывать поддержку конкретным прихожанам, особенно нуждающимся в помощи».

Положение о приходских попечительствах было утверждено 2 августа 1864 года. Полагая что, новая структура поможет активизации приходской жизни и положит начало возрождению общинности, в положение были заложены следующие задачи:

  1. содержание и удовлетворение нужд приходской церкви и изыскание средств для производства нужных исправлений в церковных строениях и возведении новых вместо пришедших в упадок;
  2. забота о пользовании приходским духовенством всеми, предоставленными ему средствами для содержания, а при необходимости поиске новых;
  3. устройство домов для церковного причта;
  4. изыскание средств для учреждения в приходе школы, больницы, богадельни, приюта и иных благотворительных заведений;
  5. оказание бедным людям прихода возможных пособий, а также погребения неимущих умерших и содержание в порядке кладбищ [38, с. 688-691].

Приходские попечительств в обязательном порядке имели в своем составе приходского священника и старосту, а в сельских приходах – «волостного старшину или голову», а также «членов от прихожан», которые избирались общим собранием прихода. Положением также оговаривались источники финансирования новой приходской структуры: ими стали добровольные пожертвования «от прихожан и от посторонних». Интерес вызывает распределение пожертвований по заявленным задачам. Сбор пожертвований проводился не общей суммой на уставную деятельность, а целенаправленно, т.е. расходная часть пожертвований была неоднородной. Прихожане с неохотой жертвовали на содержание священника, хотя расходная статья на «украшение и благолепие» церкви всегда находила своих жертвователей.

Предпринимаемые правительством попытки решения вопроса о материальном положении прихода и причта находили свое отражение среди духовенства и мирян Тобольской епархии. Начиная с 1868 года при приходских храмах начинают открываться приходские попечительства.

На рисунке 1 представлена динамика изменения численности церковно-приходских попечительств Тобольской епархии 1868-1914 гг.

 

Рис. 1. Динамика изменения численности церковно-приходских попечительств Тобольской епархии в 1868-1914 гг., шт. [3-17; 20-31]

 

Как видно из графика, численность приходских попечительств ежегодно возрастала. Снижение происходило дважды в 1878 г. и 1895 г. Если сокращение численности попечительств в 1895 г. было вызвано решением Синода о выделении из состава Тобольской епархии самостоятельную Омскую епархию, то снижение показателей в 1878 году установить не удалось. Несмотря на постоянное увеличение численности приходских попечительств, вызывает много вопросов их функционирование и деятельность.

В 1895 году на рапорте благочинного Василия Карпова о разрешении открыть церковно-приходское попечительство при село-Бобылевской церкви преосвященным Агафангелом была наложена резолюция следующего содержания: «Открытие Бобылевского церковно-приходского попечительства разрешается с тем, чтобы состав его членов и деятельность последних были вполне согласны с высочайше утвержденным положением о сих попечительствах… Из сего и других того же рода дела, а равно и из личных бесед со священниками при обозрении епархии, я пришел к заключению, что Положение о приходских попечительствах неизвестно не только многим священникам – непременным членам этих попечительств, – но и некоторым отцам благочинным, почему иногда состав членов, их права, обязанности и вообще деятельность попечительств носит своеобразный, далеко уклоняющийся от Положения характер» [40, с. 56]. Подобное утверждение управляющего епархией епископа говорит об относительно бесполезной деятельности попечительств. Для разъяснения основных положений деятельности попечительств указанное положение было продублировано в этом же номере епархиальных ведомостей.

На страницах официального печатного издания Тобольской епархии, для разъяснения и формирования положительной оценки о деятельности приходских попечительств, неоднократно размещались статьи и сообщения о пользе указанных благотворительных приходских организаций из разных населенных пунктов Тобольской губернии. Священник Федор Тоболкин в статье «Польза приходских попечительств» говорил о деятельности попечительства при Марайской Богоявленской церкви, которое «несмотря непродолжительное время своего существования, проявило свою деятельность в значительной степени. Поэтому, считаем не лишним упомянуть об этом, чтобы причты других церквей, при которых имеются подобные же попечительства, могли сравнить, такова ли деятельность их попечительств». Благотворная деятельность попечительства некогда ветхий храм обрел новый вид: был сделан ремонт, устроен новый иконостас, а также «заведены» дома для всех священно-церковнослужителей и дом для просфорни. [39, с. 419-422].

Деятельности приходских попечительств в отношении благоукрашения храма посвящена статья священника Авр. Ч-ва «Обновление храма в селе Пышминском, Тюменском округе», в которой основная заслуга в устроении иконостаса и ремонта в храме представлена заслугой деятельности приходского попечительства. [37, с. 500-502]. Иногда расходы попечительства прописывались в официальной части епархиальных ведомостей. В 1898 г. «по благочинию священника Александра Сосунова церковно-приходским попечительством употреблено на украшение храма 70 руб.; в благочинии протоиерея Александра Чудова церковно-приходским попечительством при слободо-Туринской церкви употреблено: на содержание местной церковно-приходской школы 55 руб. 56 к., за аренду торговой площади, доход с которой назначается в пользу церкви, 252 руб. 85 к., на постройку священнического дома 1132 руб. 52 к.» [19, с. 54].

Авторы епархиальных ведомостей в своих статьях также обращали внимание на социальное значение приходских попечительств. В статьях «О значении церковно-приходских попечительств» [36, с. 246-248], корреспонденция от делопроизводителя Тугулымского попечительства, д. И. Кузнецова [34, с. 427-428] и «Церковно-приходские попечительства и приходские благотворительные организации» [42, с. 247-250], говорится об «обновляющем влиянии попечительств на жизнь прихожан, их благотворном воздействии на общественно-приходскую жизнь и становление прихода как совершенно свободной и самостоятельной церковной общины».

Для авторов этих статей Положение о приходских попечительствах явилось «новым» приходским уставом и формой реорганизации приходской жизни на основах соборности и деятельного участия прихожан в управлении приходом, однако, как было показано выше, подобные настроения разделяли не все.

Если учреждение попечительств при приходах Тобольской епархии, несмотря на всеобщее непонимание целей и задач подобных обществ со стороны священства и прихожан, можно уместить определенную последовательность, то расходование и распределение средств в соответствии с законодательством представляет большой интерес.

 

Рис. 2. Динамика расходования денежных средств церковно-приходскими попечительствами Тобольской епархии в 1868-1914 гг., руб. [3-17; 20-31]

 

Из представленных данных видно, как изменялась динамика расходования денежных средств приходскими попечительствами Тобольской епархии. Расходы на украшение церкви постоянно возрастали в денежном эквиваленте, их максимальное значение установилось на отметке в 104 тыс. рублей в год – это огромная сумма. На примере подобных расходов видно, каким образом распределялись приоритеты среди прихожан целевых пожертвований на приходскую деятельность. Эти расходы смотрятся особенно неравномерно, если сравнивать их с расходами на содержание священно-церковнослужителей – на эти цели прихожане не особо горели желанием совершать пожертвования. С учетом географических и климатических условий расположения Тобольской епархии, бедности ее населения приходские попечительства не смогли выполнить намеченных законодательством инициатив. Несмотря на возрастающие расходы приходских попечительств основная забота прихожан состояла в благоукрашении храмов и удовлетворении хозяйственных нужд прихода, о чем ярко свидетельствуют отмеченные выше случаи, упоминавшиеся в епархиальных ведомостях.

Начиная с 1896 года на страницах епархиальных ведомостей, постоянно, практически в каждом номере, появлялись уведомления от епархиального руководства об открытии очередного церковно-приходского попечительства и утверждении в должности церковных попечителей и членов попечительства на трехлетний период. Указанная активность рассматривается автором как попытка епархиальных властей донести до своих благочинных, священно-церковнослужителей и прихожан государственные инициативы в отношении административной и финансовой самостоятельности приходов. Но не получив поддержки со стороны Синода, видевшего опасность в наделении прихожан реальной властью по управлению приходами, подобные инициативы воспринимались на местах как очередная попытка «повесить» содержание церкви и причта на плечи прихожан. Церковная реформа получила в современной историографии полярные суждения, оставляя этот вопрос дискуссионным до сих пор. Церковно-приходские попечительства Тобольской епархии смогли лишь отчасти удовлетворить хозяйственные потребности приходов, оставляя почти без внимания материальное положение духовенства и реализацию общественно-церковных инициатив, заложенных Положением о приходских попечительствах в 1864 году.

×

About the authors

A. S. Kruglikov

Nizhnevartovsk State University; Khanty-Mansiysk Diocese

Author for correspondence.
Email: red@nvsu.ru
ORCID iD: 0000-0002-3661-3402
Russian Federation, Nizhnevartovsk

References

  1. Адаменко А.М. Образование и деятельность церковно-приходских попечительств на территории Томской епархии // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. №3 (5). С. 34-37.
  2. Власова А.В., Смирнов С.С. Организация попечительств о бедных церковного звания и церковно-приходских попечительств в России второй половины XIX – начала XX века // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. №41 (216). С. 124-128.
  3. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1884 год. СПб., 1886.
  4. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1885 год. СПб., 1887.
  5. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1886 год. СПб., 1888.
  6. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1887 год. СПб., 1889.
  7. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1888 и 1889 гг. СПб., 1891.
  8. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1890 и 1891 гг. СПб., 1893.
  9. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1892 и 1893 гг. СПб., 1895.
  10. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1894 и 1895 гг. СПб., 1898.
  11. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1896 и 1897 гг. СПб., 1899.
  12. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1899 год. СПб., 1902.
  13. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1901 год. СПб., 1905.
  14. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1902 год. СПб., 1905.
  15. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1903 и 1904 гг. СПб., 1909.
  16. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1908 и 1909 гг. СПб., 1911.
  17. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. СПб., 1916.
  18. Гаврилова Н.И. Церковно-приходские попечительства как структурная единица благотворительной деятельности локальных сообществ города // Социальная компетентность. 2019. №1 (11). С. 65-71.
  19. Епархиальные известия // Тобольские епархиальные ведомости. 1898. №4. Отдел официальный. С. 54.
  20. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1868 год. СПб., 1869.
  21. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1869 год. СПб., 1870.
  22. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1870 год. СПб., 1871.
  23. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1871 год. СПб., 1872.
  24. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1872 год. СПб., 1873.
  25. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1874 год. СПб., 1875.
  26. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1876 год. СПб., 1877.
  27. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1877 год. СПб., 1878.
  28. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1879 год. СПб., 1880.
  29. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1881 год. СПб., 1883.
  30. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1882 год. СПб., 1883.
  31. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1883 год. СПб., 1885.
  32. Иконников С.А. Церковно-приходские попечительства и их роль в материальном обеспечении приходского духовенства центрального Черноземья во второй половине XIX - начале XX века // История: факты и символы. 2018. №4 (17). С. 77-85.
  33. Королева Е.Д. Церковно-приходские попечительства в объективе мнений современников и исследователей (по материалам Оренбургской губернии второй половины XIX - начала XX в.) // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 3(81). С. 31-40.
  34. Корреспонденция // Тобольские епархиальные ведомости. 1883. №20. Отдел неофициальный. С. 427-428.
  35. Кошелева А.И. Церковно-приходские попечительства в Пензенской и Самарской епархиях в 1880-1890-е гг. // Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 2(10). С. 9-13.
  36. О значении церковно-приходских попечительств // Тобольские епархиальные ведомости. 1895. №13-14. Отдел неофициальный. С. 246-248.
  37. Обновление храма в селе пышминском, Тюменском округе // Тобольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1896. № 22. С. 500-502.
  38. Положение о приходских попечительствах при православных церквях. 1864. // Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание (1825–1881): Т. 39. Ч. 1. № 41144. 688-691.
  39. Польза приходских попечительств // Тобольские епархиальные ведомости. 1882. №20. Отдел неофициальный. С. 419-422.
  40. Распоряжение епархиального начальства // Тобольские епархиальные ведомости. 1895. №6. Отдел официальный. С. 56.
  41. Федорова Н.В. Деятельность церковно-приходских попечительств Донской и Новочеркасской епархий в сфере благотворительности и общественного призрения в 1860–1870-е гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. 2013. № 2-1 (28). С. 200-204.
  42. Церковно-приходские попечительства и приходские благотворительные общества // Тобольские епархиальные ведомости. 1882. №21. Отдел официальный. С. 247-250.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Dynamics of changes in the number of parish guardianships of the Tobolsk diocese in 1868-1914, pcs. [3-17; 20-31]

Download (173KB)
3. Fig. 2. Dynamics of the spending of funds by the parish guardianships of the Tobolsk diocese in 1868-1914, rub. [3-17; 20-31]

Download (107KB)

Copyright (c) 2022 Kruglikov A.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies